Курсовая. Законе Российской Федерации Об образовании
Скачать 381 Kb.
|
1.2 Основные формы, принципы и методы эстетического воспитания Знание причин возникновения, исторического развития эстетического сознания, эстетического отношения человека к действительности и понимание путей искусства позволяют определить цель и задачи, выделить средства, методы, формы, принципы и содержание процесса эстетического воспитания. Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех формирования ее зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей. Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. В современной педагогической науке существуют следующие определения эстетического воспитания. «Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [55,с.54]. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется, как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.»[35,с.215]. Педагогика определяет эстетическое воспитание, как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»[56,с.123]. «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[39,с.68]. Таким образом, можно говорить об эстетическом воспитании как о целенаправленном формировании в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека, целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. «Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек - образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса» [56,с56]. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических, нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматривается, как прекрасное. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро, как прекрасное»[50,с.34]. Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Много элементов красоты включает физическое воспитание: гармония развитого тела, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности. Другим аспектом формирования всесторонне развитой личности средствами культуры является преодоление некоторых негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека. Все возрастающее значение интеллектуального развития личности в связи с требованиями сегодняшнего дня и в чем-то сдерживающая общее развитие личности профессиональная специализация нивелируют индивидуальность, ограничивают общекультурный уровень человека. Таким образом в эстетическом воспитании и образовании можно выделить непосредственную цель – развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Первой задачей является - развитие способности к эстетическому любованию. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности» [17,с.56]. Вторая задача рассматривает формирование и развитие способности эстетического суждения. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Эстетическую оценку можно определить как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации» [17,с.52]. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [17.с.56]. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что «человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни» [43,с.136]. Реализация данных целей и задач позволяет говорить о том, что в процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Необходимо так же отметить принципы эстетического воспитания, как одну из стратегий решения данных задач: Принцип системности. Эстетическое воспитание - это система определенных форм, методов и средств, это целенаправленный и непрерывный процесс эстетического обучения, воспитания, развития и саморазвития личности, это система логических связей предметов и эстетики. Принцип оптимальности - оптимального сочетания теории и практики, рационального и эмоционального, оптимального сочетания целенаправленного и стихийного воздействия при воспитании эстетической культуры, Принцип социализации - взаимосвязи обучения - воспитания, учебно-творческой деятельности учащихся с жизнью; учета современных достижений науки, культуры и производства в процессе обучения и воспитания. Принцип положительного эмоционального фона обучения (обучение и воспитание происходят в процессе коммуникации). Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр.). В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры. Для того чтобы система эстетического воспитания воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Неменский Б.М. выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»[50,с.49]. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Содержание процесса эстетического воспитания - это тоже система (эстетический аспект системы факторов эстетического воспитания: трудовая деятельность - окружающая среда - межличностные отношения - природа - произведения искусства). Системообразующим компонентом эстетического воспитания является деятельность. Поэтому содержание эстетического воспитания определяется направлением эстетической деятельности, а ее составляющие - познавательная, художественно-творческая деятельность - рассматриваются как условия для проявления, выражения эстетических возможностей человека. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения. Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, «что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания»[69,с.253] Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Основными средствами эстетического воспитания являются следующие: эстетически оформленная и организованная общественная, производственная и бытовая среда, искусство и организация процесса его восприятия. Как уже говорилось выше, ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность на всех направлениях. Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Специфика природы художественного мышления человека воплощается в материале и языке образов. Постижение языка искусства в процессе эстетического воспитания ведёт к освоению учащимися приёмов и принципов творческого преобразования, переосмысления явлений действительности, к развитию их собственных творческих способностей, к углублению эстетического сознания и отношения. Многообразие видов и жанров искусства адресовано всем чувствам, способностям человека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека, общественных событий. В искусстве объединяются, трансформируются и приобретают художественное воплощение все остальные средства эстетического воспитания. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного эмоционально-образного воздействия на учащихся, установки на его восприятие, раскрытие специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности. Восприятие искусства - сложный процесс, рассматриваемый как результат взаимодействия с мыслью и чувствами автора, его творческим решением. Подготовка к нему - сложная педагогическая задача, требующая особых решений, совершенствования приёмов и методов художественного образования и эстетического воспитания. В разностороннем эстетическом воспитании личности существенна роль всех видов искусства, поэтому обращение к комплексу искусств и межпредметным связям усиливает педагогическое влияние на все стороны личности, гармонизирует развитие. Эстетическое воспитание предполагает применение всех форм и методов к различным этапам и сферам процесса воспитания. Методы эстетического воспитания можно определить как систему приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития. Известные дидакты М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер пишут по этому поводу: «...любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность (систему действий), необходимые средства, процесс изменения объекта, достигнутую цель (результат применения метода)»[66,с.23]. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста учащегося. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. В педагогической науке и практике определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. Также традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические. Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием педагога, будящим чувства и мысль ученика. Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность учащихся. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Методы убеждения и приучения не существуют изолированно Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности необходимо развивать у ученика. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом - специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д. Методические приемы (поскольку они относятся к области художественного; воспитания) должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем детстве и последовательно углубляется по возрастным ступеням.. Необходимо также отметить: лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. 1.3 Критерии эстетической воспитанности Как уже отмечалось, целью эстетического воспитания является развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие, формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Данное положение позволяет говорить о том, что цель эстетического воспитания - это формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты, как эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы. Процесс формирования эстетической культуры обязательно должен быть целенаправленным, что позволит более эффективно достичь результата (эстетической культуры личности). В данном аспекте необходимо рассмотреть вопрос качества воспитания. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия. Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность. К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность, прежде всего в разных областях человеческих знаний. Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Помимо общих показателей воспитанности, в современной педагогике разработаны комплексы критериев эстетической воспитанности личности. На протяжении последних десятилетий в педагогической науке неоднократно ставились вопросы оценки и измерения количественных и качественных приращений в различных областях развития личности, в том числе и эстетической. Критерий представляет собой признак, на основе которого производится классификация изменений, происходящих в процессе формирования эстетической культуры и оценка этих изменений. Показателем является качественная характеристика какого-либо аспекта критерия. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, сводящиеся к тому, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности. Так Г.А Петрова в своей работе «Воспитание эстетической культуры» говорит о том, «эстетическая культура личности включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность» и определяет воспитание эстетической культуры, «как педагогический процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося с целью развития его эстетического сознания и способностей к практической творческой деятельности по законам красоты»[57,с.48]. Исходя из этого, предлагает следующие критерии и уровни развития отдельных познавательных процессов эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса автор предлагает эстетическое восприятие, которое можно определить как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств. Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет правильно, во всех деталях, остро и точно, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли не только по поводу воспринимаемого явления, но и о себе, о судьбах человека, о природе. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека. В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, Г.А. Петрова предлагает: адекватность воспринимаемому объекту; соотношение интеллектуального и эмоционального; целостность. В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия: высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; целостное восприятие, в нем гармонически сочетаются интеллектуальное и эмоциональное; второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетического объекта, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода; четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: неумением выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Особое внимание уделяется эстетическому сознанию, как чувственно-эмоциональному и интеллектуальному отношению личности к действительности и искусству. Это отношение всегда сопровождается соответствующей реакцией, эстетическим чувством, примерными показателями которого могут, на наш взгляд, служить: адекватность воспринимаемому, сила, устойчивость, особенности взаимоотношения эмоционального и интеллектуального. Важной составной частью эстетического сознания является эстетический вкус, как сложное социально-психическое образование. Существуют различные аспекты вкуса: психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных психических качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность); социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального); гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического). Так же Г.А Петрова определяет следующие критерии оценки вкуса: способность к оценке эстетических явлений действительности и искусства с позиций гуманистического эстетического идеала; адекватность оценки качеству эстетического объекта; способность обоснования, доказательства правильности своей оценки. И намечает конкретные уровни развития вкуса (эстетических предпочтений): Высокий уровень: дан конкретный анализ эстетических качеств объекта наблюдения, идейно-художественных достоинств произведения искусства. Обоснованная эстетическая оценка с позиции гуманистического эстетического идеала, характеризующаяся ярко выраженным творческим подходом; Средний уровень: анализ эстетического объекта в основном правильный, относительно самостоятельный, но односторонний, выражен элемент репродуктивности. Низкий уровень: Оценка ограничивается словами: "нравится", "не нравится", нет обоснованности, доказательности, или оценка отличается неопределенностью. Таким образом, данная классификация основа на учете особенностей эстетического сознания и восприятия. Критерии эстетической воспитанности, предложенные Г.А Петровой, позволяют проследить динамику развития эстетической культуры с точки зрения познавательных процессов. Автор исследует уровень сформированности эстетического сознания, восприятия и вкуса. Данные критерии в большей степени подходят для изучения воспитанности старших школьников, исходя из-за особенностей формирования эстетического сознания и восприятия учащихся старших классов. В своих работах Б.Т. Лихачев, рассматривая критерии эстетической воспитанности, писал, что эстетическая воспитанность человека основывается на «органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности»[38,с.51]. Именно на этих понятиях формируется индивидуальное эстетическое отношение личности к окружающей действительности, наличие эстетического идеала. Показателями же эстетической воспитанности, по Б.Т. Лихачеву, являются художественный вкус, умение любоваться, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, эстетическое суждение, художественно эстетическое творчество, в котором «органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению» [40,с.19]. Выделяя три группы критериев оценки эстетической воспитанности — психологические, педагогические и социальные, Б.Т. Лихачев отразил весь процесс формирования эстетической культуры личности. Так, психологическими критериями (умение создавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса) измеряется степень развития психических процессов, о которой можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства, насколько эмоционально откликается на них, как оценивает произведения и собственное психическое состояние. Относительно этой группы критериев становится понятным, чтоже конкретно нужно делатьдля достижения желаемого результата — уровня сформированности эстетической культуры. С помощью педагогических критериев выявляется и оценивается эстетический идеал и степень развития художественного вкуса, выявляется уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умения создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Таким образом, становится понятным, что формирование эстетически воспитанной личности осуществляется через развитие творческого потенциала личности школьника . Социальные критерии предполагают наличие интереса к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни, а также проявление их во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Следовательно, эта группа критериев дает ясное представление о значении эстетической воспитанности, отвечает на вопрос, зачем, для чего необходимо ее формировать. Таким образом, эстетическая воспитанность школьника проявляется в «наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству» [38,с.22]. И.Л Ильинская. в своих трудах продолжила разработку критериев, предложенны Лихачевым Б.Т, делая акцент на изучение эстетической воспитанности младших школьников. Автор предлагает три критерия оценки сформированности эстетической культуры младшего школьника: чувственно-эмоциональный; операционально-деятельностный или технологический; потребностно-интеллектуальный[27,с.23]. К чувственно-эмоциональному критерию оценки сформированности эстетической культуры младшего школьника относится то, что позволяет выявить уровень сформированности вышеперечисленных компонентов эстетического сознания личности с учетом возрастных особенностей младшего школьника. Его показателями являются эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. В младшем школьном возрасте критерием наличия определенного уровня эстетического чувства могут быть эстетические эмоции, переживания, т.е. эмоциональный отклик ребенка на явления или объекты действительности. Эстетические эмоции и переживания, уровень эстетических знаний и оценочных суждений, отношения к объекту, сравнение эстетических объектов между собой и с образцом, выявление их отдельных признаков на основе имеющихся эстетических знаний и будут показателями группы чувственно-эмоциональных критериев оценки сформированности эстетической культуры младшего школьника. Второй критерий - операционально-деятельностныйили технологический - содержит такие показатели, как эстетические действия, эстетическое восприятие, эстетическое суждение. Эстетические действия младшего школьника - это действия, направленные на освоение и преобразование окружающей действительности по законам красоты. Умения совершать практические действия на достаточно высоком для его возраста уровне, воспринимать и передавать в вербальной форме свой замысел, словесно описать выполняемую поделку, используя эстетические знания, являются показателем операционально-деятельностного критерия оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника. Третий критерий - потребностно-интеллектуальный - включает в себя эстетические потребности и эстетические знания. Эстетическая потребность - качество, которое можно считать сформированным в более позднем возрасте, чем возраст младшего школьника. Но имеющееся ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый ребенком к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности, и будут являться показателями достаточно высокого уровня эстетической культуры. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной . Для изучения уровня эстетической воспитанности в данном исследовании были выбраны критерии, разработанные И.Л. Ильинской. Так как они отражают уровень воспитанности в полном объеме в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Выводы по главе 1 Анализ научной философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы о том, - что в современном мире возрастает значимость эстетического воспитания как необходимого условия не только для формирования гармонично развитой творческой личности, но и для прогресса всего общества в целом. Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, «суммирующим» ее, объединяющим в единую целостность.Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование эстетически развитой личности, обладающей определенными знаниями и умениями и готовой к творческой деятельности. Содержание данного процесса определяется целями и задачами эстетического воспитания, а стратегия решения данных проблем опирается на общепедагогические принципы воспитания. При выборе средств и методов необходимо учитывать специфику эстетического воспитания, возрастные и психологические особенности учащегося. Критерии эстетической воспитанности позволяют не только определить ее уровень, но и наметить пути преодоления трудностей и решения проблем, возникающих в процессе эстетического воспитания. |