Курсовая. Законе Российской Федерации Об образовании
Скачать 381 Kb.
|
Глава 2 Особенности эстетического воспитания младших школьников на уроках английского языка 2.1. Возрастные особенности младших школьников Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают, главным образом, гуманитарные предметы. Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Однако и процесс преподавания английского языка также имеет огромные потенциальные возможности эстетического развития личности. В школе иностранный язык выступает как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной компетенции. Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Ребята знакомятся с особенностями «другой жизни» в различных областях жизни, в том числе и в области искусства. Отношение к эстетическим ценностям, освоение их, способность творить можно считать одними из ключевых показателей в личности школьников, которые формируются в ходе урока. Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей ученика, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры. Начальный этап обучения английскому является очень важным не только для формирования общеучебных и специальных навыков и умений, но и для дальнейшего развития эстетической культуры. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Школьный возраст – это важный этап формирования эстетических представлений, являющихся основой эстетических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Соотношение воспитательно-образовательных компонентов должно быть определено для каждой возрастной группы. Лишь при ориентации на интимно-личностный характер воздействия искусства возможно избежать схематизации при первых шагах навстречу художественному миру. Рассмотрим возрастные особенности младших школьников, поэтому именно они определяют выбор наиболее эффективных методов, форм и приемов эстетического воспитания. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Младший школьный возраст-это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%[41,с.13] Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается на временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно происходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления[70,с.456]. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Другая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Другой характерной возрастной особенностью является слабость произвольного внимания. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и окружающему миру, и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя, как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Воспитывающее обучение способно стать средством формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и окружающему миру, самооценки. Огромную роль в этом играет эстетическое воспитание. Эстетическая культура личности школьника рассматривается, как составляющая духовной жизни ребенка, определяющаяся уровнем развития сознания, способностью создавать, преобразовывать окружающий мир по законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний и навыков, эстетических умений, эстетических переживаний, эстетических суждений, эстетического вкуса, умения оценивать эстетические предметы и явления. Такая последовательность эстетических компонентов соответствует процессу их возникновения, проявления и формирования у младших школьников. Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный и др., определяемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения. «Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания»; последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития»[32,с.43] Как уже отмечалось, существуют три сферы возрастного развития младшего школьника: чувственно-эмоциональная, операционально-деятельностная и потребностно-интеллектуальная. Показателями сформированности чувственно-эмоциональной сферы являются эстетические чувства и эстетический вкус, их наличие или отсутствие, яркая выраженность. Изучение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста показало, что вкус как эстетическая категория у учащихся этого возраста не может быть сформирован. Эстетический вкус формируется на протяжении гораздо более длительного времени, чем обучение в начальных классах, но уровень эстетических знаний, оценочных суждений, отношения к объекту или явлению можно наблюдать в младшем школьном возрасте. Они то и служат показателями основы, на которой в дальнейшем будет базироваться такое образование личности, как эстетический вкус. Педагогическая модель эстетического вкуса младшего школьника, разработанная Б.И. Ивасивом, определяется следующими критериями: 1) умением оценить прекрасное в содержании произведений искусства на основе сравнения их нравственных и эстетических компонентов; 2) умением оценивать прекрасное в форме произведений музыки и изобразительного искусства на основе сравнения их фактуры и колорита; 3) умением определять и оценивать единство содержания и формы, т.е. уяснять чувство меры; 4) умением анализировать и оценивать выразительные средства произведений музыки и изобразительного искусства на основе сравнения их компонентов [25,с.43] Предложенные элементы вкуса младших школьников он рассматривает как компоненты эстетического вкуса в целом, а не только художественного вкуса, поскольку модель включает как принципы восприятия оценки, которые универсальны для восприятия эстетического не только в искусстве, но и в действительности, так и специальные художественные компоненты. В младшем школьном возрасте можно наблюдать наличие у ребенка определенного умения сравнивать эстетические объекты, выявлять и сличать их отдельные признаки на основе имеющихся эстетических знаний. Умение сравнивать предмет с эталоном, соединенное со стремлением, желанием приблизить свою работу по качеству исполнения и конечному состоянию к «идеальному» образцу, и есть основа формирования эстетического идеала. К операционально-деятельностной сфере относится наличие умений и навыков эстетической деятельности, а также эстетическое восприятие, их проявление или отсутствие, степень их самостоятельности и творческого характера. Уровень сформированности эстетического восприятия искусства достаточно низок в силу слабой осведомленности детей в этой области и малой адекватности оценок. Основным показателем в этой сфере будут являться умения эстетической деятельности, так как навыки не были сформированы и не могли быть сформированы на конец обучения. В потребностно-интеллектуальной сфере рассматривается наличие эстетических оценочных суждений, умение выразить свое отношение к объекту, умение сравнивать объекты и выделять их отдельные признаки; глубина и систематизированность эстетических знаний, умение воспринимать и выражать в вербальной форме свое отношение к эстетическому предмету или объекту, наличие положительной мотивации и эстетической потребности, т.е. потребности в эстетической деятельности. Ребенок младшего школьного возраста в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов, но способен к сравнению предметов и качеств предметов с точки зрения их эстетической ценности, к сравнению их с эталоном. Сформированные и усвоенные эстетические знания являются своегорода эстетическим эталоном. Формирование основ эстетического идеала (эталона) представляет собою ту благодатную почву, на которой будут продолжать воспитываться впоследствии чувства прекрасного и понимание безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, формируется эстетический идеал, как категория эстетического сознания. Эстетическая деятельность младших школьников заключает в себе не только процесс восприятия, оценки и т.д. Она подразумевает также и умение детей непосредственно создавать красоту своими руками, основываясь на полученных эстетических знаниях и собственном чувстве прекрасного. Чувство прекрасного - достаточно емкая категория эстетической культуры личности, которую можно рассматривать в двух аспектах, как чувство, данное человеку от природы с его приходом в этот мир, и как итог формирования эстетической культуры личности. Следовательно, уместнее было бы его рассмотреть в процессе развития эстетических качеств личности. Эстетическая деятельность начинается с эмоции, которая, в свою очередь, и порождает эстетическое чувство. В процессе развития эстетических чувств важно не только суметь вызвать эмоцию, но и суметь закрепить ее, пролонгировать ее существование, тем самым пробудив желание к эстетической деятельности. Эстетическая культура - сложное, комплексное, личностное образование, в процессе формирования которого большое значение имеет возможность включения младшего школьника в художественно-практическую, эстетическую деятельность сообразно с интеллектуальными, индивидуальными, возрастными особенностями. Целью такого включения является формирование умений применять полученные знания на практике, навык самостоятельной деятельности и творчества в работе в соответствии с культурно-эстетическим освоением окружающей действительности. Таким образом, анализ возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, специфики эстетического восприятия, чувств и знаний, указывает на необходимость их использования при проведении системы занятий по развитию эстетической культуры младших школьников и педагогического мониторинга уровня эстетической воспитанности. |