Техники быстрых рисунков
Скачать 2.84 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №1» 454 136 г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 56 б Тел/факс 8(351) 742-29-83 e-mail: maouoc1@mail.ru Тема индивидуальный проект «Техники быстрых рисунков» Тип: творческий Выполнила: Кузнецова Анна, Учащиеся 10 «Б» класса Челябинск, 2022 Содержание Введение 3 Глава I История развития 4 1.1.История развития искусства 4 1.2.Виды искусства 6 1.3.История развития изобразительного искусства 7 Глава II Быстрые техники 9 2.1Быстрые техники рисования 9 2.2Практическая часть 13 Заключение 15 Список литературы 16 Приложение 17 Введение Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. [4][3] Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. [2] В своём проекте я хочу рассказать о быстрых техниках рисования, таких как: кляксография, вымывание, рисование с помощью губки и шаблона, рисование при помощи ватных палочек, рисование при помощи листьев и т.д. [5] Актуальность: изобразительное искусство является неотъемлемой частью развития духовной культуры человечества. Многим людям очень нравится процесс рисования картин, но по каким-либо причинам (не хватка времени, опыта или возможностей) у них не выходит то, что бы они хотели видеть. Данная тема является актуальной, так как рисование с использованием данных техник не требует много умений и времени, а на выходе мы получаем достойное произведение искусства. Цель работы: ознакомится с различными техниками быстрых рисунков, выбрать наиболее подходящую по душе и попробовать её в деле. Задачи проектной работы: Ознакомится с историей развития искусства; Подробней рассмотреть историю развития изобразительного искусства; Рассмотреть несколько техник быстрых рисунков; Выбрать наиболее понравившеюся технику и при помощи неё сделать продукт: Доказать, что техники просты в использование и каждый сможет повторить их. Глава I История развития История развития искусства Прежде чем узнать, какие всё-таки техники быстрых рисунков существуют, узнаем, как зарождалось искусство в целом и живопись в частности. Искусство — это способ отображения мыслей и чувств путем создания особенного продукта — произведений, способных вызвать впечатление у людей. Наряду с наукой, искусство применяется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. главная цель искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. [4] Искусство также помогает создавать общее сознание, стимулирует средством приобретенных человеком ощущений появление свежих идей и представлений. Оно может принимать различные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных). [4] Среди ученых нет единого суждения относительно возникновения этого способа отражения действительности. Значительная часть философов считает, что толчком к зарождению искусства послужил промысел Божий, он пробудил в наших предках высшее духовное начало и желание творить. Согласно иной теории, первобытный человек путем создания простых поделок (изображений) стремился осмыслить окружающий мир и передать полученные знания другим членам общества. Возьмём за основу второй вариант теории. [4] Искусство берёт начало ещё десятки тысяч лет (прил.1). С ранних времен и до наших дней возникало множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того момента, когда они появлялись. [6] Происхождение древних цивилизаций, таких как египетской, финикийской, вавилонской, ознаменовало собой новый этап в развитии искусства. Благодаря делению физического и умственного труда, относительно маленькая часть людей сумела полностью посвятить себя творчеству, стать профессиональными зодчими, живописцами или скульпторами. В каждом очаге цивилизации постепенно складывался образ с индивидуальными отличительными особенностями. Шедевры древних мастеров стали источником наития для потомков в далеком будущем. [4] В эпоху Средневековья в Европе искусство было полностью подчинено служению религии (прил.2). Главным заказчиком творений была церковь, основными мотивами — библейские сюжеты и духовные истины. В исламских странах ограничение на изображение человека привело к упадку живописи. Здесь развивались другие варианты искусства: архитектура, ковроткачество, каллиграфия, керамика. В Древнем Китае неплохо была развита резьба по камню, скульптура и живопись. [4] Эпоха Возрождения коренным образом поменяла концепцию искусства. Революционные идеи гуманизма стали сильным двигателем для создания шедевров Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)(прил.1), Микеланджело (Michelangelo), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer). Изобретение книгопечатания помогало развитию литературы и графики. Чуть позже, в эпоху Просвещения наступило время кардинальной перестройки общественной жизни. Это неизбежно отразилось в искусстве появлением новых стилей: барокко; романтизма; классицизма; реализма; академизма. Во второй половине XIX века бурное развитие капитализма привело к появлению целого ряда художественных стилей: импрессионизма; фовизма; символизма; постимпрессионизма. Мастера того периода горячо искали свежие средства художественного выражения, не стеснялись экспериментировать и отрицать догмы прошлого. В ХХ столетии большую роль в искусстве начал играть кинематограф. Постепенно он занял главенствующую позицию касательно влияния на широкие массы, формирования стиля жизни, пропаганды ценностей различных режимов. А развитие Интернета и всеобщая компьютеризация населения на границе ХХ-ХХI веков дали толчок к появлению новых вариантов медиаискусства. Вместе с развитием человечества искусство прошло большой путь от наскальных рисунков до применения компьютерных технологий. Но его значимость в ублажении духовных потребностей людей была и остается определяющей. [4] Виды искусства Виды искусства принято разбивать на 3 ключевых категорий. Первая – пространственные виды искусства. Ко второй можно отнести динамические виды (музыка, литература). Их мы не будем затрагивать. А третья отвечает за пространственно-временные. Архитектура – монументальный вид искусства(прил.4). Задачей архитектуры представляется строительство сооружений и зданий, важных для жизнедеятельности людей. Данный вид искусства можно разбить на жилую, промышленную, садовую. К стилям можно отнести - барокко, готику, романтизм, классицизм. Изобразительное искусство – определённая категория, которая четко показывает зрительное восприятие мира. К нему можно отнести: живопись, графику, скульптуру: Живопись – изобразительное искусство. Спецификой является изображение истинного мира при помощи добавочных средств (красок, кисточек, паст), нанесённых на какую-либо поверхность (холст, бумага, стена). Жанры в живописи разнообразны – натюрморт, пейзаж, потрет, абстракция, кубизм, дадаизм. Графика – к графике относится нарисованных образ и печатные рисунки (гравюры). особенностью предоставленного вида искусства является нанесения разнообразных горизонталей, штриховок, фигур на поверхность Скульптура – пространственно-изобразительно искусство, которое демонстрирует мир в некоторых качественных образах. Произведения обладают объёмом и рельефностью. Скульптуру распределяют на: монументальную, станковую, декоративную. Декоративно-прикладное искусство – вид деятельности, призванный на созидание предметов, которые помогают в быту – посуда, орудия деятельности, классические одеяния, и удовлетворения эстетических чувств. Имеет этнический характер. [4] (прил.5) Добрый вечеря диспетчер как ваши дела Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлых времён в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. [6] Углубимся в историю возникновения изобразительного искусства. Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древнейшие люди, даже не осознав полностью себя человеком, испытали потребность изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. Для рисования они использовали нечто вроде красок, изготовленных из натуральных материалов. Это были земляные краски, древесный уголь, чёрная сажа. Кисточки сооружали из волос животных, либо просто писали пальцами. За древним периодом последовал период Античности. появилось рвение живописцев и художников к воссозданию настоящей окружающей жизни, таковой, какая она видится человеку. рвение к точности передачи побудило зарождение основ перспективы, основ светотеневых построений разных изображений и изучение этого художниками. И они, в первую очередь, изучали то, как можно показать объёмное пространство на плоскости стены, во фресковой живописи. Кое-какие произведения искусства, такие как объёмное пространство, светотени, стали употреблять для украшения помещений, центров религии и погребения. [5] Последующим значительным периодом в прошлом живописи является Средневековье. В это время живопись была более религиозного характера, и мировоззрение стало воспроизводиться на искусстве. Творчество живописцев было ориентировано на иконопись и иные мелодии религии. Основными моментами, которые должен был подчеркнуть художник, было не столько точное изображение реальности, сколько передача духовности, даже в самых разных живописных произведениях. Полотна художников того времени поражали своей выразительностью контуров, колоритностью и красочностью. Живопись средневековья показывается нам плоскостной. Все персонажи живописцев того периода находятся на одной линии. И поэтому многочисленные творения представляются нам немного стилизованными. Период сероватого Средневековья поменял более яркий период Ренессанса. Эпоха Возрождения вновь внесла переворот в историческом течение этого искусства. Новые настроения в обществе, новое кредо стали приказывать художнику: какие же аспекты в живописи раскрывать более полно и ясно. Жанры живописи, такие как портрет и пейзаж, станут самостоятельными стилями. живописцы показывают эмоции человека и его внутренний мир через свежие методы живописи. На XVII и XVIII век приходится ещё более основательный рост живописи. В этот момент католическая церковь лишается своей значимости, и художники в своих творениях всё чаще показывают подлинные виды людей, природы, повседневной жизни. В этот период также создаются такие жанры, как – барокко, рококо, классицизм, маньеризм. появляется романтизм, который позже сменяется более эффектным стилем – импрессионизмом. [5] В начале ХХ века живопись полностью изменяется и возникает более новое направление прогрессивного искусства – абстрактная живопись. Идея данного направления в том, чтобы передать соглашение между человеком и искусством, создать слаженность в сочетаниях линий и цветовых бликов. Это искусство, не имеющее предметности. Она не гонится за точные передачи реалистичного образа, а напротив – передаёт то, что в душе художника, его эмоции. Главной ролью для этого вида искусства являются формы и цвета. Суть её заключается в том, чтобы заново передать прежде известные предметы. Здесь живописцам предоставляется полный полёт своих фантазий. Это и дало толчок к зарождению и развитию современных направлений, таких как авангардизм, андеграунд, абстракционизм. С конца ХХ века и по настоящее время живопись непрерывно меняется. Но, невзирая на все новые успехи и современные технологии, художники всё-таки остаются верны традиционному искусству – масляной и акварельной живописи, создают свои шедевры при помощи красок и холстов. [5] Глава II Быстрые техники Быстрые техники рисования Как говорят: «Простота – залог успеха». Предлагаю рассмотреть несколько быстрых техник рисования, которые очень просты в исполнение. Кляксография – это дорисовка нанесённой на бумагу случайной кляксы до узнаваемого художественного изображения. В основе данной техники рисования лежит обыкновенная клякса. В процессе рисования первоначально получают неожиданные изображения. Далее дорисовывают детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. [1] (прил.6) Вымывание. Для начала покроем верхнюю часть бумаги голубой краской. Затем быстро закрасим красным цветом оставшийся участок полотна. Теперь необходимо тщательно очистить кисточку и вновь заполнить её чистой водой. Лёгкими движениями кисти побрызгать каплями воды на ещё сырую краску. То, насколько краска высохла, можно понять по силе воздействия на неё. Рисование при помощи губки и шаблона. (прил.7) Использование при рисовании губки позволяет передать шероховатость изображаемого, лохматость шкурки зверя, объёмность. Для рисования поролоном очень хороши гуашевые краски. Если гуашь густая, то очертание будет резкий, чёткий. Если гуашь более водянистая, то получатся объекты с мягкими контурами, расплывчатые. Рисование при помощи ватных палочек. Эта техника рисования называется «Пуантилизм» (точечная живопись). [1] Рисование при помощи листьев. Можно выложить из листочков осенний лес, солнышко, вазу с гербарием или большущее дерево. Простым карандашом следует нарисовать границы рисунка, помогающие понять, куда ставить каждый последующий отпечаток листа. Теперь дело за малым – нанести кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и приложить к заранее намеченному месту на бумаге. Шедевр готов. [1] Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху укладывают еще один белый лист, придавливают и разглаживают. Получаются два листка с необыкновенным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, прибавить деталей, превратив бесформенное пятно в настоящий рисунок. Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо выходят акварельные пейзажи: более отчетливая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доделать детали. Акварель и чертежная тушь. Актекучие можно делать двумя способами. Во-первых, можно намочить листок бумаги водой, а потом размашистой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а затем разбавлять ее каплями воды. Итоги в двух вариантах будут явно различаться. [1] Не берите слишком много краски и немного воды — следы выходят чрезмерно яркими. Если, наоборот, нужно спастись от лишней жидкости, промокните лист сжатой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необыкновенные текстуры. После просыхания краски соль можно просто стряхнуть. Акрил и гуашь. Эти краски, в отличие от акварели и туши, густые и непрозрачные. Оттиски выходят так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при применении акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет совершенно любой. Если употреблять густую, неразбавленную краску, при снятии второго листка (если снимать без сдвига) вы получите привлекательные древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листка его легонько сдвинуть или повернуть, выйдет прекрасный и фактурный эффект размазывания. Состаривание бумаги при помощи лимона и молока. Это «пред рисовальная» техника, которую употребляют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на белый лист бумаги капли лимонного сока, кое-какие можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте листок утюгом. Лимонный сок потемнеет, образуя эффект состаривания. Кроме того, листок еще и слегка сморщится, что даст ему еще большую схожесть со старой бумагой. [1] Заместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко применяли в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на листок бумаги, дайте просохнуть. Потом листок прогладьте утюгом или нагрейте иным способом. Молоко станет коричневым и затонирует листок «под старину». Смывание черной туши. Еще один способ неординарно затонировать бумагу (внимание, процесс весьма грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белоснежная гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть сильно плотной, дабы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью основную часть листка (можно не стремиться сделать очерк ровным, подойдут и беспорядочные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть. Теперь берем высохнувший листок и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно вымываем тушь (можно легонько потереть руками). смываем среднюю часть листка (тушь сверху гуаши должна свободно смыться). А края листа, так как тушь въелась в бумагу, так и останутся черными. Положите промытый лист на пачку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся. Рисование пеной для бритья и тушью Вы сможете этим методом получить очень привлекательные разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему немного воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните немного капель чертежной туши. Ручкой кисти сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху листок бумаги, легонько прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками. [1] Рисование нитками. Очень неординарный метод рисования, который дает поражающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые трикотажные нитки. Часть нити окуните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но краешек нити должен уходить за край). Накройте ещё одним листом бумаги, сверху положите книгу и придавите легонько рукой. Теперь потихоньку вытягивайте нить. Когда вы снимете книжку и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым замысловатым узором. Узор можно доработать, обратив в полноценный рисунок. Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полной работы: они могут быть фоном, а могут и являться основой рисунка, которую нужно дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель разноцветной туши (если желаете много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пробовать придать пятну некую форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка. «Мятое» изображение. [1] Увлекательный результат дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками набросайте на листе желанный объект (контур), участок вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь листок надо бережно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро вымываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на не закрашенной области. Так же можно рисовать обыкновенной зубной щеткой. (прил.8) А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Выходят необыкновенные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). При помощи разных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все маленькие и не совсем предметы) можно делать необычный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. (прил.9). Можно использовать как подручные объекты с интересной текстурой, так и изготовленные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить. Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый — распрыскивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-нибудь предмет, и его очертание отпечатывается брызгами. Второй — распрыскивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно делать целостные рисунки, причем, достаточно презентабельные и не «детские». [1] Практическая часть В качестве продукта мной были выбраны рисунки, изготовленными с использованием техник под названием: рисование нитками, рисование при помощи губки и шаблона и рисование актекучий. Для первой техники понадобятся нитки (хлопковые или шерстяные, не важно), листок бумаги, кисточка (для дорисовки рисунка) и краски (желательно гуашь, но подойдет и акварель). Первым делом складываем листок бумаги пополам. Затем на нитку наносим краску и раскладывает её на одной из частей согнутого листка бумаги оставляя кончик нитки вне листка. Накрываем второй частью литка и потихоньку вытягиваем нитку. Мне захотелось из полученного узора сделать цветок, поэтому я дорисовываю стебель и листики, используя кисточку и те же самые краски. В результате у нас получился замечательный цветок, который можно использовать для украшения открытки (к примеру, на 8 марта) или просто поставить в рамку (ваш рабочий стол будет украшен прекрасным рисунком). Техника очень простая в проста в применение и не занимает много времени, а по итогу мы получаем красивый рисунок. Вторую технику можно использовать без шаблонов для создания фона для основного рисунка или, как в моём случае, с использованием шаблонов для создания полноценной картины. Нам понадобятся краски (здесь подойдет только гуашь для получения более яркого результата), губка (подойдет самая обычная из хозяйственного отдела) и сам «холст» (листок бумаги). Берём листок и кладём на него наш шаблон (мной был взят обычный круг). Набираем краску с помощью губки и похлопывающими движениями переносим её на лист вокруг шаблона. Берём другой цвет и так же с помощью губки наносим вокруг первого цвета. Из-за того, что мы используем губку, мы получаем ещё и плавное перетекание из первого во второй цвет. Убираем шаблон и при помощи кисточки дорабатываем детали. Так как мы взяли круглый шаблон, мы получили что-то похожее на планеты. Задний фон можно доработать при помощи техник размывки и распылением краски при помощи зубной щётки или кисти. Мы получили красивую картину, напоминающую космос, при этом не затратив много времени и сил. Для последнего рисунка берём акварель (её проще использовать в этой технике), листок бумаги, кисточку и большое количество воды. При помощи кисти наносим воду на лист в большом количестве, но так, чтобы листок совсем не размок и не порвался. Затем при помощи той же кисти набираем краску и переносим её на листок пока он не высох. Если листок сильно подсох и у вас получаются пятка, которые вам не нужны, добавьте немного воды на участки тех пятен. В итоге у нас получился отличный фон для рисунка или открытки (можно просто добавить какую-нибудь надпись). Как вы могли заметить по приведённым выше техникам, все техники в проекте очень просты в использование и не занимают много сил и времени. Каждый может повторить их и порадовать себя или других красивыми картинами. Заключение Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. [4][3] Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. [2] Искусство – неотъемлемая часть развития человечества. Каждый сталкивается с ним в своей жизни, поэтому важно знать, как оно зарождалось и развивалось. В данной работе в крации рассказана история искусства. Так же эта работа полезна тем, кто хочет удивить или порадовать себя или знакомых красивым рисунком, но не умеет рисовать или у него мало времени. По моему мнению все цели и задачи, поставленные в начале работы, выполнены. При подготовки этого проекта, я не столкнулась не с какими трудностями, так как в интернете есть достаточно информации на эту тему. Список литературы Быстрые техники рисования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-po-izo-na-temu-bystrye-tehniki-risovaniya-5606230.html, дата обращения: 2022-12-7 Виды искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/vidyi-iskusstva-soobshhenie, дата обращения: 2022-11-29 Искусство – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусство, дата обращения: 2022-12-11 Искусство – способ познания мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-iskusstvo, дата обращения: 2022-11-28 История живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gallerix.ru/lib/istoriya-razvitiya-zhivopisi/, дата обращения: 2022-12-10 Краткая история искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mel.fm/blog/vizual-club/7328-kratkaya-istoriya-iskusstva, дата обращения: 2022-11-30 Приложение Наскальные рисунки эпохи палеолита (пещера Ласко во Франции) Распятие (Чимабуэ, Флоренция, 1288 г) Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» Фасад этрусского храма по Витрувию Декоративно-прикладное искусство Кляксография Рисование при помощи губки и шаблона Рисование зубной щёткой Создание фона при помощи разных штампов |