Проект. Управление образования и науки Липецкой области Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение Липецкий металлургический колледж
Скачать 54.6 Kb.
|
Управление образования и науки Липецкой области Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»
Музыка англии
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
2021 г. СодержаниеВведение 3 История музыкальной культуры Англии 5 Эдвард Элгар – первый истинный композитор 9 Британское вторжение 11 Основные направления английской музыки 12 Самые знаменитые и популярные английские группы 16 Scarlxrd – один из представителей современной английской музыки 17 Заключение 19 Список используемых источников 20 ВведениеВо все времена люди искали и находили всевозможные способы самовыражения – от наскальных рисунков до современных сложнейших компьютерных программ и прочего. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека. Каждый вид искусства специфически влияет на формирование человека. Социологические исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также непосредственно чувственным особенностям воздействия. Актуальность проблематики развития мировой музыкальной культуры под влиянием английской музыки очевидна, так как Англия всегда была для остального мира экспортером оригинальных и исключительных музыкальных идей. Представляется важным проследить развитие музыкальной культуры Англии на протяжении нескольких столетий. Естественно, что данная тема претендует на детальное фундаментальное исследование. Однако целью данного проекта является определение основных периодов в развитии британской музыки, а также освещение ее значения в истории мировой музыки. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - проанализировать литературу о популярных музыкальных стилях в Англии; - изучить биографию известных английских музыкантов; - сделать выводы по поставленной теме. Методы исследования: наблюдение, анализ статистики, изучение СМИ, литературы и документальных фильмов. Объект исследования - музыкальные направления, популярные в Англии. В процессе выполнения индивидуального проекта были использованы: учебная и справочная литература. История музыкальной культуры АнглииИстория музыкальной культуры Англии отличается особенным своеобразием. Одна из первых стран в Европе, Англия прославилась многоголосным пением. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени классические образцы народной полифонии. К старинным жанрам английского музыкального фольклора относятся так называемые эпические и героические песни-баллады, создателями которых были барды - поэты-певцы. В далеком прошлом возникло профессиональное композиторское творчество, и начались опыты музыкально-теоретических исследований. В начале XV века школу английских полифонистов возглавил талантливый композитор и теоретик Джон Данстейбл. Широкую известность приобрели английские верджиналисты, явившиеся основоположниками клавирной музыки. В многообразии музыкальных жанров и форм домашнего и публичного музицирования в Англии XVI-XVII столетий большое значение имел музыкальный театр, вернее - театральная музыка в современном понимании этого жанра. Драматические постановки были насыщены вокальной и инструментальной музыкой. Именно английской традиции более всего было свойственно сопровождение драматического спектакля музыкой. Часто такие спектакли назывались «оперой». Большое место занимала музыка в пьесах Шекспира. В конце XVII столетия английская музыка достигла высокого уровня развития. Олицетворением «золотого века» английской музыки явилось творчество Генри Пёрселла. Великий музыкант, которым по праву гордится английский народ как национальным гением, за короткую жизнь (1659-1695) создал большое количество произведений различных жанров. Однако творческие достижения Пёрселла не получили дальнейшего развития. Со смертью Пёрселла, говоря словами Ромена Роллана, «похоронили и английскую музыку»: после расцвета последовал упадок, продолжавшийся два столетия. В течение этого периода Англия не выдвинула крупных мастеров и сошла со столбовой дороги мировой музыкальной культуры. Высокий уровень исполнительства, широкое распространение и глубокая укорененность в быту различных форм музицирования - инструментального, вокально-ансамблевого и хорового создали тогда благоприятную почву для яркой, большого размаха концертной жизни Лондона, что и привлекало в столицу империи континентальных музыкантов: Шопена, Берлиоза, Чайковского, Глазунова. Свежий ветер современности несли с собой и немецкие музыканты, дорога которым на Британские острова была широко открыта со времен воцарения Ганноверской династии (с 1714 по 1901 год), - вспомним, например, о еженедельных концертах Баха - Абеля и о концертах Гайдна - Заломона. Таким образом, Англия участвовала в интенсивном процессе формирования предклассической и классической симфонии, однако собственно творческого вклада в него не внесла. Вообще, в тот период ветвь национального творчества в жанрах оперы и симфонии, актуальных на континенте, была неразвитой, в других жанрах (например, в оратории) русло иногда становилось мелким. Именно эта эпоха дала Англии ныне никого не убеждающее название «страны без музыки». Парадоксально, что «эпоха молчания» пришлась на так называемую викторианскую эру - период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 год). Государство находилось в зените своей силы и славы. Мощная колониальная держава, «мастерская мира», давала своей нации уверенное самоощущение и убежденность в том, что «ей до конца дней суждено занимать первое место в мире» (Дж. Олдридж). Викторианская эра - время расцвета всех областей культуры Англии: ее прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, наконец эстетики - и время заметного упадка в сфере композиторского творчества. Вместе с тем именно с середины XIX века, когда кризис национальной композиторской школы был уже очевидным, стали накапливаться импульсы подъема, который обозначился в середине XIX века и отчетливо проявился на рубеже XIX и XX веков. В то же время - и это до известной степени усугубляет загадочность положения - Англия жила интенсивной музыкальной жизнью. В XVIII веке около 50 лет жил и работал в Лондоне великий немецкий композитор Г. Ф. Гендель, связавший свою судьбу с Англией, сделавшейся его второй родиной. Жили и работали в Англии и другие иностранные музыканты, в их числе И. X. Бах - сын великого Иоганна Себастьяна Баха, - а также Берлиоз, Глюк, Мендельсон, Россини. Только к концу XIX века появились признаки творческого пробуждения. Толчком послужил капитальный труд музыкального ученого-фольклориста Сесила Шарпа (1859 - 1924) под названием «Английская народная песня», в котором он опубликовал около 5000 народных песен. Вскоре выступили на музыкальном поприще композиторы, воодушевленные мыслью о возрождении национальной английской музыки. В 90-е годы XIX столетия и первые десятилетия XX, выдвинулась плеяда талантливых композиторов. Работая в разных жанрах, обнаруживая разные дарования и мастерство, они вносили ощутимый вклад в развитие национальной культуры. На рубеже веков в Англии, как и по всей Европе, ощущалось стремление создать музыкальный язык, который соответствовал бы современной эстетике. «Новое слово» пришло из Франции. Возникший в среде английских музыкантов интерес к Востоку побудил их отнестись с вниманием к достижениям французского импрессионизма. Это особенно проявилось в творчестве Сирила Скотта (1879-1970), Гренвилла Бантока (1868-1946) и Густава Холста. Правда, у Скотта и Бантока мир восточных образов и настроений не затрагивает основ композиторского мышления. Их образ Востока - условный, и в его воплощении нетрудно обнаружить много традиционных черт. Иного уровня достигло претворение этой тематики в творчестве Холста, тяготевшего к индийской культуре. Он стремился найти более глубинный, духовный контакт западной и восточной культур, что в целом характерно для искусства XX века. И осуществлял он это стремление по-своему, не согласуясь с тем, что делал его старший современник Дебюсси. Вместе с тем открытия импрессионизма, связанные с новым представлением о музыкальном пространстве, тембре, динамике, с новым отношением к звуку, вошли в палитру средств выразительности, которыми пользовались композиторы Англии - родины «пейзажа и марины» (Ш. Нодье). При всех индивидуальных стилистических различиях, английских композиторов в тот период связало стремление укрепить народно-национальные основы их музыки. Открытие крестьянского фольклора и творчества мастеров староанглийской школы как двух взаимосвязанных источников принадлежит Г. Холсту и Р. Воану-Уильямсу. Обращение к наследию «золотого века» английского искусства было единственно возможным путем возрождения национальной традиции. Фольклор и старые мастера, установление связей с современной европейской музыкальной культурой - взаимодействие этих тенденций в искусстве Холста и Воана-Уильямса принесло английской музыке XX века долгожданное обновление. Важной опорой в утверждении национальных идеалов служили темы, сюжеты и образы английской прозы, поэзии, драматургии. Для музыкантов современное звучание приобретают сельские баллады Роберта Бёрнса и богоборческие поэмы Джона Мильтона, пасторальные элегии Роберта Херрика и насыщенные страстной напряженностью стихи Джона Донна; был заново открыт Уильям Блейк. Все более глубокое постижение национальной культуры стало важнейшим фактором становления и расцвета английской композиторской школы XX века, формирования эстетического идеала композиторов. Первыми крупнейшими представителями нового английского музыкального возрождения явились Хуберт Пэрри (1848-1918) и Чарлз Станфорд (1852-1924). Композиторы, ученые, исполнители, заторы и педагоги, они, подобно основоположникам многих национальных школ, были выдающимися деятелями, чей многогранный труд был самоотверженно направлен на создание новой национальной композиторской школы, способной возродить традицию славного прошлого английской музыки. Их собственная социальная и творческая активность служили высоким примером для современников и для английских композиторов следующих, младших поколений. Эдвард Элгар – первый истинный композиторПервым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, называют Эдварда Элгара (1857-1934). Был очень тесно связан с английской провинциальной музыкальной культурой. На начальных этапах своей творческой жизни он обслуживал как композитор и аранжировщик оркестр родного Вустера, еще писал для музыкантов Бирмингема, работал для местных хоровых обществ. Его ранние хоровые песни и кантаты находятся в русле великой английской хоровой традиции, подошедшей в 80-90-е гг. XIX в. - то есть именно тогда, когда Элгар создал ранние хоровые сочинения, - к кульминационной фазе. Оратория Элгара «Сон Геронтия» (1900), принесшая славу английской музыке на континенте, явилась столь значительным завоеванием композитора, что вытеснила, по общему признанию, «Илию» Мендельсона й стала второй после «Мессий» Генделя любимой ораторией английской публики. Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма» - вариации, 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. Оратория «Сон Геронтия» подводит итог не только длительного развития кантатно-ораториальных жанров в творчестве самого Элгара (4 оратории, 4 кантаты, 2 оды), но во многом и всего предшествовавшего пути английской хоровой музыки. Отразилась в оратории и другая важнейшая черта национального Возрождения - интерес к фольклору. Не случайно, прослушав «Сон Геронтия», Р. Штраус провозгласил тост «за процветание и успех первого английского прогрессиста Эдварда Элгара, мастера молодой прогрессивной школы английских композиторов». В отличие от оратории «Энигма» - вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. ««Энигма «-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», - писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908). Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса. Британское вторжениеБританское вторжение - термин, обозначающий музыкальное явление середины - второй половины шестидесятых, когда британская рок-музыка начала доминировать как в национальных, так и в международных (в основном американских) чартах. Началом явления принято считать американский успех сингла The Beatles. Концом «британского вторжения» можно считать нарастание популярности психоделического рока в 1966—1967 годах, когда крупнейшие американские психоделические группы смогли оказать достойную конкуренцию британским. Основные направления английской музыкиРок-н-ролл в Англии Хотя вплоть до появления бит-музыки Англия в области рок-музыки не могла составить Америке никакой конкуренции, первые рок-записи стали появляться здесь уже в 50-х годах. На английский рок-н-ролл оказал наибольшее влияние скиффл. Первый исполнитель рок-н-ролла, стал Клифф Ричард. Первый английский рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда. Клифф Ричард — британский исполнитель популярной музыки, который одним из первых среди англичан начал исполнять рок-н-ролл. Его называют королём британских чартов по той причине, что он возглавлял таковые 25 раз, а национальный хит-парад синглов — четырнадцать раз (хотя бы по разу в каждое десятилетие его существования). За свою карьеру было раскуплено более 250 миллионов дисков. До начала битломании только Элвис Пресли мог сравниться с Клиффом по популярности среди английских подростков. Рождение фолк-рока в Англии Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе саунда вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Боб Дилан представляет собой одну из самых загадочных фигур в современном роке. Его творчество повлияло практически на всех серьезных рок-музыкантов. Боб Дилан наряду с несколькими крупнейшими музыкантами середины 60-х годов был создателем рок-музыки. Каждая новая пластинка музыканта - событие даже для тех, кто отвергает музыкальные концепции Дилана. Оглядываясь на историю рок-н-ролла, невозможно переоценить ту роль, которую сыграл в его развитии Боб Дилан. Как удачно выразился Брюс Спрингстин на церемонии введения Дилана в Палату Славы Рок-н-ролла: "Боб освободил разум точно так же, как Элвис освободил тело. Он показал нам, что несмотря на то, что эта музыка по природе своей являлась танцевальной, она не была антиинтеллектуальной. У него есть видение и талант, позволяющие вместить целый мир в одну песню. Он заставил популярную музыку звучать по-новому, разрушив установившиеся рамки и ограничения, и навсегда изменил лицо рок'н'рола.". Британский блюз Зарождение британского блюза происходило в Лондоне в середине XX века, когда данный музыкальный жанр считался приоритетом черных музыкантов. В то время в Великобритании наблюдался живой интерес к американской культуре, а в частности к американским музыкальным направлениям – блюзу и рок-н-роллу. Организаторами первого британского блюзового коллектива "Blues Incorporated" стали Алексис Корнер и Сирил Дэйвис, которые положили начало образованию нового стилистического музыкального направления, получившего название ритм-энд-блюз. К их числу можно отнести таких звезд, как Эрик Клэптон, Мик Джаггер, Джек Брюс и Джинджер Бейкер. Мик Джаггер - легендарный английский рок-музыкант, актер, продюсер. Мик Джаггер родился 26 июля 1943 года. Его отец работал преподавателем физкультуры, а мать участвовала в работе ассоциации консерваторов. Майкл учился в лондонской школе экономики. Школа не представляла никакого интереса для Майкла, единственное, что ему нравилось — это уроки пения. Петь он старался как можно громче, и однажды настолько увлекся, что откусил себе кончик языка. Вскоре он ушел из школы по причине, что образованная им вместе с Брайаном Джонсом и Китом Ричардсом группа Rolling Stones становилась все более и более популярной. Не нуждающийся в специальном представлении участник группы Rolling Stones за считанные годы стал не столько рок-звездой, сколько идолом, намертво приковавшим внимание масс-медиа. Некогда скромный студент Лондонской школы экономики, влюбленный в блюз, Мик Джаггер сумел сразить наповал музыкальный мир своей оригинальной вокальной манерой и харизматичным сценическим имиджем. Шугейзинг Шугейз - один из жанров альтернативного рока (инди-рока), зародившийся в конце 1980-х. Термин был придуман журналистами британской музыкальной прессы NME и Melody Maker и описывал стиль поведения музыкантов во время живых выступлений, что изначально было чем-то вроде насмешки над не харизматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстранённо, пассивно и апатично. Они были сосредоточены на своей музыке и в течение всего выступления могли простоять на одном месте, уставившись взглядом куда-то в пол, это и создавало впечатление разглядывания собственных ботинок. На самом же деле музыканты смотрели вовсе не на ботинки, их внимание было поглощено многочисленными гитарными примочками, которые интенсивно использовались, так как музыка шугейзеров была довольно экспериментальной и переполнена всевозможными звуковыми эффектами. Именно поэтому, шугейз характеризовался не только визуальной манерой держаться на сцене, но и определённым звучанием. Звук был громким и жёстким, с обилием эха, в которой утопал вокал и мелодия. Множество гитарных партий накладывались одна на другую, что создавало эффект синтезаторного звучания, в котором практически невозможно было различить какие-либо инструменты. Известные группы The Jesus and Mary Chain, Cocteau Twins и др. The Jesus and Mary Chain — шотландская альтернативная группа, созданная братьями Джимом и Уильямом Рейд в 1983 году. Их музыка, в которой мелодичность шестидесятнического попа сочеталась с мрачностью постпанка и во многом оказала влияние на развитие таких стилей альтернативной музыки, как нойз-рок и шугейз. Бритпоп Бритпоп как жанр альтернативной рок музыки зародился в Великобритании в начале девяностых годов XX века. Пик популярности его пришелся примерно на 1994-1995 года. Бритпоп относят к одному из направлений инди-рока, название которого произошло от слова "independent", что в переводе значит "независимый". Основой бритпопа является некогда популярная живая гитарная музыка. Но помимо нее композиции включают в себя истинно английские мотивы, а также немного от панк-музыки, модов, постпанка, глэмрока и диско. Главными представителями бритпопа в девяностые годы были группы "Oasis", "Blur" и "Pulp". Blur — британская рок-группа, основанная в 1988 году в Лондоне. Одна из самых успешных групп 90-х. В состав группы входят Деймон Албарн (вокал), Грэм Коксон(гитара), Алекс Джеймс (бас-гитара) и Дейв Раунтри (ударные). В результате группа стала главным популяризатором брит-попа и получила широкую известность на территории Великобритании, при поддержке, не в последнюю очередь, популярной битвы в чартах, окрещённой «Битва брит-попа», с соперничающей группой Oasis. Группа продала около 50 миллионов альбомов по всему миру. Самые знаменитые и популярные английские группыThe Beatles - внесла большой вклад в развитие рок-музыки всего мира. В состав группы входили Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. "Битлз" - один из ярких феноменов мировой культуры 60-х годов 20 века. Queen - рок-группа, пик популярности пришелся на 70-80-е годы 20 века. По сей день поклонников группы насчитывается сотни миллионов по всему миру. Pink Floyd - британская рок-группа. Участники коллектива - Ричард Райт, Ник Мейсон, Дэвид Гилмор. Основателем Pink Floyd является Сид Барретт, который покинул группу после нескольких лет ее существования. Музыка этой группы объединила блюз, поп и экспериментальные направления. Тексты песен наполнены глубоким философским смыслом. Rolling Stones - пик популярности группы пришелся на 60-е годы. В отличие The Beatles музыка Rolling Stones была более резкой и громкой. Тексты песен были весьма откровенны. Scarlxrd – один из представителей современной английской музыкиМариус Лукас-Антонио Листроп, более известный как Scarlxrd — британский хип-хоп-исполнитель. В юности Мариус играл в группе Myth City. C 2016 года начал сольную карьеру как Scarlxrd. Его музыка характеризуется агрессивным звучанием с влияниями трэпа и метала; в качестве вокала, помимо стандартного, для хип-хопа, рэпа, используется скриминг. Когда Скарлорду было совсем мало лет, его отец умер, поэтому ему пришлось жить и воспитываться в неполной семье. Когда у матери возникли проблемы с деньгами – Мариус решает завести свой канал на YouTube под названием "Mazzi Maz". В 16-летнем возрасте Листроп начал активно заниматься блогерской деятельностью, чтобы заработать хоть немного денег и помочь маме с финансами. Спустя пару месяцев на канал подписалось свыше 100 тысяч людей, которых удалось обрести благодаря развлекательному контенту. Материал, который снимал Мариус, был направлен, в основном, на подростковую аудиторию. Через полгода работы отметка подписчиков на "Mazzi Maz" перевалила за 700 тысяч. Такой рост популярности не остался незамеченным, и парня пригласили на телевидение в качестве гостя одной из передач. Но спустя время, даже имея все то, что он хотел (деньги, популярность), Мариус решает сменить вектор своего творчества. Он удаляет все видео на канале и с головой погружается в создание музыки. Так начинается новая страничка в жизни парня. Покинув Ютуб, парень стремится поделится со слушателями собственными мыслями и взглядом на несовершенный мир через музыку. Решением Мариуса является участие в рок-группе "Myth City". Пребывая в коллективе, юноша увлекается творчеством Linkin Park и Мэрилина Мэнсона. Благодаря упорному труду, коллектив набирал свою популярность, и парни уже спустя некоторое время вовсю гастролировали, выступая перед живой публикой. В начале 2016 года Мариус уходит из группы, оставаясь со всеми ее участниками в хороших отношениях. Так начинается его сольное рэп-творчество, где он взял себе псевдоним Scarlxrd. Если говорить о дискографии артиста, то, несмотря на небольшой период сольной карьеры, рэпер успел выпустить множество релизов. Следует упомянуть, что еще 2013 год ознаменовался выпуском дебютного микстейпа под псевдонимом "Mazzi Maz", но для многих это событие осталось малозамеченным. ЗаключениеКультура Англии богата и разнообразна, она в значительной мере влияет на культуру мирового сообщества в глобальном масштабе. Англия отличается традиционной привязанностью к народной музыке. В большинстве городов есть клубы народной музыки. Современная музыка также пользуется популярностью. Самыми талантливыми и самыми известными являются Джон Леннон и Пол Маккартни — основатели легендарной группы «Битлз», чья музыка продолжает поражать воображение многих поколений. Примерно 7,7 миллиона туристов ежегодно посещают фестивали, концерты и другие музыкальные мероприятия, проводимые в Великобритании. По данным исследования британской организации UK Music, если в среднем турист из-за рубежа тратит на проживание в отелях страны 72 фунта за ночь, то расходы гостей музыкальных фестивалей составляют 99 фунтов. Самым популярным местом проведения музыкальных мероприятий назван Лондон. Список используемых источниковScarlxrd – биография. https://artchange.ru/publ/photo_biography/musical_artists/scarlxrd/16-1-0-633#3 Боэций А. М. С. «Основы музыки» Ковнацкая Л. Английская музыка XX века (1986) Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3 (1981) Юцкевич Ю. Словарь музыкальных терминов. Друскин М. С. История зарубежной музыки Kent Christopher «Edward Elgar» |