Главная страница
Навигация по странице:

  • «Оживление»

  • «Фантастические гипотезы»

  • Творческое пересказывание

  • Продолжение произведения (придумывание конца)

  • «Живые картинки»

  • «Очумелые глазки»

  • «Закончи сказку»

  • «Угадай кто \ что это»

  • «Рецензирование созданных рисунков»

  • «Я начну, а ты продолжи…»

  • «Ассоциативная цепочка»

  • Творческие задания на уроках литературного чтения. комплекс творческих заданий на уроках литературного чтения. Уроках литературного чтения Шапка вопросов


    Скачать 17.29 Kb.
    НазваниеУроках литературного чтения Шапка вопросов
    АнкорТворческие задания на уроках литературного чтения
    Дата06.02.2023
    Размер17.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакомплекс творческих заданий на уроках литературного чтения.docx
    ТипУрок
    #922073

    Комплекс творческих заданий, используемых на уроках

    литературного чтения

    «Шапка вопросов»: суть приёма в следующем: ученик формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку. Таких шапок – три. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста, в другую – выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить. Итак, вопросы из первой шапки позволяют упрочить и увеличить багаж знаний. Вопросы из второй шапки тоже важны, т. к. они призывают высказать оценочные суждения. Вопросы из третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время нацеливают на расширение своего кругозора. Проводится в форме дискуссии.
    «Оживление»: придумать сказку о любом неживом предмете.
    Прием «Бином-фантазия»: (выбираются два слова с большой смысловой дистанцией, например, «обезьяна» и «насос»). Суть задания – придумать историю, где фигурировали бы слова-биномы.
    «Фантастические гипотезы»: Задается вопрос ученикам на который они дают разнообразные ответы. « Что бы произошло и что бы ты сделал, если… ?» (из тучи пошел не дождь, а изюм; из крана полился апельсиновый сок и т. д.).
    Творческое пересказывание: для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех

    людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то

    факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не

    описаны автором.
    Продолжение произведения (придумывание конца): прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то

    есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не

    всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
    «Древо мудрости!»: сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
    «Живые картинки»: один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
    «Безумный генетик»: когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. (Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние

    ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки…)
    «Очумелые глазки»: учитель просит придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
    «А что, если бы?...»: это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие: что если бы люди вели ночной образ жизни? Что

    если бы собаки могли летать? И другие.
    «Закончи сказку»: учащиеся должны предположить, сочинить, чем закончится сказка, рассказ (по изучаемой теме).
    «Представь себе»: ученикам предлагается представить сюжет сказки, если внести свои изменения.
    Метод «Шесть шляп»: учащиеся охарактеризуют персонажа, сюжет по методу 6 шляп:

    − красная шляпа – эмоциональный всплеск,

    − желтая шляпа – оптимистичные эмоции,

    − черная шляпа – отрицательные эмоции,

    − зеленая шляпа – творческое задание,

    − белая шляпа – достоверная информация,

    − синяя шляпа – оценка деятельности.
    «Угадай кто \ что это?»: суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого и прочее) или явление, а другие отгадывают.
    «Журналисты»: ученики выступают в роли журналистов, которым нужно собрать у своих одноклассников как можно больше достоверной информации по пройденной теме.
    «Рецензирование созданных рисунков»: каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации, после чего школьники обмениваются рисунками, получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста, сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного

    эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
    «Словотворчество»: ученики должны сочинить рифмовки, продолжение поэтических строчек, сюжеты, главных героев.
    «Драматизация»: учащиеся показывают образы произведения в действии:

    − только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

    − только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

    − соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

    Возможные формы драматизаций:

    − пальчиковый театр;

    − кукольный театр;

    − костюмированные представления по известным произведениям;

    музыкальные инсценировки;

    − спектакли по собственным сценариям.
    «Я начну, а ты продолжи…»: учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший

    сюжет начатого.
    «Фантастические гипотезы»: для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 25), на которых пишутся 25 любых имён существительных и 25, на которых пишутся 25 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые две попавшиеся карточки. Сочетание существительного и глагола даёт гипотезу, на основе которой можно работать.

    (Например: вынуты карточки «город» и «летать», формулируется гипотеза:

    «Что было бы, если бы город начал летать?». Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета. Можно доставать следующие карточки и помогать

    сюжету, вводя новые гипотезы и персонажи).
    «Ассоциативная цепочка»: дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.


    написать администратору сайта