урок 11 кл. Урок мой 11 класс. Урок литературы в 1011м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки"
Скачать 53.5 Kb.
|
Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки" Игнатьева Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы Разделы: Преподавание литературы Цель: Познакомить учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, углубить знания о футуризме, познакомить с направлениями модернизма, способствовать развитию творческих способностей старшеклассников. Оборудование: Иллюстрации (в электронном варианте) художников – плакатистов Александра Микулы, Вячеслава Ерко, Александра Калмыкова и др; К. Юона, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича, А. Захарова, А. Бровина, Р. Скупина, В. Либерского; музыкальный диск с записью Линды (“Мумий Тролль” и т.п); стихи В Хлебникова, листы со стиотворениями Виктора Сосноры. На доске:
Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте! Пришел новый день, и сегодня мы вновь встретились. Я рада вам. И вы примите меня и сегодня такой, какая есть. Для того, чтобы не отвлекаться на посторонние восклицания в ходе нашего урока, я буду класть вам на стол фишки: желтая – вы хорошо работаете, зеленая – сосредоточьтесь и помогите мне. 2. Вступительная беседа Учитель: Ребята, а вы любите неожиданности? (Ответы детей.) – Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок стал для вас приятной неожиданностью. Я пришла сегодня на урок с тетрадкой стихов, которые написала моя ученица, ныне – студентка филфака. Начать наш урок хочу с них. “Ступаю босыми ногами” Ступаю босыми ногами По гладким холодным камням, Несу твой образ на вытянутых руках, Боюсь вспугнуть Дыханием ветра Тревожную нежность Распахнутых миру глаз. “Я – море” Я – море. Я каждый день волну свою Несу на берег И вновь, шурша, откатываю прочь. Еще немного – и от любви большой Останется песок И маленький осколок Без углов “Две тени” Две тени на мосту – Моя и тень самоубийцы. – Выскажите, пожалуйста, свое мнение о стихах, какими они вам показались? О чем они? (учащиеся высказывают свое мнение, чаще всего звучит мысль, что стихи странные, необычные). А если сравнить с шедевром Пушкина: “Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался”… (Ребята сравнивают стихи на эмоциональном уровне.) О ЧЕМ СЕГОДНЯ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ПОГОВОРИТЬ, УЧИТЫВАЯ НАЧАЛО НАШЕГО УРОКА? (Ответы примерно следующие) – Давайте поговорим сегодня о странности и необычности в стихотворениях, поговорим о том творчестве, что “не как все”. - Ведь вам нравится быть не как все? Поговорим о странности и необычности, о неповторимости одного из направлений современной поэзии. 3. Тема сегодняшнего урока – предложите… (предложения самые разные) - А вы можете предложить? - Могу. Если она вам понравится.. Бессонные сновидения. Согласны? - Как это? (ну, здорово, согласны) Запишите ее в тетрадь. Эпиграфом к уроку станут слова поэта-авангардиста Геннадия Айги – они написаны у вас на доске (Дети читают.) Давайте вместе попробуем определить лексическое значение словосочетания “Бессонные сновидения”, наверное, не менее странного, чем стихи. Бессонный – без сна, ожидающий сна, не сплю, живу, наяву и т.д; Сновидения – спать и видеть сны, отражение реальности через призму подсознания и т.д Вывод: Я не сплю и наяву вижу сны, нахожусь на грани реальности и фантазии, ирреальности. Поэзия подсознания, поэзия – сон наяву. Поэзия – воображение. Я прошу вас сегодня тоже включить свое воображение. 4. А вы часто в жизни встречаете такую поэзию? (Нет.) – Давайте послушаем запись. (Линда. “Я ворона”. Можно поставить что-то другое для прослушивания, подобное, например, записи групп “Крематорий”, “Мумий Тролль”) – Можно ли сразу определить тему песни, сказать, о чем стихи, исполняемые Линдой? (Нет, это тоже странная поэзия, на грани яви и сна.) – Когда, по-вашему, появились такие стихи, особенно положенные на музыку? (Недавно, в переломный момент страны, когда “все переворотилось, и только укладывалось.) – Да, действительно, такие песни, такие стихи мы можем отнести к модернизму (от французского – современный), обозначившему новые явления литературы, искусства XX века. Модерн – это поиски оригинальных художественных средств, форм, сложной, не всегда понятной структуры образа. Обратите внимание на иллюстрации. Какие мысли рождают эти образы? Почти ни у кого нет одинакового мнения. Может, кто-то знаком с такими направлениями в искусстве модернизма, как сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, импрессионизм? (Можно попросить заранее одного – двух учеников приготовить краткие сообщения.) Но ведь модернизм в литературе вам знаком! Какие направления модернизма вам всем знакомы? (Учащиеся называют футуризм, его представителей.) Прочитаем стихотворение В. Хлебникова “Крылышкуя золотописьмом тончайших жил”, вспомним стихи В. Маяковского. – Сущностью футуризма, по выражению немецкого поэта Бехера было: “Напряженный, открытый в экстазе рот”. Современная поэзия тоже обратилась к “футуризму”, но, поскольку она не называет это творчество поэзией будущего, мы будем называть его не футуризмом, а авангардизмом, или авангардной поэзией. Вспомните, пожалуйста, особенности стиля футуристов. (Даже в среднем классе сразу назовут основные особенности стиля футуристов.) Вызов обществу – эпатажность лирики. “Дохлая луна”, “Нате”; Неологизмы собственные – “слова тесны стали” – “железовут” и проч; Образность лирики (Большая доля сравнений, развернутых метафор и т.д. “Зады крепкие, как умывальники”, “Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок”). Экономия и емкость речи. (“Прозаседавшиеся”) – Современный “футуризм” тяготеет к авангардизму еще и потому, что совершает эксперименты в области формы 5. Давайте обратим внимание на подтему: “Современный футуризм как средство от скуки”. У вас на столах стихотворение Виктора Соснора – поэта – авангардиста “Ты уходишь”. Давайте прочтем его: Ты уходишь Как уходят в небо звезды Заблудившиеся дети рассвета. Ты уходишь Как уходят в небо На кораблики похожие птицы. Что вам в небе? Наша мгла сильнее света Наше солнце Навсегда слабее сердца А кораблик Журавля на самом деле – Небольшое Птичье перышко не больше. Ты уходишь. Отпускаю потому что Опустели Сентябри моими журавлями. До свидания До бессонных сновидений До рассвета Заблудившегося в мире. – Какие признаки футуризма, принципы вам показались знакомы? Старшеклассники называют собственные неологизмы автора “опустели сентябри моими журавлями”, образные выражения, сравнения. – Что можно сказать о графике стихотворения? Сломанная лестница. Стихотворение – надрыв, состоящее из обрывочных мыслей, фраз. Герой не может сосредоточиться от горя, пытается собрать мысли, знаки завершения присутствуют и говорят как раз о попытке разделить мысли. Нет рифмы, нет размера. Но есть ритм. Запятые отсутствуют, текст – поток мысли. Слова и словосочетания выделяются с помощью строфики. – Что самое главное в стихотворении? – Смысл, значение. – О чем стихотворение? Кто что понял? Ребята высказывают свое мнение, оно не идентично. После прочтения и разговора еще раз обращаемся к эпиграфу. Да, поэт так видит мир и имеет на это право. Мы тоже все разные, и такие стихи воспринимаем по-разному. Поэт живет на грани фантазии и реальности, его стих “в душу вник, проел насквозь мысли”, он заставил нас задуматься. 6. Когда человек думает, мыслит, он скучает? (нет, работает его мысль) – Поэты авангардисты не дают скучать, они пишут стихи – пазлы, стихи – ребусы, шарады, мозаику. Мы тоже сейчас попробуем написать маленькое сочинение описательного характера в стиле авангардо-футуризма. Запишем какую-нибудь мысль. У нас пятый урок, потом еще шестой….какой урок? (Предложение о шестом уроке..Например: “Скучно нам. Думаю о доме”. )Дальше ведем беседу: – Скучно нам. Скучно. Состояние человеческое или чувство? Чувства у нас где? В голове? – В душе. – В душе, в сердце. Итак, скучно нам. Так скучно, что душа вон, нет души. Что скука сделала с душой? Что она могла сделать, если ее нет. – Съела, нет, выела. – Скука выела душу. – Теперь нужен сравнительный оборот. Давайте подумаем, как кто? Выесть кто может? – Червь, червяк. – Теперь эпитет. Давайте нагнетать обстановку. Какой червь? – Противный, скользкий, мерзкий. – Вот! Что получилось? – Скука выела душу мерзким червем. – Сравните, что сильнее действует: скучно нам или скука выела душу мерзким червем? – Конечно, второе. Сразу понятно состояние человека. – Теперь думаю о доме. Что это значит? – Мыслю, мысли в голове. – А какие синонимы можем подобрать к слову голова? – Череп, черепушка, тыква, башка. – Возьмем череп. В черепе много-много мыслей, и все они о доме, на что похожи мысли? – Куча, стая, толпа, как пчелы. – Как пчелы. Рой пчел, да? Рой мыслей. – Давайте метафору, что получится? – В черепе роем мысли. – Да, в черепе роем мысли …о доме. – Скука выела душу мерзким червем, В черепе роем мысли о доме. – Ребята, приблизительно понятно? Может, и правда, современная поэзия авангардизма – средство от скуки? Классу понравился урок, они согласны с учителем, высказывают свои мнения. 7. В качестве домашнего задания предлагаем сочинить стихотворение в духе авангарда, футуризма. Можно описать 2-3 мя строками плакаты и иллюстрации К. Юона, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича, А. Захарова, А. Бровина, Р. Скупина, В. Либерского можно описать “Что вокруг меня” или “Сегодня у меня праздничное, грустное настроение, проанализировать стихотворение “Овечья баллада” с точки зрения формы и содержания. В ходе урока ученикам выдавались фишки, нужно собрать их подписанными и оценить работу на уроке. Овечья баллада Шесть белых овец приносили шесть белых овчин Седьмая овца была черная Шесть белых овец обучили шесть белых овчат Седьмая – не обовчилась. И стало на хуторе двенадцать белых овец Седьмая стала тринадцатой Одели в овчины двенадцать эстонских людей Отъели овчатиной двенадцать эстонских детей. А черная овца – все черная. В. Соснора |