Материал. Уроков литературы в 10 классе. Подготовила Пронина Н. Д., учитель русского языка и литературы мкоу Среднесибирская сош История создания
Скачать 4.33 Mb.
|
Л.Н.Толстой. «ВОЙНА И МИР». Цикл уроков литературы в 10 классе. Подготовила: Пронина Н.Д., учитель русского языка и литературы МКОУ «Среднесибирская сош» История созданияРоман создавался шесть лет (1863-1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций:
Основной художественный приём - антитезаАнтитеза – противопоставление. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812); два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые). «Мысль народная»Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощён толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм. «Мысль семейная»Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убеждён, что только в семье человек получает всё то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье. Авторская позицияТолстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир. Название произведенияотражает глубокий философский смысл; оно многозначно. Мир (мiръ)
Название произведенияВойна
Жанр произведенияЛ.Н.Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея. Роман-эпопея
проблематика
проблематика
Персонажи романаВ романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приёмы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г.Чернышевский назвал этот приём «диалектикой души»). Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убеждён, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся. Персонажи романаЛюбимые герои Толстого Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самосовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя обычно не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя. Персонажи романаНелюбимые герои Толстого Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен Курагиной. Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 г.: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за одним исчезают из текста (они не интересны Толстому). Повторяющиеся деталиМертвенная застывшая красота нелюбимых героев (Элен, Анатоль, князь Василий, Жюли) и некрасивые внешне любимые герои (Наташа, княжна Марья, капитан Тушин).Способность к самосовершенствованиюПроцесс поиска истинного, непреходящего в жизни ярко показан на примере Пьера и Андрея. Они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей: Пьер разочаровывается в масонстве, Андрей – в государственной службе.Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят Андрея к пониманию истины необходимости любви к ближнему.Встреча Пьера с Платоном Каратаевым делает его ближе к народу, в общении с ним он набирается мудрости и обретает спокойствие.«Диалектика души»Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний человека.Николай Ростов проигрывает огромную сумму денег Долохову, возвращается домой в полном душевном смятении, но, услышав пение Наташи, понимает, что в жизни важно, а что – преходяще.Для Андрея такими моментами стало небо Аустерлица и болезнь маленького сына.Отношение к семье, любви, природеНелюбимые герои Толстого не умеют любить, а семья для них – лишь животное родство. Брак для них – только выгодная сделка (семья Курагиных, бездетная Шерер, Наполеон с портретом сына).У любимых героев отношения в семье построены на любви и самоотдаче (семьи Ростовых и Болконских).Нелюбимые герои оторваны от природы – у любимых с нею тесная связь (вспомним небо и дуб князя Андрея, Наташу в Отрадном, сцену охоты, небо для Пьера в плену).Изображение сновПьер в снах видит свои слабости, в них к нему приходят решения проблем.Сон князя Андрея раскрывает его неразрешимые противоречия.Сон Пети Ростова – светлый и гармоничный.Сон Николая Болконского – рациональный и проблематичный.Высший свет – это…Бездуховность, неестественность, лицемериеПо Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.В петербургских салонах высшего света, где собираются сливки общества (вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины), всё неестественно (Анна Павловна держится с искусственным энтузиазмом, князь Василий говорит лениво, как актёр слова старой пьесы). В поведении и взаимоотношениях людей нет ни простоты, ни добра, ни правды – кругом маски, а под ними духовное убожество и безнравственность. Вот почему естественность и открытость Пьера так напугали Шерер.Высший свет – это…Вражда и борьба «за блага бренные»
Высший свет – это…Ложный патриотизм
«Мысль народная»В комментариях автораТолстой писал, что главная мысль романа – «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа писатель говорит о том, что до сих пор история писалась как история отдельных личностей (как правило, тиранов-монархов) и никто не задумывался над тем, ЧТО является движущей силой истории. По мнению Толстого – это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом.Войну 1812 г. он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа.Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.«Мысль народная»В действиях героев романаГерои романа, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом:
«Мысль народная»В массовых сценах
«Дубина народной поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». Война 1805 – 1807 гг.В 1805-1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы.Рассказывая о событиях 1805 г., Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии. Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.Шенграбенское сражениеВ этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова.Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия, по сути, добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы.Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне.Шенграбен – преддверие народной войны 1812 г.Шенграбенское сражениеКапитан ТушинПортрет капитана совсем не героический.«Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой» показан глазами князя Андрея, который видит во всём его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное» а также его большие, умные и добрые глаза.Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нём много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.Шенграбенское сражениеЗабытая батареяБатарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона).Во время сражения про батарею забыли (прикрытие по чьему-то приказанию ушло), но артиллеристы продолжали стрелять. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищённые пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что здесь-то сосредоточены главные силы русских.Батарея Тушина, успевшая зажечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, дав русским время отступить.Шенграбенское сражениеФольклорные мотивыВ изображении бояВ бою подчёркнуто весёлое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «… выбегал вперёд и из-под маленькой ручки смотрел на французов». Подчёркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.В сознании капитанаТолстой рисует особый мир в сознании Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Видишь, пыхнул опять теперь мячик, жди». Вероятно, он представляет себя таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные ядра.Аустерлицкое сражениеВ этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, так как у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение, по сути, было проиграно ещё до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 г., которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свой положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.Война 1812 г.Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу, они антиподы (использование антитезы).Образы даны в субъективном восприятии.Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона.наполеон
кутузов
«мысль семейная»Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приёмов Толстого.«Мысль семейная» – важнейшая тема в романе.Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд, иногда стихийно возникшая общность - как, например, пленные в одном бараке). И среди всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи.Семья для него – основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей.«мысль семейная»В изображении конкретных семейСемья РостовыхРостовы живут «жизнью сердца», легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Их главные черты – искренность, естественность, простота, откровенность, бескорыстие. Рассказывая об этой семье, Толстой описал идеал.Семья БолконскихОтличительные черты – аристократизм, интеллигентность, подлинная забота о государственных интересах, широта политической мысли, строгая требовательность в отношении к себе и людям, гордость. В семье царит разум, а не чувства. Такие качества, как долг, честь, благородство, патриотизм, передаются в семье из поколения в поколение.Семья КурагиныхВ этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди, родные по крови. Отсутствие духовного родства делает семью формальным объединением, не способным воспитать нравственное отношение к жизни. Члены этой семьи оказываются способными лишь к разрушению.Семья ростовых
Семья болконских
Семья курагиных
Наташа ростоваЭволюция героини показана на 15-летнем отрезке её жизни.Она появляется на страницах романа 13-летней – полуребёнок, полудевушка. Черноглазая, некрасивая – гадкий утёнок, готовый превратиться в прекрасного лебедя. Главные её черты – непосредственность, сердечность («ум сердца»). Она порывиста и романтична, основа её существования – любовь. Секрет её обаяния не только в удивительной искренности, открытости сердца. Ей от рождения дано то, что так долго ищут в себе Пьер и Андрей – естественность души. Она не только умеет делать счастливыми других, но и умеет быть счастливой сама.Ей единственной в романе дано ощутить то состояние души, когда человек не верит в возможность зла, потому что сам готов делать только добро.Наташа ростоваТолстой наделяет свою любимую героиню необычайной нравственной силой и красотой. Её духовная красота проявляется
В эпилоге Наташа – жена Пьера и мать четверых детей. Толстой намеренно «принижает» её духовную красоту, делая её образ более «земным». Но сущность героини прежняя: смысл её жизни – любовь.В этом образе выражен идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся Толстой.Любовь в жизни наташи ростовой
Андрей болконскийВнешне привлекательный молодой аристократ, представитель передового мыслящего дворянства. Получил хорошее образование и воспитание. Умён, горд и честолюбив. Рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами). Впервые на страницах романа мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы. Перед нами светский человек. Он безупречен во всём. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный стариковский шаг. Безупречен его французский (даже имя Кутузова он произносит с ударением на последнем слоге, как француз). Но в глазах князя вселенская скука, а на лице недовольство. Он с презрением относится к светскому обществу – его не удовлетворяет эта праздная и пустая жизнь. Со стороны он выглядит сухим и высокомерным, вечно недовольным собой и другими.Но в общении с Пьером появляются и душевное тепло, и внимательность, и участие – он преображается, его улыбка неожиданно становится доброй и приятной.Богатая, одарённая ищущая натура. Князь – человек действия. Став адъютантом Кутузова, быстро завоевал его доверие. Отец Андрея – сподвижник Суворова. Он научил сына ценить в людях патриотизм, достоинство и честь. Перед нами сформировавшийся полностью человек. Таким проводит Толстой князя Андрея через главные события истории, через любовь и смерть, через жестокие испытания. Все его испытания – «моменты истины». Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его жизни.Этапы в развитии личности андрея болконского
Пьер безуховПобочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние. Уважение к нему в свете основано на его имущественном положении. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его из гостей салона Шерер. Его душевные свойства раскрываются в первом же описании: когда он улыбается, у него «исчезает серьёзное и даже несколько угловатое лицо и является другое – детское, доброе». По молодости и под влиянием окружения совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Василию Курагину обобрать себя и женить на Элен. Перед нами человек, так же как и Андрей Болконский, ищущий дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь. Он не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями. Ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера, в нём сочетаются ум с наивностью и простодушием, переплетается хорошее и дурное (образ во многом автобиографичен). Он человек своей эпохи, живущий её интересами и духовным настроением. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать свои силы, он поначалу ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый и добрый, часто оказывается беззащитным пред умелой игрой окружающих. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них. Как и Андрей, своё нравственное развитие начинает с заблуждения – обожествления наполеона. В романе показано несколько этапов в развитии личности Пьера. Основные события в его жизни: вступление в масонство, война 1812 г. (Бородинское сражение, плен, расстрел поджигателей), встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе Ростовой, увлечение идеями декабристов.Этапы в развитии личности пьера безухова
источники
|