Специфика работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в на. Курсовая работа (Печатать). Лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе
Скачать 78.15 Kb.
|
1 2 Литературное развитие непрерывно связано, с одной стороны, с видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны – с возникновением и сменой художественных методов [2]. Литературоведы отмечают, что в давние времена были созданы действующие и поныне способы, или роды литературного изображения: эпический, лирический, драматический [2, 67]. Они определили пути решения тех задач, которые постоянно ставятся перед человечеством и литературой. Эпический способ был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический – на выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Драматический способ органически сочетал возможности двух первых: характеры самых различных действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении [2]. Тема нашей курсовой работы связана с лирическим родом литературы и его изобразительно-выразительными средствами. В литературоведении лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний, так как понятие лирика, лирическая поэзия в переводе с греческого языка λυρικός означает «исполняемый под звуки лиры, чувствительный». Лирические произведения эмоциональные, заставляют сопереживать и чувствовать. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера [67, 68]. Каждым человеком иногда овладевает лирическое чувство, но не все могут оформить свои мысли и выразить их в лирическом произведении. Поэтому мы можем сказать, что лирика – это особый способ художественного мышления и осмысления жизни. Событие в лирике важно лишь потому, что оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров: ода, гимн, элегия, сонет, послание, стихотворение, стихотворение в прозе, эпиграмма, романс, гимн и другие. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие – в эпоху средневековья, некоторые – совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке [2]. Н. Д. Тамарченко подразделяет перечисленные лирические жанры на канонические и неканонические. Исследователь отмечает, что в европейской литературе изначально существовали жанры такие как ода, элегия, идиллия, эпистола (послание). Позже появилась баллада. Эти жанры сохраняли систему признаков характерных для тех или иных классических образцов и поэтому считаются каноническими [67]. О́да – жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра. Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) – жанр лирического рода литературы; в ранней античной поэзии – стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) – стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского). Эпистолярная литература (от греч. επιστολη — «послание») – название литературного произведения, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол). Баллада – повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. В основе баллады – необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека [67]. В середине 1820-х гг. начался процесс деканонизации, расшатывания старой жанровой иерархии, уход от классической системы. Ода постепенно сошла на нет, а идиллия и эпистола исчезали как самостоятельные жанры и нашли применение в элегии. Представленные Н. Д. Тамарченко канонические жанры лирического рода литературы не предусмотрены для изучения в начальной школе. Предметом нашей работы является жанр лирического стихотворения. Данный жанр лирического рода литературы предусмотрен для изучения программой по литературному чтению в начальной школе. Так, например, в начальном звене учащиеся знакомятся с такими лирическими стихотворениями: М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» (УМК «Школа России» 4 кл.), Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» (УМК «Школа России» 2 кл.) и другими. В литературоведении существует тематическая классификация лирических стихотворений, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: пейзажная (А. А. Фет «Чудная картина...», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц...»), патриотическая и гражданская (Н.А. Некрасов «Родина», А.А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю...»), философская (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня») [67, 2]. Из перечисленных тем в начальной школе предусмотрено изучение пейзажных лирических стихотворений. Так, например, К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» (УМК «Школа России» 2 кл.). Точки зрения литературоведов сходятся относительно определения стихотворения. В литературоведении стихотворением принято считать написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В силу особой по сравнению с прозаическими произведениями композиционно-ритмической упорядоченности. В стихотворении каждый его отдельный элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. Стихотворение изображает обычно краткий, но напряженно-существенный, содержательный момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт «концентрированную душевную настроенность». В 19-20 вв. стихотворение как поэтическая структура осознаётся преимущественно как форма лирики и противостоит др. стихотворным жанрам, например рассказу в стихах и поэме [14]. Также как и у любого лирического жанра, в лирическом стихотворении комплекс особенностей организации стихотворной речи образовывает его строение. Есть определенные элементы, которые и лежат в основе организации стихотворной речи, они во многом зависят от строения языка, а также от его исторического развития и индивидуальной манеры поэта. Также системы организации стихотворной речи подразделяют на две группы – количественное и качественное стихосложение. Выделяют четыре основных элемента организации стихотворной речи: ритм, рифма, размер и строфа. Несмотря на то, что ритм считается основой основ стихотворения, нельзя сказать, что именно он и образовывает стихотворение. Ритм определяют, как правильное чередование, сочетание и повторяемость элементов в стихотворении. Благодаря этому стихотворения очень часто накладывают на музыку, потому что их звучание легко воспринимается на слух. Ритм – это закономерное повторение единиц в стихотворении. Рифмой принято считать звуковой повтор в двух стихах – преимущественно на конце. Именно рифма подчеркивает ритм стихотворения и членение речи на стихи. Рифма может быть односложной или двухсложной, еще такие виды рифм называют мужскими и женскими. Стихотворный размер является последовательной выраженной формой стихотворного ритма и схемой построения стихотворной строки. Существует пять основных стихотворных размеров в русском стихосложении – это трехсложные (анапест, амфибрахий, дактиль) и двухсложные (хорей, ямб). Строфой называется повторяющаяся группа стихов в стихотворной речи, которые связаны по смыслу и расположением рифм. Это можно назвать сочетанием стихов, которые образуют синтаксическое и ритмическое целое, объединенное четкой системой рифмовки. У строфы есть синтаксическое построение и законченное содержание [67]. Специфической чертой лирического стихотворения является образность. Важную роль в создании образа играют изобразительно-выразительные средства языка. С их помощью поэт придает яркость, красочность, эмоциональную выразительность стихотворной речи. Также средства выразительности отражают внутренний мир лирического героя. Лирический является важным персонажем лирического стихотворения: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Лирический герой – образ поэта, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния. Лирический род литературы имеет богатый потенциал в развитии аналитических умений обучающихся начальных классов. О. И. Колесникова считает, что при общении с поэзией у детей постепенно появляется вкус к слову, интерес к выразительно-изобразительным возможностям родной речи. Пока у детей эмоциональный отклик на поэтическую форму ярок и непосредственен, эстетическо-речевой компонент языковой способности личности развивается наиболее успешно. Отношение к миру поэта и ребенка похожи, кто как не они может ярче ощутить, говоря словами А. А. Блока «Восторг души первоначальный» от случайной «догадки», что «солнце – одно, а шагает по всем городам…» (М. И. Цветаева). Все эти «открытия чудные» происходят благодаря особой способности чувственно откликаться на обычное бытие, одухотворяя его. Когда мысль эмоциональна, мир осваивается творчески. Ученые предполагают, что «именно эмоции играют стимулирующую роль в формировании последовательных этапов развития других высших психических функций ребенка». В начальных классах литературное чтение едва ли не основной учебный предмет, призванный реализовать эмоционально развивающую задачу в процессе становления личности ребенка [14]. Таким образом, изучение лирического стихотворения дает новое осмысление жизни глазами другого человека. Изучая пейзажную лирику, ребенок учится понимать эмоционально образное содержание произведения. В лирических стихотворениях автор использует разнообразные изобразительно - выразительные средства языка. Именно с их помощью он раскрывает смысл стихотворения, спрятанные за картинами природы чувства, состояние души. Жанр лирического рода литературы предусмотрен для изучения программой по литературному чтению в начальной школе не случайно. Так как именно в этом возрасте дети более эмоциональны, открыты и заинтересованы в обучении. §3. Методические аспекты работы над изобразительно-выразительными средствами в лирических стихотворениях На уроках литературного чтения младшие школьники получают элементарные представления об изобразительных и выразительных возможностях слова, практически знакомясь с такими средствами выразительности, как ассонанс, аллитерация, олицетворение, эпитет, сравнение и др. Анализ лирического стихотворения в начальных классах предполагает, в первую очередь, работу учащихся под руководством учителя «по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка» [9]. М. Р. Львов советует использовать все возможности в работе над средствами языковой выразительности лирических стихотворений. Поскольку основу лирики составляют образы-переживания, лирическое высказывание всегда тяготеет к повышенной эмоциональности и экспрессивной напряжённости. Лирические стихотворения в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка [43]. В начальной общеобразовательной школе существуют различные программы по литературному чтению, которые предлагает работу над изобразительно-выразительными средствами лирических стихотворений. Рассмотрим учебно-методическими комплексы, которые широко применяются в начальной школе: «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа России». В них содержится материал для работы над изобразительно-выразительными средствами всех трёх групп: лексическая, синтаксическая и фонетическая (Приложение 1). Так в УМК «Гармония» примерами лирических стихотворений, где используются изобразительно-выразительные средства языка, могут служить следующие: С. Есенин «Черёмуха», А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (2 класс), А. А. Фет «Ласточки пропали…», М. Ю. Лермонтов «Осень» (3 класс), А. С. Пушкин «Зимняя дорога», М. А. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…» (4 класс). В УМК «Перспективная начальная школа» это такие: Ю. Коринец «Тишина», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (2 класс), А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», В. Берестов «Большой мороз» (3 класс), И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» (4 класс). В УМК «Школа России» представлены для изучения такие лирические стихотворения: И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…» (2 класс), М. Ю. Лермонтов «Утёс», И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» (3 класс), Н. А. Некрасов «Школьник», А. А. Фет «Весенний дождь» (4 класс). В различных УМК для начальной общеобразовательной школы представлено достаточно большое количество лирических стихотворений, на основе которых можно знакомить младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка. Н. Ю. Ильичева отмечает, что не стоит в начальной школе перегружать учащихся теоретическими знаниями, давать им для ознакомления весь объем существующих средств выразительности речи. Достаточно ограничиться перечнем основных средств художественной выразительности – сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы. Гораздо важнее научить детей видеть изученные литературные приемы в стихотворениях и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием. Просто обращать внимание и объяснять значение встречающихся в стихотворениях эпитетов и метафор можно и в 1 классе, но полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса [21]. Методистами представлена работа над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений, так М. Р. Львов выделяет четыре этапа, которые проходит каждый из объектов изучения: 1) обнаружение слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность; 2) семантизация, занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы», «метафора» и т.п.; 3) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы (например, составление синонимических рядов, замена слова синонимом и мн. др.); 4) введение новых слов в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях [43]. Анализ изобразительно-выразительных средств не должен сводиться к одной лишь логической работе. Важно вызвать в воображении учащихся картины, образы. При работе над стихотворениями хорошо показать детям, как то или иное изобразительное средство помогает лучше понять и ярче представить то, что изображает автор. В. В. Бардакова приводит пример работы над сравнением в начальных классах. Знакомство учащихся со сравнением представлено на примере стихотворения З. Александрова «Снежок»: Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В прозрачное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух. И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Учащиеся ищут ответы на вопросы, поставленные учителем: Какие картины представляются при чтении стихов? Что помогает ярче вообразить зиму? Покрытые льдом лужи, снегири на голых ветках деревьев, снег в воздухе и на земле Учащиеся вчитываются в слова стихотворения: «как розовые яблоки, на ветках снегири», «снежок...…, как мел, скрипуч и сух». Отвечают на вопросы: Зачем автор использует сравнение? Что с чем сравнивается? Учитель знакомит учащихся с определением понятия. Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу, что в стихотворении используются сравнения. Они помогают лучше понять и ярче представить то, что изображает автор. Закрепить знания о сравнении В. В. Бардакова предлагает, на примере стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». Анализируя произведение, младшие школьники отвечают на вопросы: Какими поэт изобразил снег, поле, лес в начале зимы? Какие выражения помогают представить картину наступления зимы? Учитель привлекает внимание детей к сравнениям: «...…что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок», «На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем» и предлагает объяснить, с какой целью автор применил их [9]. Т. И. Зиновьева пишет, что методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка состоит в наблюдении над ними в поэтическом тексте, выделение таких средств, их интерпретации. Методическая наука свидетельствует о том, что значение тропов младшими школьниками осознается трудно. Как правило работа по усвоению образных средств на уроке чтения осуществляется с помощью вопросов, например, работа с эпитетами стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»: «Почему поэт называет борозду праздной? Как вы понимаете выражение отдыхающее поле?». Логичным является последующее наблюдение за метафорой, которая представляет собой перенос наименования с одного предмета на другой, её часто называют скрытым сравнением. Отсутствие второго предмета в образной конструкции метафоры затрудняет её понимание младшими школьниками [15]. Целесообразны при работе над изобразительно-выразительными средствами языка также упражнения в самостоятельном нахождении их в лирических стихотворениях. С помощью найденных в стихотворении литературных приемов ученики также узнают индивидуальный стиль каждого автора, его особенную художественную манеру. Для повышения мотивации учащихся и отработки навыков поиска изобразительно-выразительных средств языка Ильичева Н. Ю. предлагает использовать один интересный приём – угадывание автора по представленным отрывку, в котором содержатся изобразительно-выразительные средства, из его не самых известных произведений. Эффективнее использовать этот прием в 4 классе, когда ученики уже имеют достаточный читательский опыт [21]. Клиншова Н. А. приводит свой пример работы над изобразительными средствами в стихотворении «Зимний вечер» А. С. Пушкина. В своём произведении А. С. Пушкин использует сравнения «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «то, как путник запоздалый к нам в окошко застучит» чтобы наполнить описание бури звуками, она пытается запугать своей силой. Буря чувствует, что опоздала со своими угрозами, она хочет наладить контакт с нами, поэтому сравнивается Пушкиным с путником. Олицетворения «буря кроет», «завоет», «заплачет», как бы показывают, что перед нами живая стихия, которая ищет собеседника. Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: «вихри снежные», «путник запоздалый», «бедной юности» передают чувства автора, ему грустно, печально на душе. А эпитеты: «ветхая лачужка», «добрая подружка», «по кровле обветшалой» и метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей» передают настроение автора, светлую, тёплую атмосферу, царящую в «лачужке». В начале стихотворения слова были наполнены «тёмной» символикой: «буря», «мглою», «вихри», «зверь». Света становится больше в предложениях, так как появляется любимый герой поэта – няня. Слова наполняются «светлой» символикой: «окно», «песня», «синица», «утро». В стихотворении содержится антитеза. Таким образом, автор в своём произведении противопоставляет свет тьме, тишину, свет в доме – завываниям бури. Стихотворение А. С. Пушкин заканчивает теми же строчками, что и начинал. Но настроение уже другое. Мы помним, что тьма всегда проигрывает свету, который сначала в одном слове, потом в двух, трех, потом в целом предложении борется со злом, с тьмою и побеждает их [Н. А. Клиншова]. Обобщая сказанное, можно выделить основные приемы работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений в начальной школе: 1) обнаружение в тексте стихотворения изобразительно-выразительных средств языка; 2) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа; 3) объяснение значений изобразительных средств, найденных в стихотворении самими учащимися или указанных учителем. Таким образом, изучение и анализ изобразительно-выразительных средств языка лирических стихотворений способствует развитию у младших школьников речи, воображения, образного мышления, приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир. Работа над изобразительно-выразительными средствами лирических стихотворений позволяет расширить активный словарный запас, совершенствовать речевую культуру обучающихся начальной школе. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Заключение Выбор темы курсовой работы, а именно «Специфика работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений в начальной общеобразовательной школе», – продиктован ее актуальностью и практической значимостью на уроках литературного чтения не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения в общеобразовательной школе. Для изучения программой по литературному чтению в начальной школе предусмотрен лирический жанр, в частности лирические стихотворения. Лирика довольно трудно воспринимается младшими школьниками. Чтобы научить детей работать с лирическим стихотворением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Одним из таких умений является умение анализировать, находить и объяснять значение используемых в лирическом стихотворении изобразительно-выразительный средств речи. Изучать изобразительно-выразительные средства языка удобно именно на основе лирических стихотворений, так как язык поэзии отличается большой, каждое отдельное слово в лирике весомее, чем в прозаическом произведении. При работе над изобразительно-выразительными средствами речи лирических стихотворений младшие школьники учится понимать эмоционально образное содержание лирического произведения, видеть авторскую позицию, чувства автора. Изучение изобразительно-выразительных средств речи способствует обогащению речи младших школьников, а, следовательно, и развитию личности учащихся. Следует отметить, что при работе над изобразительно-выразительными средствами речи лирических стихотворений учителю необходимо уметь объяснить учащемуся их значения, с какой целью автор применяет те или иные приёмы в своём произведении, в чем состоит их ценность. Методистами рекомендовано учить младших школьников обращать внимание объяснять значение изобразительно-выразительные средства, таких уже в 1 классе. Полноценную деятельность в этом направлении следует начинать с 3 класса. Не стоит давать им для ознакомления весь объем средств выразительности речи, достаточно ограничиться перечнем основных средств художественной выразительности. Особое внимание при изучении изобразительно-выразительных средств следует уделить тропам, которые построены на употреблении слов и фраз в переносном, образном смысле, так как они трудно осознаются младшими школьниками. Выделяют четыре этапа работы над изобразительно-выразительными средствами языка в лирических стихотворениях: обнаружение слова в тексте; семантизация, занесение в словарик; выполнение ряда упражнений со словами данной группы; введение новых слов в свою речь. Основными приёмами, которые учителю начальных классов следует применять при работе над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений в начальной школе: 1) обнаружение в стихотворении изобразительно-выразительных средств языка; то есть нахождение самими учащимися или с помощью учителя эпитета, метафоры, сравнения и т.д.; 2) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа; то есть представление в голове картины, опираясь на образы писателя; 3) объяснение значений изобразительных средств, найденных в стихотворении самими учащимися или указанных учителем. Список литературы и источников 1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ 2. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. – Москва, 1997. – 352 с. 3. Аксенова Е. М. Гипербола / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 45. 4. Аксенова Е. М. Градация/ Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 48. 5. Аксенова Е. М. Метафора / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 132. 6. Аксенова Е. М. Метонимия / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 138. 7. Аксенова Е. М. Оксюморон / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 161. 8. Аксенова Е. М. Омонимы / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 167. 9. Бардакова В. В. Знакомство со средствами выразительности художественной речи в начальных классах [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/znakomstvo-so-sredstvami-vyrazitelnosti-hudozhestvennoy-rechi-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 12.12.2018) 12. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Бунаканов Н. Ф. – Москва: АПН РСФСР, 1953. – 412с. 11. Борев Ю. Б. Ирония / Ю. Б. Борев // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 100. 13.. Борев Ю. Б. Эпифора / Ю. Б. Борев // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 287. 12. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с. 13. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. М. Лапшина. – Москва: ИМФРА-М, 2009. – С. 5-26. – Режим доступа: (дата обращения: 07.12.2018) 14. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха / В. М. Жирмунский. – Ленинград, 1975. – 430 с. 15. Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / под ред. Т. И. Зиновьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – С. 258-262. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/metodika-obucheniya-russkomu-yazyku-i-literaturnomu-chteniyu-414032#page/258 (дата обращения: 12.12.2018) 16. Зунделович Я. О. Анафора / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 50. 17. Зунделович Я. О. Литота / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 357. 18. Зунделович Я. О. Олицетворение / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 532. 19. Зунделович Я. О. Синонимы / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 798. 20. Изобразительно-выразительные средства // Словарь литературоведческих терминов / сост. С. П. Белокурова Санкт-Петербург : Паритет, 2006. – С. 98. 21. Ильичева Н. Ю. Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/08/26/izuchenie-priemov-i-sredstv-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-na (дата обращения: 12.12.2018) 22. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. - Москва.: Учпедгиз, 1950. – 518с. 23. Клиншова Н. А. О «Зимнем вечере» и «Зимнем утре» А. С. Пушкина / Н. А. Клиншова // Журнал «Начальная школа». – 2014. – № 1. – С. 73-75. 24. Климанова Л. Ф. Литературное чтение: 2 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2012. – Ч 1: 224 с. 25. Климанова Л. Ф. Литературное чтение: 2 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л. Ф Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2012. – Ч. 2: 224 с. 26. Климанова Л. Ф. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2015. – Ч. 1: 223 с. 27. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2015. – Ч. 2: 223 с. 28. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2016. – Ч. 1: 223 с. 29. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение / учебник, 2016. – Ч. 2: 223 с. 30. Крупчанов Л. М. Инверсия / Л. М. Крупчанов // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 96. 31. Крупчанов Л. М. Перифраза / Л. М. Крупчанов // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 215. 32. Крупчанов Л. М. Синоним / Л. М. Крупчанов // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 198. 33. Крупчанов Л. М. Троп / Л. М. Крупчанов // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 218. 34. Крупчанов Л. М. Эпитет / Л. М. Крупчанов // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 281. 35. Кубасова О. В. Литературное чтение: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 2: 176 с. 36. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 4 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 1: 192 с. 37. Кубасова, О. В. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 4 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 2: 192 с. 38. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 кл.: учебник: В 4 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 3: 192 с. 39. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 кл.: учебник: В 4 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 4: 192 с. 40. Кубасова О.В. Литературное чтение: 4 кл.: учебник: В 4 ч. / О.В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 4: 192 с. 41. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 кл.: учебник: В 4 ч. / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век / учебник, 2012. – Ч. 4: 192 с. 42. Лисовский А. М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя / А. М. Лисовский. – Киев: Рад. шк.,1987. – С. 41. 43. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва: Академия – С. 128-129. – Режим доступа: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/Учебное%20пособие.pdf (дата обращения: 12.12.2018) 44. Мурастова А. В. Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://лучшийпедагог.рф/publ-mater/ad?cid=8:isbn-st&id=1517 (дата обращения: 12.12.2018) 45. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками / О. И. Никифорова. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1959. – 85 с. Новиков В. И. Аллегория / В. И. Новиков // Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. – Москва: Педагогика, 1988. – С.12. 46. Палиевский Е. П. Изобразительно-выразительные средства / Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение,1985. – С. 94. 47. Перепёлкина Н. А. Обучение школьников изобразительно-выразительным средствам русского языка при изучении грамматики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-shkolnikov-izobrazitelno-vyrazitelnym-sredstvam-russkogo-yazyka-pri-izuchenii-gram (дата обращения: 07.12.2018) 48. Петровский М. А. Метафора / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 436. 49. Петровский М. А. Многосоюзие / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 460. 50. Петровский М. А. Риторический вопрос / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 717. 51. Петровский М. А. Риторическое обращение / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 719. 52. Петровский М. А. Сравнение / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 860. 53. Петровский М. А. Эпитет / М. А. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. – Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – С. 1119. 54. Розенталь Д. Э. Аллитерация / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 15. 55. Розенталь Д. Э. Амонимы / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 16. 56. Розенталь Д. Э. Антитеза / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 19. 57. Розенталь Д. Э. Ассонанс / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 23. 58. Розенталь Д. Э. Бессоюзие / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 27. 59. Розенталь Д. Э. Параллелизм / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 177. 60. Розенталь Д. Э. Паронимы / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 179. 61. Розенталь Д. Э. Синекдоха / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 248. 62. Розенталь Д. Э. Троп / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 326. 63. Розенталь Д. Э. Фигура речи / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 333. 64. Розенталь Д. Э. Фигура речи / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва: Просвещение, 1985 – С. 374. 65. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед/ Т.П. Сальникова. - Москва, Просвещение, 1996. – С. 111-113. 66. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ сост. Г. Г. Савенок. – Москва: Педагогика, 1991. – С. 126. 67. Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н. Д. Тамарченко. – Москва: Академия, 2011. – 256с. 68. Хализев Н. К. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек. – Москва, 2001. – С. 89 – 94. 69. Чуракова Н. А. Литературное чтение: 2 кл.: учебник: В 2 ч./ Н. А. Чуракова – Москва: Академкнига/ учебник, 2007. – Ч 2: 176 с. 70. Чуракова Н. А. Литературное чтение: 3 кл.: учебник: В 2 ч./ Н. А. Чуракова – Москва: Академкнига/ учебник, 2011. – Ч 1: 176 с. 71. Чуракова Н. А. Литературное чтение: 4 кл.: учебник: В 2 ч./ Н. А. Чуракова – Москва: Академкнига/ учебник, 2011. – Ч 1: 192 с. 72. Чуракова Н. А. Литературное чтение: 4 кл.: учебник: В 2 ч./ Н. А. Чуракова – Москва: Академкнига/ учебник, 2011. – Ч 1: 192 с. Приложение 1 Учебно-методические комплексы: «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Гармония», на материале которых изучаются лирические стихотворения на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе
1 2 |