Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Формирование новых знаний.

  • Физкультминутка

  • IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа (рабочая тетрадь, с. 32, № 57).V. Итог урока.

  • Домашнее задание

  • Ход урока

  • разработки уроков. разработки уроков 4 кл.окр.мир. Урок 1 организм человека. Нервная система цели


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеУрок 1 организм человека. Нервная система цели
    Анкорразработки уроков
    Дата23.03.2022
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларазработки уроков 4 кл.окр.мир.docx
    ТипУрок
    #411684
    страница27 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение стихотворений.

    Учащиеся читают выученные и подготовленные к уроку стихотворения о природе поэтов девятнадцатого века, рассказывают, какой изображена русская природа в творчестве разных поэтов, какими художественно-выразительными средствами авторы ее показывают.

    Учитель предлагает выбрать лучшего чтеца.

    – Вспомните, помимо стихотворений о природе, какие темы выбирали поэты девятнадцатого века для своих произведений, адресованных детям?

    III. Формирование новых знаний.

    1. Рассказ учителя.

    Звучит русская народная песня «Вниз по матушке по Волге» в записи.

    – Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1812 года в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Родовое имение Грешнёво находится неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, поэт провёл своё детство (показывает иллюстрации).

    При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идёт!» – как они мгновенно исчезали.

    Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал «грибные набеги».

    Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

    Няня поэта была крепостная, и потом он не раз вспоминал, с какой любовью слушал ребёнком «рассказы нянюшки своей», то есть старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий сказывались в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку.

    Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны, а вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

    Учитель показывает репродукцию картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина.

    Почти пригнувшись головой

    К ногам, обвитым бичевой.

    Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжёлой работы. Потрясенный, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к их костру. До него донеслись слова – больной, замученный непосильным трудом человек говорил товарищам, что опостылела ему эта невыносимая жизнь, что «кабы к утру умереть, так лучше было бы ещё».

    Эти слова взволновали Некрасова до слёз.

    О, горько, горько я рыдал,

    Когда в то утро я стоял

    На берегу родной реки,

    И в первый раз её назвал

    Рекою рабства и тоски!..

    В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та «страстность к чужому страданию», которая и сделала его великим поэтом.

    И сердце, обливаясь кровью,

    Чужою скорбию болит… –

    говорил он о себе в одном стихотворении.

    Бойкий и, казалось бы, беззаботный дворянский ребёнок стал уже в те ранние годы не по-детски задумываться над жестокостями жизни. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети.

    По той дороге, которая проходила мимо усадьбы Некрасовых, гнали в Сибирь арестантов, закованных в кандалы. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на этой «проторенной цепями» дороге.

    Характер у Некрасова был боевой и настойчивый, совершенно не склонный к беспомощной жалости. Его любовь к угнетённым всегда сочеталась с ненавистью к их угнетателям. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на Печельском озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и добыл её. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило», – писала сестра Некрасова в воспоминаниях о нём. Семилетним ребёнком, услышав от няни, будто по ночам в саду гуляют черти, он в ту же ночь пошел в тёмный сад – на единоборство с чертями. Ему было страшно до обморока, но он не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья:

    Сошла мне даром эта ночь,

    Но если б друг какой иль враг

    Засел в кусты и закричал,

    Иль даже, спугнутая мной,

    Взвилась сова над головой, –

    Наверно б, мёртвый я упал!

    Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России на крестьянских детей.

    В отрывке из поэмы «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончилось детство, – уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины. С добрым, но горьким юмором нарисовал Некрасов образ этого «мужичка с ноготок».

    В стихотворениях Н. А. Некрасова говорится о горячей любви к русской земле, ее народу – труженику и созидателю, о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей – детство.

    В стихотворении «Железная дорога» поэт поведал горькую правду о строителях первой русской железной дороги, их тяжком подневольном труде. Но в этом стихотворении прослеживается пророческая уверенность автора в светлом будущем народа, когда он «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

    Еще одно стихотворение, посвященное детям, – «Накануне светлого праздника». В нем говорится о кузнецах, портных, красильщиках, пильщиках, идущих в родные деревни со светлой надеждой на отдых в пасхальный праздник.

    Я доброго всем им

    Желаю пути;

    В родные деревни

    Скорее прийти,

    Отмыть с себя копоть

    И пот трудовой

    И встретить Святую

    С веселой душой.

    Но в стихотворении не только доброе пожелание поэта трудовому народу мы видим. Некрасову нравится, что народ действует как единая сила – шли и шли люди в сумерках с пучками горящей соломы по всем тропкам:

    Народная масса

    Сдвигалась, росла.

    Чудесная, дети,

    Картина была!..

    Некрасова восхитила представшая воочию сила народной массы, пришедшей в единение. Она волновала поэта. Ради того, чтобы передать свое ощущение народной силы, он и рассказал детям о том, что увидел в родном Ярославском крае, недалеко от Ростова.

    Много стихотворений Некрасова написано о природе. Но есть одно стихотворение, которое прочно вошло в детское чтение, – «Дедушка Мазай и зайцы». Вы его уже читали? Что вам в нем больше всего понравилось? Почему? Было ли это на самом деле? Мог ли поэт в реальности наблюдать такую картину?

    Стихотворение написано в форме рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике – старом Мазае. Рассказчик стремится убедить своих слушателей в правдивости истории, достоверности повествования, обращаясь непосредственно к детям, называя точные географические места и имена:

    В августе около Малых Ветвей

    С старым Мазаем я бил дупелей.

    Как-то особенно тихо вдруг стало,

    На небе солнце сквозь тучу пропало.

    Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

    Я от Мазая рассказы слыхал.

    Дети, для вас я один записал.

    Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек.

    В рассказе деда Мазая нас трогают добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций.

    Физкультминутка

    Упражнение «Бабочка».

    Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом.

    Утром бабочка проснулась,

    Улыбнулась, потянулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – полетела.

    Ты летай, как бабочка,

    Крылышками помаши,

    Бабочка-порхалочка,

    Ты ко мне спеши!

    2. Рассказ учителя о творчестве Л. Н. Толстого.

    – Творчество Л. Н. Толстого неразрывно связано с его любовью к русскому народу. В Ясной Поляне он вел педагогическую деятельность и создал учебные книги для народных школ России. «Азбука», «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны им. Л. Н. Толстой стремился определить, какие книги любит и читает народ. Он изучал запросы читателей-крестьян, которым книги были малодоступны, но которые очень желали духовной близости с литературным творчеством.

    Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое»; «Капля мала, а по капле – море».

    Нашлось место в его творчестве и загадкам. Попробуйте отгадать загадки, придуманные писателем:

    «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)

    «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)

    В каждом рассказе и в каждой сказке Л. Н. Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования, обучения.

    Басни Л. Н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей тонущего муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попала в сеть, муравей спасает ее. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику – очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит». Так словами народной мудрости писатель говорит о важных нравственных человеческих качествах – доброте, справедливости, миропонимании, сердечности, честности.

    Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки. Сказка «Три медведя» до сих пор одна из самых популярных среди детей. Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются сразу же, с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». И мы представляем, что героиня сказки – это обыкновенная девочка, живущая среди нас, а все происходящее с ней могло случиться с каждым из наших друзей.

    Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

    Писатель в своих произведениях стремился дать детям доступные сведения о законах и явлениях природы, учит их дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитывать в нем любовь и уважение к людям.

    Крестьянские дети в его произведениях показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

    «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его – они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок».

    Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»). Непосредственность, деревенский удалой нрав, смелость мальчика показывает Толстой:

    «– Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!

    Учитель засмеялся и сказал:

    – … Ты погоди хвалиться, а поучись».

    «Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадем к нему, и нам кажется – мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды», – писал о нем Константин Федин.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Самостоятельная работа (рабочая тетрадь, с. 32, № 57).

    V. Итог урока.

    1. Ответы на вопросы:

    – Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    – Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?

    – С какими новыми произведениями Н. А. Некрасова познакомились?

    – Что интересного выявили в творчестве этого замечательного русского поэта?

    – Какие темы волновали Некрасова? Толстого?

    2. Заключительное слово учителя.

    – Николай Алексеевич Некрасов очень рано испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином, посвятившим всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.

    Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он пережил много страданий.

    Некрасов был поэтом глубоко национальным.

    В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов…». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным – одна из главных в поэзии Некрасова.

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал,

    Где бы сеятель твой и хранитель,

    Где бы русский мужик не стонал, –

    писал он.

    Н. А. Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – писал он. Некрасов был уверен, что народ будет свободным и счастливым.

    Н. А. Некрасов был великим народным поэтом, и народ свято чтит его память.

    Домашнее задание: прочитать текст (учебник, с. 96–102); ответить на вопросы.

    Урок 56
    КОМПОЗИТОРЫ XIX (19) ВЕКА. МИХАИЛ
    ИВАНОВИЧ ГЛИНКА. ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ


    Цели: дать представление о понятии «опера»; ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и понимания музыкальных произведений; формировать интерес к русской музыке и литературе; воспитывать художественно-эстетический вкус.

    Оборудование: запись песни М. И. Глинки на слова Н. Забеллы «Ты, соловушка, умолкни», фрагмента хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, фортепианной пьесы «Жаворонок» М. И. Глинки и др., запись произведений П. И. Чайковского, по усмотрению учителя: фортепианный цикл «Времена года», пьесы из «Детского альбома».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Формирование новых знаний.

    1. Актуализация опорных знаний.

    – В жизни вас ждут встречи с миром науки и сокровищами искусства. Суждено вам встретиться и с прекрасной музыкой великого русского композитора М. И. Глинки.

    – Знакомы ли вы по урокам музыки с именем национального русского композитора Михаила Ивановича Глинки?

    – Какие произведения этого композитора вы слышали?

    – Что нас волнует в его музыке, привлекает?

    Звучат в записи произведения «Ты, соловушка, умолкни», хор «Славься!», «Жаворонок», «Попутная песня» по выбору учителя.

    2. Рассказ учителя и слушание музыки.

    – В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребёнком. Первые годы жизни провёл в имении своего отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинки глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 года. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся любовью и уважением к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте.

    В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалёку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка – душа моя», – сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: «…Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

    Всякий приезд крепостного оркестра был для мальчика праздником. Со скрипкой (игре на которой он учился у одного из крепостных музыкантов) или флейтой маленький Глинка присаживался к музыкантам и по слуху играл с ними. «Отец часто гневался на меня, что я не танцую и оставляю гостей, – вспоминал впоследствии Глинка, – но при первой возможности я снова возвращался к оркестру».

    С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. После окончания пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его: она отрывала от занятий музыкой, мешала творчеству. 25 апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. Об этой поездке он давно мечтал, стремясь «усовершенствоваться в искусстве». Предполагалось, что тёплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье.

    Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

    Опера – это музыкально-литературное произведение. Вы, наверное, слушали оперу. Вспомните первое впечатление, которое произвел на вас оперный спектакль.

    Сверкающий огнями многоярусный зал создает праздничное настроение. Но вот постепенно меркнет свет, затихает шум.

    В углублении перед сценой расположился оркестр. Без оркестра оперы не бывает: он сопровождает пение солистов и хора, рисует музыкальные картины. Музыка, которую оркестр играет перед закрытым занавесом, называется увертюрой к опере, вступлением.

    Увертюра как бы готовит слушателей к тому, что они услышат в опере, в ней обычно звучат основные мелодии оперы.

    Когда открывается занавес, вы сразу оказываетесь в другом мире.

    Чудесные декорации помогают представить обстановку, в которой происходит действие оперы.

    Оперные артисты в костюмах играют роли так же, как и актеры в спектаклях. Только герои оперы выражают свои мысли и чувства в ариях, в песнях, а объясняются друг с другом в дуэтах и речитативах, словно разговаривают под музыку. Если несколько действующих лиц поют вместе – это ансамбль. Важную роль играет и оперный хор.

    Оперное искусство родилось на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков, в эпоху Возрождения. Создателями первых опер были поэты, музыканты, художники итальянского города Флоренции.

    Первая русская опера создана Глинкой – это была опера «Иван Сусанин». Она рассказывает о подвиге русского крестьянина, отдавшего жизнь за Родину.

    Впервые на театральной сцене появился простой крестьянин, зазвучали в опере задушевные подлинно народные мелодии. Да и вся музыка Глинки впитала в себя сочность и красочность русских народных песен и танцев.

    Чтобы показать их богатство, красоту и безудержное веселье, Глинка использовал звучание всего оркестра – от нежных скрипок и флейт до самых мощных духовых и ударных инструментов. Музыка хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» часто звучит у нас в торжественных случаях.

    Сюжет подсказал ему поэт В. А. Жуковский. Против желания композитора оперу назвали «Жизнь за царя». Исходный замысел композитора был иным, и в том плане, который Глинка составил первоначально, опера «Иван Сусанин» называлась «отечественной героико-трагической оперой». Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1613 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

    Звучат в записи отрывки из оперы: «Велик и свят наш край родной», речитатив «Чую правду», ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря», хор «Славься!».

    – Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. После премьеры «Ивана Сусанина» композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В финале оперы народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, но также мощь и силу древнего Киева.

    Постарайтесь послушать его оперу «Руслан и Людмила». Вы не забудете ее пленительной музыки, рисующей волшебных персонажей оперы.

    От народно-героической оперы «Иван Сусанин» с характерной для неё непрерывностью и напряжённостью действия вторая опера Глинки отличается не только своим сказочным сюжетом, но и особенностями развития – спокойного, неторопливого. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин. Вслед за величавой сценой древнерусского свадебного пира в тереме киевского князя следуют волшебные приключения героев то на далёком севере (встреча Руслана с мудрым Финном и великанской Головой), то в волшебных садах Наины и Черномора.

    Давайте послушаем поэтические отрывки из оперы «Руслан и Людмила».

    Читают подготовленные учащиеся.

    У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом;

    Идет направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит.

    ................................................

    Там царь Кащей над златом чахнет;

    Там русский дух… там Русью пахнет!

    И там я был, и мед я пил;

    У моря видел дуб зеленый;

    Под ним сидел, и кот ученый

    Свои мне сказки говорил.

    Одну я помню: сказку эту

    Поведаю теперь я свету...

    Легко, с улыбкой поведал нам Александр Сергеевич Пушкин сказку о киевской княжне Людмиле и женихе ее витязе Руслане. Как в каждой русской сказке, есть в ней бесстрашные богатыри, злые и добрые волшебники, чудесные превращения.

    Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила».

    – Ликующая, праздничная музыка свадебного пира, народного гуляния. Сменяет ее красивая, нежная мелодия – песня о любви Руслана и Людмилы. Главный возмутитель спокойствия – коварный чародей, «карла» Черномор. Похитил он красавицу Людмилу прямо со свадебного пира. Страшные, таинственные звуки прерывают сцену веселья и счастья. Это прилетел Черномор и похитил Людмилу.

    Томится, плачет княжна в волшебных садах Черномора (слушание музыки). Ничего не радует ее: ни чудесные песни заколдованных дев, ни скатерть-самобранка, ни шапка-невидимка... А тем временем храбрые витязи отправляются на поиски Людмилы. Как и полагается в сказке, на пути ждут их страшные испытания. Но на то они и богатыри, чтобы никого не бояться!

    Какой же он, злой волшебник Черномор? Постарайтесь представить его, слушая марш Черномора. Сначала тяжелая, богатырская поступь, словно идет великан, а потом мелкие-мелкие шажки. Ну, конечно же! Ведь злой чародей Черномор – карлик, и вся сила его в длинной-предлинной бороде, которую несут перед ним многочисленные арабчата. Но не боится храбрый Руслан Черномора. Он вызывает его на бой и побеждает злого волшебника.

    Слушание фрагмента оперы «Марш Черномора».

    Ответы на вопросы:

    – Какие события детства помогли Глинке стать композитором?

    – Почему Глинка написал оперу «Иван Сусанин»?

    – Почему он закончил оперу гимном «Славься!»? Какие чувства он хотел этим выразить?

    – Что вам больше всего понравилось в опере «Руслан и Людмила»?

    – Что вы представляли, когда слушали «Марш Черномора»?

    Физкультминутка

    Рассказ учителя и слушание музыки.

    – Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. В десять лет его отдали в Училище правоведения. Мало полезного мог получить любознательный мальчик в этом училище, но именно здесь он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на него оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта. В 1862 году Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьёзно заняться композицией. В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами, композиторами и артистами. За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, Первый фортепианный концерт и «Вариации на тему рококо» для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

    – Давайте послушаем музыку Чайковского «Времена года».

    – Какое настроение передает музыка пьесы «Подснежник»?

    – Какие образы и картины вы себе представляли, слушая это произведение?

    – Подумайте, подходит ли характер музыки к этим поэтическим строкам:

    Голубенький чистый

    Подснежник-цветок!

    А подле сквозистый,

    Последний снежок.

    – Послушайте пьесу «Октябрь».

    – Что вы представляете?

    – Какие строки об осени можно подобрать к этой музыке? Прочитайте.

    – Можно ли сказать, что эта музыка печальная, певучая, неторопливая?

    – Замечательны фортепианные произведения из «Детского альбома» Петра Ильича. Каждая пьеса – это образ, неповторимый, красочный, оригинальный. Сейчас вы в этом убедитесь.

    – Послушайте пьесу (название не говорим). Кого она вам напоминает?

    Слушание фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

    – Как с помощью музыки Чайковский изобразил Бабу-Ягу? Какие эффекты и выразительные средства помогли ему в этом?

    – А какое настроение у вас вызывает это произведение?

    Слушание пьесы «Болезнь куклы».

    – Как композитор передает печаль девочки? Какая по характеру звучит музыка?

    – Следующее произведение, которое я предлагаю вам послушать, уверена, вы все знаете и безошибочно назовете.

    Слушание пьесы «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

    – Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» принадлежат к числу лучших произведений русской музыкальной классики. Сегодня мы послушаем небольшие фрагменты из балета «Щелкунчик».

    Сюжет «Щелкунчика» заимствован из сказки немецкого писателя Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь», переработанной французским писателем А. Дюма. Балет «Щелкунчик» был впервые поставлен в декабре 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

    Слушание музыки к балету «Щелкунчик» сопровождается рассказом сюжета.

    – Зал в доме президента Зильбергауса, где родственники и гости хозяев приготавливают для детей роскошно убранную елку. Впущенные в зал дети Зильбергауса, Клара и Фриц, а также их маленькие гости любуются блестящим зрелищем, получают приготовленные для них подарки, резвятся и танцуют с доставшимися игрушками.

    С последним ударом часов, показывающих полночь, в зал входит крестный отец Клары и подносит детям четыре большие механические куклы, изображающие маркитанку, солдатика, арлекина и коломбину. Заведенные ключом куклы автоматически двигаются, вертятся и танцуют; дети в восторге, но крестный, опасаясь за целостность дорогих подарков, приказывает отнести их к себе в кабинет. Но желая утешить огорченных Клару и Фрица, вынимает из кармана и дарит им пресмешную куклу – Щелкунчика для орехов и показывает, как должно с ним обращаться. Фриц отнимает игрушку у Клары и заставляет Щелкунчика разгрызать самые большие орехи, отчего у того ломается челюсть. Клара поднимает брошенного Щелкунчика, обвязывает ему голову, убаюкивает и укладывает на кровать своей любимой куклы. После завершения всех танцев детей уводят, так как уже поздно и пора ложиться спать. Клара хочет взять Щелкунчика с собой, но отец ей в этом отказывает. Детей уводят, гости прощаются с хозяевами и постепенно расходятся. Зал некоторое время остается пустым.

    Беспокоясь о больном Щелкунчике, Клара, как только утихло все в доме, решается навестить его и входит в темный зал. Шорох, беготня и царапанье мышей под полом приковывают Клару на месте. Из щелей под карнизами видно множество блестящих огоньков, комната наполняется мышами, и испуганная Клара бежит к кроватке больного Щелкунчика, ища там защиты.

    Луна светит в окно; елка постепенно растет и достигает огромных размеров, куклы и игрушки оживают: зайчики бьют тревогу, часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, размахивая руками, ища, где бы им укрыться; появляется отряд пряничных солдат и строится в ряды.

    Неприятельское мышиное войско начинает наступление, оттесняет пряничных солдат и, одержав полную победу, возвращается с добычей – кусками пряников, которых и пожирает тут же.

    Щелкунчик, видя неудачу пряничного войска, быстро вскакивает с постели и приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежали оловянные солдатики: из коробок поспешно вылезают стрелки, гренадеры, гусары и артиллеристы с медными пушками.

    Мышиный царь приказывает своему войску возобновить нападение. Мыши несколько раз атакуют неприятеля, но с большим уроном отступают назад; тогда мышиный царь вступает в единоборство с Щелкунчиком. Клара, видя опасность, грозящую ее любимому, снимает с ноги башмачок и из всех сил бросает его в царя мышей; Щелкунчик ранит своего врага, который вместе со своими подданными спасается бегством.

    Щелкунчик, превратившись в красивого принца, становится на колени перед Кларой и просит ее следовать за ним. Они идут к елке и скрываются в ее ветвях.

    Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами – сестрами Щелкунчика встречают прибывших. свита почтительно кланяется, а мажордом приветствует принца Щелкунчика с благополучным возвращением в замок Конфитюренбург. Щелкунчик берет Клару за руку и представляет ее сестрам, объявляя, что ей одной обязан он своим чудесным спасением.

    Клара в восторге от всего происходящего у нее перед глазами, а принц Щелкунчик, сияя радостью, что мог угодить своей избавительнице, рассказывает ей сказочные чудеса о царстве сластей.

    Слушание «Вальса цветов».
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта