дидактические игры по опк. Уроках орксэ модуль Основы православной культуры
Скачать 19.49 Kb.
|
МБОУ НОВОСИЛЬСКАЯ СОШ Дидактические игры на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») Подготовила учитель ОРКСЭ Паршина С.Н. 2017 год В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках основы православной культуры, русского языка, литературного чтения, а также при интеграции уроков - на разных его этапах: - систематизация ранее полученных знаний; - открытие новых знаний; - закрепление. Цель дидактического материала: - Развитие речи и расширение лексикона учащихся в сторону слов-носителей отечественного «нравственного кодекса», знакомство с основными православными понятиями. - Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту русского народа. - Формирование нравственных ориентаций учащихся на основе начального курса родной словесности, направленных на создание определенного запаса систематических представлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развития ценностного отношения к нему как духовному наследию. - Развитие рефлексивных способностей в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном. Одним из основных видов работы на уроке является словарная работа. В учебно-дидактический комплекс вошли словарные слова и основные православные понятия, формируемые в начальной школе. Главная задача: усвоение в первичном представлении основных христианских понятий и практического применения в своей жизнедеятельности главной заповеди Господней: «Возлюби Бога сильнее себя и ближнего своего как самого себя». Дидактические игры на уроках ОРКСЭ 1. «Закончи предложение» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 3-6 классов. Для игры необходимо подготовить карточки по одной для каждого участника и такое же количество карточек для ведущего. На карточках, предназначенных для игроков, заранее пишутся окончания предложений (по определенной теме или циклу тем) по одному на каждой карточке, а на карточках ведущего - начала предложений, также по одному на каждой карточке. Участники получают по одной или несколько карточек (количество зависит от объема повторяемого материала) и молча знакомятся с их содержанием. Затем ведущий достает по одной из своих карточек и читает начало предложения. Игрок, у которого окончание этого предложения, должен поднять руку и прочитать его вслух. Тогда он получает эту карточку от ведущего и закрывает ей свою. Кто быстрее закрыл все карточки, тот и выиграл. 2. «Заполни графы» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 5-7 классов. Для игры нужно подготовить листы бумаги с одинаковыми таблицами с расчетом один лист на двоих участников. Таблица должна содержать несколько тематических граф в соответствие с теми темами, которые подлежат повторению. (Например, в таблице могут быть следующие графы: «Православные праздники», «Добродетели», «Пороки», «Православные Святые» и др.) Пример таблицы:
Группа делится на команды по 2 человека. Каждая команда получает листок с таблицей. Ведущим называется одна буква алфавита, на которую нужно вспомнить по одному слову и вписать его в графы по темам. Одновременно все команды начинают заполнять графы. Как только одна из команд заполнила, игра прекращается, и проверяются ответы всех. За каждую заполненную ячейку каждая команда получает 2 очка (если ее ответ ни у кого не повторяется) или 1 очко (если ее ответ совпадает с чьим-то еще). Затем называется другая буква и игра продолжается. Побеждает та команда, которая заработает больше очков. Заранее ведущий обдумывает наилучшие варианты букв. 3. Игра «Библейское лото» (2-7 кл.) Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 5-7 классов. Для игры потребуются листы А4 по числу участников (или один на двоих), с таблицей по 12 ячеек, в которые вписаны ответы. Ответы у всех могут быть одинаковыми, но можно составить и разные. Если вопросы одинаковые для всех участников, то для ведущего потребуется один такой лист бумаги с таблицей в 12 ячеек с вопросами, а если разные, то – по их количеству. Свой лист ведущий для удобства заранее разрезает по ячейкам. Кроме того, каждому игроку (или паре) раздаются фишки (маленькие листочки) для ответа. Ведущий поочередно читает карточки с вопросами. Каждому игроку нужно закрыть ячейки на своей карточке, дав правильный ответ. Кто правильнее это сделает, тот и победил. 4. Викторина «Брейн ринг» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 5-7 классов. Оформить викторину можно с помощью компьютерной презентации либо на листах картона. На главном меню должны быть представлены тематические разделы с цифрами от 1 до пяти, означающими количество вопросов по разделу и соответственно степень их сложности. Обучающиеся делятся на 2 или 3 команды. Поочередно команды выбирают вопросы из представленного списка разделов по номеру. Каждый номер означает количество баллов, которое можно получить команда в случае правильного ответа. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ. 5. «Спрятанные слова» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-5 классов. Нужно подготовить листы бумаги с таблицей, в которую вписаны различные буквы, среди которых должны быть слова (их количество указывается). Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали. Тематика слов зависит от повторяемого материала. Играющие делятся на команды по 2 человека и получают листы. Нужно найти спрятанные слова. Кто быстрее их найдет, тот и выиграл! 6. «Поле чудес» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-6 классов. Варианты игры могут быть самые разные. Как в телевизионной игре, игроки угадывают буквы в слове. 7. «Найди ошибку» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-7 классов. Необходимо заранее составить предложения соответствующей тематики, в которых сознательно допускается ошибка в смысле или в слове. Участники делятся на несколько команд, каждой из которых поочередно ведущий зачитывает по одному предложению с заданием найти ошибку. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ. 8. «Свиток» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-7 классов. Для игры необходимо заготовить небольшие листочки бумаги (желательно, по количеству участников) и, написав на каждом по одному слову, свернуть их в виде свитков. Игроки поочереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие. 9. «Твое слово» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 3-7 классов. Каждый участник пишет на маленьком листочке имя или понятие, или название – то, что требует повторения и закрепления, например, имя одного Библейского героя, историю про которого он сам хорошо знает. Затем листочки свертываются и перемешиваются. Игроки тянут по одному листочку и по очереди рассказывают про того Библейского героя, имя которого им досталось. Если игрок затрудняется в рассказе, то ему помочь должен тот, кто писал выпавшее имя. 10. «Один за всех…» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 3-7 классов., задавая вопросы аудитории, на которые ответом может быть только «да» или «нет» (а также «почти», «иногда», «не совсем»). Можно ограничить количество вопросов, например, до пяти. 11. «Одно слово» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 3-6 классов. Один человек выходит из аудитории, тогда как остальные загадывают слово (название, выражение, понятие). Вернувшись, игрок должен отгадать слово, а остальные помогают ему. Все по очереди говорят по одному слову, которое связано с загаданным. Например, загадано слово "Адам". Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т.д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ. 12. «Разложи по порядку» (для исторической части программы) Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-7 классов. Задача: разложить представленные педагогом изображения в хронологическом порядке. 13. «Дорисуй картину» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-4 классов. Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок по теме занятий. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами. 14. «Библейские картинки» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-4 классов. Разрезаются карточки, на одной стороне у них, написано слово, а на другой, сколько очков дается за то, чтобы нарисовать это слово. Слова – по изученному материалу. Например: Ковчег, Жертвенник, Радуга, Потоп, Дерево познания добра и зла, Библия и т.д. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают карточку по очкам и рисуют слово, чья команда быстрее отгадает слово, тому эти очки и записываются. 15. «Мешочек с предметами» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 3-4 классов. Необходимо подготовить мешочек с предметами, связанными с повторяемым материалом. (Например, в мешочке могут находиться яблоко – запретный плод, любой инструмент – как инструмент строительства Вавилонской башни, веревка – связывавшая Исаака, рогатка – с помощью которой Давид победил Голиафа, ножницы – обессилившие Самсона и др.) Ведущий предлагает детям поочередно доставать из мешочка предметы на ощупь, угадывая их и вспоминая с каким событием эти предметы связаны. 16. «Пантомима» Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-6 классов. Игроки делятся на три команды с примерно одинаковым количеством человек. Представителю первой команды загадывает какое-нибудь понятие (из изученных тем), например, «Притча о мытаре и фарисее». Задача - в пантомиме изобразить это понятие для своей команды, чтобы та его угадала. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то две другие команды, могут получить балл за правильный ответ. Когда слово угадано, выходит представитель второй команды, а затем третьей. В конце подсчитываются баллы. |