реферат Устарел ли домострой. Устарел ли домострой. Устарел ли домострой Домострой
Скачать 28.34 Kb.
|
Устарел ли домострой? «Домострой» – энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования, книга, окончательно сложившаяся в эпоху Ивана Грозного. Не одно поколение русских людей в своей повседневной жизни руководствовалось правилами, изложенными в этом труде священником Сильвестром, составившим данный свод, опираясь на веками сложившиеся народные традиции и обычаи. Можно, конечно, заявить, что правила «Домостроя» устарели, что их никто сейчас не придерживается, но это совсем не так. Возможно законы «Домостроя» царят только в среде верующих и староверов, до сих пор живущих своими общинами, стараясь поменьше соприкасаться с миром «антихриста», где допускаются вещи, не совместимые с моральными принципами, которые легли в основу многих правил «Домостроя». "Домострой" написан разговорным языком, образным и выразительным. Основные положения книги "Домострой", в котором изложены нравственные нормы и правила многих поколений российской патриархальной семьи, и в первую очередь в таких главах, как: 1. Как детей своих воспитать в поучении. 2. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём. 3. Как всякому человеку рукодельничать. 4. Похвала жёнам 5. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить. 6. О неправедной жизни, о праведном житии. 7. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость. 8. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить. 9. Как дом свой лучше устроить, как порядок в избе навести хорошо и чисто. и др Изначально "Домострой" — это книга, литературный памятник XVI века, который представлял собой свод правил, регламентирующих все сферы жизни человека. Правила старались соблюдать представители всех сословий, особенно зажиточных. Но это было делом добровольным, а никак не обязательным. Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, - государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо - бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье. Со временем слово "домострой" стало использоваться для обозначения жизненного уклада тех времен. А еще позже это слово приобрело негативный оттенок. Женщины, считающие себя прогрессивными, домостроем называют любую ситуацию, в которой есть хоть намек на ущемление их прав, а мужчины, презирающие подкаблучников, с тоской вспоминают давно ушедшие времена, когда, казалось, жены всецело были во власти мужей. Оценивая перспективы развития российской семьи, исследователи дают различные, порою противоположные оценки ее традиционной и современным формам. Одни авторы призывают полностью восстановить традиционный семейный уклад, «столетия доказывавший свою эффективность в обеспечении конструктивной стабильности общества в изменяющихся культурно-исторических условиях» [2]. Процесс трансформации семьи они связывают с разрушением ее традиционной формы, причину этого усматривают в искоренении религии в советском обществе В условиях современного российского общества наблюдается процесс трансформации семьи как социального института, указывающий на изменение значения семьи для жизни личности. Данный процесс выражается в быстром росте доли детей, рожденных вне брака, разделении практики родительства и супружества, проявляющемся в широком распространении неполных, прежде всего материнских, семей, в увеличении числа супружеских пар, отказывающихся иметь хотя бы одного ребенка. В то же время указанный процесс обнаруживает существование новых многообразных форм брака и семьи, известных ранее лишь по своему описанию в западной литературе. Это гостевой брак, брак выходного дня, открытый брак, предполагающий свободу сексуальных отношений, семья с наемными воспитателями. К новым формам брака относится также гражданский брак, ставший нормой для россиян всех возрастов. Претерпевают изменения и стили супружеских отношений. Супруги объединяют свои жизненные планы с помощью семьи или существуют автономно или параллельно. В жизни современной семьи все большее значение приобретают договорные отношения. Пылкие любовные чувства и страсти отходят на второй план. О значении семейного воспитания и о его, с точки зрения Православной церкви, деформации в современном обществе в Социальной концепции о браке и семье сказано следующее: «Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями» [5]. Книга домостроя делится на несколько частей. Начинается все с того, как правильно верить, затем в книге описывается, как нужно служить царю, как вести себя в гостях и за столом, как обращаться с женой и детьми и вести домашнее хозяйство. Например, запрещается ковырять в носу, когда находишься за столом, оглядываться по сторонам, нельзя начинать есть без приглашения хозяев, а уходя не нужно забирать самое вкусное со стола, если только вас не угостят. Духовно-нравственный идеал отца, ответственного за судьбу своей семьи, - это тот положительный образ, который мог бы быть использован для конструирования социальной роли мужчины-семьянина. Высокое социальное значение материнства и отцовства, признаваемое православием, следовало бы сохранить на уровне новой идеологии. Чувство ответственности отца, матери за воспитание своих детей должно было бы составить основу феномена родительства. В идеологию семьи следовало бы также включить правильное понимание половых отношений, включая практику воздержания.(1) Мужчине отводится роль главы семьи и добытчика. В своей семье они царь, и бог. Дети и слуги должны к нему именно так и относится, а учить их такому отношению должна женщина и подавать личный пример. Но кроме прав, у мужчины возникает еще больше обязанностей. Первая и главная заключается в том, что мужчина отвечает за все, что происходит дома, перед богом и царем. Его задача обеспечивать семье высокий уровень жизни и заботиться о том, что бы состояние росло. Другими словами, не получится лежать на диване, щелкая пультом, и отдавать распоряжения жене. Жене вменяется в обязанность сберегать заработанное мужем, а также распоряжаться слугами и воспитывать детей. Дома должно быть чисто и красиво. Особенно подчеркивается, что жена — государыня дома, то есть по статусу она равна своему же мужу. И пока тот работает на благо семьи, она решает все бытовые вопросы в доме. Если же муж замечает какой-то непорядок, он должен указать жене на это, чтобы она все максимально быстро исправила, в противном случае наказания ей не избежать. При этом уточняется, что нельзя бить жену в гневе или на людях, а после нужно обязательно попросить прощения и пожалеть. "Плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали". Из приведенного отрывка видно, что наказание чисто символическое, и вовсе не для того применяется, чтобы покалечить и выместить зло на жене. Это скорее наставление. Но, к сожалению, без перегибов на местах не обходилось. Мужчины, не сознавая ответственности и не понимая, что и зачем они делает, били женщин, как хотели. А кроме того женщинам запрещается пить алкоголь в гостях или дома, занимать что бы то ни было у соседей, зато можно давать в долг. Осуждается жадность и привычка прятать еду. В книге говорится о христианских добродетелях и ценностях. Воспитание детей Духовно-нравственный идеал отца, ответственного за судьбу своей семьи, - это тот положительный образ, который мог бы быть использован для конструирования социальной роли мужчины-семьянина. Высокое социальное значение материнства и отцовства, признаваемое православием, следовало бы сохранить на уровне новой идеологии. Чувство ответственности отца, матери за воспитание своих детей должно было бы составить основу феномена родительства. В идеологию семьи следовало бы также включить правильное понимание половых отношений, включая практику воздержания. Факты сегодняшней жизни показывают массовое неуважение молодежи к старшим поколениям, ее потребительское отношение к родителям. В область семейного воспитания необходимо было бы включить норму уважения родителей, рассматриваемую в контексте взаимоотношений поколений (уважения и помощи старшим, старикам). [1]. На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию. И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. [6, Глава 19]. Родители должны всем обеспечить своих детей, а дети должны заботиться о родителях в старости. Чтобы этого достичь, также рекомендовалось применять физическое наказание. Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует "а не то, разобравшись, и поколотить". Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. "Учить" жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания - вразумить, но не плюнуть в душу. Кстати в те времена, телесные наказания применялись даже к представителям высших сословий. Это было в порядке вещей, который, к счастью, остался в далеком прошлом. Хотя некоторые родители до сих пор считают возможным шлепнуть ребенка в воспитательных целях, забывая о том, что они должны быть примером для своих детей. Кстати, домострой предполагает, что в страхе Божием живут все без исключения. И страх в данном случае не испуг, а уважение и соблюдение христианских заповедей. Но не только духовную сферу регулируют правила домостроя. Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Это настоящее учебное пособие о том, как вести домашнее хозяйство рационально и экономно. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории. Здесь можно найти множество советов, начиная с того, как хранить одежду, и заканчивая рецептами вкусной и здоровой пище. Вообще Домострой рассчитан на "средний класс". Это среднее и мелкое дворянство - в документе есть упоминание о людях, владеющих деревнями. Это купечество - когда речь идет о собственном деле, о лавке. Это и состоятельные крестьяне, и городское сословие - когда упоминается о дворах, об уплате подворных податей. Каждому Домострой предлагает рациональный подход в нужной сфере. Насколько Домострой отражает реальность - это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. Домострой для своего времени-то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 30-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами. Домострой - такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно - Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью. Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на сей памятник "темного средневековья". Список литературы 1.В.Н. Лыкова Традиции православной семьи и примеры благочинного служения в Никольской церкви 2. Брагин А.В. Устарел ли «Домострой»? // Семья России. - 2006. Осень. - С. 27-29. 3. Дармодехин С.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 2007. - N 9/10 4. В. Пилипов. Так ли плох был Домострой? М.: "Панорама", 2002, ISBN 5-85220-137-5 5. Социальная концепция Русской Православной Церкви о браке и семье (Архиерейский Собор. М., 2000) // Вступающим в брак / Сост. Милов С.И. - М.: Благовест, 2012. - С. 243-263. 6. Труд протопопа Сильвестра «Домострой». 7.https://studwood.ru/641112/sotsiologiya/domostroy_sovremennost 8.https://woman.rambler.ru/psychology/40974637/?utm_content=woman_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink |