Специфика работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в на. Курсовая работа (Печатать). Лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе
Скачать 78.15 Kb.
|
1 2 БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Курсовая работа по профессиональному модулю 01. Преподавание по программам начального общего образования специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах студентки 3 курса Виноградовой Ирины Николаевны Научный руководитель: канд. филол. наук, преподаватель Кирилова Елена Алексеевна ВОЛОГДА 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 § 1. Понятие и сущность изобразительно-выразительных средств в произведениях художественной литературы……………………………………6 § 2. Лирическое стихотворение как жанр литературы………………………...15 § 3. Методические аспекты работы над изобразительно-выразительными средствами в лирических стихотворениях……………………………………..20 Заключение……………………………………………………………………….27 Список литературы и источников………………………………………………29 Приложение 1. Учебно-методические комплексы: «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Гармония», на материале которых изучаются лирические стихотворения на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе…………………………………………………....37 Введение Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития, а художественная литература – это особый вид познания действительности. Особо сильное воздействие на формирование личности обучающихся идет на уроках литературного чтения с помощью художественных произведений. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Как отражение явлений действительности в литературном чтении было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности. Лирика включает в себя как поэзию, так и прозу. В данном исследовании речь пойдет о лирической поэзии. Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературного чтения. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир обучающихся, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, побуждает глубже понимать окружающий мир. О. И. Никифорова отмечает, что само собой умение воспринимать и анализировать образную речь не появляется у детей. Его можно и необходимо начинать формировать уже у учащихся первого класса, но с помощью особых приемов, соответствующих возможностям данного возраста, путем использования материала, близкому к их опыту. Курс литературного чтения в начальной общеобразовательной школе включает в себя работу над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений. В связи с многочисленностью средств выразительности трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте стихотворений, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Проблемой работы над изобразительно-выразительными средствами языка при чтении стихотворений занимались многие учёные-методисты, психологи. Среди них, А. М. Лисовский, М. Р. Львов. Также вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Бунакова Н. Ф., Стоюнина В. Я., Каноныкина Н. П., Сальниковой Т. П. В настоящее время проблема полноценного восприятия и анализа лирических стихотворений младшими школьниками, а особенно изобразительно-выразительных средств в лирических стихотворениях является недостаточно изученной. Поэтому в качестве одной из задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения, а также анализу изобразительно-выразительных средств. При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в начальной школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывает актуальность курсовой работы Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования – изобразительно-выразительные средства языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. Предмет исследования – специфика работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. Цель работы – представить специфику работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. Цель реализуется через задачи: 1) представить понятие и сущность изобразительно-выразительных средств в произведениях художественной литературы; 2) описать лирическое стихотворение как жанр литературы; 3) раскрыть методические аспекты работы над изобразительно-выразительными средствами в лирических стихотворениях. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по данной теме, изучение педагогического опыта, обобщение. § 1. Понятие и сущность изобразительно-выразительных средств в произведениях художественной литературы Русский язык выделяется среди других языков мира необычайным богатством, изумительной красотой и исключительной выразительностью. Л. В. Измайлова отмечает, что богатство русского языка проявляется многообразно: всевозможные способы выражения значений, передача тончайших оттенков смыслов, изменение смыслов слов. Приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание называются изобразительно-выразительными средствами языка [12]. П. В. Палиевский пишет, что «изобразительно-выразительные средства способы воссоздания действительности в художественном произведении. Этот термин используется как обозначение известного круга художественно-речевых явлений, создающих словесную образность повествования, прежде всего тропов, фигур, различных форм инструментовки и ритмико-интонационной организации» [Палиевский П. В.; 94]. С. П. Белокурова приводит более развёрнутое определение данного понятия: «изобразительно-выразительные средства – это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры и т. п., то есть те элементы произведения, которые помогают создать «чувственно-предметные образы» [Белкурова С. П.; 98]. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если используются разнообразные изобразительно-выразительные средства. Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Рассмотрим классификацию изобразительно-выразительных средств Л. А. Введенской и М. Н. Черкасовой. Они выделяют три группы изобразительно-выразительных средств языка: лексические, синтаксические (стилистические фигуры) и фонетические средства [12]. «Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. Лексические средства, несомненно, занимает центральное место в системе образных средств языка» [13; 16]. Среди них выделяются такие, как антоним, синоним, омоним, пароним, тропы. Антонимы (от греч. «анти» – против и «онима» – имя) слова одной части речи, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного [Розенталь Д. Э. ; 15]. Примеры антонимов в пословицах: на черной земле белый хлеб родится, кто много знает, тот мало спит. Омонимы (от греч. homos одинаковый и onoma имя) слова или формы слов, одинаковые по звучанию, но имеющие совершенно различное значение [Аксенова Е. М.; 167]. Примеры омонимов: «мир» отсутствие войны и «мир» вселенная; «мечи» от слова «меч» и «мечи» от слова «метать». Паронимы (от греч. рага – возле, onyma, onoma имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении [Розенталь Д. Э.; 179]. Например: ароматный ароматический ароматичный; банковский банковый; встать – стать. Синоним (от греч. synonymos одноименный) слово, которое отличается от другого слова своим звучанием, но весьма сходно по смыслу, выражая одно и то же понятие [Крупчанов Л. М.; 198]. Я. О. Зунделович определяет это понятие так: «синонимы слова различные по внешней форме, но сходные по значению, то есть определяющие разные оттенки одного и того же понятия» [ Зунделович Я. О.; 798]. Примеры синонимов: красивый – прекрасный, приятель – друг. Образность речи также создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. Троп (от греч. tropos оборот) употребление слова в переносном его значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову и уже непосредственно не связанных с его основным значением [Крупчанов Л. М.; 198]. Д. Э. Розенталь даёт такое определение: «троп (греч. tropos - поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении» [Розенталь Д. Э. ; 326]. Рассмотрим их подробнее. Аллегория (греч. allegoria иносказание) одно из сильнейших средств воздействия на сознание и воображение читателя. Она относится к группе метафорических тропов, когда одно явление изображается и характеризуется через другое [В. И. Новиков; 12]. Например, в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Стрекоза – аллегория легкомыслия. Гипербола (от греч. hyperbole преувеличение) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает [Аксенова Е. М.; 45;]. Например: «Снег валил с неба пудами». Ирония (от греч. eironeia притворство, насмешка) осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый [Борев Ю. Б.; 100]. Например, в басне И. А. Крылова «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (обращение к ослу). Литота (от греч. litotes простота, малость, умеренность) троп, противоположный гиперболе. Литота это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Примеры литоты есть в сказках: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок» [Зунделович Я. О.; 357]. Метафора (от греч. metaphora перенос) вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту [Е. М. Аксенова; 132]. По мнению М. А. Петровского «метафора (от греч. Μεταφορά перенесение) вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии» [М. А. Петровский; 460]. Например: «В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин). Метонимия (от греч. Μετονυμία, переименование) обычно определяется как вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности. Чаще всего классификация метонимий сводится к трем главным группам: или в основание деления кладутся отношения пространственные, временные и причинные, или же категории сосуществования, последовательности и логической внутренней связи [Аксенова Е. М.; 138]. Например: «Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» (И. А. Крылов). Олицетворение (греч. prosopopolia, от prosopon лицо и poieo делаю) такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать [Зунделович Я. О.; 532]. Например: «Город на Неве приютил» (Н. Гоголь). Перифраза (греч. Περίφρασις, описание) стилистический термин, обозначающий описательное выражение предмета по какому-либо его свойству или признаку [Крупчанов Л. М.; 215]. Сравнение (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры [Петровский М. А. ; 860]. Например: «как ночь, черны его глаза». Синекдоха (греч. synekdoche соподразумевание) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот [Розенталь Д. Э. ; 248]. Например: «Все флаги в гости будут к нам.» (А.С. Пушкин). В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией. Эпитет (от греч. epitheton приложение) слово, определяющее предмет пли явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки [Крупчанов Л. М.; 218]. М. А. Петровский пишет, что «эпитет (греч. Επίθετον приложенное) термин стилистики и поэтики, обозначающий слово определение, сопутствующее слову определяемому» [Петровский М. А.; 1119]. Например: «красна девица, трескучий мороз». К лексическим средствам выразительности относятся также и «фразеологизмы лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой лексической единицы» [Розенталь Д. Э.; 374]. Например: зарубить на носу, бежать на утёк. Младшие школьники на уроках литературного чтения знакомятся со следующими лексическими изобразительно-выразительными средствами: аллегория, антоним, гипербола, метафора, омоним, олицетворение, синоним, сравнение, фразеологизм, эпитет. Вторая группа изобразительно-выразительных средств речи синтаксические, к ним относят стилистические фигуры речи. Фигура речи оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора [Розенталь Д. Э.; 333]. Анафора единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных более или менее значительными промежутками [Зунделович Я. О.; 50]. Например: «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел…» (А.С. Пушкин). Антитеза (от греч. antithesis противоположение) стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах [Розенталь Д. Э.; 19]. Примеры антитезы есть в пословицах: ученье свет, а неученье тьма, тише едешь – дальше будешь. Бессоюзие (асиндетон) бессоюзная связь однородных членов простого предложения частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием [Розенталь Д. Э.; 27]. Например, бессоюзие в пословице: «волков бояться в лес не ходить». Градация (от лат. gradatio постепенность) стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости [Аксенова Е. М.; 48]. Например: убогая роскошь, сладкий яд, живой труп. Инверсия (от лат. inversio – перестановка) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок [Крупчанов Л. М.; 96]. Например: «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням» (А.С. Пушкин). Многосоюзие, или полисиндетон (от греч. polysyndeton многосвязное) такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами [Петровский М. А.; 460]. Например: «И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют...» (М.Ю. Лермонтов). Оксюморон (от греч. ὀξύμωρον – «остроумная глупость») – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ [Аксенова Е. М.; 167]. Например: «грустное веселье». Параллелизм (от греч. parallelos рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи [Розенталь Д. Э. ; 177]. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»: «Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную…». Автор проводит образную параллель «тучки небесные странники» и изгнанник. Риторический вопрос (от греч. rhetor оратор) одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность [Петровский М. А.; 717]. Например: «Какое лето, что за лето?». Риторическое обращение (от греч. rhetor оратор) одна из стилистических фигу. По форме, будучи обращением, риторическое обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, сердечность, иронию и т. д. [Петровский М. А.; 719]. Например: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!». Эпифора (греч. epiphora из epi после + phoros несущий) стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда [Борев Ю. Б.; 287]. Например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н. Гоголь). В начальной школе на уроках литературного чтения учащихся знакомят с антитезой и оксюмороном. Последняя группа изобразительно-выразительных средств языка, выделяемая Л. А. Введенской и М. Н. Черкасовой фонетические средства выразительности языка [12]. Аллитерация (от лат. ad к, при + litera буква) повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием [Розенталь Д. Э.; 15]. Например: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» А.С. Пушкин. Ассонанс (франц. assonance созвучие) созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием [Розенталь Д. Э.; 23]. Например: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!..» (М. Ю. Лермонтов). Из этой группы в начальной школе учащиеся знакомятся с аллитерацией. Таким образом, изобразительно-выразительными средствами языка называют способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину. В начальной школе на уроках литературного чтения младших школьников знакомят со следующими изобразительно-выразительными средствами языка: аллегория, аллитерация, антитеза, антоним, гипербола, метафора, оксюморон, олицетворение, омоним, синоним, сравнение, фразеологизм, эпитет. Работа над изобразительными-выразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Ученик приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает её простейшими средствами. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей, тесно связано с умственным и нравственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. 1 2 |