Урок литературы по роману И.С. Тургенева Отцы и дети.. Урок в 10 кл., Тургенев. Урок литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы игнатова г. В. Тема урока тургенев художник Философ Психолог Роль и место И. С. Тургенева в развитии русского романа
Скачать 28.8 Kb.
|
Урок литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы – ИГНАТОВА Г.В. Тема урока: ТУРГЕНЕВ: ХУДОЖНИК? ФИЛОСОФ? ПСИХОЛОГ? Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского романа. ЦЕЛИ УРОКА: научить определять роль автора в романе, его новаторство; - формировать у учащихся умения анализировать текст; - формировать умения находить элементы текста, выполняющие функции характеристики персонажа; - обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; - содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; - развивать творческие возможности учащихся; - воспитывать любовь и бережное отношение к языку. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные: знать основные литературоведческие понятия; уметь анализировать текст; уметь определять позицию автора в романе. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа текста на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, значения предметов в получении школьного образования. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: наблюдение над текстом (языком); создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска (экран), компьютер, проекторю НАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учеников. Ход урока. …Литература не может быть только художеством – а есть интересы высшие поэтических интересов. Момент самопознания и критики так же необходим в развитии народной жизни, как и в жизни отдельного лица. И.С. Тургенев Из письма к Боткину Вступительное слово. Уходят дни. И вот уж много лет Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась. Но смерти для твоих созданий нет, Толпа твоих видений, о поэт, Бессмертием навеки озарилась. Дочитав последние страницы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», о котором В. Набоков писал: «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений 19 века». Высокую оценку романа дал и Ник. Страхов: «…Тургенев имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления, поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель со временем указать на вечное и написал роман… всегдашний». Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»? Навечно в истории литературы остались и герои этого романа. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы говорили о значении образа Базарова в русской реалистической литературе, Прочитайте свои творческие работы: воспоминания о Евгении Базарове от лица других персонажей романа «Странный человек Базаров». Постановка цели урока. - Еще раз внимательно прочитаем тему урока и попробуем вместе сформулировать цель урока: поразмышлять о том, какова истинная роль И.С. Тургенева в эволюции русского романа, и выяснить, почему такое важное место заняло его произведение в истории литературы. Тему сегодняшнего творческого задания определим словами Страхова «Всегдашний роман Тургенева». На экране: Какова роль И.С. Тургенева в эволюции русского романа? Почему такое важное место занял роман «Отцы и дети» в истории русской литературы? («Всегдашний» роман Тургенева.) И современники Тургенева, и литературоведы 20 века по-разному определяли роль автора в романе «Отцы и дети». Давайте и мы с опорой на анализ текста ответим на этот вопрос. ФИЛОСОФ ПСИХОЛОГ ХУДОЖНИК Работа по теме урока. Анализ эпизодов из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Перечитаем сцену «Под стогом» (глава 21). Выразительное чтение по ролям (3 чел.) - Какова роль этой сцены в романе? - Кем здесь выступает Тургенев? Художник: представлена пейзажная зарисовка, передан диалог героев. Философ: отмечает место человека в пространстве, подчеркивая его ничтожество в космосе; утверждает ценность личности Базарова, который «себя не сломал»; определяет цель жизни человека – «чтобы каждое мгновение в ней было значительно». УЧИТЕЛЬ: В этой сцене Тургенев-художник и вместе с тем Тургенев-философ ставит своего гордого и свободного человека перед лицом не подвластной ему, равнодушной и всегда торжествующей природы, которая одна лишь может быть ему достойным соперником… И человек трагически оказывается лишь мыслящим «атомом», чувствующей «математической точкой». Базарова унижает бессмыслица единичного и случайного человеческого существования в беспредельном времени и беспредельном пространстве. Существуют ли в этом мире какие-нибудь несомненные ценности? Для Базарова такая ценность лишь одна сила человеческого духа. Базаров несомненно героическая личность, испытываемая в самых предельных … ситуациях как силой вещей, так и его собственной силой»,- читаем в статье К. Тюнькина «Базаров глазами Достоевского». А кем предстает автор в следующем эпизоде? (Разговор Базарова с мужиками в гл.»27). Художник: передает интонацию разговора – «успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью объяснял мужик». Психолог; передает отношение Базарова к мужику (иронизирует, презрительно пожимает плечами); и мужик не понимает Базарова (в его голосе звучит небрежная суровость). Философ: подчеркивает одиночество Базарова, преждевременность его появления в России. И вот, наконец, последние строки романа. Вспомним их (чтение наизусть). Что можно сказать о роли Тургенева в этом эпизоде? Художник: изображает небольшое сельское кладбище; посещение могилы Базарова родителям Психолог: во взволнованном голосе автора слышим сожаление о смерти героя (использование анафоры «Неужели…?» Философ: утверждает, что природа, любовь и смерть непобедимы человеком (его «страстным, грешным, бунтующим сердцем»). Сделайте вывод о роли Тургенева в эволюции русского романа. На страницах своего произведения выступает в роли художника, психолога и философа. Изобразил нового человека, «героя своего времени», но отметил его преждевременность. «Всегдашний» роман Тургенева. «Скрытый психологизм» в романе. Вступительное слово учителя. При чтении романа на первый план обычно выдвигают социальные проблемы, споры Базарова и Павла Петровича, конфликт поколений, отмеченный уже в названии. Однако не только социальные вопросы волнуют автора. В произведении раскрываются и вечные проблемы, делающие роман «всегдашним». Помогите мне вспомнить, какие вечные мотивы звучат в романе Тургенева (Семьи, дружеских привязанностей, взаимоотношений человека и природы, любви). Именно в этих вопросах Тургенев выступает умелым психологом, раскрывая внутренний мир героев, их чувства и переживания. Бессонова в статье «Тургенев и Толстой» отмечала, что «лермонтовский психологизм не получил развития в произведениях Тургенева. Он следовал пушкинским традициям изображения человека «со стороны» во внешних проявлениях духовной жизни. Вспомним эпизод болезни Базарова (гл. 27): «Базаров уже не вставал в этот день и всю ночь провел в тяжелой, полузабывчивой дремоте… Василий Иванович пошатнулся, словно кто по ногам его ударил». Что сообщил Тургенев читателю о физическом состоянии больного и что о душевном? О болезни его тела мы узнаем шаг за шагом: то он не вставал, то пытался встать, то кровь пошла носом; у него закружилась голова; он в тяжелой дремоте. Все внешние проявления болезни перед нами. Что касается душевного состояния больного, то мы видим, что он удивительно мужественен и спокоен. Но какие мысли его занимали, пока он молча лежал целыми днями, повернувшись лицом к стене? Были ли минуты сомнений, отчаяния, или он спокоен и тверд все время? Мы знаем лишь итог. Тургенев не изображает процесс, который привел к этому результату. Таков творческий принцип писателя. Но все же не только «внешние проявления», поступки героев и диалоги – тургеневские приемы раскрытия характеров. Игра «Знаете ли вы текст?» В а ш и з а д а ч и: показать умение работать с текстом, находить детали, выполняющие функции характеристики персонажей. В т е т р а д и с д е л а т ь з а п и с ь: «Скрытый психологизм» в романе И.С. Тургенева. Отметить в форме плана, что помогает познать внутренний мир героев: Пейзаж. Портрет. Особенности композиции. «Дорога жизни» Базарова. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа? а) Усадьба… стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, с белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представляющей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе… К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. (Усадьба Одинцовой, идея размеренности и порядка, организующая всю жизнь Анны Сергеевны, зримо проявляется и в «рукотворном», «упорядоченном» пейзаже – подстриженных елках и «по линейке» прочерченной аллее). б) …На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся деревенский домик под соломенной крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились. (Дом родителей Базарова; простота и непритязательность быта, следование естественному, природному распорядку жизни – своеобразная антитеза «организованной гармонии», которой подчинена жизнь Одинцовой). З а п и с ь в т е т р а д и: пейзаж является приемом характеристики персонажей. - «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из данных определений тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе. «Утро было славное, свежее; маленькие… тучки стояли барашками на… лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная… земля, казалось, еще хранила след… зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный. (Фрагмент из главы 24. (Дуэль Павла Петровича и Базарова). «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила след румяной зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Одна из отличительных черт тургеневской живописи – эстетизация предметного изображения. Эпитеты, которые он выбирает, служат воссозданию цветовых соотношений и пропорций, интенсивные цвета уступают место точным оттенкам. Пейзажи Тургенев использует для более полной характеристики героев; с их помощью создает эффект контраста (самый яркий пример – эпилог романа, где описание могилы Базарова, данное с точки зрения вечности, следует непосредственно за рассказом о вечно суетящемся «Дурачке» Ситникове); формирует главный смысловой вектор романа – движение от социальной проблематике к философской. Отношением к природе тургеневский герой проверяется на духовную состоятельность. Разрыв живых связей, непонимание, отчужденность – это общество; принципиальная близость всего живущего, гармония, вечность – это природа. . В «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей романа «Отцы и дети». Назовите каждого персонажа. Какими деталями должен быть дополнен его «оригинальный» облик? а) В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска. ( Базаров: для характеристики героя существенны «спокойная улыбка» и выражение на лице «самоуверенности и ума». Ситников: беспокойный смех, беспокойный взгляд «небольших, словно вдавленных глаз». Павел Петрович: «душистые усы», «тугие воротнички рубашки» - признаки следования «принсипам» - вопреки обстоятельствам). б) Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее глаза. ( Арина Власьевна: ласковая, заботливая, мягкая. Фенечка: в ней намечены черты матери Базарова: «вся беленькая и мягкая», «с круглыми плечами». Кукшина: на балу у губернатора она «в грязных перчатках, но с райскою птицей в волосах». Одинцова: во всем облике ее подчеркивается достоинство, «ласковая и мягкая сила»). З а п и с ь в т е т р а д и: портрет – еще один прием характеристики персонажей. Презентация работы групп. Защита проекта «Дорога жизни Базарова». - Как вы представляете «дорогу жизни»? Слово «жизнь» играет особую роль в романе Тургенева. Оно не только часто повторяется в романе( 43 раза, в романе «Накануне» - 24), но и завершает «Отцов и детей», то есть оказывается в сильной позиции в финале. Как писал Бочаров, «на этом слове немалое строится во внутренней организации книги; наблюдение этого слова в тексте, кажется, позволяет ориентироваться в структуре книги, размыкает ее с определенной существенной стороны». Основное качество жизни в романе «Отцы и дети» - это ее сложность. В ы с т у п л е н и е г р у п п. - Помогла ли вам эта работа лучше понять Базарова? Авторскую задумку? З а п и с ь в т е т р а д и: композиция произведения также служит психологическим приемом в романе Тургенева. Итоги урока: 1.- Какие впечатления оставила встреча с романом Тургенева? - Подходит ли эпитет «всегдашний» к этому произведению и его автору? 2. Оценивание. Рефлексия. Домашнее задание: Письменная творческая работа: «Всегдашний» роман Тургенева». |