Украинская культура после татаромонгольского нашествия (вторая половина XIII ХV вв.) План
Скачать 95 Kb.
|
ТЕМА № 3. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII – ХV вв.) План
Вопрос № 1. Исторические условия развития культуры. Развитие культуры во второй половине XIII – XV вв. определялось сложной исторической ситуацией. Накануне монголо-татарского нашествия Киевская Русь разделилась на множество княжеств, совершенно независимых друг от друга или непрочно связанных определенными военно-политическими договорными отношениями. Источники насчитывают 18 крупных государственных образований, а если считать с мелкими, то около 30-ти. При отсутствии политического единства, неполного подчинения даже младших князей старшим князьям, не было и военного единства. Поэтому противостоять большим, хорошо обученным, упорным и жестоким войскам монголо-татар князьям было крайне сложно. Уже при первом столкновении на реке Калке в 1223 г. они потерпели поражение, но и это не привело к преодолению междоусобных конфликтов. 1237 – 1240 гг. можно считать самыми трагичными в истории Киевской Руси. Летописи и археологические источники раскрывают ужасные картины пожаров, уличных боев, массовой гибели в Киеве, Чернигове и других городах. Вместе с городами уничтожались и произведения культуры, были убиты и уведены в плен десятки тысяч людей, среди которых встречалось немало различных мастеров, остатки населения бежали в леса, пустовали целые области. В 40-х годах XIIІ в. для большинства княжеств Киевской Руси началось иноземное иго, которое закончилось лишь через четверть столетия и еще столько же продолжались периодические набеги казанских, астраханских и крымских ханов, поддерживаемых Турцией. Военные опустошения и тяжелый податной пресс привели к затяжному экономическому упадку. За первые 50 лет ордынского правления не было построено ни одного города. Масштабы каменного строительства достигли предшествовавшего нашествию уровня только через сто лет. По ряду производств наблюдалось падение или забвение сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность: исчезли сердоликовые бусы, стеклянные браслеты, искусство перегородчатой эмали, полихромная керамика, производство смальты для мозаик, большинство приемов обработки металла и многое другое. Зарождающаяся связь городов с деревней, широкая торговля крупных городов с периферией были уничтожены татарами практически везде. Произошел отрыв Киевской Руси от мировых торговых путей. Задержалось формирование буржуазных элементов. Некоторые исследователи среди последствий ига выделяют изменения в ходе внутреннего развития: переход от добровольного единения под властью одного князя к увеличению роли монарха, «хозяина земли Русской». Но, вопреки мнению некоторых западных ученых, монголо-татары не оказали существенного влияния на сам характер культуры, стоявшей намного выше культуры завоевателей. Хотя в язык и проникли некоторые слова, принесенные татарами (базар, башня, башмак, сундук, чердак, колпак, кафтан), в целом культура развивалась на внутренней основе. Кроме того, оказавшись под властью степных орд, Киевская Русь сохраняла живую связь с византийским миром, что дало почву для последующего расцвета духовности. Русская митрополия находилась под неусыпным контролем Константинополя. Властители Орды, понимая значение церкви, освободили православное духовенство от дани и объявили неприкосновенными его земельные владения при условии, что митрополиты, как и князья, будут ездить за ярлыком в Орду. Поэтому даже в тяжелые для Киевской Руси времена в монастырях и церквях продолжала концентрироваться культурная жизнь. Следует отметить, что разные княжества в разной степени испытали на себе последствия монголо-татарского нашествия. Оно определило окончательное оформление в XIII – XIV вв. исторических путей развития основных регионов Киевской Руси: юго-западного с центром в Галицко-Волынском княжестве, которое охватывает в основном этнические территории современной Украины, северо-восточного с центром во Владимиро-Суздальском княжестве и северо-западного с центром в Новгороде. Киевское и Черниговское княжества пришли в упадок. В связи с перемещением европейской торговли из Византии в Западную Европу на Руси торговые приоритеты переместились из Киевского в Галицко-Волынское княжество, где пересекались пути из западной, северной и восточной Европы. Это в свою очередь обусловило и интенсивное культурное развитие указанного региона. Литовское правление, установившееся на украинских землях со второй половины XIV в., кардинально не повлияло на культурный процесс. Принцип литовской политики «ничего не изменять и ничего не вводить» как нельзя лучше отвечал интересам подвластного им населения. Кроме того, в определенной степени литовское правление обусловило интенсивные связи указанных земель с Западной Европой и ее влияние на местную культуру. Вопрос № 2. Наука и образование. В распространении образования, как и в развитии многих областей культуры, огромную роль играли церкви и монастыри. Накануне монголо-татарского нашествия распространение грамотности среди населения было достаточно значимым, о чем свидетельствуют граффити – надписи на камне, стенах, дереве. Это свидетельства о принадлежности предмета человеку, мастеру, просьбы к Богу, церковные тезисы, полемика между духовными и светскими лицами (граффити Софийского собора), загадки, пожелания князей своему народу и т.д. В Звенигороде Галицком и в Берестье найдены берестяные грамоты, в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Львове – бронзовые стилусы (писала) для письма на восковых табличках. О существовании школ на Волыни можно сделать вывод из жития иконописца Петра, позднее митрополита. Его, когда он достиг семи лет, «отдали родители книгам учиться». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер, применялся принцип слогового обучения чтению и письму. К сожалению, сведений об образовании в период нашествия очень мало. В основном они относятся к Галицко-Волынскому княжеству, которое в силу своей отдаленности менее пострадало. Присоединение украинских земель к Великому княжеству Литовскому ознаменовало новый период в развитии украинской культуры, в частности образования и науки. В общекультурном отношении Литва значительно уступала Украине – ее язык стал языком делопроизводства, дипломатии, частной переписки на территории Великого княжества Литовского. Негосударственное положение украинского населения несколько позднее негативно скажется на развитии культуры. В этот период начальные школы существовали в городах, при больших церквях и монастырях и в имениях некоторых магнатов. Обучали дьяки – «уставники», которым платили зерном и другими продуктами. Учились или в доме дьяка, или в помещении при церкви. Изучали чтение, письмо и церковное пение. Учебниками служили «Часослов» и «Псалтырь». Кроме людей, получивших начальное образование, были и более образованные, которые знали иностранные языки, работали в княжеских и епископских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели счета, дипломатическую переписку. В конце XV в. в Польше и Литве начинается культурный подъем. Тут распространяются идеи гуманизма, учение Яна Гуса и других деятелей Реформации. Через Польшу прогрессивные идеи проникали в Украину и одновременно польская культура обогащалась в ходе контактов с украинской. Выходцы из Украины обучались также в университетах Европы. В документах парижской Сорбонны имена студентов-украинцев, а также бакалавров, лиценциатов и магистров встречаются уже со второй половины XIV в. В середине XV в. в Сорбонне было уже несколько докторов украинцев (Юрий Дрогобыч, Павел Русин). Юноши из Украины – дети шляхтичей, мещан – обучались и в Болонском, Краковском, Пражском университетах. Что касается науки, то в украинских землях получили большее развитие философские и политические взгляды. Математические знания в XIII – XV вв. не получили особого распространения. Цифровая система того времени была крайне неудобной: для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения с титлом (надстрочный знак над буквой, обозначающий цифру); отсутствовало понятие нуля; простые дроби обозначались словесно (одна шестая – «полтрети», 1/12 – «полполтрети») и т.п. Десятичные дроби не применялись. Все это затрудняло математические действия. Космологические представления черпались из христианской и другой богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в XIII – ХIVвв. наиболее популярным были компилятивное дохристианское произведение «Книга Еноха» (II – I вв. до н. э.) и «Христианская топография» Космы Индикоплова (ок. 549 г.). В первой мир представлялся как земля и семь небес над ней, в каждом из которых живут духи, ангелы и различные светила. Во второй Земля описывается в виде стола или прямоугольной доски и т.п. Большим шагом вперед явилось возрождение в начале XV в. античных представлений о мироздании. В сборнике «Странник со иными вещьми» (1412 г.) содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Рациональное осмысление природы мироздания было существенно затруднено влиянием религиозно-мистического мировоззрения. С постепенным развитием в XIV – XV вв. торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества происходило расширение географического кругозора людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Константинополя, Палестины, Западной Европы и других земель. Самым выдающимся памятником такого рода, получившим популярность, является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, совершившего в 1466 – 1472 гг. путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию. Мировоззрение. Общественные идеи, связанные с осмыслением места человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV – начале XV вв. Киевская Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления, которое в рассматриваемый период и в самой Византии переживало кризис. В украинских землях взаимодействовали и противодействовали православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм (этико-аскетическое учение, включавшее систему психофизического контроля), тогда как в Византии господствовали победивший исихазм и побежденный рационализм. Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и дaжe телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси XIV – XV вв. было сильно учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством. Из-за социальных потрясений эти идеи принимали форму реального ожидания «второго пришествия» Христа. Умонастроение эпохи, конечно не исчерпывалось этими идейными течениями, но в них сфокусировались важнейшие жизненные представления человека XIV – XV вв., и именно они предопределяли характер тех сдвигов, которые произошли в историко-культурном процессе того времени. Вопрос № 3. Развитие книжного дела и литературы Книжное дело в Украине, как и вся культура, в 30-50-е гг. XIII в. оказалось в тяжелейшем положении. В источниках упоминается книгописание конца XIII в. в Киево-Печерском монастыре, во Владимире-Волынском, Холме и Львове. Сохранилось всего около 200 рукописей и отрывков, созданных в конце XII – XIV вв.: в конце XII – начале XIII вв. – 28; в первой половине XIII в. – 19; в XIII в. (без точной даты) – 83; во второй половине XIII в. – 34; в конце XIII – начале XIV в. – 35. Все они были написаны на пергаменте. Записи на книгах свидетельствуют, что книги переписывались писцами владыческих кафедр, митрополичьей канцелярии, причетниками церквей. Центрами книжной культуры являлись Галич при Льве Даниловиче и его сыне Юрии, Холм, Перемышль, Полоцк, Волынь. При дворе князя Владимира Васильковича – книжника и философа, существовала огромная мастерская для создания книг. Среди его даров различным церквям: во Владимире, Берестье, Вельске. Каменце, Луцке, Перемышле, Чернигове, летописец описывает 36 книг. Кожаная оправа наиболее дорогих из них украшалась золототканным полотном, металлическими накладками с изображениями, выполненными техникой перегородчатой эмали. Все это создавалось местными ремесленниками. Некоторые книги были украшены миниатюрами. На украинских землях в XIII – XV вв. знали несколько видов письма. Сначала был «устав» – без наклона, строго геометрической формы, напоминающий современный печатный шрифт. В XIV в. с распространением делового письма его сменил «полуустав» (буквы поменьше, с легким наклоном). В XV в. начали писать «скорописью», плавно соединяя соседние буквы. Иногда буквы украшали вязью, они были вытянуты вверх и переплетались между собой, образуя орнамент. Писали столбцами, не разделяя слов, сокращая их за счет гласных, которые зачастую писали над строкой. Точку использовали произвольно. С XV в. появляется запятая или точка с запятой вместо знака вопроса. Переписывание книг было очень длительным, за день писали 2 – 4 листа. Первую, заглавную букву в тексте – «инициал», писали крупнее и красивее, украшали. Обычно «инициал» разрисовывали красной краской, от чего и сейчас говорят «писать с красной строки». Завершали текст «концовкой» – небольшим рисунком. Часто это были две птицы, похожие на павлинов. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Их писали художники на свободных листах кистью и красками. Так, в 1397 г. по заказу епископа Михаила, киевским протодиаконом Спиридонием был оформлен цветными миниатюрами «Киевский псалтырь». Сюжеты миниатюр были не только религиозными, но и бытовыми, историческими, пейзажными. Среди рукописей XIII в. преобладали книги, необходимые для совершения церковного богослужения. Заметное место занимала византийская литература церковно-поучительного характера: «Богословие» Иоанна Дамаскина, сочинения Максима Исповедника, Федора Эдесского и Нила Синайского, сборники слов – торжественники, кормчие книги (сборники церковных и светских законов). Последние отразили изменение положения церкви, когда в Галицко-Волынской земле была учреждена собственная Галичская митрополия с кафедрами в Перемышле, Владимире, Луцке, Холме и Турове. В кормчих книгах отразилась работа по кодификации права: в 1262 г. в Украину была привезена сербская кормчая с подробными объяснениями византийских юристов Алексея Аристина и Иоанна Зонары, а в 1273 – 1280 гг. в окружении киевского митрополита Кирилла была создана русская редакция кормчей, соединяющая материалы древнеславянской и сербской редакций. Объяснения различных юридических казусов и установление норм церковных наказаний, поучения монахам и мирянам включали в состав требников, канонических сборников: послания владимирского епископа Симона и инока Поликарпа (1214 – 1226 гг.), «Пять слов печерского игумена, позднее владимирского епископа Серапиома» (1239 – 1275 гг.) и т.д. Важнейший жанр литературы рассматриваемого периода – летописание. В Киеве оно непрерывно велось до 1238 г., после чего сведения о нем пропадают, в Чернигове и Переяславле до 1228 г. Главным же летописным произведением этого времени является Галицко-Волынская летопись, созданная во второй половине XIII в. и охватившая события 1201 – 1291 гг. Авторы летописей выступают с позиций среднего и мелкого боярства, горожан. Тон и манера летописи конца XIII в. близки к византийским историческим повествованиям императорских историографов. Известно, что при князьях Данииле, Владимире Васильковиче, Мстиславе и Льве тоже были историографы, располагавшие всем княжеским оборотом документов. Кроме того, в летописи есть фрагменты, где текст не ограничивается рамками изложения по годам, представляют собой живой и непрерывный рассказ, с далеким от церкви и ее книг тоном, что подтверждает ее светский характер. Все другие летописные тексты, составленные в этот период в разных местах Галицко-Волынского княжества, представляли собой только попытки частных лиц дать описание текущих событий, всегда на коротком отрезке времени, и не имели официального характера. Одним из ярких произведений древнерусской словесности является «Слово о погибели Русской земли». Его считают началом несохранившегося сочинения о татаро-монгольском нашествии. И хотя в «Слове...» неточно описаны география и политическая история XIII в., но это сильное по литературным характеристикам, по драматизму и патриотическому тону произведение. В рассматриваемый период появляется ораторская, житийная и паломническая проза, литературные сборники («Измарагд»), переведенные повести («Александрия», «Троянская война»). Особенностью литературы второй половины XIII – XV вв. является внимание к религиозным и эстетическим переживаниям и отсутствие интереса к личностным. В устном народном творчестве этого периода зарождались новые формы, освобождались от культовых элементов обрядовые песни. Основными жанрами были сказки, новеллы, легенды, притчи, употреблялись пословицы и поговорки. Среди населения распространялись рассказы о нашествии Батыя, легенды о киевском князе Михайлике – герое борьбы против половцев, патриотические песни. 4. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура и искусство – это две области, наиболее пострадавшие от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, основываясь на архитектуре времен Киевской Руси. Даниил Галицкий и его последователи возрождают градостроительство, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов устремились многие мастера. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказы князя. Во второй половине XIII в. начинается строительство каменных замков: в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжественными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и т.д.). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы – переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками. С конца XIV в. на архитектуру начинают оказывать влияние изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью выстроенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Меджибоже, Кременце). Главными заказчиками становятся не только церкви, монастыри и крупные феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине упоминаются мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутреннем убранстве бескупольных храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения Запада. В XV в. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. Строятся деревянные храмы: церковь Святого Духа в Петеличе, собор Благовещения в Ковеле. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко проявляется оборонный характер, вызванный набегами татар и усобицами феодалов. Типичным примером церкви – крепости является Покровская крепость в Сутковцах (XV в.). Живопись. На иконопись Галицко-Волынского княжества конца XIII – XIV вв. оказала влияние киевская. Наиболее популярной темой искусства XIII в. было покровительство и заступничество (икона Христа-Избавителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известны иконы «Богоматерь Печерская» (ок. 1288г.), «Игорева Богоматерь», «Николай с житием». Они уже в значительной степени лишены сурового аскетизма, лица нарисованы мягко, детально выписана одежда. В XIV в. усиливаются народные мотивы. Так, в сюжетах композиций «Рождества Христова» и «Успения Богородицы» уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствуют в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Онуфриевской церкви в селе Лаврове (XV в.), армянского собора во Львове (XIV – XV вв.). Наиболее популярные сюжеты -изображения Юрия Змееборца и «Страшного суда». Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под влиянием вкусов заказчиков – крестьян и мещан. Мастером, в творчестве которого уже в XV в. было заметно влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, был Петр Ратенский, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона «Богородица» во Владимире-Волынском соборе и так называемая «Петровская икона» в Успенском соборе в Москве. Из работ профессиональных художников сбереглась икона Богоматери-Одигитрии из Покровской церкви Луцка, (XIII – XIV вв.). Известная Ченстоховская икона Божьей Матери, такая популярная в Польше, в XIV в. была вывезена из Галичины. Ряду украинских икон XV в., выполненных в русле художественных традиций Галицко-Волынской земли, были свойственны лаконизм и целостность композиции, сдержанность колорита и одновременно умение объединить контрастные цвета, эмоциональная насыщенность образа-символа. Эти особенности стали в будущем одним из компонентов национального своеобразия украинского изобразительного искусства. В то же время во многих произведениях народного декоративного искусства Западной Украины (ковры, вышивки, писанки) заметно использование и дальнейшее развитие мотивов, которые существовали еще в средневековье. На вторую половину XIII – XV вв. приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов – народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые сочиняли «хвалы» в честь боевых подвигов князя и его дружины. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. Кобзари исполняли думы в сопровождении игры на кобзе-бандуре или лире. Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не пришла в упадок, но и сохранила высокий уровень развития. Во второй половине XIII – XV вв. украинские земли переживали определенный упадок культуры, связанный с последствиями монголо-татарского нашествия и утратой Киевом значения политического, торгового и культурного центра Руси. Главным очагом развития украинской культуры в это время становится Галицко - Волынское княжество, менее разоренное и имевшее благоприятное геополитическое положение. В культуре XIII – XV вв. заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами. Несмотря на постепенную утрату собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступательно развиваться. |