Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд3

  • Слай5

  • Слайд 8

  • Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким

  • Слайд 10.

  • Слайд17

  • Слайд18

  • Слайд20

  • Слайд

  • (Звучит фрагмент «Вокализа».)

  • (Никколо Паганини

  • Слайд 43

  • Выставление оценок.

  • Слайд 45

  • конспект. полный конспект. Урокпутешествие тайна скрипки


    Скачать 75.5 Kb.
    НазваниеУрокпутешествие тайна скрипки
    Анкорконспект
    Дата26.03.2022
    Размер75.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаполный конспект.doc
    ТипУрок
    #418710

    УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «ТАЙНА СКРИПКИ»

    Ход урока.

    Слайд2

    У: Здравствуйте, ребята! Сегодня я поприветствовала вас на разных языках мира. Скажите, что дает человеку знание иностранных языков ?

    ( знакомство с культурой, традициями, бытом и жизнью разных стран, расширение кругозора).

    - А вы любите путешествовать? Что вам нравится в путешествиях?

    Д: ответы детей.

    У.: Самое главное в путешествии - это узнавать новое, неизведанное. Ну, а с кем же нам придется познакомится? А чтобы нам работалось интересней и веселей, вы разделитесь на 2 группы : «Скрипачи» и «Дирижеры», а я буду говорить, когда мы работаем по группам , а когда все вместе.

    Слайд3

    Про этот инструмент музыканты еще в 17 в. говорили:

    Слайд4

    «..Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный..»

    «….Этот инструмент стал моделью человеческого голоса…»

    У: о чем же будет наш разговор?- ответы детей ( скрипка)

    Слай5

    У: Верно!А что мы уже знаем о скрипке?

    Давайте ответим на вопросы мини-теста.

    Слайд6

    Д:

    Приведите в соответствие:

    1)скрипка – а) духовой инструмент

    б) струнный инструмент

    в) струнно- смычковый инструмент.

    2) Человек, который играет на скрипке называется:

    а) музыкант

    б) дирижер

    в) скрипач

    3)Скрипка входит в состав:

    а) духового оркестра

    б) народного оркестра

    в) симфонического оркестра

    4) .Самая прославленная школа скрипичных мастеров родом из

    А) Франции

    Б) России

    В) Италии
    У: Мы знаем , что скрипка покорила не только сердца людей, но даже герои мультфильмов полюбили скрипку.

    Давайте вспомним одну из песен, которые мы знаем, где упоминается о скрипке. «Удивительный слон».

    Слайд7 .

    А что нам нужно сделать перед пением?

    Д: ответы детей (распеться)

    У.: Но для начала давайте проверим, все ли правильно сидят.

    Давайте все вместе вслух произнесем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь».

    1.Представьте себе, что в ваших руках оказалась скрипка. Вы берете инструмент левой рукой за тоненькую шейку, прикладываете скрипку к плечу и прижимаете щекой. Затем вы берете в правую руку смычок, проводите по струнам и скрипка начинает петь (дети имитируя игру на скрипке поют звукоряд от ноты «До» в восходящем и нисходящем движении)

    У.: следите, чтобы ваш звук был плавным, певучим, как у скрипки Не забывайте брать дыхание по фразам. ( повторяют еще раз).

    А теперь, пользуясь ручными знаками поиграем в игру «Нотное эхо», правило вы знаете.

    Фа- ми-ре-до.

    Ми-ре-до

    Ре-до

    Соль-ля-си- до

    Ля-си-до

    Си-до.

    2.Чтобы хорошо петь, необходимо правильно дышать и уметь рассчитывать дыхание на каждую фразу. Итак, сделаем упражнение на дыхание.

    - подуть на горячий суп;

    - поворачивая голову то влево, то вправо, через нос вдыхать и выдыхать.

    -поворачивая голову вверх вниз вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

    У.: Вспомните, где мы брали дыхание и не забывайте про характер. Не забудьте, что мы в припеве играли на воображаемой скрипке.

    Исполнение песни.

    У:Так почему же большой, неповоротливиый слон так легко танцевал и расплывался в улыбке.

    Д: веселый, неповторимый голос скрипки.

    У.: скрипка очень тонкий и загадочный инструмент, у него много секретов хотите узнать все секреты скрипки? А что вам хочется узнать?

    Д: как изготавливают скрипку, где она появилась…

    Попробуйте сформулировать тему нашего урока. «Тайна скрипки».

    Д: ответы.

    Слайд 8

    У.: я предлагаю вам выбрать эпиграф к уроку. Какое из трех поэтических сторк наиболее подходит к нашему уроку?

    Слайд 9

    «.. Смычок запел. И облак душный над нами встал. И соловьи приснились нам…» Александр Блок.

    «…. Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким,

    То журчит волною зыбко, то – как колокольчик звонкий…» Алла Приц.

    «.. То, что слову не дается, пусть без слов расскажут звуки.

    Взять мне скрипку остается, взять смычок и скрипку в руки..»

    Алоиза Пашкевич.

    Выбрали эпиграф.

    Слайд 10.

    Итак, наше путешествие начинается!

    Слайд11

    Когда-то скрипка была инструментом исключительно для бедных бродячих музыкантов и называлась «гудок».

    Слайд12 Бродячие музыканты играли на скрипке-гудке ставя ее на колено и потешали публику. Посмотрите, так выглядела «прабабушка» скрипки. Впоследствии она дала жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам.

    Слайд13

    Виолы были инструментами ари­стократическими, салонным. Играли на виолах них по-разному: на коленях или даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече. Именно такая виола послужила прообразом скрипки.

    Слайд 14

    Сравните эти два инструмента и найди в них различий. «Скрипачи» выделяют отличительные особенности скрипки, а «Дирижеры» - особенности виолы. С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная.

    На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки...?

    (Гладкий.)

    Сколько струн у скрипки? (Четыре.)

    - У виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.

    Ответы детей.

    У.: Дети, а как вы думаете, отличался ли звук у этих инструментов?

    Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушённый и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Ну-ка догадайтесь, почему постепенно скрипку стали держать у плеча (музыканты были активными участниками праздников и должны были свободно двигаться).

    Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно – начало 16 века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а позднее в Италии, сначала в Брешии, а затем в Кремоне появились школы скрипичных мастеров.

    Слайд15

    Именно там она достигла своего совершенства и превратилась из Золушки в настоящую Королеву Оркестра, как ее принято называть. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную да­му». Она очень хрупкая, изящная..

    Слайд 16 Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента. Посмотрите, её, как маленькую, обязательно закутывают в пелёнку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащённое место. Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Обратите внимание, на смычок натянут конский волос. А для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, то есть в футляре.

    Но музыканты прощают этой неженке все капризы из-за её чарующего голоса.

    Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка?

    (Группа струнно-смычковых инструментов.)

    - Верно. А почему?

    (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)

    Слайд17

    Откройте рабочие тетради на стр. 24 , найдите струнную группу инструментов, обведите красным цветом. Что вы можете сказать об этой группе (она самая многочисленная). Какие еще инструменты входят в эту группу, каких инструментов в струнной группе больше всего? Скрипка- королева симфонического оркестра. Недаром у всех дирижеров мира сложилась традиция в конце выступления пожимать руку одному-единственному оркестранту – так называемой «первой скрипке» - музыканту, исполняющему самую сложную партию.

    Из каких же частей состоит скрипка?

    Слайд18

    - возьмите свои карточки и запишите на схеме названия всех частей скрипки.

    - Одна из сложностей исполнения на скрипке - отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя «опреде­лить на глаз», где какая нота находится. Поэтому главные по­мощники исполнителя - слух и мышечная память.

    Руки музыканта должны быть независимы в своих дви­жениях. Я вам предлагаю упражнение : Давайте встанем. Одна рука легко похло­пывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке (сначала попробовать каждой рукой, а потом - одновремен­но).

    Получилось, но с трудом, правда? А это одно из про­стейших упражнений на координацию.

    Дети, как вы думаете, а во сколько лет можно начинать обучаться на скрипке?

    Обучение скрипачей начинается очень рано - с трёх лет.

    Слайд19

    Поэтому сначала малышу дают не большую скрипку, а так на­зываемую «восьмушку» - это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант пере­ходит на «четвертушку», «половинку» и, наконец, получает в руки «полную», взрослую скрипку.

    Слайд20

    У.: А как же все-таки изготавливали скрипку?

    Итальянские мастера держали секрет изготовления скрипки в строжайшей тайне. Некоторые мастера не хотели ее раскрывать даже своим детям.

    Самые известные скрипки делали из тирольской ели. Мастера выбирали дерево, на котором было больше всего птиц – значит дерево «певучее». Использовали самую нижнюю часть; дерево нужно было аккуратно срубить, чтобы оно не упало. Легенда гласит, что звук скрипки зависел от лаак, которым покрывали инструмент. Секрет лака кремонских матеров до сих пор неизвестен.

    Как вы думаете, можно ли различать скрипки по голосу или они все одинаковые? (Наверное, можно.)

    - Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и богаче - тем выше ценится инструмент. Самые ценные - это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны, запомните их:

    Слайд 21

    Антонио Страдивари, ДжузеппеГварнери, Никколо Амати.

    Скрипки этих мастеров были и остаются неповторимыми, уникальными. Они различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, ко­нечно же, ещё и по тембру.

    - Что означает слово тембр?

    Он должен был быть глу­боким, насыщенным, тёплым со множеством оттенков, а харак­тер звучания - гибким, способным как угодно изменяться от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые че­ловеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.

    -Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вока­лиза» С. Рахманинова. Запишите название произведение и имя композитора в тетрадь.

    Слайд 22

    Термин «вокализ» относится к вокаль­ной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поёт?

    (Звучит фрагмент «Вокализа».)

    - Что вам напоминает звучание скрипки?

    Ответы: голос человека

    - Чем здесь скрипка напоминает голос?

    Ответы: Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, посте­пенно затихает в конце.

    -Всё верно. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса. Кроме звучания, кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна кра­сота этого инструмента.

    Слайд 23

    И всё же поначалу путь скрипки был очень нелёгким. Её считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто зна­ет, долго ли ещё оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её. Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум? (Никколо Паганини.)

    Слайд 24

    - Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку во­обще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Например: мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого та­лантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту за­висти.

    -Перед одним из концертов у скрипки оказались подпи­лены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!

    А после этого случился курьёзный случай. ( с извозчиком).

    -К своему инструменту Паганини относился очень тре­петно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам...

    ...Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.

    Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчая­нии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипич­ному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством по­чинки старых инструментов.

    -Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.

    -Через неделю зашёл к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.

    Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и про­сиял: звук был старый, тот же, знакомый. Он бросился обни­мать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, укра­шенную камнями.

    -Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну - исце­лившему моё тело, другую - исцелившему мою скрипку...

    ...Паганини до конца своей жизни не расставался с лю­бимой скрипкой. Когда он совсем ослаб, не мог ходить и даже взять скрипку в руки, рука его лежала на скрипке и перебирала струны. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут её: «Вдова Паганини».

    Слайд 25

    Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки - со­ло, ещё раз подчёркивают удивительные возможности скрипки.

    Слайд 26

    (Звучит фрагмент «Каприс № 24».)

    -Как вы думаете, а в наши дни остались ли ещё скрипки старых мастеров? (Остались, но, наверное, их очень мало.)

    -Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немно­го, но они достаются не только единицам избранных музыкан­тов. Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государст­венной коллекции музыкальных инструментов.

    Слайд 27

    Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где кон­тролируется температура, влажность и ещё много параметров. И, конечно, нужны талантливые музыканты. Только с их по­мощью мы наслаждаемся удивительным звуком прекрасных инструментов.

    - Можно ли назвать скрипку современным инструментом.?

    - Ответы.

    - В наше время скрипка завоёвывает эстрадную сцену. Все чаще можно слышать классику в современной обработке. Появились электроскрипки, имеющие разнообразные, подчас самые причудливые формы. Сейчас вы услышите « Шторм» А.Вивальди в современной обработке.

    Слайды 28-42

    Посмотрите, какое огромное путешествие во времени мы совершили. Удивительно, не правда ли, что скрипки, которым больше двух веков, до сих пор радуют нас своим чарующими голосами.

    Вернемся к эпиграфу.

    Слайд 43

    «…. Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким,

    То журчит волною зыбко , то – как колокольчик звонкий…»

    Как теперь вы понимаете эти строки?.

    Слайд 44

    Вопросы по принципу незаконченного предложения:

    Ответы змейкой:

    1.Скрипачи начинают со слов: « Я сегодня узнал, что..

    2.Дирижеры начинают предложение со слов «Меня очень удивило, что…»

    Выставление оценок.

    Помните, что у скрипки ещё много неразгаданных тайн и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со време­нем хотя бы одну из них.

    Есть такая традиция – привозить из путешествия разные сувениры. А что мы сегодня привезли из нашего путешествия? (новые знания и загадочные истории) Я хочу вам пожелать, чтобы вы имели возможность много путешествовать и привозить из путешествий на только сувениры, но и новые знания и мысли и собирали свои интеллектуальную коллекцию знаний из разных стран. А в качестве первого сувенира я хочу вам подарить высказывания о музыке великих композиторов, поэтов, музыкантов, философов, живших в разные века и времена.

    Этот подарок имеет отношение к вашему д.з.

    Слайд 45

    Д.з.

    1)Для всех:

    Прочитать дома высказывания о музыке известных людей и объяснить на следующем уроке, как вы понимаете эти слова.

    2)Задания по желанию (будет оцениваться как задание повышенной сложности) :

    А)Найти и выписать в тетрадь имена самых прославленных скрипачей мира.

    творчество.

    Б)Составить кроссворд на тему «Скрипка».

    До свидания, до новых встреч с музыкой!


    написать администратору сайта