Главная страница

Теория консенсуального воздействия Матураны. Умберто Матурана. Умберто Матурана известный чилийский ученый, нейробиолог, философ


Скачать 16.63 Kb.
НазваниеУмберто Матурана известный чилийский ученый, нейробиолог, философ
АнкорТеория консенсуального воздействия Матураны
Дата30.03.2022
Размер16.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУмберто Матурана.docx
ТипДокументы
#428359

Умберто Матурана— известный чилийский ученый, нейробиолог, философ.

В 1947 году, он поступил в Чилийский университет, изучая сначала медицину в Сантьяго, затем биологию в Лондоне и Кембридже. В 1954 году ученый получил стипендию от Фонда Рокфеллера для изучения анатомии и нейрофизиологии у Дж.З. Янга в Лондонском университетском колледже. В 1958 году он получил степень доктора биологических наук в Гарвардском университете.

Матурана работал в области неврологии в Университете Чили, в исследовательском центре Biología del Conocer (Биология знания). В 1994 году он получил «Национальную премию Чили» в области естественных наук. Кроме того, Матурана основал свой собственный центр размышлений и исследований-Instituto de Formación Matriztica и в 2020 году был удостоен почетной стипендии кибернетического общества.

В 1960 году, отойдя от принятой биологической традиции, рассмотрел живые системы не в отношении с окружающей средой, но через системы реализующих их процессов; результаты были изложены в статье «Нейрофизиология познания» (1969). В дальнейшем Матурана совместно со своим учеником Ф. Варелой опубликовал книги «Автопоэзис и сознание» (1980), «Древо познания» (1984, пер. на рус. яз. 2001), где изложены новые фундаментальные идеи, в частности о познании, которое рассматривается как «непрерывное сотворение мира через процесс самой жизни». 

В 60-е – начале 70-х гг. ХХ в.У. Матураной была создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем.

Языковую деятельность (languaging) Матурана сравнивает с танцем, которому свойственны не ‘иерархия’ и ‘управление’ и не ‘конкуренция’, а взаимная подгонка действий, сотрудничество. “Человеческие существа являются биологически любящими (сотрудничающими) существами”, – говорит он в одном из своих интервью, – “а язык – это наш биологический способ жизни”.

Матурана, кстати, подвергает сомнению и сам термин ‘передача информации’, ведь в реальном процессе языкового взаимодействия ничего никому не передается в прямом смысле, и ‘передача’ информации – всего лишь неудачная метафора совместной деятельности, в результате которой возникает сходный отклик: более или менее близкое взаимное понимание чего-то иного. Это напоминает слова известного философа Мераба Мамардашвили (1930-1990): не надо даже пытаться понять другого, это бесполезно, лучше вместе понимать что-то третье.

Возникает сомнение и в привычном понимании существования языка и других систем коммуникации. Разумеется, не зафиксированных речевых произведений (книг и фонограмм), словарей и учебников, а языка как некоей абстрактной системы ‘правил и исключений’, навязанных человеку извне и которой он вынужден подчиняться. Язык предстает как миф, в который нам выгодно верить, а не как вещь, живущая по законам и правилам физического мира. “Человек видит то, во что он верит”, – писал У.Матурана.


написать администратору сайта