Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • УДК 14.43.43 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Кожогулова Дилара Тенизбековна

  • Биологический подход.

  • Психологический подход.

  • Теория фрустрации Д.Долларда.

  • Социологический подход.

  • Культурологический подход.

  • Проблемы поликультурного образования. проблемы поликультурного образования в школьной системе Кыргызст. Удк 316. 4 Кожогулова Д. Т


    Скачать 35.2 Kb.
    НазваниеУдк 316. 4 Кожогулова Д. Т
    АнкорПроблемы поликультурного образования
    Дата21.06.2020
    Размер35.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроблемы поликультурного образования в школьной системе Кыргызст.docx
    ТипСтатья
    #131698

    УДК 316.4 Кожогулова Д.Т.

    Институт социального развития и предпринимательства.

    г.Бишкек, Кыргызстан

    e-mail: dilarakozhogulova@gmail.com
    Проблемы поликультурного образования в школьной системе Кыргызстана
    Статья освещает проблемы и состояние поликультурного образования в Кыргызстане. Дан анализ теоретических и практических подходов в изучении межэтнического взаимодействия и стратегия государства по профилактике межэтнической напряженности и интеграции этнических меньшинств к системе ценностей доминирующей культуры.

    Ключевые слова: этнос, культура, нация, межэтническое взаимодействие, межэтническая напряженность, миграция, этнокультурное многообразие, социокультурное развитие.

    The article covers problems and the condition of poly cultural education in Kyrgyzstan. There is the analysis of theoretical and practical approaches in studying of interethnic interaction and strategy of the state for prevention of interethnic intensity and integration of ethnic minorities to system of values of the dominating culture given there.

    Keywords: ethnos, culture, nation, interethnic interaction, interethnic intensity, migration, ethno cultural diversity, socio cultural development.

    В Кыргызстане с древних времен проживали десятки этносов, представителей многочисленных культурных и языковых групп, не разделенных жесткими государственными границами, где истории древнейших городов и отдельных местностей пересекались с историей кочевых народов.

    На сегодняшний день в Кыргызстане проживает более 100 этносов, наиболее многочисленные из них (по данным за 2013 год) кыргызы – 72 % от общей численности населения, узбеки – 14 % процентов, русские – около 7 % населения, дунгане – 1 %. /4. /

    Культура и языки перечисленных этносов существенно различаются между собой. Так, например, кыргызский и узбекский языки относятся к тюркской группе, русский язык - к славянской группе, дунганский – китайско-тибетской группе языков. Данный факт подчеркивает актуальность поликультурного образования в системе школьного образования нашей страны. Так как очевидно, что язык как средство передачи культуры играет важную роль в социализации личности.

    «Язык – это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение»./2. С.80/

    С распадом СССР в Кыргызстане, как и во всех бывших союзных республиках, произошло увлечение возрождением культуры и языка титульной нации. В 1993 году изучение кыргызского языка в системе образования стало обязательным. Знание кыргызского языка стало преимуществом для претендентов на ключевые посты в государственных структурах. Напомним, что Кыргызская Республика была единственной республикой СССР, в которой не изучался язык титульной нации. Нововведения в государственной политике в целом, и в системе образования в частности, спровоцировали некоторый националистический настрой в обществе. Некоренное население почувствовало себя притесненным или ущемленным, что спровоцировало первую волну миграции русского населения на историческую Родину.

    Отток русскоязычного населения стал одним из последствий изменения территориального размещения коренного населения внутри республики. Массовый отъезд соотечественников на историческую Родину снизил цены на недвижимость и позволил жителям отдаленных и труднодоступных районов переселиться в города и центральные области. Но большинство внутренних мигрантов оказались безработными. Негативными последствиями данного явления стала концентрация маргиналов и беспризорных детей в крупных городах республики и как следствие повышение уровня преступности.

    Увеличение числа мигрантов из глубинки способствовал также процессу дезурбанизации, то есть существенному внесению элементов сельского была и культуры. На окраинах городов расположены многочисленные жилые массивы, практически не отличающиеся по укладу жизни от сел глубинки. Жители данных районов городов отмечают праздники другие значимые события, как в селах, целыми улицами. Но нежелание таких жителей существенно менять привычный сельский образ жизни в условиях города, и прежде всего, модели поведения, может привести к росту напряженности в обществе в процессе взаимодействия с коренными горожанами.

    В человеческом сообществе есть четыре способа сосуществования различных культурных групп в полиэтническом обществе: ассимиляция, изоляция, маргинализация и интеграция. Но только стратегия социальной интеграции позволяет обеспечить оптимальные условия для развития общества на основе равноправного участия граждан в жизни страны, сохранения этнокультурного многообразия и поощрения межкультурного общения.

    Иначе говоря, интеграция полиэтнического и поликультурного общества предполагает разработку и внедрение политики мультикультурализма, целью которой является признание равенства различных культур, право каждой из культур на существование, а ее представителей на одинаковые гражданские права и свободы.

    Убедительным, на наш взгляд, является опыт таких стран как, США, Канада, Великобритания, в которых уже сформированы единые нации, а не общество, состоящее из отдельных этнических групп. В перечисленных странах, как известно, принадлежность к определенной этнической группе не служит дифференцирующим признаком.

    С целью сохранения культуры, и прежде всего развитию языков национальных меньшинств, обучение в кыргызстанских школах ведется на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках в местах компактного проживания перечисленных этносов. В селах, в которых проживают дунгане, в школьную программу введены уроки по изучению дунганского языка представителями данного этноса.

    Также важную роль в воспитании и обучении детей играет этническая идентичность, которая основывается на:

    - знаниях, об особенностях своей группы и осознание себя ее членом, на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства;

    - чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней. /3. С.71/

    Этническая идентичность, как правило, не столь значима в обыденной жизни. О принадлежности к той или иной этнической группе люди вспоминают только по особым случаям: культурные мероприятия, исторические годовщины, традиционные обряды по случаю рождения ребенка, свадьбы, похороны, поминки усопших, национальные праздники, национальные и религиозные праздники. Некоторые мусульманские и христианские религиозные праздники официально признаны властями праздничными днями.

    Но следует помнить, что в условиях социальной угрозы принадлежность к той или иной этнической группе становится дифференцирующим признаком, разделяющим членов общества на «своих» и «чужих», тем самым провоцируя межэтническую напряженность. В стране, где в течение пяти лет произошли две революции, опасность возгорания межэтнических конфликтов актуальна как никогда. Кроме того, низкий уровень благосостояния населения может стать одной из причин, провоцирующих напряженность в межэтническом взаимодействии. Анализ межэтнического взаимодействия в странах ближнего и дальнего зарубежья, позволяет сделать вывод, что в любом обществе всегда найдется определенная часть населения, которая винит национальное меньшинство в том, что оно живет лучше других за счет представителей титульной нации. Данный факт может служить для коренного населения поводом для разжигания межэтнической вражды. В связи с этим, в апреле 2008 года коллегией Министерства образования и науки Кыргызской республики была утверждена Концепция поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике. Она является документом, определяющим стратегические подходы к реформированию системы образования в соответствии с современными требованиями в области поликультурного и многоязычного образования.

    Концепцией назван целый ряд факторов, объясняющих актуальность вопросов поликультурного и многоязычного образования в Кыргызстане:

    - процессы формирования гражданской нации кыргызстанцев – особенно в настоящий непростой период развития государства, для которого чрезвычайно важно установление гражданского согласия и общенационального единства;

    - этнокультурное и языковой многообразие республики, на территории которой проживают десятки разных этнических групп со своей историей, языком и культурными особенностями;

    - отсутствие у нескольких этнических групп собственной государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры;

    - необходимость адаптации в поликультурной среде молодежи из моноэтнических регионов, когда знание о поликультурном многообразии страны и умение интегрироваться в поликультурное общество не формируется естественным путем, а требует усилий со стороны образовательной системы;

    - наличие клановых, межродовых и межэтнических противоречий, когда объединение на основе родовой, земляческой или этнической идентичности стало оказывать зачастую негативное влияние на политическую ситуацию в республике, вплоть до возникновения открытых столкновений и широкого вовлечения в эти процессы молодежи.

    Главной целью поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике является формирование гражданина страны, обладающего поликультурными компетенциями, которые призваны обеспечить ему достойную жизнь и успешную профессиональную деятельность в многообразной культурной среде.

    Согласно данной концепции, поликультурными компетенциями, которыми должен обладать гражданин Кыргызской Республики, являются знания, умения и навыки, которые позволяют:

    - делать ценностный выбор;

    - творчески решать нестандартные проблемы;

    - взаимодействовать с миром многообразия, изменяя при этом себя и мир;

    - знать информацию исторического и культурного характера;

    - владеть разными языками.

    При этом поликультурные компетенции делятся на три группы:

    1. Когнитивные компетенции (знания и познавательные умения):

    - о собственной гражданской и этнокультурной идентичности;

    - истории и возникновении разных культурных моделей;

    - о существующих в разных культурах представлениях о мире;

    - об этнокультурных стереотипах;

    - знание основ законодательства, направленного на защиту многообразия и равенства;

    - знание о конфликтах и их этнокультурной специфике.

    2. Аффективные компетенции (ценности и эмоциональные отношения):

    - признание ценности этнической и культурной идентичности как собственной, так и других людей;

    - признание ценности многообразия;

    - выражение гордости за свою общегражданскую идентичность;

    - выражение доброжелательного отношения, открытости и готовности к изучению другой культуры;

    - критическое восприятие культурных стереотипов.

    3. Поведенческие и коммуникативные компетенции (навыки поведения и общения):

    - общение на родном, государственном, официальном и одном из мировых языков;

    - умение вести открытый диалог с представителями других культур на основе равенства и недискриминации;

    - умение адаптироваться в незнакомой культурной среде;

    - умение противостоять агрессивному поведению и предупреждать развитие открытого конфликта;

    - умение преодолевать этнокультурные стереотипы;

    - умение критически воспринимать информацию в СМИ;

    - умение продолжать учиться жить в поликультурном обществе. /1. с. 17/

    Хотя Концепция поликультурного и многоязычного образования была принята еще 2008 году, в 2010 году на юге Республики произошел острый этнический конфликт между кыргызами и узбеками. В результате которого, погибло 447 человек. /5./ Данная трагедия подтверждает необходимость введения специальной программы по воспитанию у молодежи толерантности и развития навыков коммуникации в поликультурном пространстве.

    Для выживания и социокультурного развития человечества в современных условиях необходимо признание многообразия культур. Признание многообразия не предполагает распределение их по иерархической лестнице. Каждая культура по своему уникальная и каждую следует понимать с точки зрения ее собственной ценности. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. Данный подход в изучении культур называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма неважно, является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа. / 2. С. 80-82/

    Изучение условий межэтнического взаимодействия, позволяет сделать вывод, что в настоящее время в школах Кыргызстана отсутствует системная реализация принципов поликультурного образования. Введение принципов поликультурности в классно-урочной деятельности находится в зависимости от персональной позиции самого педагога и его личного умения включать темы межкультурного взаимодействия, культурного наследия и т.д. в различные предметные области.

    Лишь в отдельных школах сохранился ряд форм внеклассной работы. Однако многие из этих мероприятий являются разовыми, их эффективность не отслеживается. Методические разработки, тренинги для учителей, поддерживаемые общественными и международными организациями, не включены в систему работы школ, подготовки и повышения квалификации кадров. Необходимые для развития поликультурного образования и воспитания исследовательские работы не являются приоритетными и не учтены в тематических планах Кыргызской академии образования и ВУЗов.

    Эта работа требует признания приоритетности принципов поликультурности в образовании, систематизации этой работы, включения данной тематики в программы, учебные планы, а также широкого использования поликультурности в организации и проведении внеклассной работы.
    Источники:

    1. Вместе в школу. Руководство для учителей по управлению образовательной средой в условиях мультикультурного сообщества. Бишкек 2010г.

    2. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил./

    3. Этнопедагогика. Калдыбаева А.Т., Дюйшеева Н.К., Пак С.Н. Бишкек, 2011г/

    4. www.open.kg. Информационно-аналитический сайт – «Открытый Кыргызстан».

    5. http://www.knews.kg.



    УДК 14.43.43
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
    Кожогулова Дилара Тенизбековна

    Институт социального развития и предпринимательства, г. Бишкек, Кыргызстан
    В статье дан краткий анализ биологических, социологических, психологических и культурологических теорий отклоняющегося поведения.

    Рассмотрены формы девиантного поведения учащейся молодежи.

    Ключевые слова: девиация, социальные нормы, фрустрация, инстинкт, индивидоцентрические и социоцентрические подходы, репрессия, агрессия, социальное научение, природный тип.
    There is the short analysis of biological, sociological, psychological and culturological theories of deviant behavior given in the article.

    There are the forms of deviant behavior of the studying youth are considered.

    Keywords: deviation, social norms, frustration, instinct, individual centric and socio centric approaches, repression, aggression, social learning, natural type.
    Одной из актуальных задач современной педагогики является разработка теоретико-методологических основ и совершенствование педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи.

    Девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от каких-либо норм. Норма рассматривается различными науками. Таким образом, существует несколько подходов, объясняющих причину девиантного поведения:

    Биологический подход. Основная идея итальянского врача Чезаре Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный, преступником не становятся, а рождаются. Преступника не имеет смысла осуждать, в том, что он убивает других. Как не имеет смысла осуждать хищника в кровожадности. По мнению Ломброзо, преступника нужно определить по характерным признакам и изолировать или уничтожить. В данном контексте перевоспитание преступника дело бесполезное. В своей книге «Преступный человек» Ч.Ломброзо считает основой преступления атавизм, эпилепсию и нравственное помешательство.

    Со временем теория Ч.Ломброзо подверглась критике и он вынужден был признать, что прирожденный преступник не обязательно должен совершить преступление. При благоприятных социальных факторах преступные наклонности человека могут так и не реализоваться в течении всей его жизни. [1. с. 55-56].

    Попытки объяснения преступного поведения человека его биологической природой предпринимались рядом авторов. Причиной являлись:

    - особое строение тела (Э.Кречмер. У.Шелдон);

    - сбои в половых хромосомах (П.Джекобс, И.Тейлор, П.Уолтон, Дж.Янг);

    - влияние мужских половых гормонов (М.Шлапп);

    - генетическая память (А. Робьер). [5. с.143-145]

    Психологический подход. Психологический подход в девиантологии тесно связан с биологическим тем, что причиной девиации выступает сам индивид, а отклонения в поведении есть результат тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека.

    Доминирующая часть психологических теорий по этой теме видит причиной отклонений – инстинктивную агрессию.

    Данное направление основано классической психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. По мнению З.Фрейда человек представляет собой неуправляемое, импульсивное животное, которое нужно ограничивать социальными нормами и правилами. Вся жизнь индивида есть противоборство между Танатосом (инстинкт смерти, агрессии) и Эросом (половой инстинкт). Человек вынужден подавлять свои природные инстинкты чтобы нормально жить в определенном обществе. С раннего детства методы воспитания направлены на подавление природных инстинктов. Для поддержания жизни, ребенку не обязательно утолять голод используя столовые приборы. Но правила социума требуют соблюдения определенных ритуалов и стандартов поведения. Все воспитание направлено на то чтобы человек свел к минимуму все проявления естественных потребностей. Индивид вынужден вести себя так предписывают нормы общества и соответствовать его ожиданиям. Природные потребности облекаются в приличную форму, например потребность в сексе должна удовлетворяться в браке, агрессивного подростка рекомендуется записать в спортивную секцию.

    Согласно З.Фрейду, контроль за поведением, побуждениями индивида со стороны общества есть репрессия. Сексуальная неудовлетворенность переключение инстинктивной агрессии в мирное русло называется сублимацией.

    Возрастная периодизация человека связана со стадиями сексуального развития личности: анальной, фаллической, генитальной.

    Личность состоит из трех компонентов:

    - «Ид» («оно») – бессознательное, в котором содержится «все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции».

    - «Эго» («Я») – часть личности, которая развивается в течении жизни индивида и находится в контакте с внешней реальностью.

    - «Супер- Эго» («сверх-Я») – часть личности, которая выступает «хранилищем моральных установлений», норм поведения, устоев общества. Этот компонент развивается из «Эго», выполняя роль цензора, дает ему нравственную оценку. [3, С.85-130]

    При гармоничной слаженной работе всех компонентов личности индивид ведет обычную нормальную жизнь, сублимируя, переключая энергию инстинктов в социально приемлемую форму выражения.

    По мнению З.Фрейда «К числу самых важных задач воспитания общество должно отнести укрощение, ограничение, подчинение сексуального влечения, когда оно внезапно появляется в виде стремления к продолжению рода, индивидуальной воле, идентичной социальному требованию. Более того, «общество заинтересовано отодвинуть полное развитие ребенка пока он не достигнет определенной ступени интеллектуальной зрелости, потому что с полным прорывом сексуального влечения практически приходит конец влиянию воспитания».

    Сдерживание сексуального влечения молодых членов общества мотивируется экономическими причинами. Общество вынуждено контролировать рождаемость в силу ограниченности ресурсов и направляет их энергию на труд. [6. с.311-312].

    Как упоминалось выше, З.Фрейд – классик психоанализа, поэтому последующие теории в подавляющем своем большинстве согласуются с его теорией. Так, по оценке Г.И.Шнайдера, «преступление – это результат неудачи «Эго» в его попытках удержать под контролем агрессивность, ненависть компонентов структуры личности.

    В исследованиях психологов Лагерспенца, Кэгана, Раштона установлено, что на проявление агрессии влияет наследственность, биохимический состав крови, в частности, наличие в ней алкоголя и наркотиков.

    Психоаналитические исследования девиации К.Лоренса объясняют агрессивность людей особой энергией, постоянно накапливающейся в нервной системе человека и создающей внутреннее напряжение. Когда энергии накапливается слишком много, человек сам создает ситуацию, в которой выплескивает накопившееся. Например, война, политическая борьба, терроризм, сексуальные преступления, спортивный поединок, словесная перепалка в общественном транспорте или в очереди и т.п.

    Хотя, агрессия имеет природное происхождение, по мнению Лоренса, природа не заложила естественные механизмы торможения, поэтому любой социум обречен на всевозможные конфликты. [4, с. 490] История человечества предполагает сделать вывод, что чем ниже уровень культуры того или иного общества, тем жестче правила. Нарушение социальных норм нередко каралось смертной казнью, применением пыток и истязаний. Во многих культурах воровство наказывалось лишением какой-либо части тела или клеймением. Апогеем агрессивности, на наш взгляд, служат гладиаторские бои в Древнем Риме и Греции. Напомним, в конце боя зрительный зал решал оставлять жизнь проигравшему гладиатору или лишить его жизни.

    Косвенным показателем уровня культуры выступает отношение общества к инвалидам, старикам и детям. В рассказе Джека Лондона «Закон жизни» повествуется об обычаях северных индейцев оставлять стариков при угрозе голода или предстоящем тяжелом переходе один на один с природой.

    К счастью, человечество достигло на сегодняшний день такого уровня, что проявление агрессии осуждается цивилизованным обществом и предлагается ряд неконфликтных путей разрешения проблем. Большим достижением нашего государства является введение моратория на смертную казнь. Боязнь преступника смертной казни за содеянное не редко лишает жертву насилия шансов на жизнь.

    Модель агрессивного поведения как и другие модели усваивается еще в детстве.

    Данный факт объясняет теория социального научения (А.Бандура, Эрон Л.). Согласно этой теории, подросток может научаться агрессивному поведению, наблюдая за другими людьми. Повседневная жизнь постоянно демонстрирует подросткам модели агрессивного поведения в семье. Субкультуре уличной компании, в средствах массовой информации. [2, С.500-503].

    Теория фрустрации Д.Долларда. В соответствии с этой теорией, возникновение агрессивного поведения обусловлено наличием фрустрации. Понимаемой как блокирование целенаправленного поведения. Так, фрустрацией является отрицание своего желания (любовной страсти), вынужденное прекращение уже начатой целенаправленной деятельности, глубокое расхождение между уровнем запросов личности и уровнем ее реальных достижений.

    «Фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии», утверждал Доллард. [4, С. 490]

    На наш взгляд, фрустрация есть непринятие или неудовлетворенность чем-либо. Но выход агрессивной энергии при фрустрации сокрушает не объект, вызвавший ее, а тех, кто находится в данный момент рядом. Нередко человек свою злость или разочарование жизнью вымещает на близких ему людях. Напряженная психологическая атмосфера в семье – причина ухода детей и подростков из дома.

    Девиация как кризис идентичности по Э.Эриксону. Заслуживает особого внимания тезис Э.Эриксона о том, что многие подростки испытывают кризис идентичности на стадии несовершеннолетия, в возрасте 12-16 лет. Он проявляется в том, что подросток еще не может адекватно идентифицировать свою личность. Определить свое «Я», понять «кто он есть, где находится, куда идет». Это обнаруживается в путанице ролей, состоянии ролевого конфликта. Если ребенок пережил тяжелый быт, трудное отрочество, то кризис, как правило, неизбежен. Судьбы таких детей, имеющих неполное представление о своих ролях, ролевых аспектах обречены на кризис идентичности: они сбиваются с пути, попадают под дурное влияние окружающих, социальной среды в целом и, в результате, становятся малолетними преступниками, наркоманами или проститутками.

    Данная теория только подтверждает факт того, что неполная семья и само собой разумеющееся, асоциальная семья не может в силу объективных причин сформировать правильное представление у подростков о гендерных ролях и создают их путаницу.

    Психопатическая теория Маккорда сводится к тому, что все подростки, в определенной степени, психопаты. Главная идея психопатической теории состоит в том, что если психопата подвергнуть нервному расстройству, то он становится агрессивным и не в состоянии контролировать свои побуждения и поступки. Психопаты не извлекают уроков из физических наказаний. Их кожа и тело менее чувствительны к физической боли. [3, с.316-374].

    Социологический подход. Эмиль Дюркгейм в своей теории аномии объясняет девиацию нестабильностью общества. Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы, ценности, социальные связи уже не действуют, а новые еще не утвердились.

    Роберт Мертон развил теорию аномии. Согласно Мертону, аномия не отсутствие норм, а следствие рассогласования между социальными ценностями или целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Если цель невозможно достичь законными средствами, индивид либо обходит закон и моральные нормы, либо отказывается от целей как недостижимых, либо ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы. Таким образом, причиной рассогласования ценностей выступает социальное неравенство людей. [7, С.176-177].

    Современное общество пропагандирует атрибуты успешного человека: дом, машина, деньги. В этом плане учащаяся молодежь представляет собой уязвимую социальную группу, так как не может достичь каких-либо материальных ценностей законными средствами. Если потребность в не удовлетворяется, человек может впасть в депрессию или попытаться удовлетворить ее извращенным или противоправным способом. Этот фактор провоцирует проституцию, воровство, вымогательство, грабеж в среде учащейся молодежи.

    Культурологический подход. Согласно данному подходу девиация возникает в результате конфликтов между нормами нормативной культуры и культурой отдельных групп (Д.Мид, Ф.Таннебаум,Г.Беккер, У.Миллер, А.Коэн, Т.Селлин и др.).

    Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

    По мнению Ф.Тонненбаума, неправильное реагирование общества на преступления является одним из наиболее значимых криминогенных факторов. Если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. «Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления». [1, с.170].

    Особое внимание специалистов, родителей и общества уделяется негативным формам девиации: проституция, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение, преступность, алкоголизм и игровая зависимость.

    Но девиация может иметь и положительную направленность, например культурно-одобряемые отклонения, связанные с достижениями спортсменов, победа на олимпиадах по каким-либо наукам, научными открытиями юных дарований, героизм. Современные реалии заставляют общество иначе относиться к людям, проявляющим альтруизм, патриотизм и другие проявления положительной девиации. Таких людей считают психически больными или, по крайней мере, странными. Общество, особенно дети и подростки не прощают поведение, отклоняющееся от принятых правил.

    Положительная девиация носит прогрессивный характер, так как способствует развитию общества. Но любая девиация как программа формируется в сознании отдельного индивида и только потом реализуется в поступках. Поэтому, на наш взгляд, задача педагогов сформировать и скорректировать программу поведения учащейся молодежи используя накопленный наукой и человечеством опыт в данной области.

    Литература:


    1. Иншаков С.М. Зарубежная криминология: уч. Пособие для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 383с.

    2. Майерс Д. Социальная психология СПб.: Питер. 1996. -512 с.

    3. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской американской психологии личности: Хрестоматия по психологии личности. Самара: изд.: «Бахрах». 2003. -758 с.

    4. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс., 1999. – 429 с.

    5. Социология молодежи: учебник/ под ред. В.Н.Кузнецова. –М.:Гардарики, 2005. – 335 с.

    6. Фрейд З.«Введение в психоанализ». С-Птб.: Изд-во «Азбука». 1997г. -478 с.

    7. Юридическая социология. Учебник для ВУЗов. М.: Изд. НОРМА. 2000. -368 с.


    написать администратору сайта