Родная лит.8 кл. Унт. Исторические песни, лирические песни, календарнообрядовая поэзия
Скачать 18.01 Kb.
|
УНТ. Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Содержание урока: Поэтика и содержание лирических, исторических песен. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. План урока: 1. Постановка целей и задач. 2. Основное содержание: – Русский народ и песня. – Виды народной песни. – Лирические песни – Исторические песни – Частушки. 3. Основные выводы. 4. Разбор тренировочного и контрольного задания. Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить содержанию и поэтике жанров: лирическая песня, историческая песня, частушка. На этом уроке вы – повторите, чем отличаются обрядовые, лирические, эпические народные песни, – узнаете художественные особенности лирических, исторических песен и частушек; – научитесь и сможете самостоятельно определять вид народной песни и её основные художественные черты. Словарь: Устное народное творчество - словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение Лирическая песня – песня, раскрывающая мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. Историческая песня – песня, посвящённая конкретным событиям и реальным лицам русской истории. Частушка – короткие, рифмованные песенки исполняющиеся под один напев. Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ. Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны. Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя. Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы. Основное содержание урока (изложено в презентации к уроку) «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство – летит под песни ямщиков…» – из «Петербургских записок» Николая Васильевича Гоголя. У славян много песен. Посмотрите на схему и постарайтесь запомнить представленную классификацию жанров народной поэзии: Обрядовые песни – это песни заклинания, обращенные к силам природы. Обрядовые песни исполнялись только в определенные моменты календарного цикла или жизни человека (рождение, свадьба, смерть). Лирические песни Главное назначение лирических песен – раскрыть мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. Лирические песни знал любой человек и исполнял их в минуты радости или печали. Существовали песни сольные и многоголосые (хоровые). Прочитайте и послушайте лирическую песню «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная». Уж ты, ночка, ты, ноченька темная, Ты, темная ночка, осенняя! Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, ни частых звездочек! Нет у девицы родного батюшки, Нет ни батюшки, нет ни матушки, Нет ни братца, ни родной сестры, Нет ни рода, нет ни племени! Уж как был-то у ней мил-сердечный друг, Да и тот теперь далеко живет... Эта медленная, протяжная лирическая песня отражает одиночество девушки-сироты, которая лишилась жениха. Причина расставания не названа, но она и не важна – песня раскрывает внутренне состояние девушки. Художественные особенности у всех народных лирических песен схожи: 1) часто в них переживания человека даются через сопоставление с миром природы – такой прием называется параллелизм; 2) во всех песнях используются устойчивые эпитеты. В этой песне – «ночка темная», «светлый месяц», «частые звёзды», «родной батюшка», «мил-сердечный друг»; 3) обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов (ноченька, звездочки, батюшка, матушка, братец) роднит лирическую песню с причитаниями и свидетельствует о происхождении лирической песни из обрядовой. Исторические песни Историческая песня говорит о действительно живших людях и о реальных событиях, но в том виде, как их воспринял и понял народ: – монголо-татарское иго, – правление Ивана Грозного, – смутное время, – петровское время, – песни о войне 1812 года, – песни о крестьянских героях: Ермаке, Степане Разине, Пугачёве. В этих песнях есть и лирическое и эпическое начало, то есть они и рассказывают о событии и отражают переживания героев. Художественное своеобразие исторической песни: – Конкретные исторические персонажи: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пётр I, Пугачев, Суворов, Кутузов. – В основе сюжета – 1 эпизод; – Обращение. – Часто – форма монолога или диалога. Прочитаем и проанализируем песню «Ты, звезда ли моя, звездочка». Постарайтесь найти в ней черты, характерные для исторической песни: Ты, звезда ли моя, звездочка, Высоко ты, звездочка, восходила, — Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного. Становилась та звёздочка, Над воротами решётчатыми. Как во темнице, во тюремнице Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачёв. Он по темнице похаживает, Кандалами побрякивает: «Кандалы мои, кандалики, Кандалы мои тяжёлые! По ком вы, кандалики, доставалися? Доставались мне кандалики, Доставались мне тяжёлые Не по тятеньке, не по маменьке – За походы удалые, за житьё свободное!» Песня рисует образ Пугачева, в ней выразилось переживание народа за разбойника. Песня поется как повествовательная от 3 лица, но в нее включен внутренний диалог Пугачева с самим собой – так соединилось эпическое и лирическое. В исторических песнях отображалось народное историческое сознание. В этой песне мы видим сочувственное отношение народа к разбойнику. Частушки Во второй половине 19 века в на русском севере появились частушки – коротенькие рифмованные лирические песенки. Эти чрезвычайно динамичные с искрометным юмором песенки быстро стали популярными в народе. Ежедневно рождалось и умирало сотни частушек. Этот жанр очень импровизационный – частушку могли сложить и спеть на ходу по случаю всего один раз. Частушки пелись на любые темы, но главной была, конечно, любовь. Молодые люди, собираясь вечерами, через частушки выражали свои симпатии и антипатии друг к другу, признавались в любви, ругали за измены, говорили о своем горе, о надеждах. В сложные для народа времена появлялись остро социальные и политические частушки. Художественное своеобразие: – Короткие, рифмованные песенки, исполняющиеся под один напев. – Чаще – от 1-го лица. – Присутствует шутка, ирония. – Сильна импровизация. – Чаще 4-х строчные. – Темы: любовные, семейные, социальные, политические… Определите, какие характерные черты жанра явлены в этих частушках: Едет милый по базару, Всем он улыбается. Оказалось – зубы вставил, Рот не закрывается. Не ругай меня, маманя, Не ругай так грозно. Ты сама была такая — Приходила поздно. В народных песнях отражены все стороны народной жизни: миропонимание, труд на земле, история, личные переживания, беды и радости. А.С. Пушкин утверждает: народ существует как духовная личность, как единая семья до тех пор, пока в нем жива песня. Основные выводы 1. Русский народ жил вместе с песней. 2. Виды народной песни: обрядовые, лирические, эпические, лиро-эпические. 3. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека: любовь, семья и пр. 4. Исторические песни отразили историю, запечатлели некоторых исторических лиц и их оценку народом. 5. Частушки – поздний лирический жанр, который быстро вошел в жизнь народа, охватив все основные темы и проблемы. Уж ты, ночка, ты, ноченька темная, Ты, темная ночка, осенняя! Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, ни частых звездочек! Нет у девицы родного батюшки, Нет ни батюшки, нет ни матушки, Нет ни братца, ни родной сестры, Нет ни рода, нет ни племени! Уж как был-то у ней мил-сердечный друг, Да и тот теперь далеко живет... Ты, звезда ли моя, звездочка, Высоко ты, звездочка, восходила, — Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного. Становилась та звёздочка, Над воротами решётчатыми. Как во темнице, во тюремнице Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачёв. Он по темнице похаживает, Кандалами побрякивает: «Кандалы мои, кандалики, Кандалы мои тяжёлые! По ком вы, кандалики, доставалися? Доставались мне кандалики, Доставались мне тяжёлые Не по тятеньке, не по маменьке – За походы удалые, за житьё свободное!» |