Наш дом на чужбине.... Урок с компьютерной поддержкой цели урока
Скачать 125.5 Kb.
|
(УРОК С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ) Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов и писателей русской эмиграции. Развивающая: ввести в эмоционально сложную атмосферу творчества эмигрантов, помочь увидеть истоки, питавшие поэтов и писателей, раскрыть трагедию их одиночества, развить умения исследовательской деятельности. Воспитывающая: привить вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, сформировать нравственные ценности. Оборудование: Компьютер, слайды, музыкальное сопровождение Портреты поэтов и писателей Сборники стихотворений Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2: Перепада З.П. ст.Курская Эпиграфы: Нас раскидало, как в море льдины, Расколошматило, но не разбив. Культура русская всегда едина, А лишь испытывается на разрыв. Е.Евтушенко Полдень. Березовый отсвет покоя. В небе российские купола. И облака, будто белые кони, Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа. Р.Рождественский Учитель : В мировой истории, наверное, нет подобного своему объему, численности и культурному значению явления, сравнимого с русским зарубежьем. Наша культура за рубежом имеет давнюю историю. «Из прекрасного далека» о судьбе Отчизны размышлял Н.В.Гоголь, политическими изгнанниками были А.Герцен и Н.Огарев. Люди уезжали из России в разное время – до революции, после, продолжают покидать страну и в наши дни. - Как вы думаете, что может заставить человека покинуть Родину, уехать с «насиженного» места, оставить дом, друзей, работу и начать жизнь заново, с нуля? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, скажите, что означает слово «эмигрант»? (Обращаемся к копилке «Интеллект-класса») Возможно, это происходит из-за плохого материального положения, военных и природных катаклизмов, из-за уголовного преследования. Бывают ситуации, когда жить на Родине становится невозможно, и человек покидает ее. Сейчас мы с вами попытаемся разобраться, почему же нашим соотечественникам пришлось покинуть свою страну, поселиться за рубежом и насколько трудно далось им это решение. й уч.: Начало ХХ века было для русской поэзии блистательным, поразительно щедрым и разнообразным. За короткий срок засияло множество замечательных поэтических имен: А.Блок, А.Белый, И.Бунин, О.Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Есенин, М.Цветаева, И.Северянин… Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты… Однако события октября 1917 года и Гражданская война в России привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция), опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков и широкого красного террора, покинули Родину через Новороссийск, Одессу, Севастополь, порты Прибалтики, Владивосток, основав русские гнезда в Константинополе, Праге, Белграде, Риге, Харбине, Париже, Берлине, Нью-Йорке. И не стесненность обстоятельств заставила этих людей покинуть Родину, а атмосфера интеллектуальной инквизиции и невозможность свободно мыслить. Именно эта причина была основной для многих российских эмигрантов. По высказыванию одного историка эмигрировали не граждане России, эмигрировала сама Россия – ее быт, нравы, обычаи. Уезжавшие люди были носителями великой русской культуры, складывавшейся веками, они хранили ее, умножали, развивали, несли в мир и знакомили с ней другие народы. Русское Зарубежье тех лет никогда не забывало Родины, а в годы Великой Отечественной войны патриотические настроения были особенно сильны. Многие надеялись, что после победы жизнь в России изменится и можно будет вернуться домой. Но этого не случилось. На родине продолжались кампании космополитизма, было сфабриковано «дело врачей», шло наступление на творческую интеллигенцию. Снова – страх, удушье мысли, аресты. Тогда трудно было представить, что в 70 – е годы на Запад хлынет новая волна эмигрантов из России. В Нью-Йорке возникнет Брайтон-бич, в Израиле почти 35% населения составят выходцы из России, в Мельбурне появится русский район. Снова начнут выходить русские газеты, создаваться радио- и телевизионные компании, и русская речь будет слышна повсюду. И сегодня, в начале нового тысячелетия, прощаясь с великим, прекрасным и безумным ХХ веком, думая с болью о его ошибках и преступлениях, - вспомним с благодарностью тех великих гениев, давших двадцатому столетию бессмертие. (Звучит песня Ж.Бичевской «Прощальная» или музыкальный фрагмент «Анданте» Ф.Мендельсона.) 2-й уч. : Нет, я не беженец, и я не эмигрант – Тебе, родительница, русский мой талант, И вся душа моя, вся мысль моя верна Тебе, на жизнь меня обрекшая страна! Эти строки из стихотворения Игоря Северянина в полной мере можно отнести к поэтам и писателям, которые оказались в эмиграции и представляли различные направления и течения русской литературы ХХ века. Это и Арк. Аверченко, и М.Алданов, и Л.Андреев, К Бальмонт, Г.Иванов, З.Гиппиус, М.Мережковский, А.Куприн, И.Северянин, А.Толстой, С.Иванов, Г.В.Адамович, Владислав Ходасевич, М.Цветаева, И.Шмелев, М.Замятин, И.Бунин, В.Набоков… В европейских столицах организуются литературные центры, издательства, выходят многочисленные газеты и журналы: «Возрождение», «Грядущая Россия», «Русская мысль», «Слово», Геликон». Проходят поэтические вечера, встречи. Но не смотря на бурную литературную жизнь, русские эмигранты чувствуют себя здесь неуютно. Поэт Г.Иванов говорил: «Все мы, поэты и писатели эмиграции обречены, Нас убивает отсутствие воздуха. И любви. Невнимание и безразличие». М.Цветаева в 1923 г. говорила, что из страны, в которой стихи ее были нужны, как хлеб, она попала в страну, где ни ее, ни чьи-либо стихи не нужны. Даже русские люди в эмиграции перестали в них нуждаться. И это делало поэтов, пишущих на русском языке, несчастными. Потому так много у поэтов-эмигрантов стихов о России, которые мы сегодня будем слушать, обратившись к части великого духовного наследия, оставленного нам этими людьми, не получившими в награду за это даже клочка родной земли, чтобы навсегда забыться в ней и простить нанесенные обиды. (Звучит песня Ж.Бичевской «Все теперь против нас») й уч.: И.Бунин «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»): И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И забуду я все – вспомню только И лазурь, и полуденный зной… вот эти Срок настанет – Господь сына блудного спросит: Полевые пути меж колосьев и трав - «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И от сладостных слез не успею Ответить, К милосердным коленам припав. Это стихотворение - одно из многочисленных признаний в любви к родной земле, Иван Алексеевич Бунин написал в 1918 году, еще на Родине. А в 1920 он покинул Россию. Октябрьский переворот (а именно так – вполне откровенно – называли его сами большевики) генерал Деникин наречет «русской смутой», а Иван Бунин окрестит «окаянными днями». Хлябь, хаос – царство Сатаны, Губящего слепой стихией. И вот дохнул он над Россией, Восстал на Божий строй и лад – И скрыл в пучине окаянной Великий и священный град… Иван Алексеевич не хотел быть эмигрантом, боялся уезжать из России, боялся, что уже никогда не увидит ее. На уговоры жены Веры Николаевны отвечал: «Если станет совсем невмоготу, я обещаю тебе, (…) тогда уедем (…) я слишком русский, чтобы бежать со своей земли». Время, когда Бунин понял, что жить в стране, где растаптываются идеалы и обычаи прежней жизни, невозможно, наступило довольно скоро. «На сердце очень тяжело, - писала Вера Николаевна. – Итак, мы становимся эмигрантами. И на сколько лет? Рухнули все надежды…» В ночь с 5 по 6 февраля 1920 года, последнюю ночь перед посадкой на пароход, Бунины долго не ложились спать. Горестные чувства переполняли их. «Ты пойми, Вера! – говорил Иван Алексеевич.- Все мои предки, весь род веками был связан с русской землей – с ХУ столетия, как некий «муж знатный» Симеон Бунковский выехал из Польши к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его Андрей Бунин убит под Казанью. Стольник Козьма Бунин жалован за службу и храбрость на поместье грамотой. Многие из нашего рода служили в самых высоких чинах. Род этот дал прекрасную поэтессу прошлого века Анну Бунину и поэта Василия Жуковского. Да и я русской земли, кажется, не посрамил. Служил ей честно и правдиво, сколько Бог разуму отпустил – все отдавал нашему народу. Так за что же меня так! (…) Провались в тартарары все эти Троцкие и Зиновьевы, растоптавшие мою землю!» На следующий день в 4 часа дня, простившись со всеми, Бунины направились к причалу. Нетрезвый мужик, запросив 500 керенок, толкал тележку с их пожитками, они делали последние шаги по родной земле. (Звучит «Соната для виолончели и гитары» Н.Паганини.) У птицы есть гнездо, у зверя есть нора, У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как горько было сердцу молодому, Как бьется сердце горестно и громко, Когда я уходил с отцовского двора, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом Сказать прости родному дому. С своей уж ветхою котомкой. (И.Бунин) 9 февраля 1920 года. Видавший виды французский пароход «Спарта» вышел в открытое море. На его борту среди разношерстной публики был обезумевший от горя, отчаяния и потерь 49-летний Иван Бунин. Франция приняла русских, как принимает богатая аристократка бедную родственницу: вежливо поздоровается, чтобы потом не замечать. Заграничный быт, расчетливый и скуповатый, лишенный любезного сердцу российского размаха, сушил душу. Дни тянулись до противного однообразно и уныло. Бунин вспоминал Россию, и ему хотелось плакать, как плачут о навсегда ушедшем любимом человеке. Зарос крапивой и бурьяном Да от вестей о безобразной, Мой отчий дом. Живи мечтой, Несчастной, подлой жизни там, Надеждами, самообманом, Где по родным, святым местам, А дни проходят чередой, По ниве тучной и обильной Ведут свой круг однообразный, И по моим былым следам Не отступая ни на миг Чертополох растет обильный. От пожелтевших пыльных книг И.Бунин Нового Бунин почти не писал – душа не лежала, говорил: «Не могу писать ради денег, ради гонорара. (…) А писать, как прежде в России, - тоже невозможно». Положение его было трудным. Почет уживался с оскорбительным равнодушием, а ощущение таланта и собственной значимости с унизительной бедностью. Но творческое молчание Ивана Бунина было недолгим. Он снова пишет стихи, рассказы, и каждая новая вещь совершенней предыдущей: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье дерево», «Жизнь Арсеньева», «Лика» и, наконец, книга, которую сам автор неоднократно называл «лучшей из всего написанного», - сборник коротких рассказов «Темные аллеи». В 1922 г. Ромен Ролан выдвинул Бунина на соискание Нобелевской премии. С тех пор Иван Алексеевич жил надеждами. Но лишь 10 ноября 1933 г. газеты Парижа вышли с громадными заголовками: «Бунин – Нобелевский лауреат». Впервые за все время существования Нобелевских премий премия по литературе досталась русскому. И каждый русский человек в Париже, даже вчерашний крестьянин, теперь работающий грузчиком на заводе «Рено» и Бунина никогда не читавший, воспринял это как личный праздник Дата присуждения премии – 9 ноября – стала словно паролем. Встречаясь на улице, люди говорили: «С девятым ноября Вас!», и каждый понимал, о чем идет речь. Русские испытывали сладчайшее их чувств – благородное чувство национальной гордости. Они ходили с высоко поднятой головой, и их переполняло это чувство. 4-й уч.: Гордость за соотечественника – великого писателя живет и в наших сердцах. Мы знаем и любим творчество Бунина. Нобелевская премия принесла ему всемирную славу и материальное благополучие. С бедностью, столь угнетающей его, казалось, покончено навсегда. Но … прошло всего лишь два с лишним года и с писателем случилось то, что ни тогда, ни позже никто толком объяснить не умел. Он вновь оказался у разбитого корыта. В мае 1936 года он записал в дневнике: «Чудовищно провел два года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни». Для Бунина опять начались годы нищеты и страдания. А время неумолимо бежало к своей роковой черте – к 1 сентября1939 г., когда согласно «Приказу № 1» в 5 часов 45 минут войска немецкого вермахта перешли границу Польши и началась Вторая Мировая война. В июне 1941 года Бунин во весь голос заявляет о желании вернуться домой, в Россию. Он пишет письмо Алексею Толстому с просьбой ходатайствовать перед Сталиным о его возвращении. Прошение Сталину было написано, но через 3 дня фашисты напали на Советиский Союз, и все, что не имело отношения к войне, отодвинулось на задний план. Обиды, которые числил за кем-то Бунин, были враз забыты.Осталось одно – молиться за Елец, Орел, Москву, за землю, о которой он тосковал ежедневно и ежечасно. В эти годы он пишет в дневнике: «…часто думаю о возвращении домой. Доживу ли? И что там встречу?» (2 апреля 1943 г.) И еще одна запись: «Когда же, наконец, наши наломают бока Гитлеру! И что они там волынку тянут!» И вот, наконец, настал долгожданный час – Победа. Страна, которую Бунин уже почти не знал, завершила войну, продемонстрировав миру свое могущество. Иван Алексеевич снова приходит к мысли о возвращении на Родину. Сомневается, переживает, да так и не решается уехать. Но его сомнений хватило для того, чтобы эмигрантская среда обвинила Бунина в предательстве, в том, что он «перекинулся к большевикам». Началась настоящая травля писателя. О нем злословили, ему не подавали руки, его обвиняли в том, чего он никогда не делал. Ему мстили зло и беспощадно. Мстили за то, что не отрекся от России, за великий писательский дар, за желание вернуться домой. Да, жизнь не баловала Бунина. Не было, кажется, испытаний, которых бы она ему не посылала: он потерял единственного ребенка; его обманывала любовь, когда он шел к ней с открытым сердцем; его предавали друзья; русский писатель, он лишился миллионов русских читателей; богато одаренный, он долгие годы жил в нищете. Свою последнюю дневниковую запись Иван Алексеевич сделал в мае 1953 г.: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время, меня не будет – и дела, и судьба всего, всего будут мне не известны! (…) И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устраниться!» Ему так и не пришлось покинуть чужой дом и вернуться в свой, на русскую землю. Возвратилось то, что он написал. И во всех этих произведениях чувствуется дыхание России. Вдали от Родины И.Бунин провел почти 34 года. Скончался он в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже , в скромной квартире на улице Оффенбаха. Прах поэта покоится во французской земле, в 50 километрах от Парижа, на кладбище Сен-Женевье-де-Буа. На его могиле – крест белого камня, небольшой цветник. Все открыто солнцу, воздуху, свету. А рядом – могилы Мережковского, З.Гиппиус, Тэффи, В.Соловьева, Зайцева, И.И.Шмелева… Целый пласт русской нации, русской культуры. (Звучит музыка. Ж.Бичевская «Прощальная») Полдень. Березовый отсвет покоя. В небе российские купола. И облака, будто белые кони, Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа… 5-й уч.: В 1913 г в русской поэзии произошло событие: вышел в свет сборник стихов Игоря Северянина «Громокипящий кубок». Перед изумленной, пресыщенной стихами публикой появился новый поэт с неведомым доселе стихом – певучим, причудливым, необычным. Славе поэта во многом способствовал исполнительский дар: он сам исполнял почти все свои стихи, дав более 400 концертов на родине и за рубежом. Эти поэтические концерты всегда проходили с огромным успехом. Северянин покорял слушателей музыкальностью своих стихов. Его боготворили, книги шли нарасхват. А в 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве И.Северянин был признан «Королем поэтов». Вот одно из его стихотворений «Рескрипт короля»: Отныне плащ мой фиолетов, Лишь мне восторг и поклоненье Берета бархат в серебре: И славы пряный фимиам. Я избран королем поэтов Моим – любовь и песнопенья! - На зависть нудной мошкаре. Недосягаемым стихам. (…) Меня не любят корифеи – В душе порывистых приветов Им не удобен мой талант: Неисчислимое число. Им изменили лесофеи Я избран королем поэтов - И больше не плетут гирлянд. Да будет подданным светло! Зимой 1918 г. Северянин переселился в Эстонию. Уже несколько лет он проводил там летние месяцы, в поселке Тойлы, на берегу Балтийского моря. Маленькая, уютная Тойла, светло-зеленая летом и жемчужно-хмурая зимой, была привычным курортным местом для интеллигенции из Петербурга. Поэт жил здесь относительно спокойной жизнью дачника, ловил рыбу, совершал длинные пешие прогулки к окрестным озерам. Когда Эстония была признана самостоятельным государством, Северянин оказался за пределами родины. Он устанавливает контакты с эстонскими литературными кругами, занимается переводами, выпускает сборники стихов. Совершает путешествие по странам Европы, где выступает со своими поэтическими концертами. Он пишет о серьезном, важном : о смысле жизни, о своей судьбе, о России. Поэт много выстрадал в эти годы, подчас заблуждался и в полной мере постиг истину: хлеб чужбины горек. Была у тебя страна, Зачем же теперь видна И был у тебя свой дом, Во взоре тоска твоем Где ты со своей семьей И в чуждом краю зимой Лелеял побеги роз… Ты бродишь и наг и бос? (…) Но, родины не ценя, Глупец! От твоей тоски Свой дом не сумев сберечь Заморским краям смешно, И мало любя семью, И сетовать ты не прав, Ты все потерял – был день. Посмешище для людей… Последние годы жизни И.Северянина были омрачены творческим и моральным кризисом. Ему приходилось рассылать свои книги по квартирам знакомых и незнакомых людей, предлагать и навязывать их. Новых стихов он почти не писал: «Я слишком ценю поэзию и свое имя, чтобы позволить новым стихам залеживаться в письменном столе. Издателей на настоящие стихи теперь нет. На них нет и читателей. Я теперь пишу стихи, не записывая их, и потому навсегда забываю». Наступили одиночество и нужда. Но присоединение Эстонии к Советскому Союзу пробудило в сердце поэта надежды на возможность опубликовать на Родине сборник своих избранных стихотворений, мечтая о совершении литературного турне по городам России. О России петь – что стремиться в храм О России петь – что тоску забветь, По лесным горам, полевым коврам… Что любовь любить, что бессмертным быть! О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… Мечтам поэта не суждено было сбыться. Болезнь помешала не только осуществить его планы, но даже эвакуироваться из Эстонии, когда началась война. Игорь Северянин умер в декабре 1941 г и похоронен на Таллиннском Александро-Невском кладбище. На скромной могильной плите выбиты имя поэта и строки из его стихотворения «Классические розы»: (Звучит музыка. Ж Бичевская «Прощальная») Но дни идут – уже стихают грозы. В те времена, когда роились грезы Вернуться в дом Россия ищет троп… В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи будут розы, Как хороши, как свежи были розы Моей страной мне брошенные в гроб! Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! 6-й уч.: Акмеист, участник «Цеха поэтов», автор поэтических книг «Отплытие на остров Цитеру», «Горница», «Вереск», «Сады», «Лампада» поэт Георгий Иванов в 1923 г., вскоре после гибели его друга и единомышленника Николая Гумилева, вместе с женой поэтессой И.Одоевцевой, выезжает в Париж. Лучшей книгой его стихов, вышедшей в эмиграции, стала «Роза». Поэт был активным сотрудником альманаха «Числа». Умер Г.Иванов в 1958 г. в Париже. Но это внешняя канва биографии поэта, даты, между которыми - судьба. Мучительное узнавание себя, трагедия эмиграции – страшное чувство утраты родины. Последние годы он провел в доме для престарелых. Было все – и тюрьма, и сума. С распроклятой судьбой эмигранта В обладании полном ума, Умираю… В обладании полном таланта, Он не отрекся от всего, что любил и для чего жил, - от России, осудив себя на добровольную казнь прошлым и будущим. Его эмигрантские стихи строги и искренни. В них – мужественность последних признаний, огромная мука и сияющая надежда: «Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами». (Звучит музыка. Ж.Бичевская «Прощальная») Я, что когда-то с Россией простился, Хоть поскучать бы… Но я не скучаю. (Ночью навстречу полярной заре) Жизнь потерял, а покой берегу. Не оглянулся, не перекрестился Письма от мертвых друзей получаю И не заметил, как вдруг очутился И, прочитав, с облегчением жгу. В этой глухой европейской дыре. На голубом предвесеннем снегу. За столько лет такого маянья По городам чужой земли Есть от чего прийти в отчаянье. И мы в отчаянье пришли. В ветвях олеандровых трель соловья. Хождение по мукам, что видел во сне - Калитка захлопнулась с жалобным стуком. С изгнаньем, любовью к тебе и грехами. Луна закатилась за тучи. А я Но я не забыл, что обещано мне Заканчиваю хождение по мукам Воскреснуть. Вернуться в Россию – стихами. 7-й уч.: В мае 1922 года, в Берлин, недолговечный цент русского зарубежья, приехала Марина Цветаева. Решение ехать за границу приняла мгновенно и бесповоротно, получив первое за четыре с половиной года разлуки и неизвестности письмо от мужа, Сергея Эфрона, который оказался за границей после разгрома белой армии. Это были годы бедности, тяжкой жизни внешней и напряженной жизни внутренней – работа над стихами, поэмами, трагедиями. Осенью 1925 года Цветаева с детьми приехала в Париж, где ее семью приютили знакомые, отведя им комнату в тесной квартире, которую снимали. Во Франции Цветаевой суждено было прожить тринадцать с половиной лет. Она заявила о себе быстро и энергично. Её литературный вечер в одном из парижских клубов принес ей триумф и одновременно зависть и нелюбовь многих эмигрантских кругов, почувствовавших в ней силу и независимость. И Цветаева сознательно шла на конфликт с не понравившимся ей литературным зарубежьем и никогда не присоединялась ни к одной из литературных группировок. Во Франции она чувствовала себя ненужной, чужой всюду. Не хватает денег, и она начинает писать прозу («стихи не кормят, кормит проза»). Несколько лет Цветаева пользовалась благотворительными суммами, которые собирали для нее ежемесячно состоятельные дамы. Муж Цветаевой С.Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу, он становится деятелем «Союза возвращения на Родину», начинает работать на советскую разведку. Стремилась ли Цветаева вернуться домой? Конечно, она любила родину, но сама оставалась вне политики, она знала только, что если муж ее вернется в Россию, она последует за ним. Как мучителен для нее этот вопрос, видно по ее письмам и стихам. «Здесь я не нужна, там я невозможна», - пишет она в одном из писем. «Нас родина не позовет»,- это из «Стихов к сыну». В 1937 г. дочь Цветаевой Ариадна уехала в Москву, исполненная радостных надежд. Скоро в Россию спешно уезжает и Сергей Эфрон. Таким образом, отъезд Цветаевой с сыном был предрешен. Она готовится к отъезду. Состояние ее труднейшее: больше полугода она ничего не писала. «Нет душевного покоя,- сетует она… Я страшно одинока». Главное для нее в это время – надежда на то, что сыну ее на родине будет лучше, чем в эмиграции. 12 июня Марина Цветаева уехала в СССР. ( Звучит музыка. Концерт № 3 С.Рахманинова) Но с калужского холма Домой!» Со всех – до горных звезд - Мне открылася она – Меня снимающая мест! Даль – тридевятая земля! Недаром голубей воды Чужбина, родина моя! Я далью обдавала лбы. Даль, прирожденная, как боль, Ты! Сей руки своей лишусь, - Настолько родина и столь Хоть двух! Губами подпишусь Рок, что повсюду, через всю На плахе: распрь моих земля - Даль – всю ее с собой несу! Гордыня, родина моя! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись 8-й уч.: Владимир Набоков начал входить в отечественную литературу лишь спустя 10 лет после смерти, будучи по злой иронии судьбы широко известным всему миру. Судьба талантливого писателя сложилась необычно. Едва начав свой литературный путь, В.Набоков двадцатилетним юношей в 1919 г. оказался вместе с семьей в эмиграции. С детства будущий писатель, зная несколько языков, серьезно увлекался шахматами, спортом. Но главным его делом была литература: романсы, романы, переводы, стихи. Он писал на двух языках (русском и английском), виртуозно владея обоими, достиг мирового признания и славы. В.Набоков стал одной из значительных фигур нашей литературы в эмиграции. Уже в 1930 годы всеми авторитетными кругами русского зарубежья был признан его небывалый, выдающийся талант. А.Солженицын в 1972 году писал о нем в письме, направленном в Шведскую Королевскую академию: «Это писатель ослепительного литературного дарования, именно такого, которое мы зовем гениальностью». Поэзия Набокова известна меньше его прозы и переводов. Но он начинал со стихов и писал их почти до последних дней жизни. Его стихотворения разных лет объединяют тоска по родине, воспоминания о ней («Это было в России, это было в раю…», мечты о ней, любовь к ней: Наш дом на чужбине случайной, Где мирен изгнания сон, Как ветром, как морем, как тайной Россией всегда окружен. Родина оставила неутихающую боль в душе поэта («…это русские струны в старой лире болят»). Всеми своими мыслями, сердцем, умом, духом он был постоянно в России. Она была в его памяти страшным смешением радости, страха, горечи потери. Она мучила его снами и видениями. Это его детство, любовь, горе и счастье. Он охотно отдал бы все сокровища мира за возможность взглянуть на родные места: ( Звучит музыка) Бывают ночи: только лягу, Я взгляда отвести не смею В Россию поплывет кровать; От круга тусклого огня.) И вот ведут меня к оврагу, Оцепенелого сознанья Ведут к оврагу убивать. Коснется тиканье часов, (Проснусь, и в темноте, со стула, Благополучного изгнанья Где спички и часы лежат, Я снова чувствую покров. В глаза, как пристальное дуло, Но сердце, как бы ты хотело, Глядит горящий циферблат. Чтоб это вправду было так: Закрыв руками грудь и шею, - Россия, звезды, ночь расстрела Вот-вот сейчас пальнет в меня - И весь в черемухе овраг. 9-й уч. : Россия середины 60 – 80 гг. Это время принято называть «застойным». Но к литературе это понятие неприменимо. В эти годы сквозь все преграды просачивается запрещенная литература. Читаются недозволенные «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», Мандельштам, Платонов. Лауреатами Нобелевской премии становятся М.Шолохов (1965), А.Солженицын (1970), И.Бродский (1987). А ведь когда-то казалось, что с уходом Анны Ахматовой поэтическая Вселенная (во всяком случае, русская) совсем онемеет. Но Бог не допустил. В свое время отмечено – Пушкин ушел не без наследника. Наследник остался и у Ахматовой. Им стал Иосиф Бродский. ( Звучит инструментальная пьеса «Старый приятель» К.Богушевского) Я входил вместо дикого зверя в клетку, Выжигая свой срок и кликуху гвоздем в бараке, Жил у моря, играя в рулетку, Обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, Трижды тонул, дважды был распорот. Бросил страну, что меня вскормила, Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, Надевал на себя, что сызнова входит в моду, Сеял рожь, покрывал черной толью гумна И не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, Жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; Перешел на шепот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной Только с горем я чувствую солидарность, Но пока мне рот не забили глиной, Из него раздаваться будет лишь благодарность. Иосиф Бродский обрел свой неповторимый голос в пору надежд и скорых разочарований. «Радушные» 60-е принесли ему известность и преследования КГБ, самиздатские тиражи, психиатрическую клинику, ссылку, изгнание. А начал поэт писать стихи в 1950 году и очень скоро впал в немилость советской власти за свои независимые взгляды и правду, которую так не любят политики. Именно из-за своего отношения на происходящее в стране Бродский оказался на скамье подсудимых. Официально поэта судили как тунеядца и бездельника, но на самом деле он был великим тружеником, который за эти годы переработал «тысячи тонн словесной руды» Его перу к этому времени принадлежали 100 стихотворений и 4 поэмы. На вопрос судьи – как это он, нигде специально не учась поэтическому искусству, рискует писать стихи, Бродский ответил: «Я думаю, это от Бога». Поэта осудили на 5 лет ссылки в деревню Норильское Архангельской области. И только вмешательство Ахматовой, Чуковского, Маршака, Шостаковича помогли его досрочному освобождению. После ссылки Бродский возвращается в Ленинград, много переводит, пишет стихи. По высшему ахматовскому критерию в его стихах была песня. Однако в печати его произведения появляются весьма редко, а литературная элита ведет себя так, как будто поэта Бродского в России нет. Он не вписывался в ту картину, которую партийные и литературные вожди представляли себе соответствующей интересам государства. И вот – отъезд. 4 июня 1972 года. Родители простились с ним дома. Всего несколько человек отправились в аэропорт – в те годы это был поступок, имеющий неминуемые последствия. Не случайно почти все, кто провожал поэта, в конце концов были вынуждены покинуть страну. С 1972 года Бродский живет в США. Здесь выходит его первый поэтический сборник в переводе на английский язык. Он пишет не только стихи, но и пьесы, эссе, прозу, литературные статьи. В 1980 г Иосиф Бродский получает американское гражданство. И уже в 1981 году ему присуждают премию «гениев» Маккартуа, а в 1986 году – Национальную книжную премию. В 1987 году поэт удостоен Нобелевской премии. Вслед за Буниным, Пастернаком, Шолоховым и Солженицыным, Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, получившим эту престижную награду. А в 1991 году – первым, родившимся не в Америке, поэтом-лауреатом США. Когда ему задавали вопрос: «А все-таки Вы поэт Америки или России?», он отвечал: «Я плохой русский, плохой еврей, плохой американец – я хороший писатель». Бродский прочно занял место на вершине американского поэтического Олимпа, удостоившись всех мыслимых наград и почестей. Но в Америке за счет стихов не живут даже первые поэты страны. Не был исключением и Бродский. Он жил в основном за счет профессорской зарплаты. Бывший ленинградец, Иосиф Александрович преподавал в Нью-Йорском, Мичиганском, Массачусетском университетах. Его эссе печатались в самых престижных журналах Америки. Раз в месяц он обязательно выступал с поэтическими чтениями или лекциями. В России после эмиграции Бродский ни разу не был. Но, не смотря на изгнание, гордился своим поколением. Он умер скоропостижно на 56-м году жизни, во сне, в ночь с 28 на 29 января, в своей двухэтажной квартире в Бруклин-Хайте. Похоронили поэта на одном из красивейших кладбищ мира, на острове Сан-Микеле в Венеции. Теперь на этом островном погосте спят три великих русских – Дягилев, Стравинский, Бродский. Иосиф Бродский, американский гражданин и русский поэт, Нобелевский лауреат, профессор крупнейших университетов, кавалер ордена Почетного легиона, почетный гражданин Флоренции, и ни одной награды от исторической родины, за исключением присвоения Собчаком звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. (Звучит музыка) Скромнейшее белокаменное надгробье, ни креста, ни портрета. Имя на двух языках – русском и английском, даты рождения и смерти, надпись на латыни: «Смерть еще не конец». Горстка земли из Питера, с Васильевского острова, и… записка от друзей: «Здравствуй, Иосиф! Как жаль, что тебе больше нельзя позвонить…» 10-й уч.: Как много в истории России тех, кто некоторое время преуспевал, создавал любимые народом и одобренные сверху, произведения, был счастлив, имел успех и заслуженное уважение. А потом происходило что-то непонятное, почти мистическое – уходила слава, деньги, предавали друзья, и человек в одно мгновение становился гонимым и нищим. Великие артисты Галина Вишневская и Мстислав Растропович оказались изгоями за то, что приютили в своем доме друга – опального писателя Александра Солженицына. А Виктор Некрасов? Лауреат Сталинской премии, многочисленные переиздания, слава, материальное благополучие… А потом партийные взыскания, обыски, доносы. За что? За то, что написал о своих зарубежных впечатлениях честно, а не как тогда предписывалось. Александр Галич – благополучный, богатый человек, автор пьесы «Вас вызывает Таймыр» имел неосторожность в своем произведении «Старательский вальсок» написать следующие строки: «А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание – золото». Этих слов хватило, чтобы писатель потерял возможность работать. В дальнейшем его исключили из Союза писателей, лишили гражданства СССР и выдворили из страны. Галич уехал во Францию, где и погиб при невыясненных обстоятельствах. Учитель: Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая правда о тех годах, когда они вынуждены были покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы… Однако без произведений писателей и поэтов-эмигрантов начала века наша литературы была бы неизмеримо беднее. И сегодня, разорванная войнами, эмиграцией, политической нетерпимостью русская литература, наконец, воссоединяется, сплотив воедино творчество и судьбы выдающихся поэтов и писателей ХХ века – века, закончившегося еще совсем недавно. Домашнее задание: проектно-творческая деятельность на тему «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» Судьба и творчество А.А.Ахматовой Судьба и творчество А.И.Солженицына Судьба и творчество В.Т.Шаламова |