Система уроков Лермонтова. Уроков по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Скачать 82.95 Kb.
|
Система уроков по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Урок 1. Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе. Урок 2. Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина. Урок 3. Журнал Печорина как средство самораскрытия характера главного героя. Урок 4. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Урок 5. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Наметив общий план изучения романа, рассмотрим на примерах конкретных уроков особенности изучения психологического романа. Данная система уроков выстроена на основании учебной программы под редакцией В. Я. Коровиной. Урок 1. Тема урока: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе. Цель урока: - пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова. Задачи:
Тип урока – урок усвоение новых знаний. Вступительное слово учителя. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань». Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени». 1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя. Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности. Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал». Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера. В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
Особенности композиции романа Вопросы: 1. Что такое сюжет художественного произведения? 2. Какие элементы сюжета вам известны? 3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений? 4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.) 5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе. Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем. Хронологически повести должны быть расположены следующим образом: 1. «Тамань». 2. «Княжна Мэри». 3. «Бэла». 4. «Фаталист». 5. «Максим Максимыч». Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом: 1. «Бэла». 2. «Максим Максимыч». 3. «Тамань». 4. «Княжна Мэри». 5. «Фаталист». Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим. Вопросы: 1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов? 2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения? 3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях? Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его». Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности: - максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; - проследит историю его внутренней жизни; - образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия. IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина». Вопросы: 1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина? 2) Как сам автор говорит о своем герое в предисловии? Чтение предисловия. («…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…») Домашнее задание 1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.) 2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части. Урок 2. Тема урока: Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина. Цель урока: знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения. Задачи урока:
Ход урока
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно». Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту, потому что именно сам автор может дать самый точный ответ на эти вопросы. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план первой главы. Теперь отберем только те эпизоды, которые являются наиболее важными для понимания характера Григория Печорина.
Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.
1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика? 2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина? 3. Каково отношение Печорина к Бэле? 4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч? 5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине? 6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя. 7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя? 2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).
2.Как Бэла погибла? 3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует? 4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя. 5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя? 5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.
6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…» 1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их. 2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования? 3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде? 5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя? (В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».) 7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.
(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.) 8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»
В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя. Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.
Давайте попробуем выразитьсвое видение героя в синквейне. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Урок 3.Тема урока: Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя. Цель урока: определить значимость «Журнала Печорина» для раскрытия внутреннего мира главного героя. Задачи:
Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма Ход урока I. Организационный момент Слово учителя: В первых главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан очень противоречивой личностью, человеком, который не умеет сострадать, он привык исполнять только свои желания. Те черты характера, которые мы открыли для себя у Печорина в первых повестях, душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью, делают этот образ малопривлекательным. Однако такая отрицательная оценка этого образа была бы совсем неглубокой и несколько однозначной, если при пристальном внимании не заметить в его образе штрихи грусти, ноты какой-то безысходности. Для того чтобы более полно разобраться в образе Печорина, нужно прежде всего понять его душу, весь его внутренний мир, многие мотивы его поведения и поступков. Разгадать именно эту загадку поможет «Журнал Печорина». II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала
Прежде чем мы перейдем к анализу следующих повестей произведения давайте еще раз вспомним особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова. - Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке. - Случайно ли отказался М.Ю. Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации? Объясняя такую особенность авторского повествования, известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя». - Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя? (в романе представлены три повествователя: Максим Максимыч в главе «Бэла», странствующий офицер в главе «Максим Максимыч» и сам Печорин.) - Каким предстает Печорин в оценке Максима Максимыча? Приведите примеры из текста. - Каким мы видим главного героя в оценке второго рассказчика - странствующего офицера? Приведите примеры из текста. Таким мы видим главного героя глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. - Понятен ли до конца нам герой после того, как мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера? III. Работа с текстом
Первые две повести, как отмечает сам повествователь, – это путевые записки, не случайно он по этому поводу пишет: «Я пишу не повесть, а путевые записки». Поэтому главный герой предстает перед читателем со стороны: его представляют нам Максим Максимыч и странствующий офицер. Но следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», как названы эти главы в романе. Именно они дают возможность объяснить многие загадки в характере Печорина.
Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был совершенно уверен в том, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому он столь открыт в их описаниях. - Из каких частей состоит «Журнал Печорина»? («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист») 3. Составление характеристики Печорина Анализируя повести, составляющие «Журнал Печорина», необходимо рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героя.
- Каково содержание этой повести? (краткий пересказ сюжета) - Каким предстает перед читателем Григорий Печорин в этой части? - На что обращает внимание автор, характеризуя своего героя? - Почему активность героя приносит окружающим его людям несчастье? С каким чувством лермонтовский герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» - Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»? (учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Тамань», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)
- Многие литературные критики считают, что именно в этой повестинаиболее полно раскрывается духовный мир Печорина. Каково ваше мнение по этому поводу? - Какое общество на этот раз окружает главного героя? Чем оно отличается от горцев и контрабандистов? - В чем причина того конфликта, который произошел между светским обществом, представленным в повести, и Печориным? - Для чего Печорину было необходимо добиться любви княжны Мери, если он никогда не собирался на ней жениться? - Как это характеризует Печорина? - Можно ли утверждать, что Печорин все-таки способен на любовь? Докажите свою точку зрения, подтверждая текстом. Особенно ярко это качество проявляется в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. (чтение отрывка) - Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина его отношения с Вернером и Грушницким? - Какую особенность характера Печорина мы можем выделить в этой повести? (учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Княжна Мери», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)
- Что такое фатализм и кто такой фаталист? - словарная работа Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова. Печорина также волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? - Какие события, связанные с Печориным, происходят в этой повести? - Каково отношение к предопределенности в судьбе у Печорина? - Каким предстает главный герой в этой повести? - Какие черты характера особенно ярко подчеркивает Лермонтов в своем герое? - Какие поступки героя подтверждают ваши предположения? (учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Фаталист», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений) IV. Обобщающая беседа
- Проанализируйте свои наблюдения, сопоставьте с результатами, записанными в таблице, и сделайте вывод: каким предстает перед нами Григорий Печорин в «Журнале»? 2. Анализ художественного текста - выразительное чтение отрывка («… зачем я жил? Для какой цели я родился? …») - Обратите внимание на то, когда и почему герой произносит эти слова, какую особенность характера героя они подчеркивают? - Почему Печорин не может найти смысла в жизни? (Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом и заключается его личная трагедия.) V. Домашнее задание 1. Составить сообщение по темам: - Максим Максимыч и Печорин - Печорин и Грушницкий - Печорин и Вернер - Вулич и Печорин Урок 4. Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе мужских образов произведения. Задачи урока:
Ход урока …Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них себе в этом не признается. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» I. Вступительное слово учителя Сохранилось около пятнадцати прижизненных изображений М.Ю. Лермонтова, но ни одно из них в отдельности не дает возможность полностью представить личность поэта. «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта», - комментировал такое понимание личности Лермонтова исследователь его творчества И. Андроников. Посмотрите внимательно на два портрета М.Ю. Лермонтова. Авторами этих работ являются художники К. Горбунов и П. Заболотский. Всмотритесь внимательно в каждый портрет. Говорят, что «глаза – это зеркало души человека». 1. Беседа с учащимися - О чем говорят глаза Лермонтова? - А как вы думаете, могут ли у такого человека быть друзья? Легко ли с ним общаться? С таким человеком общаться не всегда легко. Не поэтому ли сам Лермонтов устами своего героя Печорина говорит: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого …». Именно о том, имела ли место дружба в жизни Печорина, мы и поговорим сегодня на уроке.
(перечитайте внимательно сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из главы «Максим Максимыч». )
Мужские образы романа, которые появляются в ходе повествования рядом с Печориным, – это его двойники и антиподы. Но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу, что всегда было свойственно Печорину. Проанализировав отношения, которые складываются у главного героя с мужскими образами романа, возникает вопрос: «Почему ни с кем из них у Печорина не сложились дружеские отношения?» Откуда мог сложиться у Печорина жизненный принцип «В дружбе один раб другого».
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…». - Что пытается объяснить Печорин своими словами? - В какой момент он произносит эти слова? - Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?
1-я группа. Печорин и Бэла 2-я группа. Печорин и девушка-ундина 3-я группа. Печорин и Мери 4-я группа. Печорин и Вера Урок 5. Тема урока: Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов произведения. Задачи урока:
Я ни разу не делался рабом любимой женщины. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» - В чем заключается уникальность этого произведения? (это первый психологический роман в русской литературе) - Что является основным объектом изучения в психологическом романе? Психологический роман – это разновидность романа, в котором главная цель – изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении объектом изучения является Печорин, потому что именно он представляет собой, как сказал сам автор, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
Печорин – это сложный психологический образ. Автор раскрывает этот образ по-разному: одним из приемов раскрытия образа является анализ отношений героя к окружающим людям. На прошлом уроке мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким и пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Возможно не случайно в своем Дневнике он пишет: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Лермонтов также проводит своего героя через испытание любовью, так как, по мнению самого писателя, это высшая человеческая ценность. - Что помогают понять в Печорине женские образы? Именно этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке. «Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу», – так охарактеризовал эту особенность лермонтовского романа знаменитый литературный критик того времени В.Г. Белинский. Действительно в этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это, прежде всего, Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это также и княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя. Это и дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань». И каждый из этих женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.
Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера … - Почему столь трагично складываются отношения Печорина с людьми, которых он любил, с которыми был близок? Докажите свое мнение текстом произведения. - Как сам герой пытается объяснить такое положение?
Итак, все женские образы в романе играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия. V1. Итог урока 1. Слова учителя Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать. Кроме этого мы видим, что жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания». VI1. Домашнее задание
|