МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕБОКСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА№1
ИМЕНИ С.С. МАКСИМОВА
Урок по сольфеджио
для учащихся 3 класса
«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио
как залог качества обучения»
Студентка IV курса дирижерско-хорового
Отделения Корнилова Дарья
Чебоксары
2020 г. Тема урока: «Традиционные формы работы на уроках сольфеджио
как залог качества обучения» Цель урока:Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствование освоения изучаемого материала.
Умение использовать полученные знания на практическом занятии.
Развивающие:
Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к предмету
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
Воспитание навыков самоконтроля
Воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.
Личностные: осознание потребности и умения сознательного применения изученного материала в целях оценки и стабильности качества знаний; Проблемная ситуация:использование традиционных форм работы на уроке для успешного освоения и закрепления изученного материала. Ожидаемые результаты:
-умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
-повышение познавательной и эмоциональной активности;
-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат Методы:
-словесный
-наглядный
-практический Реализуемые технологии:
-развивающего обучения
-творческая лаборатория
-художественно-эстетическая
-информационно-компьютерная
-здоровьесберегающая
Тип занятий:
обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике
Вид занятий:урок сольфеджио
Место проведения:аудитория, класс
Продолжительность урока:60 минут Инвентарь и оборудование:
Парты, стулья
Раздаточный материал
Компьютер
Время проведения: 04.03.2020 г.
Этапы урока: I. Организационный этап 2 мин
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы. II. Основной этап
1.Работа в тональности Ля мажор: 10 мин
а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ля мажор
б) пение гаммы Ля мажор:
* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме
*с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
* пение гаммы «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука
в) пение распевки «Жук»
(Жук. жук, где твой дом? Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом, Под берёзовым листом. Зайчики бежали, Домик поломали. Жу-жу-жу-жу Я на веточке сижу.)
г) анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор 2.Диктант 15 мин
простукивание ритма с ритмослогами пение с дирижированием нотами
пение диктанта с названием римских цифр пение с транспонированием пение диктанта «цепочкой» по тактам
3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и б 6 в тональности» 5 мин
проигрывание секст в тональности Ля мажор с названием их качества анализ музыкальных произведений
4.Творческие задания в тональности 5 мин
*вокальные импровизации
*жанровые импровизации 5.Работа с ритмом 10 мин
*прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 1)
«бумажные ритмы» «ритмостаканчики»
6.Слуховой анализ 5 мин
7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина 5 мин III.Заключительный этап: 3 мин
-Подведение итогов урока
Анализ урока
№ п/п
| Этап урока
| Примечания
| I
| Начало урока
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Приготовьте тетради, дневник, садитесь.
Сообщение темы и постановка задач:
- Сегодня на уроке мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал. Будьте, пожалуйста, внимательны и активны.
|
Приветствие.
Настрой на работу.
| II
| Основной этап
1.Работа в тональности Ля мажор:
а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?
Учащиеся: три диеза (перечисляют)
Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке.
Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации
Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?
Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия. б) Педагог: мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.
Учащиеся: поют гамму Ля мажор:
-с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме
- с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
- «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука
в) Педагог: Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку «Жук»
Учащиеся: поют распевку
г) Педагог: вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте
Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке 2.Диктант в тональности Ля мажор
а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер
Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4
Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте
Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая
Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов
Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами
Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта
Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант
(8 проигрываний)
Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания:
-пропеть диктант с названием римских цифр
-пропеть с транспонированием
-пропеть диктант «цепочкой» по тактам
Учащиеся: выполнение заданий 3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и
б 6 в тональности»
Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал?
Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические.
Интервалы бывают чистые, большие и малые.
Интервалы делятся на консонансы и диссонансы
Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1)
Учащиеся: повторяют интервалы
Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал?
Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко
Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая
В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона
Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно
Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты?
Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII.
Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор?
Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором.
Прослушивание фрагментов и определение секст
«Олень» (видео 2)
«Оленёнок» (видео 3)
Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты.
Прослушивание произведения.
4.Творческие задания в тональности Ля мажор
Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?
Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.
Педагог: а что важно в импровизации?
Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения.
Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.
Учащиеся выполняют:
- вокальные импровизации
-жанровые импровизации
5.Работа с ритмом
Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.
-прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4) Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики
- «ритмостаканчики» (видео 5) 6.Слуховой анализ
Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали?
Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.
Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.
Учащиеся отгадывают прослушанные элементы. 7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина
Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой.
Учащиеся: исполняют №5
III.Заключительный этап:
Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать?
Ответы учащихся
Оценка работы каждого учащегося.
|
Закрепление знаний, полученных ранее
Повторение ранее изученного материала.
Воспитание умения слушать ступени в тональности Формирование навыка самостоятельности
Воспитание навыка анализа музыкального произведения с помощью определения средств музыкальной выразительности
Постановка цели
грамотной записи диктанта
Закрепление навыка транспонирования с листа, умения контролировать чистоту интонации Закрепление теоретического материала
Закрепление навыка игры и анализа в тональности
Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе Формирование и расширение знаний о средствах музыкальной выразительности
Формирование и закрепление навыка вокальной импровизации Воспитание чувства музыкальной формы
Воспитание чувства ритма, работа над ритмической точностью, умение работать в команде Воспитание концентрации внимания
Закрепление пройденного, воспитание навыков слухового анализа
Формирование умения концентрации внимания при слуховом анализе
Закрепление навыка контроля чистоты интонации, концентрации внимания, работы с нотным текстом
Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, воспитание умения анализировать свою деятельность на уроке.
Формирование умения делать выводы, обобщения.
Постановка перспективных целей для дальнейшей работы.
| Список литературы
Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865 / Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чебоксарская детская музыкальная школа №1 им. С.М. Максимова»
ФИО педагога: Корнилова Дарья Михайловна.
Тематика урока: «Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения»
На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические нормы и выполнены требования техники безопасности.
Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся. Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута. Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.
Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, поэтому, анализируя видео, можно сказать о некоторой скованности у детей в начале занятия.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.
Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке. Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.
Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.
Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.
Для дальнейшего совершенствования своего педагогического мастерства считаю необходимым освоение новаторских методик, посещение мастер-классов ведущих российских педагогов-практиков, изучение новинок методической литературы. |