5. Римское семейное право. Условия вступления в брак (посмотреть в учебнике)
Скачать 485.96 Kb.
|
Римское семейное право Брак (matrimonium) в Риме понимался совершенно не так, как сейчас. Если два человека ведут общее хозяйство и демонстрируют намерение жить в браке, то они считаются в браке. Законный брак (matrimonuim iustum) доступен только римским гражданам (возможно также, если супруг является римским гражданином, а жена является ius connubii). Три основных юридических последствий брака: дети, зачатые в этом браке, становятся римскими гражданами, попадают под patria potestas своего отца (домовладыки) и после его смерти входят в число наследников. Соответственно, когда лица вступают в брак, с имуществом ничего не происходит. Римляне признают и неримский брак, но при таком браке этих последствий не наступает. От брака следует отличать установление manus (власть мужа над женой). Если брак заключается с простым… то manus заключается с совершением формальных сделок (confaerratio, coemptio) или приобретается по давности (usus): если жена находится в течение года в доме мужа, но не происходит, если женщина воспользуется правом «трех ночей». В самой глубокой древности manus и брак совершались единым актом (confaeriatio). Но в ходе развития римского общества пути этих институтов стали расходиться. Они совершались по-разному, имели разные последствия, причем мог быть как manus без брака, так и брак без manus (считается, что римляне не делили браки на cum manu и sine manu, это было придумано романистами в последующем; брак всегда один, но иногда он сопровождается manus, иногда - нет). Последствия manus разнообразны, это полная власть над подвластной супругой, вплоть до смертной казни. Такая абсолютная власть мужа постепенно ограничивалась и обычаем, и сакральным правом и в классический период римского права предстает в очень узком объеме. Условия вступления в брак (посмотреть в учебнике) Препятствия для вступление в брак (посмотреть в учебнике) Прекращение брака (посмотреть в учебнике) Если муж и жена оба являются персонами soiniuris, имеют свое имущество и вступают в брак, то это никак не сказывается на их имуществе (между ними существует режим совместной собственности: жена сохраняет свое имущество, муж - свое). На практике жена часто передавала свое имущество в управление мужу (договор поручения). Если жена была подвластной на момент вступления в брак и поступит под власть мужа, то для нее ничего не изменится: она не обладала никаким имуществом и дальше также не будет обладать имуществом. Если жена была персоной soiniuris и поступает под власть мужа, то все ее имущество полностью переходит мужу (или ее домовладыке), при этом все долги жены прекращаются. Такое положение было несправедливо по отношению к кредиторам жены, на защиту кредиторов вступает претор, предоставляя им иск с фикцией (бывшие кредиторы жены могут с нее требовать, она отвечает так, как если бы не претерпела умаления правоспособности). Существует правило запрета дарения между супругами: а) если жена находится под властью мужа, поскольку она не может обладать своим имуществом; б) запрет на необоснованную передачу имущества из семьи жены в семью мужа; в) муж и жена должны жить общей жизнью, вести общее хозяйство, пользоваться принадлежащим им имуществом, независимо от того, кому оно принадлежит, следует избегать дополнительных барьеров в виде дарения (объяснение Плутарха); г) запрет дарения препятствует разорению супругов из любви друг к другу; Приданое (dos) Издревле утвердился обычай, что бывший домовладыка невесты или еще кто-либо из ее родственников передают мужу при совершении брака определенное имущество в качестве приданого. Имущество поступает в собственность мужа, и на первых порах он волен им распоряжаться по своему усмотрению. У римского приданого несколько основных функций: а) таким образом семья невесты помогает мужу нести бремя содержания жены (на протяжении многих веков муж был неограниченным собственником приданого, пока по Юстиниану его права не ограничивались с учетом основной цели установления приданого до такого объема, что он уже является не столько собственником, сколько узуфруктарием); б) стабилизация брака, предотвращение разводов (в Риме заключение брака и развод были довольно свободными, особенно для мужа; муж мог в любой момент расторгнуть брак, но тогда ему пришлось бы вернуть приданое, и, по-видимому, это было серьезным аргументом против развода;); Приданое обычно устанавливается домовладыкой или другими родственниками невесты, а также может устанавливаться лицом, не являющимся родственником невесты. В ранний период юридической обязанности предоставить приданое не было, это скорее нравственная обязанность. В юстиниановском же праве это становится юридической обязанностью. В качестве приданого могло передаваться любое имущество: вещи, ограниченные права на вещи, права требования (в качестве приданого можно освободить жениха от долга). Различают три формы установления приданого: а) dotis datio (передача приданого) - сделка по переносу собственности с целью установления приданого (mancipatio, in iure cessio, traditio); б) dotis promissio (обещание приданого) - stipulatio (обещание дать в приданое сто или торговую лавку); в) dotis dictio (обещание приданого) - это уже не стипуляция, а особый вербальный контракт, используется другая словесная формула (обещание работ); После прекращения брака жена предъявляет иск мужу или наследникам мужа о возврате приданого. По этому иску муж будет отвечать перед женой, насколько он эффективно управлял имуществом, входящим в приданое. Муж может сделать из приданого некоторое удержание - вернуть жене не все, а что-то удержать (например, есть право удержание, связанное с детьми, поскольку дети остаются под властью мужа, ему необходимо содержать их, а также если причиной развода послужило аморальное поведение жены или если мужу пришлось понести расходы на входящее в состав приданого имущество). Если брак не расторгается при жизни жены, то после ее смерти, по общему правилу, приданое остается мужу. Дарение на случай брака (обратное приданое) - посмотреть в учебнике |