Курсовая. Законе Российской Федерации Об образовании
Скачать 381 Kb.
|
Введение Происходящие в последние годы в Российской Федерации общественно-политические, экономические, социально-культурные изменения отразились и на системе образования. Это нашло отражение в законе Российской Федерации «Об образовании», основным принципом которого является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»[1,c.3] На смену авторитарной, знаниецентристкой технократической парадигме образования и воспитания с установкой на среднего ученика, с ориентацией на подготовку хорошего исполнителя пришла гуманистическая личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания. Новая парадигма образования ориентирована на всестороннее развитие личности школьника. В соответствии с современной образовательной инициативой «Наша новая школа», важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Согласно новой парадигме в центре процесса обучения и воспитания находится ученик с его потребностями, возможностями, способностями. С личностно-ориентированной парадигмой соотносятся как содержание образования, так и те цели и задачи, которое оно должно обеспечивать: - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование духовно-нравственной личности. Большое внимание проблемам культуры и нравственности обусловлено тем, что духовное и культурное становление человека является основой, фундаментом образования человека. Происходящая в обществе девальвация многих, устоявшихся в сознании людей ценностей требует изменения их иерархической системы, в которой приоритетными должны быть фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек. Реальная жизнь человека необходимо требует духовного формирования человека в педагогических процессах. Духовно развитый человек переживает свою сопричастность к жизни и состоянию мира, человечества, своего народа, общества, государства с людьми, живущими с ним на Земле, в своей стране, в ближайшем окружении. Усвоение данных ценностей подрастающим поколением обусловливает такое конструирование учебно-воспитательного процесса, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее мире для его творческого освоения. Без духовного становления настоящий профессионал состояться не может. Одной из составляющих духовной жизни человека является эстетическая культура личности, определяющаяся уровнем развития сознания, способностью создавать, преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Приобщение детей к эстетической культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России. Вышеизложенное актуализирует приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения в педагогический процесс эстетического фактора воспитания, который эффективно помогает ребенку освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций на основе сформированных ориентаций. Такое понимание значения эстетического воспитания, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов филологического цикла, в частности к урокам английского языка,целью которых является формирование коммуникативной компетентности, включающую в себя так называемую социокультурную компетенцию. Под социокультурной компетенцией подразумевается готовность и способность к ведению диалога культур. Социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира. И огромное значение в этом ракурсе приобретает эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадет в сферу целенаправленного воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественного (синкретизм) к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках английского языка, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к окружающему миру. Многоаспектность данной проблемы доказывается наличием широкого спектра научных исследований. Огромный вклад в создание и развитие теории и практики эстетического воспитания внесли российские ученые и педагоги. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский рассматривали многие вопросы действенности на человека разных видов искусства, жизненной эффективности и творческой наполненности художественно- и эстетически развитой личности. Многие идеи нашли не только свое логическое продолжение в трудах мыслителей XX века А.Ф.Лосева, Г.В.Плеханова, П.А. Флоренского, но получили широкое развитие в работах современных ученых. Л.С. Выготским, П.Я.Гальпериным., А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.М.Якобсоном убедительно раскрыта и обоснована жизнестроительная роль высших, то есть эстетических эмоций, в том числе и на умственную деятельность человека-творца, на формирование и выявление творческих потенций формирующейся личности, то есть на ее интеллект. Так же их работы содержат ряд важнейших выводов о соотношении эстетического воспитания и развития личности в онтогенезе и психологической природе взаимодействия личности и искусства. Проблеме комплексного подхода к художественному образованию и общему эстетическому воспитанию учащихся посвящены исследования А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, П.П.Блонского, А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой, Б.Т.Лихачева; младших школьников -Т.Г.Зайцевой., Л.П.Ильенко, Н.А.Зубачевской. Закономерности художественно-эстетического развития личности и общие подходы к решению практических проблем, связанных с ними, исследуются в трудах Н.И.Киященко, М.С.Кагана, В.А.Разумного и др. Значимость художественно-эстетического образования обосновывается в работах Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского и др. Вопросы обогащения внутреннего мира ребенка средствами искусства нашли широкую разработку в исследованиях российских ученых и педагогов-новаторов: Н.А.Ветлугиной, В.С.Кузина, А.А. Мелик-Пашаева и др. Однако, несмотря на имеющиеся исследования в области эстетического воспитания младших школьников на уроках филологического цикла, в частности на уроках английского языка, отмечается недостаточная разработанность данной проблемы, что обусловило выбор темы исследования. В связи с вышесказанным, актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование особенностей эстетического воспитания младших школьников на уроках английского языка. Объект исследования – процесс обучения английскому языку Предмет исследования – процесс формирования эстетической воспитанности младших школьников при обучении английскому языку. В качестве гипотезы исследованиянами выдвинуто следующее совершенствованию процесса формирования эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка способствует реализация следующих педагогических условий: актуализация в содержании учебного предмета осознанного восприятия и понимания младшими школьниками эстетических ценностей (красота, мир, искусство, природа); внедрение в учебно-воспитательный процесс активных форм и методов (театрализация, сочинение стихотворений, создание иллюстрированных словарей, музыкальные импровизации, и др.) художественно-эстетической деятельности; стимулирование творческой активности в выполнении заданий, направленных на формирование ценностных ориентаций. С учетом выявленной проблемы и поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, намечены следующие задачи исследования: 1. Уточнить сущностно-содержательную характеристику понятия эстетическое воспитание младших школьников; 2. Рассмотреть основные тенденции, принципы и организационные формы эстетического воспитания учащихся в процессе их овладения иностранным языком; 3. Выявить и научно обосновать критерии эстетической воспитанности младших школьников и провести педагогический мониторинг уровня эстетической воспитанности младших школьников в условиях целенаправленной эстетической деятельности на уроках английского языка. Методы исследования. Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовался комплекс следующих методов: изучение, анализ и обобщение научно-педагогической, философской литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме; методы эмпирического исследования: (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, опрос и др.); констатирующий и формирующий этапы эксперимента; анализ опытно-экспериментальных данных (математические и статистические методы обработки результатов). Экспериментальной базой исследования являлась ГОУ СОШ № 767 г.Москвы. Исследование проводилось в три этапа в 2009-2010 учебном году. На первом этапе – происходило теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта эстетического воспитания школьников средствами иностранного языка. На втором – осуществлялась реализация методики и техники исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа, уточнялись, корректировались отдельные психолого-педагогические стороны исследуемого процесса эстетического воспитания учащихся. Третий этап – был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В приложении представлены диагностические методики. Глава 1 Сущность и содержание процесса эстетического воспитания 1.1 История становления и развития эстетического воспитания Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика»(от греческого aisthesis- ощущение, чувство), обозначающим «философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства»[35,с.482]. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. Уже в древней Индии, древнем Китае, древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Тогда же начали формироваться эстетические теории, в которых в классической форме были поставлены основные проблемы эстетики: вопрос о природе и сущности искусства, о его происхождении и развитии, об основных эстетических категориях, о характере эстетического восприятия, о социальном значении искусства. Основная терминология и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции. Первые образцы эстетической доктрины создали пифагорейцы (VI в.до н.э.). Их эстетические взгляды развивались в традиции космологической философии, основанной на тесной взаимосвязи человеческой личности и вселенной. Пифагор вводит понятия космоса как упорядоченного единства. Основное его свойство – гармония. От пифагорейцев идет представление о «гармонии как о единстве многообразного, согласии противоположностей» Цит. по: [73,с.28]. Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист Гераклит Эфесский. (VI — начало V в.до н. э.) В своих работах он говорит и о ценностном аспекте красоты: о том, что в восприятии красоты и гармонии присутствует момент оценки. Гераклит признавал относительный характер прекрасного. Другому философу –материалисту Демокриту(V в. – IV в. до н. э.) принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса —представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Этот принцип получил широкое развитие как в эстетике, так и в античной теории искусства. Демокрит так же высказал мысль и об относительно общественной обусловленности искусства. В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. (V в. до н.э.). Софисты признавали относительный характер прекрасного. Они разрабатывали диалектику прекрасного, его связь со своей противоположностью-безобразным. В противоположность софистам, доказывавших относительность всякого знания, Сократ утверждал, что критерий для наших представлений об истине, добре и красоте является знание. Он расширил представления о красоте, связывал их с нравственностью, идеей пользы и знания. Он впервые затронул проблему научной гносеологии в эстетике и сформулировал вопрос: что означает само по себе понятие «прекрасное». Одним из наиболее значительных античных философов является Платон (III в.— II до н. э.). До нас дошло большое количество произведений Платона — около 34 диалогов. Из них прямое отношение к эстетике имеют «Пир», «Федр», «Ион», «Государство» и др. Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном. Прекрасное понимается им как нечто абсолютное и неизменное, т. е. как «вечная идея»[58,c.473]. Наряду с детально разработанным учением о красоте в эстетике Платона содержится своеобразная, вытекающая из общих принципов его философии концепция художественного творчества, Развивая общеантичную теорию мимесиса (подражания), Платон разработал чисто идеалистический вариант этого учения. По его мнению, «искусство подражает лишь миру чувственных вещей»[58,c.541]. В своих диалогах Платон высказывал порой идеи, которые далеко выходили за пределы античной эстетики, оказываясь гениальным предвосхищением будущего развития искусства. Существенный вклад в развитие античной эстетики внес великий греческий философ и ученый Аристотель (II в. до н. э). В «Поэтике» Аристотель дает точное и однозначное определение красоты. Он полагает, что прекрасное — объективно. Важнейший аспект эстетики Аристотеля—учение о подражании. Необходимо отметить, что у него «подражание есть деятельность, к которой человек склонен от природы и которой он отличается от других существ; что оно носит познавательный характер (с его помощью человек получает свои первые познания) и что подражание доставляет человеку удовольствие, а следовательно, носит эстетический характер»[6,c.321]. Аристотель так же выдвинул одну из первых в истории эстетики систем классификации искусства. Постепенно классическая эстетика уступает место новому периоду в развитии античной эстетики — эллинизму. Одной из ведущих и самых популярных школ в эллинистической философии был стоицизм. Стоики уделяли много внимания проблемам эстетики. Клеанф написал специальный трактат «О прекрасных предметах», Хрисипп—«О прекрасном и наслаждении». Стоики глубоко разработали идею единства добра и красоты, которая является одним из главных мотивов их эстетики. В эстетике стоиков отразилась потребность дифференциации и усложнения эстетических понятий. Именно от них в эстетическую литературу вошли понятия «подобающее» (decorum), «достоинство» (dignitas), «изящество» (venustas). Наконец, в эстетике стоиков, особенно Цицерона (II в.- I в. до н. э.), получила развитие важная мысль о единстве пользы и красоты. Данная проблема занимают большое место в его трактатах «Об обязанностях», «Об ораторе». Одну из новых школ в эллинистической эстетике создали эпикурейцы. (IV -I в. до н. э.). К последователям этой школы относятся Эпикур (IV — III вв.до н. э.), Лукреций (II — I вв. до н. э.), Филодем (I в. до н. э.). Эстетике эпикурейцев свойственна материалистическая тенденция: искусство они выводили из подражания природе, а стремление к прекрасному из реальных потребностей человека, главным из которых они считали стремление к удовольствию. Об этом в своей философской поэме «О природе вещей» писал Лукреций Кар и Филодем, автор теоретического трактата «О музыке». Эпикурейцы придавали большое значение эстетическому началу в жизни человека. В частности, они впервые в античной эстетике раскрыли красоту природы, ее творческие, созидательные потенции. Завершением и грандиозным итогом развития античной эстетики был неоплатонизм, возникший в III в. н. э. Основателем этого направления был римский философ Плотин (III в. н. э.), Его фундаментальное сочинение, насчитывающее 54 трактата и получившее название «Эннеады», содержит развитое философское учение,в том числе и учение о прекрасном. Проблемы эстетики содержатся в двух эннеадах: «О прекрасном» и «Об умопостигаемой красоте»,в который указывал на, что «прекрасное должно быть качеством» Цит. по: [73,c.303].Он рассуждал о внешней и внутренней красоте, об их месте и значении в мире. В античной эстетике существовало широкое разнообразие концепций по самым кардинальным вопросам эстетики, так же впервые были выработаны основные понятия эстетической теории, была создана система основных эстетических категорий. Учение пифагорейцев о пропорциях в искусстве, общеантичная теория мимесиса, представления Платона и Аристотеля об огромном воспитательном значении искусства, учение о катарсисе — все это вошло в плоть и кровь европейской эстетической мысли и определило ее развитие на много веков вперед. Многие идеи античной эстетики нашли свое продолжение в эпоху средневековья. Эстетика западноевропейского средневековья глубоко теологична. Все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. В эстетике раннего средневековья наиболее целостную эстетическую теорию представляет Августин Аврелий( IV-V в.в.). В сочинении «О граде Божьем» он говорит о красоте как о пропорциональности частей в сочетании с приятностью окраски. Одним из центральных в эстетике Августина является понятие «единство». Он пишет, что «форма всякой красоты – единство. Приступая к эстетической оценке, человек уже имеет в глубине души понятие единства, которое затем ищет в вещах»[11,с.236]. В своих сочинениях он указывает на то, что для «восприятия красоты необходимо согласие между прекрасными предметами и душой. Нужно, чтобы в человеке была бескорыстная любовь к красоте»[11,с.242]. Другой великий мыслитель Средневековья Фома Аквинский (XIIIв.) в своем главном сочинении «Сумма теологий» фактически подвел итог западной средневековой эстетике. Он систематизировал взгляды Аристотеля, неоплатоников, Августина. Он достаточно полно обосновывает такие понятия, как «ясность», «цельность», «пропорция, согласованность». Многие эстетические положения этих мыслителей явились исходным началом всей эстетики Возрождения. Эстетика Возрождения – эстетика индивидуалистическая. В эстетической доктрине Возрождения преобладает антропоцентрическая тенденция. С этим связано и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество, зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму. Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (XIVв.) в трактате «Об уме». Он писал, что искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя и исправляя природу. В это время появляется большое количество трактатов, посвященных не только творчеству, но и теории искусств. Это произведения Леона Баттисты Альберти «Десять книг о зодчестве»,Леонардо да Винчи «Трактат о живописи». Для эпохи Просвещения характерно доминирование философской эстетики над практической. В этот период возникают философские учения Рене Декарта, Джона Локка, Дени Дидро и многих других, которые оказали большое влияние на эстетическую рефлексию Нового времени. Наиболее целостную эстетическую систему представлял классицизм, мировоззренческой основой которому послужил рационализм Декарта, утверждавшего «В рассуждениях о методе», что основой познания является разум. Одной из характерных черт эстетики классицизма можно назвать установление строгих правил творчества. В основу этих норм положены античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. «Главная ценность художественного произведения – ясность идеи, благородство замысла и точно выверенная форма»[16,с.56]. Эмпиризм и сенсуализм Джона Локка в его «Опыте о человеческом разуме» способствовали развитию идей о «внутреннем ощущении», чувстве, страсти, интуиции. Он обосновал идею о принципиальной тесной связи искусства и нравственности, ставшая доминирующей в эстетике Просвещения. Большой вклад в формирование эстетики внес французский мыслитель Дени Дидро. Научные интересы Дидро были чрезвычайно разнообразными и разносторонними. Это проявилось прежде всего в создаваемой Дидро совместно с Д'Аламбером «Энциклопедии». Но в системе научных занятий Дидро одно из первых мест занимали вопросы искусств и эстетики. Так же, как и его предшественники, он связывает красоту с нравственностью. Дидро является автором теории просветительского реализма. Он понимал «художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила искусства»[11,с.549]. Назначение искусства Дидро видел «в смягчении и улучшении нравов, в воспитании добродетели»[11,с.601]. Характерной чертой эстетической теории Дидро является ее единство с художественной критикой. Так же развитие эстетики Просвещения связано с именами Александра Баумгартена, Готхольда Лессинга, В их трудах впервые эстетика определяется как наука, формируется принцип исторического подхода к произведениям искусства, обращается внимание на изучение национального своеобразия художественной культуры и фольклора намечается тенденция сравнительного изучения различных видов искусств, создаются основы теоретического искусствознания. В эпоху Просвещения выдвинулись новые проблемы эстетического воспитания и вкуса, подчеркивалось индивидуально-субъективное начало в эмоциональном восприятии прекрасного. Естественно, что развитие эстетической мысли и взглядов на эстетическое воспитание было неоднозначным и протекало в борьбе с разных позиций. Немецкие просветители оказали большое влияние на последующее развитие эстетической мысли в Германии, особенно ее классического периода. Немецкая классическая эстетика (к.XVIIIв. – нач.XIXв.) наиболее ярко представлена Иммануилом Кантом и Георгом Гегелем. Значение Канта для развития немецкой классической эстетики чрезвычайно велико. Кант обобщили придал теоретическую форму предшествующему периоду развития немецкой классической эстетики и вместе с тем наметил пути дальнейшего развития эстетической теории в Германии. «Критика способности суждения» — основное сочинение Канта по эстетике. Здесь Кант философски разработал целый ряд важнейших проблем эстетики: учение о вкусе, основные категории эстетики, учение о гении, понятие искусства и его отношение к природе, классификацию видов искусства. Кант объясняет природу эстетического суждения, которое отлично от логического суждения. «Эстетическое суждение является суждением вкуса, логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное»[30,с.249]. Одним из первых Кант дал классификацию видов искусства. Он разделяет искусства на словесные (искусство красноречия и поэзия), изобразительные (скульптура, архитектура, живопись) и искусства изящной игры ощущений (музыка). Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. В своей «Эстетике» Гегель широко использует материал истории искусства. Он глубоко анализирует античную скульптуру и архитектуру, греческую трагедию, средневековый эпос, византийскую, итальянскую, голландскую живопись и т. д. Благодаря этому учение Гегеля оказало влияние не только на собственно эстетику, но и на теорию искусства. Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство, как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. Гегель отмечал, что «эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна»[15,с.342]. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств. В историю эстетического воспитания особый вклад внесли выдающиеся педагоги Я.А.Коменский и И.Г.Песталоцци, у которых эстетическое – немаловажный фактор воспитывающего обучения соответственно природосообразности, так как процесс познания, по их мнению, начинается с чувственных восприятий, наблюдений, наглядности, опыта, ведущей педагогической установкой является принцип гармонического развития человека. В представлении Я.А.Коменского «гармония изначально заложена в Боге, божественная гармония проявляется в природе, искусстве, человеке»[34,с.43]. Поскольку прекрасное человек ощущает в конкретно-чувственной форме, постольку идеи эстетического воспитания органично входят в педагогическое учение и присутствуют во всех основных сочинениях Коменского. К примеру, в «Великой дидактике» он представляет такой метод обучения, как метод искусств. Опираясь на теорию подражания искусства природе, он видит одной из задач образования в изучении природы, в развитии органов чувств, тем самым связывая чувственное познание с нравственным и интеллектуальным развитием. Гармония осознается в ее красоте, нравственности и разумности. Постулатом педагогической системы И.Г.Песталоцци, как известно, является идея саморазвития потенциальных сил, заложенных в человеке. Эти силы физические, умственные и нравственные; их развитие ведет к гармонично развитой личности, и осуществляется это лишь в процессе труда. Поэтому эстетическое воспитание сквозно присутствовало в «трудовой» педагогике Песталоцци и разделялось им на две ступени: низшую – формальную (элементарные навыки осязания, форм чувствования предметов, звуков) и высшую – духовную (постижение искусства). Роль педагога, по его мнению, в эстетическом воспитании важна на начальном этапе как дающего толчок, навыки, воспитание же высших эстетических способностей, полностью зависит от саморазвития ребенка. Таким образом, определяющим в эстетическом развитии является воспитывающий субъект – эта мысль Песталоцци находит подтверждение в педагогической практике сегодняшнего дня. Воспитание основывается на природосообразности, естественности и ставит целью формирование гармонически развитой личности. Эти традиции европейской педагогики нашли свое продолжение в русском варианте. Великие мыслители Н.Г Чернышевский, В.Г.Белинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой являлись сторонниками природосообразного, свободного воспитания. В их системе психолого-педагогических воззрений центральное место занимала проблема личности. В русской эстетической мысли прослеживаются такие характерные черты, как гуманизм, опора с одной стороны на западническую философию, и с другой – на русскую христианскую, но и та, и другая показывают неразрывную связь эстетического воспитания с этическим. любовь к людям, уважение к своему Отечеству, забота о внутренней духовности и душевном состоянии Сформировавшиеся гуманистические тенденции, система этико-эстетического воспитания найдут продолжение в педагогике XX века, у С.Т. и В.Н. Шацких, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Лучшие философы, ученые, педагоги уделяли огромное внимание вопросам эстетики и эстетического воспитания, По их мнению, эстетическое воспитание и образование не только открывало душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствовало более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это так же способствовало и развитию творческого мышления, расширяло возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики. Идеи и взгляды мыслителей прошлого не потеряли своей актуальности и в наши дни. Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Поэтому чрезвычайно важна роль эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. |