Главная страница

урок 10 класс. 10 кл РЛ урок. Урока Соня и Раскольников. Образы униженных и оскорблённых


Скачать 6.88 Mb.
НазваниеУрока Соня и Раскольников. Образы униженных и оскорблённых
Анкорурок 10 класс
Дата04.03.2022
Размер6.88 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла10 кл РЛ урок.rtf
ТипУрок
#382542

ФИО учителя:




Школа:




Класс:10


Кол-во

присутствующих:

отсутствующих:







Раздел: Человек и право

Тема урока: Соня и Раскольников. Образы «униженных и оскорблённых»




Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную

программу)

10.2.2. Определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию





Цели урока и задачи

Сопоставить соответствующую информацию из разных текстов, подтвердив свою точку зрения доказательствами.




Критерии

оценивания

Все учащиеся смогут:

  • Определять тематику и проблематику произведения

  • Выражать мнение об их актуальности

  • Агументировать свою позицию

  • Составить сплошной текст на основе неспошного

  • Составить несплошной текст на основе фрагментов романа Ф.М. Достоевского

Определить главную и детальную информацию

Использовать грамматические структуры (вопросы, восклицание);

  • Использовать лексику в соответствии с тематикой прочитанного текста

  • Оценить работу групп по дескрипторам.

Большинство учащихся смогут:

Определить типы, признаки, языковые особенности и целевую аудиторию текстов разных жанров, стилей и подстилей.

Некоторые учащиеся смогут:

Выступить в роли экспертов и оценить работу одноклассников.




Ход урока




этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

оценивание

Ресурсы




Начало урока


Эмоциональный настрой «От сердца к сердцу» Деление на группы «» (карточки)

Прием: Идеальный опрос (почти шутка).

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.


Опрос домашнего задания: письменные ответы учащихся на проблемные вопросы.

Комментарий учителя о ведении тетрадей.

Ф. Две звезды-одно пожелание. Ф (наблюдение учителем)

https://www.youtube.com/watch?v=4JrsexBX7IQ Релакс (спокойная музыка Эннио Морриконе) Определение целей урока




Середина урока


Слово учителя:

Но не ради мук и собственных страданий Родион лишил жизни женщин. Он мечется, страдает, ищет родственную душу, способную выслушать, облегчить его страдания. И тогда появляется Соня. Учитель предоставляет учащимся следующую информацию:Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди. Она вынуждена заняться проституцией, поскольку иных способов добыть средства к существованию её семья не находит. Встретив Родиона Раскольникова, находит в нём родственную душу и, когда его приговорили к каторге, добровольно едет, подобно жёнам декабристов, в Сибирь вслед за ним.Учитель предлагает учащимся проанализировать содержание схемы и написать текст (сплошной) о том, чем же отличаются преступления Раскольникова и Сони.

Задание. Определить типы, признаки, языковые особенности и целевую аудиторию текстов разных жанров, стилей и подстилей.

Уровень А (зеленые карточки)

Задание. Оценить материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, давая критическую оценку.



Учащиеся анализируют содержание схемы и представляют эту информацию в виде сплошного текста.

Ф наблюдение, письменная обратная связь
Уровень С (желтые карточки)

Задание. Определить тему и идею, передать содержание текстов различных стилей и жанров, выражая позицию автора и скрытый смысли и аргументируя свою позицию

Уровень В (красные карточки)

Задание. Определить типы, признаки, языковые особенности и целевую аудиторию текстов разных жанров, стилей и подстилей.

Уровень А (зеленые карточки)

Задание. Оценить материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, давая критическую оценку.

Ф (взаимооценивание)

Ф Обратная связь: комментарий учителя


Приложение (тексты)

https://www.youtube.com/watch?v=H54dTh4MHXc Соня и Раскольников

http://www.alldostoevsky.ru/2014/09/prestuplenie-i-nakazanie-sonja-marmeladova.html

Характеристика Сони

Задания разных уровней сложности




Конец урока

«Сам себе учитель»

В течение последних 5 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять.








Домашнее задание


Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулирует учитель:

Напишите монолог (текст-повествование с элементами описания или рассуждения) от лица одного из героев романа. Выразите отношение к происходящему, чувства и мысли рассказчика. (180-200 слов).







Рефлексия


Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”; книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику. Рефлексия (группы)Давайте попробуем выразить свое видение героев Соня – Родион Раскольников в синквейне.

Напоминаю правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Обратная связь. Комментарий учеников

Попросить закрасить кружок в светофоре: зеленый – работал в полную силу, доволен собой, желтый – нужно было проявить больше старания, неполная удовлетворенность, красный – недоволен собой, мог бы работать значительно лучше.


Синквейн

«Светофор»






Характеристика Сони

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера Соня Мармеладова является одной из центральных героинь романа "Преступление и наказание" Достоевского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героини. Смотрите: Все материалы по "Преступлению и наказанию" Все материалы о Соне Мармеладовой  Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера Соня Мармеладова является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет: "...лет восемнадцати..." О внешности Сони Мармеладовой известно следующее: "...белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." "...худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."  "...вспомнил ее бледное, худенькое личико..."  "...за то, что она такая маленькая..." "...этому маленькому и худенькому созданию."   Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. "Уличный" наряд Сони Мармеладовой выглядит следующим образом: "Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью." "...забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико..."  Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов: "...много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!... Соня Мармеладова - кроткая, робкая, безответная девушка: "...безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." " Соня, робкая от природы..." "...обидеть ее всякий мог почти безнаказанно..."  Робкая Соня всегда боится новых лиц и знакомств: "Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более..."  Соня Мармеладова - терпеливая и почти безропотная девушка: "Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести..."  Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: "...стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, "о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании"..." "...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!"  "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.." (Катерина Ивановна о Соне) Соня - доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца: "Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда!"  Соня - малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам: "Воспитания, как и представить можете, Соня не получила."   "Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки... гм!.. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку - "Физиологию" Льюиса, изволите знать-с? - с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение."  Соня - глубоко верующая девушка: "Бог этого не попустит..." (Соня)  "От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..." (Соня - Раскольникову) У Сони нет матери. Из кровных родных у нее есть только отец. Когда Соне было 14 лет, ее отец женился на молодой женщине, Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака: "...тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея..."  Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину: "...что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная..." Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу: "Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, - изволили слышать? - не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком." Некоторое время назад отец Сони, чиновник Мармеладов, остался без работы из-за пьянства. В результате семья Мармеладовых потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты. Чтобы спасти семью от голода, Соня пожертвовала собой и занялась непристойной работой (пошла "по желтому билету"): "Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел... (ибо дочь моя по желтому билету живет-с...).."  "....дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела...."  Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи - на квартире у портного Капернаумова: "И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет… Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает...Соня свою имеет особую, с перегородкой…"  Соня содержит отца, мачеху и ее троих детей. Бедная девушка является единственным источником дохода в семье. За это Раскольников называет Соню "колодцем", которым пользуются Мармеладовы: "...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!.." Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать: "Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с!" В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице. Мачеха Сони вскоре умирает от чахотки, а трое детей покойной попадают в детский дом. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью: "...а она - она ведь и жила только одною его жизнью!" "...наконец он с охотой принял от нее, Сони, несколько денег, чтобы завести у себя ежедневный чай; насчет всего же остального просил ее не беспокоиться, уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему." "...он очень даже тосковал, когда она несколько дней была больна и не могла посещать его." В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой: "Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее." На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась." В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь: "...она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом..." Это был цитатный образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" Достоевского: описание внешности и характера героини.

Кто такой Родион Раскольников Раскольников — бывший студент-юрист, который был вынужден оставить учёбу из-за нехватки средств. Живёт он очень бедно. Долгое время он собирается убить старуху, дающую деньги под большие проценты. Своё преступление он не решается совершить до тех пор, пока родители в своём письме не рассказывают ему о предстоящей свадьбе его сестры с неким господином Лужиным. Сестра этого господина очень не любит, а замуж за него выходит только под давлением обстоятельств. После этого Раскольников, долго не колеблясь, убивает процентщицу и забирает её деньги, чтобы помочь семье. Попутно он убивает и другую женщину, случайную свидетельницу основного преступления. Почему Раскольников убил старуху Известно, что старуха-процентщица была очень плохой женщиной. Она давала деньги под очень большие проценты и потом выбивала их у должников. Она была глупа, угрюма, да ещё и мучила свою бедную родственницу, которую содержала в качестве домработницы. Наблюдая за этой старухой, Раскольников получил как бы новые «подтверждения» своей теории, которую он долгое время вынашивал. Так, эта старуха, по его мнению, не приносила никакой пользы обществу и лишь паразитировала на людях. Следовательно, её можно было безнаказанно убить, а её деньги потратить на благое дело. Кроме того, все люди, согласно теории Раскольникова, делятся на две категории. Большинство — это простые обыватели, плывущие по течению и безропотно подчиняющиеся законам. Остальные — это «личности», подобные Наполеону, которые могут делать всё, что им заблагорассудится. Сам Раскольников причисляет себя именно к этим «наполеонам», а своё убийство он задумывает ещё и в качестве эксперимента, чтобы подтвердить свою причастность к миру «сильных личностей». Однако после убийства он постепенно приходит к выводу, что сам он относится именно к первой категории — простых обывателей.
Родион Раскольников выделяется тем, что он угрюм и малообщителен. Он старается как можно меньше общаться с окружающими даже в тот период, когда учится в университете. Он презирает общество, ненавидит людей и проявляет черты непомерной гордости. Изначально Достоевский собирался сделать своего героя полностью таким, однако в процессе работы над произведением образ Раскольникова существенно усложнился. Несмотря на перечисленные неприглядные качества, он способен к состраданию, заступается за несправедливо обиженных, разоблачает злодеев. Столь противоречивая натура Раскольникова является вполне понятной, ведь Достоевский даёт понять, что всё дело не только и даже не столько в нём, сколько во всём обществе в целом. Деспотизм и радикализм не возникают на пустом месте, а являются ответом на испорченные нравы окружающих людей, порочность общества в целом. Внешность героя описывается в романе несколько раз. В начале романа Раскольников представлен как высокий и стройный молодой человек, красивый и хороший собой. После совершения преступления герой преображается, теперь он показан как человек, с трудом превозмогающий сильную душевную боль. Подобные изменения проходят и другие персонажи романа. Тем самым Достоевский показывает, что герои за определённый промежуток времени прошли через тяжёлые испытания. Реальные прототипы персонажа Родион Раскольников был создан на основе нескольких реальных личностей. Один из таких людей — Герасим Чистов, молодой приказчик из семьи раскольников, который убил топором двух служанок и ограбил их хозяйку. Второй прототип — профессор А. Т. Неофитов, дальний родственник Достоевского, который был замешан в мошенничестве. Третий — французский преступник Пьер-Франсуа Ласенер, который свои убийства оправдывал целой «теорией», сходной с теорией Раскольникова. Помимо этого, были у персонажа Достоевского и другие прообразы, в том числе в литературе и мифологии. Древнейшим из них является библейский Иов, который в минуту отчаяния бунтует против несправедливого мироустройства. Достоевский отмечал, что его герой, подобно Иову, в конце романа должен «обрести бога». В числе несомненных прототипов был и французский император Наполеон III; он написал книгу, в которой говорил, что «сильная личность» имеет право нарушать все моральные нормы и даже безнаказанно убивать. Эта книга вызвала очень горячие споры в обществе, в том числе в России. Образ Раскольникова, несомненно, представляет собой портрет сложной и противоречивой личности. Это человек, который решает восстать против общественной несправедливости, но в итоге все его действия сводятся к новым преступлениям и новой несправедливости.


написать администратору сайта