Реферат на тему: «Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогики». Реферат К Д Ушинский.. Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогики
Скачать 49.93 Kb.
|
Реферат на тему: «Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогики» Суворов Ю.Л. учитель истории обществознания, ОДНКНР, ДКП, искусства (МХК), музыки МБОУ «Гимназия №4» г. Дзержинский. Содержание. 1. Введение_______________________________________________2 2. Основная часть: Народность_______________________________3 Воспитание и родное слово_________________6 Личность_________________________________8 Труд_____________________________________9 Свобода__________________________________10 Дидактика________________________________11 Женское образование_______________________12 Средняя школа и общее образование__________13 3. Заключение. Значение деятельности К.Д. Ушинского.__________14 4. Список литературы________________________________________17 …Ребенок стоит перед нами во всей невинности и чистоте своей души и требует положительного учения, требует от нас положительной мудрости, а не отрицаний того, чего дитя и не ведает. «Чего вы хотите от меня? — спрашивает оно нас. — Что вы хотите из меня сделать? Что вы называете хорошим? К чему вы сами стремитесь и меня направляете? Мне нет дела до ваших заблуждений; укажите мне прямую дорогу, не говорите мне, что вы ненавидите, а скажите мне, что вы любите; не говорите мне, что вы рушите, а говорите мне, что вы хотите строить; не говорите мне, чего вы не желаете, а скажите мне, чего желаете?» Но что же мы скажем в ответ на эти вопросы?.. К.Д.Ушинский Имя Константина Дмитриевича Ушинского хорошо известно не только всей образованной России, не только всем грамотным русским людям, но и во многих развитых странах мира, где вопросы образования являются приоритетными. И когда мы поднимаем тему русского образования, русской школы, то первое имя, которое упоминаем, - Ушинский. Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педагог и просветитель, основатель народной школы, человек, который горел и сгорел, отдав всего себя главному делу своей короткой жизни - образованию. Он создал педагогическую систему, основанную на нравственном совершенствовании личности, определил и разъяснил на столетия вперед цели, принципы и сущность воспитания и образования. Идеи Ушинского были воплощены в его многочисленных трудах: «Детский мир», «Родное слово», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литера туры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», и, конечно, фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», который Константин Дмитриевич, к сожалению, не закончил. Основной, главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных требований эпохи - падения крепостного права и тех требований, которые выдвигались логикой развития самой науки. Глубоко сознавая происходящее, Ушинский в те годы писал: «Наше время во многих отношениях важнее эпохи петровских преобразований: тогда энергичный гений употреблял усилие, чтобы пробудить к деятельности народ, теперь проснувшиеся и получившие свободу народные силы сами требуют деятельности», сами «хотят иметь обязанность и право» делать все не «по чужому образцу, по чужим идеям», а «на основании своих существенных, живо сознанных потребностей» (2; 105). И главную из этих потребностей Ушинский видел в поступательном движении страны. «Идти вперед необходимо, - писал он, - необходимо не только потому, что ход назад государственного организма есть его разрушение, но и потому, что позади в истории России нет ничего, к чему бы желательно было воротиться». «Благоденствие России... - подчеркивал Ушинский, - заключается не в остановке ее развития и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей». Народность. Ушинский был первым, кто поставил вопрос о создании начальной народной школы как центральную социально-педагогическую задачу эпохи. В этой школе он видел «фундамент народного образования», на котором надлежало возводить все здание отечественного просвещения. Говоря о духовной природе человека, ученый рассматривает специфику русского народного воспитания в целом ряде статей: «О необходимости сделать русские школы русскими», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании» и многих других. В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы». К. Д. Ушинский отмечал динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, связанное с ходом истории народа. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. В этом идеале отражаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. Традиционное народное воспитание — это, прежде всего, воспитание церковное; древняя православная вера, «превратившаяся в кровь и плоть народа», по словам педагога, является важнейшим фактором воспитания. Русская патриархальная нравственность, просвещенная верой — главная опора школы. Православную веру он называл «неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития». Вспоминая библейское изречение о том, что страх Божий — основа премудрости, педагог восклицает: «Но как жалко злоупотребляют этим глубоким библейским изречением различные любители задать страху детям! Они прикрывают им свое неумение сдерживать гнев, неумение, которое должно бы вычеркнуть их из списка воспитателей, и внушают детям не страх Божий, а страх учительский, из которого родятся ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость» (5;105-106). Христианская духовность в педагогической теории К.Д. Ушинского стоит в неразрывной связи с народностью, или национальной основой воспитания. «...Всякое европейское общественное воспитание, если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство, бесспорно, есть один из главнейших элементов образования у новых народов» На образовательные задачи эпохи Ушинский смотрел прежде всего с точки зрения их социальной значимости. Вот почему проблему создания народной школы он считал центральной для 1860-х годов. Даже в задаче научного обоснования педагогики, педагогической деятельности в целом он видел не только профессиональный, но в первую очередь социальный долг педагогов - ученых. Общество доверяет нам своих детей, писал Ушинский в первой же своей статье «О пользе педагогической литературы», и оно «вправе требовать от нас, чтобы мы старались, по мере сил своих, познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, - с умственной и нравственной природой человека» Не случайно Ушинский часто отождествлял понятия «нравственный» и «общественный», употреблял их как синонимы. «Чувство общественности» было для него адекватно «нравственному чувству» (1; 195). Нравственным было только общественно значимое. В этом - корень его нравственно-социального кредо, родственного по своей природе традиционному российскому мировосприятию. Подчеркивая приоритетность проблем образования для России и в их ряду, в первую очередь, проблем начальной народной школы, Ушинский ставил кардинальную, стратегическую социально-педагогическую задачу - введение всеобщего бесплатного обязательного начального обучения, как это уже сделано «в государствах, считающих народное образование одной из важнейших государственных потребностей», Однако существовала большая проблема – необходимость подготовки учителей для народной школы. Вопросы «где взять учителей для народных школ» и «каковы должны быть эти учителя» (2; 46), по мнению Ушинского, были самыми острыми и первостепенными. Стремясь ответить на эти вопросы, он выступил инициатором создания специальных учебных заведений для подготовки народных учителей - учительских семинарий и опубликовал в 1861 г. развернутую статью «Проект учительской семинарии». Этот проект не получил одобрения правительства, но был подхвачен передовыми земствами, которые с середины 1860-х годов стали открывать учительские семинарии и учительские школы - в Новгородской, Тверской, Черниговской, Вятской, Костромской, Курской, Самарской, С.-Петербургской и других губерниях. Воспитание и родное слово. Наиглавнейшей составляющей образования Ушинский считал воспитание, и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность. Важными задачами нравственного воспитания являются: - формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений; - развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». - воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности. Какие же факторы народного (национального) воспитания выделяет ученый? Русское народное воспитание — это, по мнению Ушинского, сам русский язык. Родное слово — та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание. Роль родного языка в познании идей и понятий, природы, характеров, истории Отечества, веры, искусства, науки огромна. Язык — это не только средство общения, но мост через всю историю народа, ретранслятор всех культурных ценностей народа. Забота учителя заключается в помощи учащимся «в сознательном усвоении богатств языка, в пополнении и исправлении словарного запаса, в усвоении его грамматических норм». Огромную воспитательную роль имеет фольклор. «Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы — наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа» (5;106-107). Безусловный вред, по мнению К.Д. Ушинского, наносит раннее обучение иностранному языку или многим языкам одновременно. При изучении неродного языка все внимание ребенка обращается «на грамматическую правильность речи, а не на ее логический и фактический смысл». Это противоречит детской природе, которая увлекается самой мыслью, явлением, фактом, а вовсе не их формами выражения. Ушинский настойчиво повторял, что нужно стремиться «отовсюду брать полезное», что «опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех». Все его творчество демонстрирует блистательное освоение этого опыта. Его генеральная мысль о воспитании формулировалась следующим образом: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существуют только для человека». Личность. Не менее важным условием создания «гуманного общества», и соответственно важнейшей задачей воспитания, Ушинский считал формирование в человеке чувства «равенства его собственной личности со всякою другою человеческою личностью» и чувства справедливости, которую он называл «глубочайшей основой гражданской жизни». «Гуманные отношения к окружающим нас людям, - писал Ушинский, - т.е. такие отношения, в которых мы признаем себя "не выше и не ниже всех других людей", а равными им по общему нам всем человеческому достоинству, есть именно та сфера, в которой воспитывается в ребенке чувство правды и справедливости» (4; 355). «Личность», по Ушинскому, - ключевое слово педагогического процесса: личность учителя и личность ученика. «Никакие уставы и программы, - писал он, - никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», ибо «только личность может действовать на развитие и определение личности» (1; 49-50). Этот подъем чувства личности, чувства собственного достоинства получил ярчайшее отражение в воззрениях Ушинского. В «Педагогической антропологии» он писал: «Семья, племя, народ, государство, человечество имеют свою цель в личности отдельных людей... Всякое общество, и государство, и союз государств существуют только ради личности человека и в ней одной находят разумное оправдание своего существования» (3, 49). Он не хотел видеть человека «машиной в общественном устройстве». Труд. Закладывая идею личности как базовую идею своей педагогики, Ушинский считал - и подчеркивал это многократно, - что сама личность формируется и раскрывается только в труде, в деятельности. Труд, по его убеждению, - ведущий фактор и индивидуального развития человека, и общественной эволюции. «Труд, - писал он, - должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства - природы и капитала... Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние» (1; 169). Столь высокая оценка роли труда в жизни человека определяла и его значимость в деле воспитания. «Человек рожден для труда, - писал Ушинский, - труд составляет его земное счастье, труд лучший хранитель человеческой его нравственности и труд же должен быть воспитателем человека» (4; 218). «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» (1; 181). «Дать труд человеку, - формулировал свой конечный вывод Ушинский, - труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности... Свободный, т.е. излюбленный труд... - вот что должно быть идеалом здравого воспитания... Это основное положение нашей педагогики, дающее ей особенную характеристику» (4; 261, 214). Свобода Идея труда у Ушинского неотделима от идеи свободы. Указывая в «Педагогической антропологии», что «стремление к деятельности» является основным, верховным стремлением человека, Ушинский подчеркивал его неразрывность со стремлением к свободе. «Оба эти стремления, - замечал он, - составляют в сущности одно». Ушинский видел в свободе неотъемлемое условие не только личной жизни человека, но и общественной жизни. «Стремление к свободе, - писал он в "Педагогической антропологии", - является корнем человеческого благоденствия... Вот почему истинная свобода развивается именно у народов предприимчивых и деятельных». «Чем менее свободы у человека или у народа, тем более вынуждается он к фальшивой, кажущейся деятельности и тем несчастнее он делается». «Таков уже неизбежный психический закон: - отмечал Ушинский, - свобода есть законная дочь вольного, упорного, неутомимого труда, а вольный труд широко развивается только под покровом свободы» (4; 80-81). Дидактика Ушинский особо остановился в своем творчестве на проблемах дидактики. Обучение он понимал широко — как научение знаниям и как одно из средств воспитания ребенка, причем образовательная функция обучения, по его мнению, относительно невелика, воспитывающая же — огромна, поскольку обучение формирует базовые константы: миросозерцание и мировоззрение. Его дидактика основана на широчайших психологических обобщениях. Так, анализ роли памяти в обучении предваряется у К.Д. Ушинского подробным изложением ее механизма. Память — основа возможности воспитательного воздействия на ребенка. Главным условием успешного обучения педагог считал убеждение ученика в широких возможностях его памяти. «Учитель должен объяснить ребенку, зачем он должен запомнить данный материал, и лишь затем приступить к тренировке». (5;107-109). Основополагающими принципами школьной дидактики являются, по Ушинскому, сознательность и активность восприятия, наглядность обучения, последовательность в обучении, доступность излагаемого материала, прочность усвоения знаний. Большое значение имеет проблема формирования навыков, освобождающих мозг ребенка для более сложной деятельности. Навыки образуются с помощью систематических упражнений, периодичности учения (прерывание занятий и возвращение к прежнему материалу), отсутствия поспешности, с помощью строгой последовательности объяснений. В связи с формированием полезных навыков стоит и проблема искоренения дурных привычек. Прежде, чем бороться с ними, необходимо выявить причину их возникновения и направить свои усилия на борьбу с причиной. «Очень осторожно надо относиться к наказаниям, стараясь использовать это средство в последнюю очередь, когда испробованы все остальные». (5;107-109). Недопустимым считал педагог применение в школе телесных наказаний, оскорбляющих ребенка. Женское образование. Ушинский решительно отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. Он одним из первых начал практическую перестройку женского образования в России, проведя глубокую реформу Смольного института, где в 1859-1862 гг. был инспектором классов. В ходе этой реформы: было в корне изменено содержание институтского образования, в котором центральное место заняло преподавание родного языка; созданы новые программы по всем остальным учебным предметам, в значительной мере уравнявшие содержание женского и мужского общего среднего образования; впервые в русской школе введен отсутствовавший ранее курс первоначального обучения, представленный в знаменитой учебной книге Ушинского «Детский мир», курс, ставший фундаментом полноценного начального образования в России и его преемственности с образованием средним. Ушинский впервые в отечественной педагогике разработал целостную теорию женского образования, основанную на двух отмеченных ранее системообразующих принципах его философии образования - общественном характере, общественной значимости образования и его народности. Краеугольным камнем, ведущей, принципиально новой идеей этой теории - «народной идеей», как называл ее Ушинский, был взгляд на содержание и организацию женского образования, на его базисные основания с точки зрения «общественного положения женщины», «положения и роли женщины в историческом развитии народа». «Это - новейшая идея», отмечал Ушинский, и она еще «нигде не высказана вполне» (1; 419). Такой подход был новаторским не только для отечественной, но и для западной педагогики, где продолжал господствовать узко утилитарный взгляд на суть и задачи женского образования. Он говорил, что женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, нравами, привычками и характером народа, с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования женщины. Говоря о роли Ушинского в развитии женского образования в России, его ученик и последователь В.П. Острогорский писал, что «образование женщины, которое дотоле было у нас только формальным и поверхностным», Ушинский сделал «серьезным государственным и общественным делом». Ему принадлежит честь «создания совсем новой, дотоле неслыханной у нас, системы женского образования» (4; 458). Средняя школа и общее образование. Как и вопросы начальной народной школы, проблематику общего среднего образования Ушинский также рассматривал комплексно, во всех ее гранях: в философском плане (выдвигая новое понимание цели и сущности общего образования); в социально-педагогическом плане (прочерчивая перспективный вектор развития средней школы); в теоретико-педагогическом плане (указывая на бесплодность традиционных споров сторонников теорий формального и материального образования и на главный фактор формирования содержания образования - требования современной жизни); в плане конкретного конструирования содержания школьного образования и учебного процесса (отвечая на извечные педагогические вопросы: для чего, чему и как учить). Требования времени реформировать и обновить содержание общего образования определили необходимость формирования его нового содержания. Ушинский выделял три основных этапа в формировании нового содержания общего образования: отбор научных сведений для школьного образования; «педагогическая переработка наук» в учебные предметы и соединение усилий учебных предметов в процессе складывания целостного миросозерцания ребенка на разных возрастных ступенях его развития. Главным критерием в процессе отбора материала для школьного образования Ушинский считал востребованность этого материала в жизни. Он указывал на «существование огромной массы школьных познаний, передающихся по рутине и не приносящих человеку никакой пользы ни в материальном, ни в нравственном отношении». Неоднократно показывал в «Педагогической антропологии» бесперспективность, более того, вред различных педагогических крайностей. Он подчеркивал, что «в педагогике истина лежит посредине», что «истинный педагог во всем соблюдает средину», исходя из понимания закономерностей развития ребенка (4; 135, 151). Эти же закономерности определяли для него и тот водораздел между наукой и ее педагогической трансформацией, которую он и называл «педагогической переработкой наук». Значение деятельности К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский прожил 47 лет. Педагогической науке и школе была отдана только треть его жизни. Но он пришел в педагогику зрелым мыслителем, принеся с собой запас энциклопедических знаний, готовый к работе арсенал идей и мощный заряд социальных устремлений. Вся педагогическая деятельность Ушинского непрерывно продолжалась лишь около 15 лет (с 1855 по 1870 г.). Из них семь лет приходятся на собственно служебную деятельность (с 1855 по 1862 г.) и остальные восемь лет – на литературно-педагогическую деятельность. И в этот незначительный промежуток времени он принес такую громадную пользу всему отечественному школьному делу и на вечные времена составил себе почетное имя. Глубоко проанализировав теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показав достижения и недостатки в этой области и тем самым подведя итоги развития педагогики других народов, К.Д. Ушинский внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное ему, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. Его идеи до сих пор остаются актуальными. В первую очередь К.Д. Ушинский стремился осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизм умственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активной деятельности, особенно мыслительной. Более того, педагог обязан удовлетворять потребность воспитанника в сознательной, творческой, развивающей личность умственной деятельности. Ушинский первый в русской литературе поставил в полный рост проблему создания новой народной школы, отвечавшей новым, актуальным задачам развития страны, просыпающимся потребностям русской народной жизни. В создании начальной народной школы Ушинский, как уже отмечалось, видел центральную социально-педагогическую задачу эпохи. В отличие от большинства его современников-педагогов, выводивших на первый план задачи реформирования средней школы, он настаивал на необходимости «сосредоточить все силы прежде всего на первоначальных народных школах, этом фундаменте народного образования» (1; 332). В своих трудах и практической деятельности Ушинский, как уже говорилось ранее, фактически впервые создавал теорию и одновременно кардинально реформировал практику женского образования в России. С выходом «Педагогической антропологии» Ушинского мировая наука обрела первое целостное, капитальное исследование физической и душевной природы человека, закономерностей его развития; мировая педагогика - первый опыт комплексного изучения «человека как предмета воспитания». Этот опыт был наиболее крупным продвижением в решении главной задачи для педагогики той эпохи - в разработке научных оснований педагогического знания, формировании педагогики как науки. Вместе с тем с появлением «Педагогической антропологии» педагогическая теория и практика обретали и принципиально новый взгляд на сущность и задачи самой педагогической деятельности - концепцию развивающей деятельностной педагогики. «Педагогические антропология» Ушинского настолько опередила время, что лишь в последние десятилетия приходит настоящее понимание всей значимости и масштабности ее замысла, ее идей. Ушинский ставил и решал в этом фундаментальнейшем труде столь грандиозную научно-педагогическую задачу, что она оказалась не по плечу не только его современникам, но и педагогике XX столетия. Ушинский считал, что «ученье есть могущественнейший орган воспитания» (1; 50). Он постоянно подчеркивал неразделимость задач обучения и воспитания, органическую взаимосвязь «воспитательного влияния учения и образовательного влияния воспитания». Более того, ставя на первое место нравственные основания и в человеке, и в обществе, он был убежден, что «влияние нравственное» составляет «главную задачу» школы, «гораздо более важную, чем развитие ума, наполнение головы познаниями» (1; 196). Пример Ушинского прежде всего доказывает, какое обширное, разностороннее образование необходимо человеку, желающему с честью и славой подвизаться на педагогическом поприще. Да, кроме этого, необходимы еще и высокие нравственные качества, которыми несомненно обладал Ушинский. Ушинский умер в расцвете творческих сил, не осуществив значительной части своих планов. Активная педагогическая деятельность Ушинского продолжалась всего пятнадцать лет. Но он пришел в педагогику как сложившийся социальный мыслитель, ученый-энциклопедист и общественный деятель. И именно это позволило ему преобразовать до основания и педагогику, и саму педагогическую среду. То, что успел сделать Ушинский за свою короткую жизнь, навсегда обессмертило его имя. Он вошел в отечественную историю как первый национальный педагог, как создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России. Ушинский - это и исток, и символ русского национального педагогического самосознания. Его имя стало обозначать не только начало отечественной педагогики. Оно стало синонимом педагогики. Список используемой литературы. К.Д. Ушинский, «Избранные труды» в четырех книгах. т.I, Москва, Дрофа, 2005. К.Д. Ушинский, «Избранные труды» в четырех книгах. т.II, Москва, Дрофа, 2005. К.Д. Ушинский, «Избранные труды» в четырех книгах. т.III, Москва, Дрофа, 2005. К.Д. Ушинский, «Избранные труды» в четырех книгах. т.IV, Москва, Дрофа, 2005. Л.Н. Беленчук, «История отечественной педагогики». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. |