Главная страница

Учение В. И. Вернадского об автотрофности человечества 5 Заключение 8


Скачать 32.51 Kb.
НазваниеУчение В. И. Вернадского об автотрофности человечества 5 Заключение 8
Дата27.12.2021
Размер32.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVernadskiy.docx
ТипРеферат
#320112

Содержание


Введение 3

Учение В.И. Вернадского об автотрофности человечества 5

Заключение 8

Список использованных источников и литературы 10

Введение



Начало XXI века стало для человечества этапом превращения в общепланетарную силу и стремительного увеличения своей численности. На фоне данных процессов главенствующее место стали занимать проблемы глобального характера, связанные с нехваткой продовольствия и энергии.

В данных условиях пристальное внимание ученых направлено на концепцию автотрофности человечества, автором которой является В.И. Вернадский. В концепции важным аспектом глобальной деятельности человечества признается рост независимости человека от биосферы, а также даются прогнозы относительно дальнейшего развития этого процесса.

Истоки концепции появились в итоге напряженных поисков ученого на протяжении всей его творческой жизни. Автор вбирал в себя богатство опыта обсуждения проблемы автотрофности в европейской культуре. Созданию концепции предшествовала скрупулезная аналитическая проработка темы автотрофности в естествознании современного Вернадскому периода. Русский ученый опирался на труды крупных мыслителей Западной Европы – А.Лавуазье, Ж.Буссенго, Ю.Либих и других.

Жизнь на Земле зародилась под влиянием автотрофов, и ее эволюционно-космическому завершению также должны способствовать автотрофы, но только социального плана (социоавтотрофы). Особенность автотрофов (разных групп и видов растений) состоит в том, что они строят свой организм сами на основе косного, низкоорганизованного вещества окружающей среды, при помощи космических и солнечных излучений. Автотрофы являются создателями и кормильцами биосферы, кормятся сами и кормят других. Автотрофы обеспечивают энергоинформационный вход в биосферу космических и солнечных излучений. Гетеротрофы (животные, некоторая часть растений и микроорганизмов, человек) живут за счет созданного автотрофами органического вещества.

В начале 1920-х годов в условиях идущей гражданской войны на юге России Вернадский во время тифозной горячки (в периоды просветления между беспамятством) надиктовывает жене свои размышления, сложившиеся в итоге в учение о биосфере и ноосфере. В 1922 году Вернадский посетил Францию и читал курс лекций парижским студентам по минералогии и геохимии. Среди прочих была прочитана и лекция «Автотрофное человечество», через год опубликованная на французском языке, а на русском увидевшая свет лишь в 1980г.

Лекция содержала идею о возможном переходе человечества из гетеротрофного состояния в автотрофное. Впервые явление автотрофности было рассмотрено с двух позиций – физической (изотопия атомов) и метафизической (становление автотрофного космического человека). Физика и биология автотрофности (фотосинтез и хемосинтез) были рассмотрены и ранее в научных трудах, а метафизика автотрофности (социальная автотрофность) впервые была изучена В.И.Вернадским. Автором была осуществлена невероятной сложности задача – соединить биосферное и социосферное с позиций автотрофности.

Идея автотрофности стала центральной, связующей воедино мировоззренчески и методологически все многообразие проявлений русского космизма – ярчайшего явления русской культуры XX века: особенностью его стало возникновение социокультурного явления в условиях необычайного роста науки, техники и технологии, образования и искусства, общественно-политической и религиозной деятельности. Новое явление связало воедино все сущее через призму космологических ориентиров.

Учение В.И. Вернадского об автотрофности человечества



В.И. Вернадским было сделано величайшее открытие: «Дальнейшая эволюция человеческого сообщества будет протекать по линии автотрофности, то есть по пути превращения в существа, независимые в питании от других существ…Человечество быстро идет к такой автотрофности: научным исканием оно подходит к решению задачи добычи пищи помимо живых организмов. Мне кажется это неизбежным следствием хода планетного существования. Автотрофное человечество увеличит до чрезмерности, с нашей обыденной точки зрения, свою силу, и с точки зрения человеческой силы, достигнет большого равновесия» [1].

В парижской лекции «Автотрофное человечество» В.И.Вернадским были поставлены 2 задачи: первая – изменить форму питания (сделать его автотрофным); вторая – изменить источники энергии (овладеть автотрофными энергиями). В завершающей главе лекции пристальное внимание уделено особенной сложности изготовления искусственной пищи для людей будущего. Получится ли у человека в будущем избавиться от животной и растительной пищи? Вернадским дается вариант решения проблемы: «Для получения синтетическим путем пищи необходимо синтезировать те изотопические смеси (химические элементы), которые отвечают природным состоянием химических элементов в живых системах…»[1]

Таким образом, автором ставится реальная и в настоящее время все более актуальная проблема – возможно ли создание искусственной пищи (изначально в лабораторных, а потом и в промышленных масштабах), которая будет близка к природной пище по составу атомов? Решение поставленной проблемы приведет к радикальному изменению физико-химических и психолого-душевных качеств людей. Фактически, физическая и духовная сфера человека будет изменена в сторону автотрофности: он будет независим в своем питании от живых природных систем, растительных и животных.

В итоге таких изменений будет радикально изменено предназначение человечества и весь смысл существования. С приходом автотрофности традиционные мировоззренческие и методологические ориентиры будут трансформированы. На первый план выдвигаются вопросы о том, состоит ли смысл жизни только в том, чтобы питаться и не умереть от голода и прикрывать наготу. Большинство людей занимаются только этим – ходят на работу и получают материальные средства для удовлетворения физических потребностей. На это базируется тотальная идеология общества потребителей, которая превозносится международными глобалистами.

Идея В.И.Вернадского об автотрофности человечества гласит о необходимости радикальной смены жизненных установок: главным должно быть творчество, нацеленное на всеобщее людское благо, с выходом в пространство космоса. При этом вопросы питании сами собой отойдут на второй план. Автор предрекает появление людей-«солнцеедов», изменивших структуру питания и образ жизни в сторону автотрофности: они откажутся от животной, а затем и от растительной пищи, а главное место для них займет творческая духовно-нравственная сторона бытия. Однако это удел экстремалов. Основная проблема, стоящая перед человечеством, - прокормить миллионы людей продуктами из искусственных изотопических смесей, совместимых с природными изотопическими смесями живых систем. После решения данной продовольственной проблемы возможен постепенный переход к состоянию, подобному «солнцеедам».

Через идеи автотрофности Вернадский вышел на кардинально новое понимание философии и культуры в целом. Он отмечал, что философия живет прошлым, не учитывает перестроек в области биологических и геологических наук.

Вернадский обращал внимание на становление не только новой философии, но и новой культуры и науки. Традиционную классическую культуру, рожденную в гетеротрофной цивилизации, сменит новая, неоклассическая культура, наделенная иной логикой и методологией, этикой и эстетикой, политикой и философией истории. Будущая автотрофная цивилизация приведет к биогеохимическому насыщению и перестройке культуры всего человечества. С позиций новой логики (биосферы и ноосферы) появится возможность описать и переосмыслить биогеохимические процессы на Земле и в космосе.

Вернадским была сформулирована задача всемирно-исторической важности: осмысление и описание автотрофного (космического) человека. Автор прогнозировал появление на Земле третьего, независимого ответвления от единого жизненного целого – автотрофного животного (автотрофного позвоночного). Важным моментом в осмыслении концепции является отличие человека автотрофного от искусственных автотрофных технологических систем, которые уже созданы в настоящее время – космические технологические системы (где выполняются важнейшие качества автотрофности – автономность и оптимальность). Однако третье, важное качество – гармоничность – еще не востребовано, и в этом состоит задача будущего. Автотрофный же человек еще весь в будущем. Он в полной мере будет обладать автотрофными качествами: автономности (суверенности) поведения и мышления – структурно-функциональные связи с окружающим миром будут невероятно богаты, это позволит ему проявить во всем многообразии свою сущность; оптимальности потребностей, которые не будут нарушать нравственные ограничительные табу – принцип самодостаточности будет главным во взаимодействии с окружающим миром; гармоничности связей с окружающей действительностью – космологическое чувство любви, направленное на все сущее, законы естественности и красоты как основа биофизического и интеллектуально-духовного мира гармоничного человека.

Заключение



Практическое значение идей автотрофности человечества трудно переоценить. В первую очередь, оно огромно и всеохватно для решения глобальных проблем человечества:

  • экологических (автотрофные технологии и автотрофная среда);

  • продовольственных (автотрофное производство и приготовление пищи);

  • энергетических (альтернативная энергетика – солнечная, холодного ядерного синтеза, ядерно-водородная);

  • геополитических (органическое переплетение восточных и западных мировоззрений);

  • экономических (биоавтотрофная инновационная экономика);

  • культурно-воспитательных (автотрофный здоровый образ жизни);

  • образовательных (автотрофные образовательные технологии);

  • государственно-политических (автотрофные социальные общины);

  • научно-технологических (автотрофная генная инженерия и социальная инженерия).

Однако остаются нерешенными многие сложные проблемы философского и культурологического плана, связанные с природой суверенности поведения и мысли человека, оптимальных потребностей и гармоничного вхождения в пространство космоса. Например, где границы данной суверенности? Как можно определить оптимальные потребности человечества в целом и человека в отдельности? Как человек органично войдет в природные иерархические структуры и примет образ естественно-природного, при этом не потеряв свое искусственно-технологическое, наработанное с большим трудом?

Человечество подошло к рубежу своего развития, и необходим коренной переворот идей, взглядов и концепций общества и природы. Традиционное, антропокосмическое представление о мире потеряло свою актуальность, возможности его исчерпаны. На смену ему движется автотрофнокосмологическое представление о живом единстве общества и природы с бесконечным Космосом.

В.И.Вернадским был предложен реальный путь спасения и выживания для человечества – фундаментально-стратегический проект обновленного человечества на принципах автотрофности. Автотрофность как самоорганизующийся и самоуправляемый биогеохимический процесс выступает в качестве эволюционного механизма приобщения человека к Космосу. Имя Вернадского приобрело значение символа, направляющего глобальную эволюционную жизнедеятельность человечества на выполнение своего предназначения в природе. Видится необходимым предпринимать реальные попытки по осмыслению и претворению в жизнь величайшей спасительной идеи автотрофного человечества по В.И. Вернадскому.

Список использованных источников и литературы




  1. Вернадский В.И. Автотрофность человечества. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/vern_avtot.php 

  2. Антонов Е.А., Харламов С. Ю. Концепция автотрофности человечества В.И.Вернадского: эволюция и перспективы развития. // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. - № 6. http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-avtotrofnosti-chelovechestva-v-i-vernadskogo-evolyutsiya-i-perspektivy-razvitiya

  3. Московченко А. Д. В.И.Вернадский, русский космизм, автотрофность, перспективы. // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 8. http://cyberleninka.ru/article/n/v-i-vernadskiy-russkiy-kosmizm-avtotrofnost-perspektivy

  4. Московченко А.Д. В.И.Вернадский и проблемы социальной автотрофности.// Известия Томского политехнического университета. – 2013. – т. 322. - № 6. http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2013/v322/i6/38.pdf




написать администратору сайта