Главная страница

Милетская Школа. Философия. Реферат. Милетская школа. Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственноматериального объекта


Скачать 17.5 Kb.
НазваниеУчения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственноматериального объекта
АнкорМилетская Школа. Философия. Реферат
Дата20.03.2022
Размер17.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМилетская школа.docx
ТипДокументы
#404985

1. Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э .) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все.

Последователи школы исходили из принципа: «Ничто не возникает ни из ничего». Потому главная проблема философов – это проблема первоначала природы. Философы были уверены: поняв первоначала, возможно объяснить принципы и законы, по которым существует природа.

Они полагали, что начало должно быть универсальным, вечным, нескончаемым, «божественным» первоначалом, источником существования жизни. Душа в представлении милетцев становится «тонким» и подвижным видом первопричины – первовещества.

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Говоря о Милетской школе, специалисты, как правило, подразумевают творчество трёх мыслителей: Фалеса; Анаксимандра; Анаксимена. Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:
Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.

Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.

Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.

Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).

Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.

Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Примечание

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).
Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Ученик и последователь Фалеса. Первый среди древнегреческих философов использовал название «О природе» для своего трактата. «О природе» Анаксимандра – первый философский труд в прозе. Отличительные идеи философа:
В начале вещей не может лежать одна из стихий (в т.ч. вода Фалеса).

В основе всего сущего лежит апейрон («лишенное границ») – что-то бесконечное, всеохватывающее, безграничное, неуничтожаемое, но и такое, что пребывает в постоянном движении и активности.

Апейрон является первоначалом, а значит – вечным и несотворенным.

Апейрон определяет вещи, обнимает все, окружает его. Давая определенность вещам, он сосуществует с ними и внутри них. При этом не дает одной стихии главенствовать над всеми другими.

В отличие от Фалеса, Анаксимена интересует, почему и каким образом появляется все существующее. Вещи возникают из-за своей неправедности. Но если они искупят вину, то могут распасться. Существует мнение, что несправедливость является последствием антагонистических отношений противоположностей (к примеру, сухого и влажного). Справедливость же – это воцарение равновесия противоборствующих сил. Рождение и погибель вещей для философа – это «роковая задолженность».

Развивает идею о параллельных мирах, которые рождаются и умирают, поскольку первоначало не имеет конца.

Примечание

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.
Впервые выдвигает идею об эволюции человека из воды. По мнению философа, благодаря солнцу и «жидкому элементу» зародились первые животные. Потом они развились в более сложные виды.

Сперва люди зарождались и развивались до взрослого состояния в чреве огромной рыбы. Позже они рождались взрослыми, но будучи без поддержки, были вынуждены выйти на сушу и начать новый период своего развития.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Был учеником Анаксимандра. Является автором сочинения «О природе» (сохранился в трех фрагментах). Основные идеи:
Критикует Фалеса, что вода не является достаточно универсальной как архе, а апейрон Анаксимандра недостаточно предметен, абстрактный, а значит не может быть проверен в опыте.

Первооснова всего сущего – воздух, как наиболее безликая из четырех стихий. При этом он объединяет свойства и воды, и апейрона. Его можно эмпирически контролировать, а также он является универсальным.

Главное свойство воздуха – его безграничность, «апейрос». Потому, понятие апейрона Анаксимандра – это лишь одно из измерений воздуха.

Начало тела и души лежит в воздухе. Душа является воздушным явлением, поскольку способна к творчеству и творению. Душа играет роль прародительницы сущего.

Воздух является первоначалом, потому что он наилучшая среда для любых возможных превращений. Он может становиться водой или землей (охлаждаясь), огнем (расширяясь) и т.п.

Весь мир – это постоянное перетекание воздуха в разные его возможные формы, которые взаимодействуют еще и между собой. Главные процессы – это сгущение и разрежение.

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.
Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования


написать администратору сайта