Главная страница

Платон и Аристотель. Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеУчение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель
Дата28.01.2023
Размер0.53 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаПлатон и Аристотель.rtf
ТипРеферат
#909582
страница3 из 3
1   2   3


Критерием определения правильных форм правления Аристотель признает способность формы правления служить делу общественного блага. Если правители руководствуются общественным благом, то такие формы правления, независимо от того, являются ли они одним, несколькими или большинством правил, являются правильными формами, а те формы, в которых правление подразумевает личные интересы - либо одного человека, либо нескольких некоторые или большинство - формы, отклоняющиеся от нормы. Следовательно, согласно теории Аристотеля, возможны только шесть форм правления: три правильных и три неправильных. Из форм правления, которые имеют в виду общую выгоду, правильными являются следующие: монархия (или королевская власть) - правление одного,  аристократия - правление нескольких, но более одного, государство. - правило большинства.    

Монархия - это вид автократии, цель которой - общее благо. Аристократия - это правление немногих, в котором правление (лучший) также означает высшее благо государства и составляющих его элементов. Наконец, государственное устройство - это правило, когда большинство правит в интересах общего блага. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в массах по отношению к воинской доблести. Следовательно, в государстве лица, имеющие право владеть оружием, обладают высшей верховной властью.    

Согласно Аристотелю, монархия - изначальная и самая божественная из всех форм правления. Если это не пустой звук, а действительно существует, то он может быть основан только на высоком превосходстве монарха. По-видимому, наибольшие симпатии Аристотеля были направлены на государство. Именно в государстве достижима система, в которой власть находится в руках среднего элемента общества, поскольку в государстве элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности, может и действительно становится руководящим принципом. сила общества. Люди, принадлежащие к обоим этим полюсам, неспособны повиноваться аргументам разума: трудно следовать этим аргументам для суперкрасивого, суперсильного, суперблагородного, супербогатого человека или, наоборот, для экстравагантного человека. бедные, сверхслабые, сверхнизкие по своему политическому положению Люди первой категории чаще всего становятся надменными и крупными негодяями; люди второй категории - негодяи и подлецы. Сверхбогатые неспособны и не хотят подчиняться; люди, которые слишком бедны, живут униженно, не могут управлять и знают только, как подчиняться власти, которая проявляется в господах над рабами. В результате свободные люди вместо государства оказываются государством, состоящим из господ и рабов, или государством, в котором одни полны зависти, другие - презрения. Напротив, в правильно организованном государстве, помимо власти господствующих классов над рабами, должно быть правильное господство одних свободных людей над другими и правильное подчинение последних первым. Следовательно, свободный человек сам должен научиться послушанию, прежде чем он научится командовать и править. Правитель должен научиться осуществлять государственную власть, пройдя через школу подчинения; вы не можете вести себя хорошо, не научившись подчиняться. Именно в политике лучше всего достигается это двойное умение командовать и подчиняться.             

Но все правильные формы правления могут при определенных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные. Таких нерегулярных форм три: тирания, олигархия и демократия. Более того, тирания - это, по сути, та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы только одного правителя; олигархия защищает и соблюдает интересы богатых классов, а демократия - интересы бедных классов. Аристотель считает одну и ту же черту всех форм, что ни одна из них не имеет в виду общую пользу. Тирания - наихудшая форма правления, наиболее далекая от своей сути. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов его подданных; это всегда возникает против их воли; ни один свободный человек не согласился бы добровольно подчиниться такой власти. Тираны - враги всех морально благородных людей, которые опасны для их господства: люди морально благородны, поскольку они не претендуют на деспотическую власть и, следовательно, пользуются доверием как среди них самих, так и среди других, они не будут участвовать в осуждениях самостоятельно, без посторонних. Тиран стремится привить обморок - усердие настроения в своих подданных, привить взаимное недоверие между ними и лишить их политическую энергию.              

Олигархия - это выродившаяся форма аристократии. Это корыстное господство меньшинства богатых. Демократия - это такая же корыстная форма господства большинства бедных.  

Согласно Аристотелю, все эти три формы государственного устройства, вообще говоря, ошибочны. И все же Аристотель подробно исследует возможные типы монархии, олигархии и демократии. 

Политическая доктрина Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и даже большую историческую ценность. Краткий проект идеального государства, очерченный Аристотелем, как и любая утопия, на самом деле представляет собой смесь вымышленных черт, придуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был развит. Особенность Политики в том, что в ней реальные исторические черты явно преобладают над утопическими. Аристотель, конечно, видел огромные политические изменения в мире, которые происходили в его современную эпоху, но они интересовали его лишь в той мере, в какой могли повлиять на дальнейшую судьбу высшей, с его точки зрения, политической организации - греческий полис...   

Заключение

Аристотель утверждал, что философия возникает на основе эпистемы - знания, выходящего за рамки чувств, навыков и опыта. Так что эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, естественных свойств объектов были не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия Аристотеля - это не только некое обобщение, но, можно сказать, логическая переработка и завершение всей предыдущей греческой философии, это было одно из высших достижений античной мысли и оказало значительное влияние как на последующую историю философии. в античности (от эллинизма до неоплатонизма) и по философии средневековья (аристотелизм в арабской и западной традициях). Философское знание делит Аристотель на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику. Многочисленные работы Аристотеля охватывают практически всю доступную тогда область знания, которая в его трудах получила более глубокую философскую основу, была приведена в строгий систематический порядок, а ее эмпирическая база значительно выросла. Некоторые из этих работ не были опубликованы им при жизни, а многие другие были ложно приписаны ему позже. Но даже некоторые отрывки из тех произведений, которые несомненно принадлежат ему, могут быть подвергнуты сомнению, и уже древние пытались объяснить себе эту неполноту и фрагментарность превратностями судьбы рукописей Аристотеля.         

Согласно легенде, сохраненной Страбоном и Плутархом, Аристотель завещал свои сочинения Теофрасту, от которого они перешли Нелию Скепсисскому. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в подвале, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В 1 веке до нашей эры. е. они были проданы за высокую цену богатому и любителю книг Апелликону в самом плачевном состоянии, и он пытался восстановить поврежденные места рукописей собственными дополнениями, но не всегда успешно. Впоследствии, при Сулле, они оказались среди других жертв в Риме, где Тиранний и Андроник Родосский опубликовали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, эта история может относиться только к очень небольшому количеству второстепенных работ Аристотеля. К сожалению, до нас не дошли сочинения Аристотеля, написанные в общедоступной (экзотерической) форме, например Диалоги, хотя различие, принятое древними между экзотерическими и эзотерическими сочинениями, не проводилось так строго самим Аристотелем и, во всяком случае,, не означает различий по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не идентичны по своим литературным достоинствам: в одном и том же произведении одни разделы производят впечатление тщательно обработанных и подготовленных к публикации, а другие представляют собой более или менее подробные наброски. Наконец, есть те, которые наводят на мысль, что это были всего лишь заметки учителя к предстоящим лекциям, а некоторые отрывки, такие как, возможно, его Этика Евдема, похоже, обязаны своим происхождением заметкам слушателей или, по крайней мере, были пересмотрены. на этих заметках.               

Вся жизнь Аристотеля состояла из бесконечного стремления найти, проанализировать, постичь истину, докопаться до смысла окружающего его мира. Аристотель был сильным человеком. Его поиски, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.  

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. / Античная философия. - М.: Знание. - 2000

  2. Богута И.И. / История философии вкратце. - М.: Мысль. - 1993

  3. Виндельбанд В. / История античной философии. - Киев: Тандем. - 1991

  4. Гусейнов А.А. / Этика Аристотеля. - М.: Знание. - 1986

  5. Невлеева И.М. / Философия. - М.: Просвещение. - 1994

  6. Спиркин А.Г. / Философия: Учебник. - 2-е издание. - М.: Гардарики. - 2000

  7. Таранов П.С. / Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Том 1. - Симферополь: Таврия. - 1991

  8. Чанышев А.А. / История политических учений. - М.: Проспект. - 2000 
1   2   3


написать администратору сайта