Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок 12.

  • Тип урока

  • Организационный момент. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний.

  • Знакомство с писателями С. 146-147. Иван

  • Словарь

  • Сфинкс

  • Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881)

  • Первичная проверка понимания.

  • Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Домашнее задание.

  • Материал. Урок 12. И. С. Тургенев. Сфинкс


    Скачать 28.29 Kb.
    НазваниеУрок 12. И. С. Тургенев. Сфинкс
    Дата22.04.2022
    Размер28.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМатериал.docx
    ТипУрок
    #491324

    1. Предмет: Родная (русская) литература

    2. Дата: …………

    3. Классы: 8-…… класс

    4. Учитель: Танашевич А.А.



    5. Урок 12. И. С. Тургенев. «Сфинкс»: особенности стихотворения в прозе. Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»: нравственные уроки рассказа.



    6. Тип урока: урок открытия знаний.

    7. Цели: познакомиться с содержанием произведений И. С. Тургенева «Сфинкс», Ф. М. Достоевского «Мужик Марей»; проанализировать особенности поднимаемых проблем.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Метапредметные:

    Личностные:

    Научиться понимать текст; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

    Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике

    Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф., тетрадь, раздаточный материал с текстами, онлайн-портреты писателей и фото сфинкса.



    1. Ход урока

    2. Назови мне такую обитель.

    3. Я такого угла не видал,

    4. Где бы сеятель твой и хранитель.

    5. Где бы русский мужик не стонал?

    6. Н. А. Некрасов



    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    • Проверка домашнего задания: С. 138-140 – прочитать, пересказывать.




    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    • С. 143 учебного пособия

    В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

    За освобождение крестьян выступали многие общественные деятели. Русские писатели первыми показали образованной ча­сти общества, что крестьянство — это не «тёмные безграмотные мужики», а люди, с христианским смирением переносящие страдания и потому достойные сочувствия и уважения. Писате­ли видели в крестьянах наиболее яркое выражение русского характера, считали их хранителями исконно русского образа жизни.

    Ф. М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» показал, что за внешней грубостью крепостного мужика скрывается нежная ду­ша и внутренняя доброта. Л. Н. Толстой писал, что больше всего любит в русском народе «его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещённую истинным христианством душу». И. С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» рассказал о сметливости и доброте русского мужика. Он доказал, что пагубное влияние крепостниче­ства не разрушило в простом народе врождённого чувства пре­красного и веры в высшую справедливость.

    В 1861 году крестьяне получили свободу, но споры о дальней­шем развитии государства не утихали. Продолжали своё противо­стояние западники — сторонники сближения с западной цивили­зацией — и славянофилы — убеждённые в необходимости поиска исконно русского пути. На этом фоне обозначился важный во­прос: чего же хотело русское крестьянство? В стихотворении в прозе «Сфинкс» И. С. Тургенев размышляет о том, что русский народ, подобно мифическому сфинксу, хранит в себе загадку, ко­торую непросто разгадать.

    Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.


    1. Работа по теме урока.

    1. Первичное усвоение новых знаний.

    • С. 144 учебного пособия.

    История слова крестьянин вызывает споры. Наиболее распространено мнение, что оно восходит к греческому слову «христианин», последователь Христа. Филолог и писатель

    Л.В. Успенский отмечает: «Название христианин стало постепенно синонимом слов «мирный русский землепашец». Форма его изменилась на хрестьянин, так как христианам был свойствен обычай креститься, поклонение кресту, оно зазвучало как крестьянинкрещёный человек. Потом первое значение его забылось; его стали понимать уже по-иному, просто как земледелец, хлебороб. Слово «крестьянин» попало в древнерусский язык из общеславянского, и за долгий период его употребления в русском языке появился целый ряд синонимов: земледелец, землепашец, селянин, поселянин, мужик, сельский обыватель.

    До 1917 года крестьяне — это низшее податное сословие, которое составляло абсолютное большинство населения. После революции сословия исчезли. Слово «крестьянин» стало употребляться в значении «сельский житель, основным занятием кото­рого является земледелие или животноводство». Это значение сохраняется и сейчас, однако чаще о нашем современнике из деревни или села мы говорим сельский житель.


    • Размышляем

    1. Какие черты характера формировал в мужчине крестьянский быт?

    2. Какие качества русского крестьянина «не подлежат пересмотру»? Какими качествами вы бы продолжили список В. М. Шукшина (см. ру­брику «Из первых уст» на с. 142)?

    3. Как вы думаете, почему многие русские писатели в своих произ­ведениях обращались к образу русского крестьянина? Что их в нём привлекало? Какие произведения о крестьянах вы читали?

    4. Какие пословицы отражают положение крестьянина в эпоху кре­постного права?

    5. Какие из пословиц можно использовать как примеры, подтверж­дающие противоречивость русского характера?

    6. Какие пословицы, с вашей точки зрения, не утеряли своего значе­ния для современного человека?




    • Знакомство с писателями

    • С. 146-147. Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

    Портрет: https://briefly.ru/static/cache/authors/600/turgenev.jpeg?1622800635

    Впечатления детства и зрелые размышления о пагубном влиянии крепостного права не только на угнетённых крестьян, но и на их господ нашли отражение в сборнике очер­ков и рассказов «Записки охотника». Это произведение писатель считал важнейшим в своём творчестве, в нём Тургенев воплотил «аннибалову клятву» — обет бороться с крепостным правом, которое он ненавидел с юных лет.

    В последние годы жизни смертельно больной писатель, живу­щий далеко от Родины, написал цикл «Стихотворения в прозе». Среди стихотворении в прозе выделяется стихотворение «Сфинкс», в котором писатель говорит о загадочной душе русского мужика и всего русского народа.

    Словарь (с. 148-149)

    Ганнибалова (Аннибалова) клятва — крылатое выражение, означающее твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо и победить, клятву сделать нечто делом всей своей жизни.

    Когда Ганнибалу было девять лет, его отец Гамилькар взял его с собой в Испанию, где хотел возместить своему городу потери, понесённые в ходе Первой Пунической войны. Перед отправлением в поход отец приносил жертвы богам, а после жертвоприношения он позвал к себе Ганнибала и спросил, хочет ли он отправиться с ним. Когда мальчик с радостью согласился, Гамилькар заставил его поклясться перед алтарём, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима.

    Сфинкс (др.-греч. сфинга, собств. душитель» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

    Иллюстрация: https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1622273974_9-phonoteka_org-p-sfinks-yegipet-art-mifologiya-krasivo-10.jpg

    В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

    В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

    Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.




    • С. 152-154. Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, философ, публицист, признан во всём мире наиболее влиятельным писателем XIX века - золотого века русской литературы.

    Портрет: https://afishanovgorod.ru/wp-content/uploads/2019/10/dostoevskii.jpg

    Познакомившись на каторге с са­мыми разными людьми, Достоевский понял, что задача писателя — разгадывать тайны человеческой души. Именно об этом он размыш­ляет в своих великих романах. Писатель пытается разобраться в поступках и помыслах людей самых разных сословий, его волнует состояние русского общества. Журнал стал зеркалом впечатлений и мнений писателя по важнейшим вопросам современной ему общественно-политической и культурной жизни Европы и России. Писатель стремился угадать в современном общественном «хаосе» приметы «нового сознания», облик «наступающей будущей России честных люде, которым нужна одна лишь правда». В «Дневнике писателя» был опубликован рассказ «Мужик Марей», который вы прочитаете.
    ФИЗМИНУТКА


    1. Первичная проверка понимания.

    • Чтение рассказа «Сфинкс» (с. 149-150).




    1. Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 152

    • Какие смысловые части можно выделить в стихотворении в прозе И. С. Тургенева?

    • Кого автор сравнивает со сфинксом? Что служит основанием такого сравнения?

    • Объясните, с кем вступает в полемику автор в заключительной строке текста: «Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!»

    • Можно ли утверждать, что И. С. Тургеневу сфинксом представлялась Россия? Как вы думаете, считал ли Тургенев свою «аннибалову клятву» выполненной?

    • Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Для Европы Рос­сия — одна из загадок Сфинкса...»?




    1. Первичная проверка понимания.

    • Чтение рассказа «Мужик Марей» (с. 155-160).




    1. Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

    • В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

    • Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

    • С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

    • Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.




    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    В начале раздела был сформулирован вопрос: почему Н. А. Не­красов назвал русского мужика «сеятелем» и «хранителем»? Как вы ответите на него после изучения произведений великих русских писа­телей XIX века? Аргументируйте свою точку зрения.


    1. Домашнее задание. С. 149-150; 155-160 – читать, пересказывать. Учебник:

    http://tanashevich.ucoz.ru/load/uchebniki/8_klass/uchebnoe_posobie_po_rodnoj_russkoj_literature_8_klass/31-1-0-367


    написать администратору сайта