Интегрированный урок по литературе и английскому языку Лекарство души. Урок внеклассного чтения и английского языка в 11 классе Лекарство души
Скачать 80 Kb.
|
Урок внеклассного чтения и английского языка в 11 классе «Лекарство души» Цель: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества. Задачи: Образовательные задачи урока: · Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом · Научить основным подходам к анализу текста · Актуализировать значимость литераттуры Развивающие задачи урока: · развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа · развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности · развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре и группе), формировать коммуникативные компетенции. · Развивать интерес к предмету. · Расширить кругозор Воспитательные задачи урока: · Воспитывать осмысленное отношение к чтению, · Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения. Приветствие. Просмотр ролика «Пушкин написал Есенина»(видео 1) Обсуждение ролика Чтобы определить тему нашего урока, нам надо правильно сформулировать цитаты знаменитых людей. Восстановите запись. Видео 2 Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей? Итак, сегодня мы будем говорить о книге, о литературе, о жизни. Представьте себе, что сегодня Майк Гелприн проводит пресс-конференцию у нас, в гимназии № 10. Слово предоставляется пресс-секретарю писателя. Биография: Майк Гелприн, известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине. Литературное творчество Гелприн начал в 2005 году как автор юмористических рассказов, однако быстро переключился на фантастику. Его рассказы и повести появлялись в российских журналах «Веси», «Уральский следопыт», «Мир фантастики», «Полдень ХХI век», в украинских «Пороге» и «Реальности фантастики», американских «Чайке» и «Я», немецком «Партнер-Норде» и других. Гелприн является представителем екатеринбургского журнала «Веси» в США. Литературное творчество Гелприн начал в 2006-м году как автор рассказов об азартных играх, в которые долгое время играл профессионально. В 2007-м переключился на фантастику. За семь лет написал и опубликовал в журналах, альманахах, сборниках и антологиях 110 рассказов. Еще десятка три ждут своей очереди и полсотни уничтожены автором как недостаточно качественные. На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”, но надеется, что лучшее его произведение ещё не написано. Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть его писателем и таковым себя не считает. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел. Мы предлагаем вашему вниманию нашу версию рассказа М. Гелприна. Инсценировка рассказа Свеча горела. Майк Гелприн Автор: Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду. Максим:— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы? Автор:За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой. А. П. — Д-даю уроки, Н-на дому. Вас интересует литература? Максим:— Интересует. Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия. А.П.: — Оплата почасовая, По договорённости. Когда бы вы хотели начать?(«Задаром!») Максим:— Давайте завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. Автор: В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили. Директор лицея:— Вы слишком узкий специалист. Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете? Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту. А. П.:— Проходите. Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать? М.:— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили. А.П.:Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных. М.:— Нигде? А. П.:— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.— Мне нелегко об этом говорить. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим! М:— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам. А.П.:У вас есть дети? М.:— Да, Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня? А. П.— Да, Научу.— Пастернак, — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела… — Литература — это не только о чём написано. Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Пушкин, «Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин». Лермонтов «Мцыри». Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий… Шестнадцатый век. Шекспир Монолог Гамлета. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Артур Конан Дойл. Диалог Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Габдулла Тукай… Стихотворение Тукая. Эрик Сигал «История любви» Они познакомились в университете. Полюбили друг друга и поженились. Через несколько лет она умерла. Прочитав этот маленький роман, , вы будете очарованы, растроганы, восхищены. Неважно, сколько вам лет — 15 или 50, неважно, кто вы — романтическая барышня или суровый отец, бесчувственный юнец или заботливая бабушка — все равно вы не сможете сдержать слез и никогда не забудете эту историю любви. Диалог Оливера и Джен… На сегодня достаточно. М.:— Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит? А.П.:— Конечно, Максим,я занимался бы с вами даром .Спасибо. Жду вас завтра. Автор: День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий. Однажды, в среду, Максим не пришёл. .. А.П. Обзвонить больницы, морги… И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю? Я даже фамилии его не знаю.. Видефрагмент: Уличён хозяевами в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…». А. П.:Коту под хвост. Всё коту под хвост. Всё это время я обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего я жил. Стук в дверь. Анечка: Вы даёте уроки литературы? Павлик:— Я Павлик. Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса. А. П.— От… От кого?! Павлик:— От Макса. Он велел передать. Перед тем, как он… как его… Анечка: — Мело, мело по всей земле во все пределы! А. П — Ты шутишь? Павлик:— Свеча горела на столе, свеча горела.— Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить? А. П — Боже мой, входите. Входите, дети. 9. Как вы думаете, почему рассказ так называется? Работа со словом свеча .Какое ключевое слово в названии рассказа? Ваши ассоциации с этим словом? (Горит, тепло, свет, надежда и т.д.) Свеча в литературе – символ души, жизни, любви, одиночества. свеча – это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи Какие сцены из рассказа мы убрали? (Продажа книг, диалог с дворником, попытка самоубийства Андрея Петровича) Ключевая цитата «Литература была тем, что формировало умы. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность.Дети растут бездуховными, вот что страшно» Как вы понимаете эти слова? «Свеча горела» — это рассказ-предупреждение или антиутопия? Итак, оптимисты и пессимисты: Автор пытается предупредить нас о том, чего быть не может или Литература умрёт, потому что не уживется с прогрессом Устремляя свой взгляд в будущее, человек чаще задумывается о космических путешествиях, прогрессе робототехники, уходе в виртуальную реальность. К сожалению, куда реже вспоминает о таких неизменных атрибутах собственной жизни, как культура, мораль, духовность: намного приятнее рисовать в воображении картины техногенного рая и сохранять уверенность в том, что изменение мира вокруг нас если и повлияет на образ мысли, то только в лучшую сторону. И большинство фантастов, рисуя упадок будущего, акцентируют внимание на наркотиках, ужасных хакерах, войне корпораций, всеобщего зомбирования человека, закрепляя тезис о том, что все беды, которые повлечет за собой прогресс, будут точно так же связаны с техникой, как и все блага, которые он даст. Но многие ли из нас задумались, что станет с человеком в мире, в котором кроме техники нет ничего? Рассказ «Свеча горела» М. Гелприна выглядит классической антиутопией и позволяет заглянуть в мир будущего на двести лет вперед. Мир, в котором люди полностью перестали читать, а гуманитарные науки больше не преподают в школах: все вытеснил технический прогресс. Автор ставит своей целью подчеркнуть те негативные стороны компьютеризации, о которых большинство не задумывается, так как не привыкло думать. Писатель рисует такую картину будущего, которую очень не хотел бы видеть, потому что это страшное будущее. «Свеча горела» — это рассказ-предупреждение. Но если разобраться подробнее, то окажется, что господин Гелприн, мягко говоря, перегнул палку в своем стремлении предостеречь нас от ужасной беды, под названием «упадок духовности». За основу произведения автор взял давно известную проблему культурно богатого меньшинства и возвел ее в абсолют: вместо нескольких процентов читающих людей, остался лишь один. Он бывший учитель литературы, Андрей Петрович, услуги которого больше не нужны никому вокруг. Он вынужден продавать свои книги, чтобы хоть как-то выживать в футуристическом мире победы разума над чувством. Он испытывает те же проблемы, что и многие люди сейчас: непонятость, невозможность применить свои знания, отчуждение от окружающих, только это все очень гиперболизировано. В реальной жизни проглядывается и типаж его ученика в лице робота-гувернера Максима, основным дефектом которого окружающие посчитали тягу к духовному обогащению, точно так же, как и в современной реальной жизни. Людям, стремящимся к высокому, духовному, сегодня часто навешивают ярлык «странных». Без сомнения, писатель взял одну из черт настоящего мира и гиперболизировал до такой степени, что в своем произведении превратил ее в настоящий апокалипсис души. Тогда возникает вопрос: как же люди докатились до такой жизни? Ответ автора: «им стало некогда читать». Согласитесь, звучит, по меньшей мере, глупо. Писатели перестали работать, потому что это стало невыгодно? Известно, что писатель пишет не потому, что это ему выгодно, а потому, что не писать он не может. А чтобы заработать, можно заняться журналистикой. Электронные книги не привлекли интерес? Достаточно посмотреть на статистику посещения книжных сайтов, чтобы убедиться в обратном. Не будем забывать и о том, что даже у самой непопулярной вещи, какой Гелприн рисует литературу в рассказе, найдутся фанаты, которые будут любить ее исключительно за непопулярность. Поэтому выходит парадоксальная картина: автор пытается предупредить нас о том, чего быть не может. Но при этом рассказ достаточно актуален и освещает важную тему, это духовная убогость человечества. Мало того, многие из нас могут ассоциировать себя с безработным учителем, кто-то решит сравнить себя с роботом, который обрел жажду знаний, но большинство все равно будут теми самыми «неуспевающими читать» людьми, которым, по большому счету, нет дела до абстрактных вопросов нравственного роста. Именно таких людей автор и пытается своим рассказом предостеречь от умственного оскудения. Но предупреждение это, мягко говоря, разрушил сам писатель тем, что, понимая или не понимая, отразил картину не какого-то конкретного исторического периода, а всей истории человечества. Культура, духовность и мораль всегда были достоянием меньшинства, в то время как остальные оставались в рамках примитивных бытовых материй. Еще один из семи мудрецов Древней Греции Биант Приенский говорил: «Худших везде большинство» [1, стр. 61]. Так было в Древнем Риме, так же продолжалось и в Средние века, а позже в эпоху Просвещения. До начала XX века большинство людей не умели читать, а значительная часть умевших была далека от литературы. С ростом численности населения планеты количество читающего населения выросло, но увеличилось и количество тех, кто предпочитал кино или театр. Общество в целом, как и большая часть индивидов, придавало не такую особую значимость духовным ценностям, но несмотря на это ценности никуда не исчезли, оставшись важными для определенной группы людей. Если картина не менялась уже несколько тысячелетий, почему она должна измениться за пару веков? Да, художественное преувеличение добавляет рассказу драматизм: дети, читающие Пастернака в качестве пароля, очеловеченный робот отправляется в утиль, учитель пытается покончить с жизнью — все это очень сильные моменты. Но с таким же успехом можно написать книгу о том, как землю захватили разумные кофемолки, и плакать, когда они начнут перемалывать взбунтовавшихся людей: грустно, но только если дать автору аванс доверия. Вас тронет этот рассказ, если вы поверите в то, что там написано. В противном случае, он покажется вам просто фальшивым. В оправдание писателя можно сказать, что без ярких эпитетов передать свою мысль в таком коротком тексте просто не удалось бы. Чтобы заострить внимание на поднимаемой проблеме, необходимо подогреть интерес, вызвать сильные эмоции у читателя, и с этой задачей рассказ справляется хорошо. Заставляет ли он задуматься? Да, но в процессе размышлений приходишь к выводу о том, что тебя снова пытаются обмануть, на этот раз литераторы. В любом случае, прочесть произведение Майка Гелприна стоит. Оно достаточно оригинально, недалеко от реальности, содержит весомые мысли. Но при этом рассказ глубоко условен, поэтому почерпнуть для себя что-то новое и интересное сможет лишь человек неискушенный. Рассказ однозначно придется по вкусу тем, кто стремится выделиться, крича на каждом углу об упадке духовности. Но ни на что большее он претендовать не может в силу очень утрированного содержания и отсутствия убедительных доводов считать предупреждение Гелприна реальным. Информация учащихся. Такие разные бибиотеки. При входе в главный зал в одну из старейших библиотек Европы — Библиотеку аббатства св.Галла в Швейцарии уже более семисот лет читателей встречает надпись на греческом языке «Лекарство души». В библиотеке более 150 тыс. книг и огромная коллекция древних рукописей. Есть экземпляры, которые относятся к эпохе до нашей эры! Библиотека — это не только ХРАМ НАУКИ, но еще и произведение искусства. Они бывают не только красивыми, но еще и оригинальными, необычными и даже причудливыми. Наверняка, не многие из нас знают, что в мире есть библиотеки в форме человеческого мозга или в форме полки с книгами. И я хотела бы рассказать о некоторых интересных библиотеках, что существуют в мире. Библиотека в Канзас-Сити в США привлекает внимание огромной оградой, которая состоит как будто из корешков гигантских книг. Так власти города решили привлечь внимание к библиотеке книголюбов и туристов. Высота каждого корешка около 8 метров. Жители города сами решали, какие именно книги встанут на гигантскую полку этой библиотеки. Здесь есть и «Ромео и Джульетта» Шекспира, и «Властелин колец» Толкиена, и даже «Сказка про Винни-Пуха» от Алана Милна. А вот в центре Минска притаился огромный бриллиант — это национальная библиотека Беларуси. И на самом деле, построена она не в виде бриллианта, а в виде геометрической фигуры РОМБОКУБООКТАЭДРА. Грандиозна в этой библиотеке не только форма, в ней 23 этажа, а всего ее высота 74 метра, при этом только 3 первых этажа — это читальные залы, а сам бриллиант — это одно огромное книгохранилище. Есть куда положить 10 млн. книг, которые здесь хранятся. Внутри библиотека оборудована очень современно. Есть и светоотражатели, и переходы-мосты из закаленного стекла просторные залы, немало компьютеров для электронного поиска, но здесь можно и отдохнуть, посидеть на диване у фонтана, посетить какую-нибудь художественную выставку. Оказывается эта библиотека еще и светится в темноте. Передние панели — это экраны со светодиодами, которые отображают разные цветовые композиции или надписи. Это, конечно, лишь малая часть чудесных библиотек, они бесконечно разнообразны. В любой, даже в самой маленькой библиотеке, под корешками книг скрываются бесконечные захватывающие приключения, там обязательно есть и редкие и интересные издания, у каждого из которых своя история. 15.Выводы. 17. 6 шляп 18. Литература – свеча, которая освещает нашу жизнь, даря тепло и свет. И от нас зависит то, как долго будет гореть этот огонь. У меня в руках огонь… Это символ моей любви к литературе и к книгам. А у вас есть книги, которые смогли зажечь в душе огонь любви к чтению? Передавая вам этот огонь, я хочу назвать свою любимую книгу и предложить вам продолжить этот ряд. 19. Видеоролик 4. Домашнее задание: НАПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ЦИТАТ НА ДОСКЕ. |