разработки уроков. разработки уроков 4 кл.окр.мир. Урок 1 организм человека. Нервная система цели
Скачать 1.9 Mb.
|
Колыбельные Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребенок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни. Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет! Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерна взялась. Зайка – за капустку, Мышка – за корку, Детки – за молочко. Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось заполненным трудом в поле, в доме. Баю, побай, колыбели не качай, Спи-поспи, поскорей расти! Вырастешь большой, станешь в золоте ходить… Будешь жить-поживать, не лениться – работать: Станешь пшеничку пахать. На полоске пахарек, В темном лесе – лесничок, Станешь птичку ловить И родителей кормить. Однако даже тяжелая летняя страда именуется в таких песнях веселой: без сожаления поется о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы: Будешь рано разбужать, На работу посылать, На работу на току, Да на веселую страду. Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных удач и преуспевания («Будешь в золоте ходить, злато-серебро носить»). Неужели в бедных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет «парчову шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя: От всех скорбей, От всех пакостей, От зло-человека – Супостата… Сильна тревога матери за здоровье ребенка. Слова колыбельных во здравие, как правило, обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу-хранителю. Однако долгие годы на Руси сохранялась языческая вера в темные силы, которые мать стремилась «обмануть», упоминая мнимую близкую смерть своего ребенка. Вот откуда такие странные колыбельные: Спи, дитя мое мило… Сегодня Ванюшка помрет, Завтра похороним… В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и успокоительная дрема часто выступают как двойники: Сон-то говорит: «Я найду – усыплю». Дрема-то говорит: «Я найду – удремлю». Иногда сон – это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому, пока не набредет на колыбель. Сон, дрема желанны и для ребенка, и для матери. Они приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот. В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мистически-магическими представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нем спасительными для ребенка являются дом, материнская опека и заступничество. Своеобразный помощник матери в ее неустанных заботах – домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать свои привычки ребенку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в своих песнях за баюканье ребенка сулили в награду коту и «кусочек пирога», и «туесок молочка», и другие подарки:
Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям – гулям. Они прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Не менее часто в песнях упоминается детская колыбель – люлька. Попутно заметим, что в старину она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно люлька, представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на нее холстом. Люлька подвешивалась к очепу – гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку. В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, воспитывать, носить на руках) – это короткие рифмованные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за младенцем. Например, ребенок просыпается, его гладят, приговаривая: Потягушеньки-порастушеньки, Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки. Частушки Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова «часто». Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страданиями («страдать» – любить). В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки. Зимой – в чьей-нибудь избе, а летом – на околице, завалинке. Девушки приносили с собой рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка. Говорят, что своим названием она обязана слову «балакать», то есть «болтать». Гармонь появилась значительно позднее. Любовь к частушкам сохранилась в народе и до наших дней. Их можно услышать не только в сельской местности, но и в исполнении как самодеятельных, так и профессиональных артистов с подмостков сцены. Исполняются частушки-нескладушки:
Девочки-беляночки, Где вы набелилися? Мы вчера коров доили, Молочком облилися. Физкультминутка Игра «Зайка-попрыгайка». Один, два, три, четыре, пять! Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул… (десять) раз. Рассказ учителя. Кукольный театр средневековья Постоянными носителями праздничного начала в средневековом обществе стали странствующие актеры – профессиональные потешники, развлекатели. В числе скоморохов, проникавших в самые глухие углы, иногда встречали человека, похожего на коробейника. На спине он нес корзину или вез тележку с нехитрым реквизитом – оляповато расписанным ящиком и разборной ширмой из деревянных рам и пестрых тканей. В ящике до времени лежали самые покладистые на свете «актеры»: они не требовали ни денег, ни пропитания и никогда не ссорились. Владельцем этого скарба являлся представитель древнего племени кукловодов, передававший из поколения в поколение секреты своего искусства. Хозяина переносного балаганчика охотно приглашали в замки и богатые дома; он давал представления в деревенских трактирах, на ярмарках и народных гуляньях, актеры с куклами повсюду вносили праздничное оживление. В. П. Даркевич Театр Петрушки Кукольные герои разных стран обладали сходными характерами и внешностью. В России ярмарочное веселье олицетворял Петрушка – длинноносый паяц в колпаке с кисточкой, смешивший «почтеннейшую публику» своими дурачествами и прибаутками. Первые сведения о русских кукольниках относятся к 1636 году. Гольшинский путешественник Адам Олеарий, бывший в России, сообщает: «Их плясуны – вожаки медведей, имеют при себе и таких комедиантов, которые между прочим при помощи кукол устраивают представления. Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его верх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры. В старину веселыми людьми называли скоморохов, ходивших по городам и селам и развлекавших народ. Они были профессиональными артистами, умели многое: играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать. Их мастерство вошло в поговорку: «И всяк спляшет, да не как скоморох». Скоморохи отличались внешним видом от тогдашних жителей Руси. На них были кафтаны без подкладки, белелась рубашка, монетки, служившие украшением. Личина, обличье, наличник – это всё названия скоморошьей маски. Без масок не обходилось ни одно представление. Была у скоморохов своя академия. Её называли Сморгонской академией, потому что была она неподалёку от села Сморгонь в Белоруссии. Там скоморохи дрессировали медведей. Медведи были помощниками скоморохов, а то и главными артистами. В одном документе говорится, что за бродяжничество оштрафовали 8 скоморохов на 16 копеек, а их медведя – на 12 копеек. От скоморохов нередко доставалось тем, кто обижал народ – попам, царским воеводам. Церковь называла скоморохов слугами беса, запрещала смотреть их представления. Но скоморохи продолжали выступать, и из их весёлых представлений родился в России театр. Народ издавна любил театрализованные представления артистов-скоморохов, которые бродили по всей Руси, разыгрывали забавные сцены, нередко критического характера, высмеивающие богатеев, всякое начальство. Кукольники представляли Петрушку, народный цирк – прирученных медведей. Власти однажды обеспокоились, узнав, что жители какого-то села разыграли «выборы царя», ходили со знаменами, барабанами и ружьями. Выяснилось на поверку, что это была игра: вместо ружей – палки, барабаны – это лукошки, а знамена – тряпки. Церковь, а вслед за ней и светская власть преследовали скоморохов, приказывали уничтожать их «хари» (маски) и музыкальные инструменты – гудки (струнные) и волынки (духовые). В честь рождения сына Петра царь Алексей Михайлович приказал открыть придворный театр сначала в селе Преображенском, затем в Москве. Построили для него помещение – «храмину», набрали труппу актеров из иностранцев и русских. Пастор Грегори осуществил постановку пьесы «Артаксерксово действо» на библейскую тему. Постановка так понравилась государю, что он, не сходя с места, смотрел ее почти 10 часов. Учитель показывает куклу (или картинку) Петрушки. – Посмотрите, кто к нам пожаловал! Знаете этого персонажа? (Это Петрушка.) – Какой он? Какой у него нрав? Как он появился на Руси? (Он веселый, смешной, не боялся никого, несмотря на то, что смелые выступления Петрушки в балаганных кочевых театральных труппах преследовались жандармами, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных.) – Почему Петрушка нравился народу? Почему его не любили богатые? III. Закрепление изученного материала. 1. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2 (№ 47, 48, 49 на с. 29). 2. Ответы на вопросы: – Каких бродячих артистов Древней Руси вы знаете? – Почему они вынуждены были перемещаться для гастролирования, много странствовать? – Рассмотрите изображение Петрушки, гусельников. Какими показали их иллюстраторы? Что их отличает? – Подумайте и предположите, о чем могли бы петь и рассказывать те и другие артисты – гусельники и Петрушка. 3. Творческое задание. – Придумайте сценку для кукольного театра с участием Петрушки и разыграйте ее с друзьями (в парах, микрогруппах). Покажите свое сценическое мастерство всем ребятам класса. – Объясните, как вы думаете, почему народ придумал таких персонажей для своих выступлений, как Петрушка, скоморох, шут, юродивый. Что вкладывали актеры в «уста» кукольных героев, какой смысл, какое содержание? IV. Итог урока. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – С какими сказочными существами вы знакомы? Где с ними встречались? Где они обитают? – Чем отличаются обрядовые песни от необрядовых? – Что такое устное народное творчество? – Сделайте вывод: о каких качествах характера древних людей говорят их поступки, их народные песни и обряды? Подготовленные учащиеся читают стихотворение «Ты откуда русская зародилась, музыка?». 1-й ученик. Ты откуда русская Зародилась, музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? 2-й ученик. Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась, Как ты зазвучала? 3-й ученик. Прилетели утки – уронили дудки, Прилетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились, Ну, а песня? Вместе. С песней на Руси родились! Г. Серебряков Заключительное слово учителя. – История Руси полна драматизма. Половецкие и татарские набеги, многочисленные войны и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Еще А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков». Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Археологические исследования, случайные счастливые находки, кропотливая работа реставраторов и искусствоведов помогают представить жизнь древних россиян во всей ее красочности и всем многообразии. К счастью, сохранились и многие памятники архитектуры, а ведь «Архитектура, – как писал Н. В. Гоголь, – это та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат песни и предания». Недаром памятники зодчества называют «каменными страницами истории». Мы же с полным правом можем добавить – и деревянными, так как испокон веков основным строительным материалом на Руси было дерево. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», золотое узорочье, извлеченное из пепла батыевского пожара, подробные летописи княжеских и городских дел, берестяную почту горожан, творения Рублева, Пушкина, Толстого, народ, создавший церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Московский Кремль, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, сумел даже архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров. Домашнее задание: учебник, с. 79–85. Урок 52 ИСКУССТВО РОССИИ XVIII (18) ВЕКА. АРХИТЕКТУРА. ЖИВОПИСЬ Цели: ознакомить учащихся с архитектурными сооружениями данного исторического периода, биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов; расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа, стилевых традициях и выразительных особенностях зодчества и градостроительства; рассказать о появлении первого в России театра; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному искусству. Ход урока I. Организационный момент. Какой простор для мысли и труда! Какая сила дерзости и воли! Кто чародей, в необозримом поле Воздвиг потомству эти города? Кто выстроил пролеты колоннад, Кто вылепил гирлянды на фронтонах? Кто средь степей разбил испепеленных Фонтанами взрывающийся сад?.. Н. Заболоцкий II. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам. – Кто такие скоморохи? – Где они показывали свои представления? – Что представляли собой «потешные хоромы»? – Кто такой Петрушка? Какой он? Почему он не боялся никого? – Почему народу нравился Петрушка? О чем он говорил в своих выступлениях? Какой была его речь? – Кто помогает нам узнавать о культуре и жизни древних славян? Как специалисты это делают? – Что такое «придворный театр»? Кто посещал эти театры? – Когда было построено первое на Руси здание театра? Знаете ли вы что-либо о театрах своего города? III. Формирование новых знаний. 1. Рассказ учителя. – Каменное строительство в послепетровское время приобрело широкий размах прежде всего в городах. Монархи, вельможи, богатые купцы обзаводятся роскошными дворцами, возводятся общественные здания. Первенствуют Петербург и Москва. Именно здесь трудились талантливые зодчие. Вы знаете, что архитектуру называют «застывшей музыкой или музыкой в камне». В Петербурге и его окрестностях творили зарубежные и русские мастера. Второй родиной стала Россия для итальянца Варфоломея Растрелли. На берегу Невы он построил Зимний дворец – шедевр зодчества той поры. Радуют глаз возведенные им Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе. Неоценим вклад в архитектуру гениального русского зодчего Василия Ивановича Баженова. В Москве на холме против Кремля вырос по его проекту дворец, вид которого никого не оставляет равнодушным. Это дом Пашкова, названный по имени заказчика. Изящное и возвышенное здание поражает легкостью, воздушностью форм, неповторимым сочетанием колонн с ротондой на крыше и боковыми галереями. Свое могучее дарование другой русский зодчий Матвей Федорович Казаков посвятил Москве. В Кремле он возвел монументальное здание Сената. Строгий и величественный ансамбль Московского университета украсил древнюю столицу. Одно из самых ярких творений Казакова – Колонный зал Дворянского Собрания. Яркими архитектурными решениями отмечены подмосковные дворцы в Кускове, Останкине, Архангельском, Марфине, созданные крепостными архитекторами. Их владельцы украшали эти сооружения садами, парками, прудами. 2. Сообщения учащихся. – Что вы знаете о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, о фонтанах Петергофа? Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями. Москва Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! ……………………. Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря? Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы, кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? Ф. Глинка Слева от Спасской башни, в южной части площади стоит Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного. Это памятник архитектуры всемирной значимости. При обилии и разнообразии русских церковных построек всех веков он уникален по своей композиции и облику. Построили его в 1555 году русские зодчие Барма и Постник Яковлев в память о разгроме Казанского ханства. Восемь по-разному решенных церквей сгруппированы вокруг девятой, центральной, возвышающейся над остальными маленькой главкой. В 1588 году к северо-восточной части собора был пристроен придел в память Василия Блаженного, весьма популярного в народе юродивого. Быть может, из-за любви к правдолюбцу народ назвал его именем весь храм, тогда как официальное название присвоено ему в честь дня Покрова, когда была взята Казань. Собор напоминает сказочное соцветие. Обратим внимание, что богатое пластикой сооружение по-разному, но всегда выигрышно смотрится с любой точки. Здесь стоит упомянуть, что распространенная легенда о том, что по завершении строительства собора Иван Грозный приказал ослепить его строителей, не имеет под собой никаких исторических оснований. Около собора стоит памятник Минину и Пожарскому. Это первый скульптурный памятник Москвы. |