Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИЦЕЙ №21 г.Иваново учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна 5 класс Урок №5. «Фольклор в музыке русских композиторов».

  • Работа над новым материалом.

  • Слайд №1.

  • Слайд №3. Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.Слайд №4.

  • Контрольный момент: «Угадай-ка». Слайд №12.

  • Домашнее задание. Слайд №13.

  • Вокальная работа: Разучивание песни «Маленький принц». Слайд №14 (плюс и минус).

  • урок 5. Урок №5. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. Повторение


    Скачать 26.38 Kb.
    НазваниеУрок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. Повторение
    Анкорурок 5
    Дата29.03.2022
    Размер26.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок №5.docx
    ТипУрок
    #424191

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    ЛИЦЕЙ №21 г.Иваново

    учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна

    5 класс

    Урок №5. «Фольклор в музыке русских композиторов».

    Повторение.

    • К какому музыкальному жанру относится романс? (Музыкальная миниатюра.)

    • Как можно охарактеризовать жанр стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»? (Пейзажная лирика.)

    • Поясните термин «пейзажная». (Картина природы…)

    • Поясните термин «лирика». (Состояние, настроение, переживания)

    • Каков характер музыки романсов на эти слова? (Спокойно, неторопливо…)

    • Кто исполняет вокальную партию? (Дуэт певцов.)

    • В чём сходство 3-й песни Леля и арии Садко? (Написаны одни композитором, в них присутствуют вокализы.)


    Работа над новым материалом.

    На прошлом уроке мы познакомились с народными песнями и их использованием в творчестве композиторов. Сегодня вы узнаете, как фольклорные мотивы и народная тематика отражались в инструментальной музыке.

    Слайд №1. Запишите тему урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

    На прошлом уроке мы вспомнили произведения – оперы Н.А.Римского – Корсакова.

    Слайд №2. А сейчас вы познакомитесь с музыкой его ученика - композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855 – 1914). И если у Римского – Корсакова излюбленным жанром была опера, то Лядов больше всего создал произведений, которые называются «симфоническая миниатюра». Но его творчество находилось под влиянием учителя, о чём свидетельствует любовь к сказочным сюжетам в таких пьесах, как «Волшебная лампа Алладина», «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

    Что объединяет эти названия? Конечно, сказочная тема!
    Прочитайте в тетради запись определения «музыкальная миниатюра». (Читают)

    • А как можно охарактеризовать жанр произведения «симфоническая миниатюра»? (Непродолжительное по звучанию произведение, для симфонического оркестра.)

    Запишите в тетрадь новое определение. Слайд №3.

    Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.
    Слайд №4. С новой строки запишите название произведения, которое мы сейчас послушаем.

    А.К.Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».
    А теперь, откройте стр.19 учебника. Прочитайте текст.

    Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

    Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
    «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света пряёет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».


    • Какой музыкой на ваш взгляд можно передать образ Кикиморы? (Злой, резкой, громкой, визгливой, противной…)


    Но композитор создаёт словно два образа этого существа. Сначала маленькая кикимора подрастает, она живёт у кудесника в горах, и её качает в хрустальной колыбельке кот Баюн.

    • Какой музыкой воспользуется композитор, чтобы показать этот эпизод? (Напевной, колыбельной. Таинственной, волшебной, звонкой, передающей звон хрусталя.)


    Но потом Кикимора вырастает и начинает наливаться злобой на весь род людской: стучит, гремит, свистит, шипит.

    • Изменится в этот момент характер музыки? (Да.)


    Давайте послушаем пьесу, и постараемся услышать все изменения, которые происходят в пьесе.

    Звучит: «Кикимора» Лядов.

    • Что вы можете сказать после прослушивания? (Ребята делятся впечатлениями.)

    • Как закончилась пьеса? (Как будто чей - то визг. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора.)


    В музыке воплощено всё то, о чём рассказывают сказки: и пение кота Баюна, и стук, и гром, и свист кикиморы. А хрустальную колыбельку передаёт звучание инструмента под названием «челеста».

    Слайд №5. Впервые этот инструмент привёз в Россию великий русский композитор П.И.Чайковский, который услышал его в Италии и ввёл в балет «Щелкунчик».

    Зрители балета тогда были поражены звуками челесты, действительно будто хрустальными, высокими, нежными, прозрачными, звенящими. Вот эти звуки челесты использовал и композитор А.К.Лядов.


    А сейчас второе произведение – отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского – Корсакова «Шехеразада». Слайд №6.

    Откройте стр. 20 учебника. Прочитайте (только стр.20). (Читают.)

    Симфоническая сюита «Шехеразада» написана на сюжет восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

    В музыке, которая создаётся на основе литературного текста, есть тема, программа. И эта музыка носит название «программная».

    Запишем определение в тетрадь: Слайд №7.

    Программная музыка – произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои.


    • А что такое сюита? (Произведение, состоящее из нескольких пьес.)

    Запишем в тетради: Слайд №8.

    Сюита – музыкальное сочинение из нескольких частей, объединённых одним замыслом, темой.


    • А какой сюжет объединяет сюиту «Шехеразада»?

    Слайд №9. По сюжету «Тысячи и одной ночи» прекрасная Шехеразада рассказывает султану Шахриару сказки почти в течение трёх лет. И за это время из гневного, злого, недоверчивого он превращается в другого человека. И это передаётся в музыке.

    Послушаем, как композитор создаёт эти два образа: Шехеразады и Шахриара.

    Звучит вступление 1 часть.

    (Шахриар и Шехеразада, могучий и воинственный он, а она - женственная, ласковая)
    Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

    Образ Шехерезады отличается мягкостью, женственностью композитор достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности, узорчатой мелодики.

    • Можно ли сказать по мотиву Шехеразады, что сказка происходит на Востоке? (Да.)


    Кстати, ребята, композитор Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером. Слайд №10. В династии Корсаковых все мужчины были моряками, это повелось ещё со времён царя Петра 1, когда он отправлял в Европу боярских сыновей учиться морскому делу. По повелению Петра в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой учились гардемарины – будущие морские офицеры. Вспомните фильм про гардемаринов: какую фамилию носил герой, роль которого исполнял артист Д.Харатьян? Корсак. От него потом и пошла династия Корсаковых.

    Римский-Корсаков ходил даже на корабле в кругосветное плавание, которое длилось три года. Зато потом никто лучше этого композитора не мог выразить в музыке образы моря – и тихого, ласкового, и грозного, штормового.
    В сюите «Шехеразада» - 4 части. Сейчас мы послушаем последнюю, 4 часть, заключительную.

    Запишем её название в тетрадь: Слайд №11.

    Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» по мотивам восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Часть 4 – Праздник в Багдаде. Буря на море. Корабль разбивается о скалу.


    • Как, по-вашему, композитор передаст праздник в восточном городе? (Громкой, ликующей, радостной музыкой.)

    • А как симфонический оркестр покажет бурю на море? (Мощными, грозными звуками.)


    А сейчас послушаем этот отрывок.

    Звучит: 4 часть Праздник в Багдаде.

    (Усилением и ослаблением звука нарисованы морские волны.)

    • Как звучала тема Шахриара в конце? (Спокойно, умиротворённо, ласково, грозный характер сменился под воздействием сказок Шехеразады.)



    Итог урока:

    • Как называется музыка, написанная по сюжетам литературных произведений? (Программная).

    • Что послужило композитору А.К.Лядову основой для его симфонической миниатюры «Кикимора»? (Сказки.)

    • Что послужило основой для написания сюиты «Шехеразада»? (Восточные сказки.)

    • В чём жанровое отличие произведений «Кикимора» и «Шехеразады»? («Кикимора» - короткая пьеса, миниатюра, она звучит всего 7 минут; «Шехеразада» - это сюита, т.е. несколько пьес, объединённых одним сюжетом, полностью она звучит минут 40).

    • Чем объединены все части сюиты «Шехеразады»? (Образами Шехеразады и Шахриара).



    Контрольный момент: «Угадай-ка». Слайд №12.

    (Школьники угадывают по начальным тактам следующие произведения и записывают в тетради их названия.)
    Звучат фрагменты произведений:

    • Пьеса «Кикимора» А.К.Лядов

    • Тема Шахриара и Шехеразады Римского-Корсакова


    Домашнее задание. Слайд №13.

    Дома изобразить образ «кикиморы» на листе А4 с помощью карандашей и красок. На оценку.

    По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.

    Вокальная работа: Разучивание песни «Маленький принц». Слайд №14 (плюс и минус).


    написать администратору сайта