Главная страница

ПРАКТИС. Документ Microsoft Word. Успехи науки и техники в 6070 годы в ссср


Скачать 22.39 Kb.
НазваниеУспехи науки и техники в 6070 годы в ссср
АнкорПРАКТИС
Дата14.12.2022
Размер22.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#844527

Успехи науки и техники в 60-70 годы в СССР

К концу семилетки в Советском Союзе в 4650 научно-исследовательских учреждениях и на кафедрах вузов трудилось более 660 тыс. научных работников, или четвертая часть всех научных работников мира.

В Сибири вырос новый научный центр—Сибирское отделение Академии наук СССР. В этом городе науки, расположенном под Новосибирском, в 1962 г. действовало 20 научно-исследовательских институтов, в которых исследовательскую работу вели 45 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 85 докторов, около 800 кандидатов наук и 2300 научных сотрудников.

Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса. 12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту, совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена. Первым человеком, проникшим в космос, был гражданин Советского Союза, первый в истории летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

“Лишь в условиях социалистического строя,—говорилось в обращении ЦК КПСС и Совета Министров СССР к Всесоюзному совещанию научных работников,—научная мысль получила безграничный простор для своего развития. Наука превратилась в орудие революционного преобразования общества, в орудие господства раскрепощенного человека над силами природы. Социализм поставил науку на службу самым высоким гуманистическим идеалам человечества, создал все условия для ее роста и процветания”.

В соответствии с оценкой роли науки в строительстве, коммунистического общества, данной в Программе КПСС, ЦК партии и правительство в ряде постановлений определили основные направления развития и организации научных исследований.

В этих постановлениях определена роль Академии наук СССР как главного координационного центра по организации теоретических исследований в области естественных и общественных наук, определены перспективы координации усилий академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, обращено внимание на укрепление связи науки с производством, на повышение роли вузов в научных исследованиях и т. п. Эти постановления, продиктованные неотложными потребностями практики, сыграли важную роль в дальнейшем развитии советской науки.

После XXII съезда партии еще более окрепли связи науки с производством. В этом деле огромную роль сыграли общественные научные организации.

В Ленинграде на предприятиях фирмы “Электросила” было осуществлено единое руководство производством и научной работой, когда директор завода стал одновременно руководителем научно-исследовательского института, который явился составной частью предприятия.

Значительный вклад в технический прогресс внесли многие научно-исследовательские институты и технические вузы страны. Больших успехов добился Московский экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков. Сотрудники института разработали ряд специальных автоматических станков, за что были удостоены Ленинской премии, создали фрезерные и токарные станки с программным управлением, отмеченные высшей наградой—Гран-при—на Брюссельской выставке.

В лаборатории электрификации и автоматизации промышленности при Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина) была разработана комплексная система автоматического управления газотурбинными установками для магистральных газопроводов, создана система дистанционного управления подъемными кранами по проводам и радиоканалам. Совместно с коллективом Ижорского завода научные работники института в течение 1959—1964гг. разработали и внедрили в производство автоматическую и ультразвуковую установку для выявления внутренних дефектов листового проката. Опыт и эксплуатация показали надежность и высокую эффективность приборов контроля, благодаря которому только Ижорский завод получает экономию около одного миллиона рублей в год.

Коллектив оптико-механического производственного объединения в содружестве с Государственным оптическим институтом имени С. И. Вавилова и учеными-астрономами создали крупнейший в Европе телескоп для Крымской обсерватории.

Коллектив Металлического завода имени XXII съезда КПСС сооружал гидравлическую турбину мощностью 508 тыс. кВт для Красноярской ГЭС. Во время сварки рабочего колеса турбины диаметром 8, 5 м, весом 250 т возникли технические трудности, которые были преодолены с помощью специалистов по сварочной технике Института имени Патона и ряда других институтов.

В области сельскохозяйственной науки советские ученые также добились больших успехов. Они создали такие новые сорта пшеницы, как Безостая-1, Мироновская-808, Безенчукская-105, Саратовская-29, являющиеся лучшими в мире. Эти сорта получили широкое распространение во многих районах страны.

Важнейшим этапом в укреплении связей сельскохозяйственной науки с производством явилось постановление мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 г. Пленум подчеркнул решающую роль деятелей науки, специалистов в подъеме сельского хозяйства, распространении экономических и научных знаний в массах;
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30–40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).

Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки».

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»).

Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность.

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время – вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили).

В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования – инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.


написать администратору сайта