Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок литературы в 7-А классе «…степи, как вы хороши!» Живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя. Особенности изображения природы в повести «Тарас Бульба»

  • ХОД УРОКА I . Ориентация, мотивация деятельности учащихся.

  • 2. Чтение учащимися отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…».

  • 5. Демонстрация слайда (таблица «Что видим, что слышим» (слайд №3)

  • 7. Учитель

  • 10. Чтение учащимися наизусть отрывка «Степь вечером».

  • 12. Презентация учеником своего рисунка «Степь вечером».

  • 15. Чтение ученицей сочинения-миниатюры «Какой я увидела степь днем».

  • Релаксация.

  • 2. Составление синквейна

  • Обнимает, оберегает, вдохновляет. 4. Высказывание, связанное с понятием.«…степи, как вы хороши!» (Н.В.Гоголь).

  • Урок литературы в 7 классе «…степи, как вы хороши!» Живописность. Урок литературы в 7а классе степи, как вы хороши!


    Скачать 68.5 Kb.
    НазваниеУрок литературы в 7а классе степи, как вы хороши!
    Дата18.11.2022
    Размер68.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУрок литературы в 7 классе «…степи, как вы хороши!» Живописность.doc
    ТипУрок
    #796945

    Отдел образования Бердянского горисполкома

    Бердянская общеобразовательная школа I-III ступеней №1

    Бердянского городского совета Запорожской области

    Урок литературы в 7-А классе
    «…степи, как вы хороши!»

    Живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя.

    Особенности изображения природы в повести «Тарас Бульба»

    Подготовила

    учитель русского языка и литературы

    ООШ I-III ст. №1

    Модестова Инна Владимировна;

    проведен в феврале 2013 г.

    г . Бердянск, 2013

    ХОД УРОКА
    I. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.
    1. Вступительное слово учителя.

    — Н.В. Гоголь и Украина в жизни, творчестве были рядом. Именно влюбленность в украинскую природу, украинцев, их обычаи и обряды, песни и историческое прошлое была той силой, которая дала возможности писателю создать литературные шедевры.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с избранными страницами повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и почувствуем, насколько искренне, трепетно и нежно писатель относился к красоте родной природы, что является вернейшим признаком любви к Родине.

    Словно клятва, звучат слова Н.В.Гоголя: «Моё сердце навсегда останется привязанным к священным местам Родины».
    II. Целеполагание
    1. Сообщение темы, цели и задач урока (слайд №1)

    • Проанализировать изобразительно-выразительные средства языка, использованные Гоголем в повести, определить их роль в создании живописного полотна произведения.

    • Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-психологического состояния героев повести.

    • Раскрыть мастерство Н.В.Гоголя в создании неповторимых картин природы.

    • Развивать навыки анализа художественного произведения, творческих способностей учащихся.

    • Воспитывать эстетический вкус.

    • Прививать любовь к отчему дому, родному краю.


    2. Мотивация учебной деятельности.

    • Учитель.

    В повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» мы нечасто встречаем описание природы, ведь основное внимание автор уделяет событиям и героям. Однако пейзаж в повести играет очень важную роль.

    • Вопросы к учащимся:

    а) вспомните, что такое пейзаж? (Пейзаж – фр. – страна, местность) Описание картин природы в художественном произведении.

    б) какова его роль в произведении? (1. Показать красоту окружающего мира; 2. Указать на время и место описываемых событий; 3. Понять настроение автора и героев произведения)
    3. Определение ожидаемых результатов.

    С помощью картин природы, изображенных гениальным писателем,

    — насладиться красотой пейзажа;

    — окунуться с головой в высокие травы;

    — погладить рукой нежный ковыль;

    — собрать букет цветов и вдохнуть их аромат;

    — услышать пение птиц;

    — любоваться вечерним закатом.
    III. Целереализация.
    1. Восприятие и первичное усвоение учебного материала.

    1. Проверка домашнего задания.

    Учитель.

    Дома вы должны были прочитать отрывок на стр. 158-159, проанализировать его и ответить на предложенные вопросы.

    Беседа с учащимися:

    С каким настроением отправляются в далекий путь герои повести? (Все три всадника притихли, ехали молчаливо, повесив задумчиво головы и потупив глаза. На лицах отражалась грусть, а в глазах блестели слезы.)

    О чем думал Тарас? («Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась»).

    Почему задумчиво опустил голову Остап? («Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову»).

    Какими мыслями был занят Андрий? (Андрий думал о дочери ковенского воеводы, которую видел несколько раз. И однажды он пролез через частокол в сад, влез на дерево, с дерева перелез он на крышу и через трубу камина пробрался в спальню красавицы... «Вот о чем думал Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня»).

    Как автор с помощью пейзажа помогает понять угнетенное настроение героев? (Серое, мрачное настроение; казаки были расстроены).

    И вот тут-то впервые появляется описание степи. Прочитайте это описание. («А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями) - с. 159.

    Как же встретила степь всадников? (Она приняла их в свои объятия.)

    Какой образ возникает при этих словах? (Образ матери. В 1 главе перед отъездом сыновей на Сечь «мать обняла их», далее «обняла одного из сыновей». И степь, как мать, «приняла всех в свои объятия» и, как мать, скрыла их от беды между колосьев).

    Что рассеяло грустные мысли всадников? (Все та же степь: «Солнце выглянуло давно и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».) – с. 159.

    Чем же, кроме пространства, является степь для героев? (Это путь от дома к Запорожской Сечи. Степь — это бесконечное, как океан, пространство, которое связывает два мира: домашний и козачий — мир Запорожской Сечи).

    Появляется второе значение степи. Какое? (Степь — символ дома.)

    И вот описание степи, которое имеет самое важное значение.

    2. Чтение учащимися отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…».

    Демонстрация слайдов «Степь днем» (слайд №2)

    3. Беседа с учащимися:

    Чем была степь раньше? (Пространством, пустыней, похожа была на лес.)

    Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений».)

    Чем представилась степь всадникам? («Зелено-золотым океаном».)

    Почему именно океаном? (Как и в океане, в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).

    На сколько частей и на какие именно условно можно разделить этот отрывок? (На две части: 1. «брызнули миллионы разных цветов»; 2. «воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов»).

    4. Учитель.

    Дома вы должны были внимательно прочитать данный отрывок и составить таблицу: «Что мы видим?», «Что мы слышим?».

    Проверка домашнего задания (чтение выписанных примеров, дополнение, исправление).

    5. Демонстрация слайда (таблица «Что видим, что слышим?»
    (слайд №3)


    6. Продолжение беседы:

    Какие образы преобладают: зрительные или слуховые? Почему? (Зрительные. Человек лучше чувствует, ощущает красоту природы, когда он ее видит. Не зря говорится: лучше один раз увидеть, чем сто — услышать).

    С помощью каких слов мы можем видеть степь?

    7. Учитель:

    А какой вам увиделась степь днем?

    Рассказ ученика о своем рисунке «Степь днем».

    8. Продолжение беседы:

    С помощью каких изобразительно-выразительных средств мы можем представить степь?

    — эпитетов: зеленою, девственною, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, синий, лиловый, желтый, пирамидальный, зонтикообразный, белый, пестрый, черный;

    — сравнений: «степь, пространство было пустынею», «кони, как в лесу, вытоптывали их», «вся поверхность земли представлялася океаном», «мелькает одною черною точкою».

    — метафор: плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; тучи диких гусей; неподвижно стояли ястребы; роскошно купалась чайка в синих волнах воздуха; блеснула на солнце;

    — олицетворений: сквозь стебли травы сквозили волошки; дрок выскакивал верхушкою; пестрела кашка, колос пшеницы наливался в гуще;

    — гипербол: «брызнули миллионы разных цветов»; «воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов».

    — инверсий: шныряли куропатки; подымалась чайка;

    — обращения: «степи, как вы хороши!».

    9. Учитель.

    В арсенале писателя не только тропы, но и другие средства, которые делают описание выпуклее, ярче, насыщеннее.

    К ним относятся цветопись и звукопись.

    Найдите примеры использования этих средств в отрывке.

    — цветопись: зеленая, зелено-золотой, голубые, синие, лиловые, желтый, белая;

    — звукопись:

    аллитерация — «шныряли куропатки, вытянув свои шеи»;

    ассонанс — «из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха» (взмах крыльев — медленный, плавный).

    10. Чтение учащимися наизусть отрывка «Степь вечером».

    Демонстрация слайдов «Вечерняя степь» (слайд №4)

    11. Беседа по вопросам:

    Как изменилась степь вечером? (Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «суслики оглашали степь свистом», «трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», «козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнялась разными запахами: «каждый цветок, каждая травка испускала амбру», «вся степь курилась благовонием», «самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок дотрагивался до щек»).

    Как степь днем и вечером влияет на настроение героев? (Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. «День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад». Такое настроение было и у всадников — серое, мрачное, как утренняя степь.

    Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. «Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

    Вечером степь становилась темно-зеленой, небо — изголуба-темным. Козаки ложились спать. «Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых... — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).

    12. Презентация учеником своего рисунка «Степь вечером».

    13. Самостоятельная работа.

    — Найдите и выпишите по 2 примера использованных автором:

    — эпитетов: пестрое (пространство), легкие и прозрачные (облака);

    — олицетворений: «тень перебегала по нём»; «испарения подымались гуще»; «каждый цветок, каждая травинка испускала амбру»;

    — сравнений: «как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота»; «самый свежий, как морские волны, ветерок»;

    — метафор: «степь курилась благовонием»; «вся музыка утихала и сменялась другою»;

    — звукописи — аллитераций:

    «суслики оглашали степь свистом»; «трещание кузнечиков становилось слышнее».

    14. Учитель.

    Описание степи очень близко нам, так как места, с которыми Н.В.Гоголь знакомил читателей, являются нашей малой родиной.

    15. Чтение ученицей сочинения-миниатюры «Какой я увидела степь днем».
    2. Обобщение и систематизация понятий, усвоение для пояснения новых фактов и для выполнения практического задания.

    1. Прочитайте несколько видоизмененный текст из повести Гоголя.

    Иногда ночное небо в разных местах освещалось (дальним) заревом от выжигаемого по лугам и рекам (сухого) тростника, и (темная) вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась (серебряно-розовым) светом, и тогда казалось, что (красные) платки летали по (темному) небу.

    — Сравните данный текст с описанием степи в повести (с. 161).

    — Укажите, как именно изменился текст. (Из текста убраны эпитеты).

    — Сформулируйте, что исчезло из текста вместе с изобразительными средствами.

    В качестве подсказки используйте формулировку темы урока.

    • Задание.

    Дополните видоизмененный текст своими собственными изобразительными средствами.

    • Релаксация.

    Презентация музыкального этюда «Степь» (слайд №5).

    • Проверка творческих заданий.


    IV. Систематизация и обобщение изученного
    1. Беседа по вопросам:

    Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня? (Степь — это не только часть природы. За ней остались мать, дом, хутор, вершины деревьев, по сучьям которых лазили Остап и Андрий, луг, по которому они катались по росистой траве, колодец, детство, игры — и все, все. Степь — это не мертвая пустыня, а живой океан, который дышит, чувствует, ощущает, осязает: «Ветерок дотрагивался до щек»; «глядели ночные звезды»; «все убаюкивало дремлющий слух».)

    Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы – как все это называется одним словом? (Родина.)

    Как вы понимаете слова «малая родина? (Место, где родился, вырос, где живешь и т. д.)

    Почему описание степи играет такую важную роль в произведении? (Является фоном, на котором развивается действие; служит средством передачи душевного состояния персонажей; введено для красочного повествования. Жизнь героев тесно связана с природой).

    Символом чего является степь? (слайд №6)
    Мать Дом

    | |

    (эти понятия сливаются в единое понятие)

    |

    Родина

    2. Учитель:

    Основная тема повести — это родина, отношение к ней. Проследив за мыслями героев, можно определить, что у каждого из них свое понимание родины. Для Тараса — это его молодые годы, его товарищи, Запорожская Сечь; для Остапа — это дом, это «бедная», в морщинах старушка мать; для Андрия это красавица-полячка, какой еще не видывал отроду. Как сложится судьба героев, куда приведет их жизненная дорога, мы узнаем, дочитав повесть до конца. А пока они едут степью...

    2. Составление синквейна

    1. Понятие.

    Степь.

    2. Определение (какое понятие?), два прилагательных.

    Зелено-золотая, живая.

    3. Действие, производимое понятием.

    Обнимает, оберегает, вдохновляет.

    4. Высказывание, связанное с понятием.

    «…степи, как вы хороши!» (Н.В.Гоголь).

    5. Ассоциативный образ.

    Родина.

    • Вопрос к учащимся: можно ли назвать Н.В.Гоголя «царем степи»?



    V. Рефлексивно-оценивающий этап.

    1. Подведение итогов работы.

    — Что повторили?

    — Чему вы научились?

    — Где вы можете использовать полученные знания?

    — Достигли ли мы целей урока? (Цели на доске) (слайд №7)

    2. Объяснение домашнего задания (слайд №8)

    1. Выучить наизусть отрывок из повести Н.В.Гоголя.

    2. Ответить письменно на вопрос «А.П.Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царем степи».

    Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку?»

    3. Рефлексия.

    Метод «неоконченное предложение» (слайд №9).

    На уроке мы…

    - повторили, что такое…

    - уточнили…

    - убедились в том, что…

    - мне понравилось…

    - мне не понравилось…

    4. Ценение, оценивание.

    Комментированное выставление оценок. Ценение работы учащихся.




    написать администратору сайта