Поморы Кольского полуострова. Тех карта. Урока Тема урока Поморы Кольского Севера Тип урока урок освоение нового материала
Скачать 31.13 Kb.
|
Технологическая ката урока Тема урока: «Поморы Кольского Севера» Тип урока: урок освоение нового материала. Цель урока: сформировать представление об исторических особенностях и хозяйственной деятельности поморов Кольского Севера. Планируемые результаты: Предметные: проводить анализ политико-административной карты, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения Кольского Севера. Анализировать материалы, отражающие историю и хозяйственную деятельность поморского населения, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Метапредметные: решать практические и познавательные задачи, используя различные документы и материалы. Личностные: формирование личностных представлений о целостности населения и хозяйственной деятельности Кольского Севера. Оборудование: политико-административная карты России, презентация. Ход урока
Материалы для работы групп Группа 1. История поморов. По поводу происхождения поморов много разногласий, но я хочу представить одну из популярных версий возникновения этого чудесного народа на самом настоящем Севере страны. До XII века Кольский полуостров казался неприступной, снежной и холодной местностью с непроходимыми дебрями и высокими горами. Но в один прекрасный момент, когда первые экспедиции новгородцев добрались до Крайнего Севера, он открылся им с другой, более привлекательной, стороны. Кольский полуостров был богат пушниной, рыбой и довольно эффективен в торговых целях. Именно в это время началось заселение Кольского полуострова русскими. В 1216 году в Новгородской летописи закрепляется установление власти на земле Тре (так звали полуостров в древности). Но конкретные поселения начинают появляться в летописи в начале XV века, а именно стоит говорить об образовавшемся Корельском погосте на реке Варзуге. Чуть позже образуется новое селение – Умба. Практически всегда в письменных источниках XIV-XV редко упоминалась жизнь народа на Кольском полуострове. Поэтому найти официальную информацию довольно сложно. Хочется упомянуть кольского краеведа Ивана Ушакова, который и вовсе считал, что русичи пришли на Крайний Север не с низовий Северной Двины, а с «Поморского» берега, о котором также упоминается в поморском фольклоре, сохранившейся до наших дней. Но и в столь неприступных землях для русского народа было небезопасно из-за нападений и грабежа со стороны морских разбойников, которые скрывались под видом купцов. Благодаря этому, поморцы заселялись не около морских берегов, а дальше и ближе к лесам, а у моря ставили избушки, которыми пользовались в качестве пристанищ во время промысла. Именно на этих местах образовались такие деревни как Оленица, Кузомень, Стрельна и многие другие. В 1471 году после поражения в битве на реке Шелони, новгородцы уступили Умбскую и Варзужскую волости Москве. На самом деле, поморцы старались мирно жить на Кольском полуострове, да и причин на войну с местным населением у них не было, поскольку саамы, коренные жители, успешно торговали с поморами, что дало еще один повод на мирное сосуществование. История изучения поморов На данный момент нет достоверного источника, который бы точно объяснял термин "помор". Но, исходя из различных точек зрения ученых, можно привести несколько пунктов, которые характеризуют разные подходы в этом вопросе: Поморы — это коренные малочисленные жители Кольского полуострова Поморы — это местное название русского населения, который проживает на Архангельском Севере. Поморы — это субэтнос, обитающий на Беломорье. Язык и культура речи. Среди жителей Поморья разговорным языком считается поморский диалект русского языка, признаками которого является: «оканье» и долгота гласных в фонетике, характерно присущая для многих финно-угорских языков словарный запас поморов насыщен унаследованных от древнерусского языка слов, присущих новгородскому диалекту многочисленное заимствование слов из финно-угорских, скандинавских и древнебалтийский языков Территориальные группы поморов Белого моря. Сами поморы: населяют Поморский, Летний и части Карельского берегов Белого моря Терчане проживают на Терском берегу. Поморы называют их роканами. Население Кандалакшской губы зовется Губяне, или же, как их называют поморы – пякка. Группа 2. Хозяйственная деятельность. Главная отрасль хозяйственной деятельности поморов рыбная ловля (и зверобойный промысел). Богатства Поморской земли рыбой не ограничивались. Добыча соли. Северные земли издавна были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. В XV-XVII веках они обеспечивали солью и себя, и все государство. Так, только Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до восьмисот постоянных и около трехсот временных наемных работников. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до восьмисот, а то и тысячи пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства. Смолокурение Одним из самых старинных промыслов Поморья было смолокурение. Уже во второй половине 14 века смолу гнали на продажу в поместья новгородских бояр на Ваге. Смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Московской Руси. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования. Промысел слюды В 15 веке в окошки царских и вельможных карет вставлялась поморская слюда. Она же была и в выносных фонарях, использующихся во время крестного хода. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием «мусковита». Ловля жемчуга Широкий размах приобрела в Поморье ловля жемчуга в устьях небольших речек. Из добытого жемчуга целовальники – сборщики налогов - отбирали десятое, самое лучшее, зерно «на великого государя». Этот «государев» жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву. Шел жемчуг и в патриаршую казну. В Поморье возникла, а отсюда распространилась и по всей Руси необычная любовь к жемчугу, которым густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы. Горное дело Поморье является еще и родиной горного дела в России. В сочинении Марко Поло, где описывается Древняя Русь и ее жители, можно прочитать: «страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов… добывают они много серебра». До настоящего времени на Севере бытуют легенды о губе Серебрянке на Новой Земле, откуда вывозили много серебра. Имеются сведения о том, что на Новую Землю рудознатцев посылал Иван Грозный. А одна из первых серебряных монет России чеканилась в Поморье, в Архангельске. Сельское хозяйство Несмотря на суровый климат, поморы успешно занимались и сельским хозяйством: сеяли рожь, лён, овёс. Любопытный факт - на Соловках выращивались арбузы, персики, мандарины, виноград. В Поморье была выведена знаменитая Холмогорская порода коров и Мезенская порода лошадей. В один только Санкт-Петербург пять раз в год отправлялось по полторы тысячи голов крупного рогатого скота. Торговля Длительное время в Поморье сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства; оно служило главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью в торговом отношении. Уже к 17 веку оборот Архангельской ярмарки доходил до трех миллионов рублей. Это при том, что весь государственный доход в 1724 году составлял 8 миллионов рублей. Группа 3. Культура поморов. Культура этого северного народа не единообразна. Издавна большую роль в духовной жизни поморов играла близость Русского Севера к Скандинавии. Доказательством взаимодействия между этими разными народами являлось сотрудничество и соседство. Считалось, что быть помором – это дышать, жить и кормиться морем. Холодное и опасное море позволяло поморам жить и развиваться практически во всех областях, а также помогало налаживать экономические и культурные отношения с другими соседними народами, прежде всего с Норвегией. Для поддержания общения с норвежцами был придуман упрощенный язык, который использовался между двумя этими народами для общения, - руссенорск. Но своеобразие северорусской культуры заключалось не только в близком общении с соседними народами, но и тем, что образ матери сырой земли был заменен на исходно чужую область моря. Поморы отличались особым чувством свободолюбия и смирения, страстью к знаниям, западничество. «Море – наше поле», - говорили поморы, да и, впрочем, говорят по сей день. Для того чтобы наловить рыбу, поморы отправлялись на Мурман, достигали берегов Норвегии и на самодельных судах останавливались на Белом и Баренцевом морях. Поморцы вложили большой вклад в освоение северных морских путей, а также благодаря им развивалось судостроение. Жители Поморья часто торговали своими товарами и в Новгороде, и в Москве, и в портовых городах Скандинавии. Чаще всего продавали довольно обыденные вещи для каждого жителя прибрежных территорий: рыбу, соль, которую вываривали из морской воды, моржовые клыки, которые ценились в то время, а также слюду. Вся их жизнь была связана непосредственно с морем: одежда, постройки, обычаи, обряды, фольклор и даже речь имела свои особенности. А также сложился такой образ помора, закаленного к ужасающе суровым климатическим условиям, который успевает в то же время быть смелым и предприимчивым, открытым. Морская охота и собирательство позволили поморам использовать ландшафт практически без изменений. Одним из популярных видов поморского промысла считается тресковый промысел, или же «мурманский». Традиции поморов в сказках и былинах Поморы – народ не только северный, но и самый морской. Многие выходцы из этого этноса являлись искусными мореплавателями, судостроителями и храбрыми людьми. Вообще, многие традиции и обряды красиво перекликаются с обычаями соседних народов – саамов и карелов. Жизнь поморцев была буквально окружена морем, сильными ветрами и суровым климатом, но даже в такую непростую жизнь для любого современного человека, поморцы выдумывали, сочиняли, передавали многие былины и сказки из уст в уста. По сей день сохранилось множество интересных, захватывающих историй жителей Крайнего Севера. Начиная с пословиц и поговорок, хочется отметить, что и в них вкладывался определенный морской смысл. В одних из самых старинных пословиц говорится: «Наше поле – море», «И радость, и горе – помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море – наша кормилица». Такие морские сюжеты встречались абсолютно во всех ветвях культуры: от зодчества до самых простых песенок-колыбельных. Если окунуться в прочтение поморских сказок и былин, практически во многих описывается плавание как испытание, откуда возвращаются лишь достойные не только физически, но и духовно, а те, кто не управился со стихией – погибают. И все же верно говорят, что море в произведениях поморов олицетворяло справедливость. Жители Беломорья часто звали себя «трескоедками», так как рыба – основа их рациона, а рыболовство – главное занятие в жизни любого помора. В приключенческих сказах часто шло начало с поездки на тоню (место сезонной ловли). Мастерство судостроения также являлось частым мотивом для сказок, песен и былин. Для многих поморских сказаний женщина была главным героем. Женщины-поморы вообще считались самыми настоящими боевыми подругами, верными и целеустремленными, которые проходили все испытания наравне с мужем, а даже были случаи, где именно женщина превосходила своего мужа и в выносливости, и в силе или даже в мужестве. |