Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Формируемые УУД.
|
I. Организационный этап.
Мотивация к учебной деятельности.
|
1. Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!»
2. Проверяет готовность обучающихся к занятию.
| 1. Дети входят в класс под былинные наигрыши.
2.Приветствуют учителя.
«Здравствуйте!»
3. Проверяют свою готовность к занятию.
| Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.
Коммуникативные: мотивация к учебной деятельности.
|
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. 1. Повторение изученного ранее.
| У. С каким жанром народной музыки мы познакомились на прошлом занятии?
У. Как звучит былина?
У. Какой инструмент сопровождал пение былин?
У. Как называли музыкантов, которые играли на гуслях?
У. А как называли в древности людей, рассказывающих былины под звучание гуслей?
У. С каким певцом - сказителем мы познакомились на прошлом занятии?
У. Давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».
Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.
У. Какой характер носит эта музыка? У. А кто написал оперу «Садко»?
| Отвечают на вопросы учителя.
Д. Былины.
Д. Протяжно, нараспев. Д. Гусли. Д. Гусляры.
Д. Певцы-сказители, баяны. Д. С Садко. Д. Народный, задорный, плясовой.
Д. Николай Андреевич Римский - Корсаков.
| Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них.
|
2. Формулировка темы занятия.
| Совместно с обучающимися формулирует тему занятия.
У. Сегодня мы познакомимся с музыкой еще одной сказочной оперы Николая Андреевича Римского - Корсакова. Её название вам подскажет загадка:
Слайд 2.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как дочурку величали?
У. Где можно встретиться со Снегурочкой?
|
Д. Снегурочка.
Д. На празднике Нового года.
| Познавательные: построение логической цепи рассуждений и их обоснование.
|
3. Проверка домашнего задания.
| У. А вы знаете русскую народную сказку о Снегурочке?
У. Расскажите её.
У. Так о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
У. С чего же мы начнём?
У. Верно.
|
Д. Да.
Рассказывают сказку.
Д. Мы будем говорить об опереНиколая Андреевича Римского - Корсакова «Снегурочка».
Д. Вначале нам нужно познакомиться с главными героями оперы.
| Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися.
|
III. Этап изучения нового материала.
1. История создания оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
| Рассказывает об истории создания оперы.
Слайд 3.
У. Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург Александр Николаевич Островский. Пьеса была написана в 1873 году по сюжету русской народной сказки «Снегурочка».
Слайд 4.
У. Сначала пьеса шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем в 1881 году Римский - Корсаков написал по ней оперу.
У. Когда композитор прочитал «Снегурочку» А. Н. Островского первый раз, то сказка ему совершенно не понравилась, а царство берендеев и вовсе показалось странной выдумкой.
Спустя пять лет Римский-Корсаков снова прочел «Снегурочку», и в этот раз он словно «прозрел на ее удивительную красоту». Он отправился в Москву, чтобы лично встретиться с писателем и получить разрешение на использование произведения в качестве основы либретто.
Слайд 5.
У. Работа над оперой «Снегурочка», по словам композитора, была самая легкая и быстрая за всю его музыкальную жизнь. На написание оперы у него ушло всего шести месяцев.
| Слушают учителя.
Записывают понятие в тетрадь.
| Коммуникативные:
формирование умения слушать. Познавательные:
узнают специальную терминологию музыкального искусства.
|
2. Знакомство с сюжетом оперы.
| Слайд 6.
У. События в сказке происходят в Берендеевом царстве в доисторические времена.
У. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславлем-Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство.
У. В сказочной стране берендеев царят мир и доброта.
Слайд 7.
У. В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны - Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы - Солнца, своего врага и соперника.
У. Но Снегурочка стремиться из глухого леса к людям. Ей нравятся людские песни, песни, которые поёт молодой Лель, ей нравятся девичьи хороводы. Отец с матерью, отпуская Снегурочку к людям, решают поселить ее в берендеевой слободке.
У. Снегурочка в слободке появляется, когда народ празднует уход зимы и встречу весны. Как называется такой праздник?
У. На Красной горке, провожая Масленицу, берендеи водили хороводы, пели песни, играли в народные игры.
| Слушают учителя.
Д. Масленица.
| Регулятивные:
развитие умения осмысливать полученную
информацию.
|
Физкультминутка.
| У. Этот обряд сохранился до наших дней. Давайте представим, что и мы с вами очутились в Берендеевом царстве.
Сейчас мы тоже поиграем в одну из таких игр. Называется она «Ручеёк». Ведя эту игру в старину, молодёжь не только веселилась, но и знакомилась, выбирая себе пару для будущей совместной жизни.
Звучит весёлая русская народная музыка.
|
Играют в «Ручеёк» под музыку.
| Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.
|
3. Знакомство с Лелем - одним из главных героев оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
| У. Ну а теперь вернёмся к главным героям оперы.
У. Снегурочке нравились песни Леля. Кто же это такой?
Слайд 8.
У. Если поискать в древней славянской мифологии толкование имени «Лель», то оно будет примерно таким: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15 - 17 лет, пастушок. Лель - это голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет; он приносит в этот мир любовь.
У. Лель – один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются - песни Леля.
Ария – это сольный вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях.
У. Сопровождаются эти песни звуками рожка. Как вы думаете, почему?
У. Да, это так. Посмотрите, как изобразил Леля Виктор Михайлович Васнецов. Все эти эскизы: и Дед Мороз, и Весна Красна, и Снегурочка, и Лель, Васнецовым были сделаны специально для оперы Римского-Корсакова.
| Знакомятся с героем оперы пастушком Лелем.
Записывают понятие в тетрадь. Д. Рожок - это музыкальный инструмент пастуха.
| Личностные:
формирование духовно-нравственной позиции.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
4. Прослушивание и анализ арии Леля – «Третья песнь Леля».
Видео.
| У. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец.
У. В опере «Снегурочка» в исполнении Леля звучат три песни:
1-ая - «Земляничка-ягодка под кусточком выросла»;
2-ая - «Как по лесу лес шумит»;
3-я - «Туча со громом сговаривалась».
У. Третью песню Лель поёт по просьбе царя Берендея на празднике «Ярилин день» - первый день лета. Давайте её послушаем.
Слайд 9.
Звучит третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».
У. Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Лёле Лель»?
У. Какие картины вы представляете, слушая песню Леля?
У. К какому же жанру относится эта песня?
У. Что сближает песню Леля с народной песней?
У. Если судить по песне, каков Лель по характеру?
У. Как Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы?
У. А какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка?
Слайд 10.
|
Слушают песню.
Д. Веселая, задорная, танцевальная.
Д. Кажется, что в это время девушки водят хороводы.
Д. Это хороводно-плясовая песня.
Д. Мелодия, повторы, фразы.
Д. Простой, добрый, наблюдательный.
Д. В начале песни литавры изображают раскаты грома, а скрипки – начало дождя.
Д. Кларнет.
| Регулятивные:
формирование умения анализировать музыкальные произведения.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки.
Коммуникативные:
формирование умения грамотно строить речевые высказывания
|
5. Вокально-хоровая работа.
| У. Партию Леля в опере исполняет меццо-сопрано - это низкий женский голос. Русские композиторы часто писали партии мальчиков-подростков и юношей для меццо-сопрано.
Слайд 11.
У. Сегодня, мы с вами разучим эту песню. Исполняя её, помните о том, что она построена на интонациях русских народных песен, хотя и является композиторской. | Записывают определение.
Разучивают песню.
| Личностные: реализация творческого потенциала.
Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя.
|
IV. Этап подведения итога занятия.
Работа с учебником с. 62-63.
| У. Вот и подходит к концу наше занятие.
- Музыка, какого композитора звучала у нас сегодня? У. С каким героем этой оперы мы познакомились?
Слайд 12.
У. Откройте учебник на с. 62-63. Рассмотрите как Василий Семёнович Липицкий – мастер лаковой миниатюры из Федоскино - изобразил Леля в своих работах.
У. Как называется номер в опере, исполняемый одним певцом?
У. О каком русском народном празднике идёт речь в опере?
Выставляет оценки.
| Отвечают на вопросы учителя.
Д. Музыка оперы-сказки Н.А.Римского-Корсакова. «Снегурочка».
Д. Один из главных героев оперы пастушок Лель. Рассматривают иллюстрации миниатюр.
Д. Ария. Д. Масленица.
| Познавательные:
развитие умения обобщить полученную информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания
Личностные: усвоение жизненного содержания полученной информации. Коммуникативные:
формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
|
V. Этап домашнего задания.
| У. Как вы думаете, какое окончание у сказки печальное или счастливое?
У. Это вы сможете узнать, если прочитаете сказку «Снегурочка» Н.А.Островского.
| Ответы детей.
Записывают задание в дневник.
|
|
VI. Этап рефлексии.
| У. Ребята, у меня на столе лежат голубые и белые снежинки. Если занятие вам понравилось, возьмите себе на память голубую снежинку, если нет - белую.
| Выбирают снежинку, оценивают занятие.
Дети выходят из класса под весёлую русскую народную музыку.
| Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.
|