Устный журнал, посвященный 200-летию со дня рождения А.Островского. Устный журнал 10 кл. Устный журнал Цели познакомить учащихся с личностью и творчеством великого русского писателя
Скачать 30.42 Kb.
|
Устный журнал, посвященный 200-летию А. Н.Островского Форма проведения: устный журнал Цели: -познакомить учащихся с личностью и творчеством великого русского писателя; -дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; -помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; -продолжить совершенствование навыков исследовательской работы: -развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности; -выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы. Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, кадры из фильма «Жестокий романс». Музыка: из фильма «Жестокий романс». Ход мероприятия. Учитель: Всем добрый день. В апреле 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения известного русского писателя-драматурга Александра Николаевича Островского и 145 лет как написана его знаменитая пьеса «Бесприданница». Сегодняшний устный журнал мы посвящаем этим событиям. Начнем перелистывать страницы нашего устного журнала. СТРАНИЦА № 1 «БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА» Выступление библиотекаря Майры Калиевны: Александр Николаевич Островский- известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова. Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде. В судах Островский служил до 1851 года. Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами. К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Знакомство с выставкой СТРАНИЦА № 2«А.ОСТРОВСКИЙ И ТЕАТР» (отв. Валерия, Алина Асаубаева, Тезекбай Алишер, Ануарбеков Абылайхан) Александр Николаевич Островский говорил: «Жизнь моя принадлежит театру…» Для этого утверждения у писателя –драматурга были все основания. Своей вершины русский театр 19 века достиг благодаря творчеству А.Н.Островского. Русская сцена перестала нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что появился свой богатый, насыщенный репертуар. Александр Николаевич писал в начале 70-х годов: « Нет дня в году, чтобы в пяти-шести театрах не шла моя пьеса». Пьесы не утратили популярности и в наши дни. Актуальность проблем, яркость характеров героев делают произведения драматурга интересными, поучительными, порой комичными для современного зрителя. С этим утверждением, я думаю, вы согласитесь, посмотрев яркий, красочный, комичный . Видеоролик, в котором собраны лучшие фрагменты из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н.Островского («За чем пойдешь, то и найдешь»). Александр Николаевич Островский - новатор-драматург. С приходом в его театр на сцене появились другие пьесы. Какие? Посмотрим на их названия на афишах (слайды с афишами): «Не так живи, как хочется» «Не в свои сани не садись» «Бедность не порок» « Старый друг лучше новых двух». Так и хочется сказать: «Ты послушай пословицы - добрые, хитрые, умные….» Принято считать, что Александр Островский создал: 47 оригинальных пьес; 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами; 22 пьесы он перевел с итальянского, испанского, французского, латинского языков. Ему принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони; В пьесах Островского 728 персонажей, не считая персонажей «без речи» И все же самой совершенной из психологических пьес по праву считается "Бесприданница" (1878) СТРАНИЦА № 3 «ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ» (отв. Грызлова Алина, Карина) Как всегда, у Островского символический смысл имеют имена и фамилии героев и в пьесе «Бесприданница». Лариса Дмитриевна– в переводе с греческого - чайка. Она парит над всеми, не может жить в мире купли-продажи. Мокий Парменыч Кнуров - фамилия происходит от диалектного слова «кнур»-боров, хряк, кабан. Сергей Сергеич Паратов - этимологически связан с прилагательным «поратый» — бойкий, сильный, усердный. Василий Данилыч Вожеватов - от словосочетания «вожеватый народ», имеющий значение развязный, беспардонный . Харита Игнатьевна Огудалова - от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- так величали цыганок из хора, Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия от слова «огудать»- обмануть, обольстить, надуть. Юлий Капитоныч Карандышев- от слова «карандыш»- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями. Анализ композиции пьесы. - Давайте выделим ключевые композиционные моменты пьесы: (Просмотр фрагмента фильма «Жестокий романс»). Экспозиция - первые два явления пьесы, содержащие в себе информационный материал о семье Огудаловых. Завязка конфликта – приезжает Паратов и узнаёт о скорой свадьбе Ларисы. Он решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство. Развитие конфликта - встреча Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым,обед у Карандышева. Кульминация - Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от убогого будущего. Развязка действия - убийство Ларисы Карандышевым. СТРАНИЦА № 4 «ЭКРАНИЗАЦИЯ» ( отв. Шамиль, Аргынов Аблайхан) Ведущий1: Вот уже почти полтора столетия пьеса не сходит со сцен ведущих театров страны, а её кинематографические версии оставались и остаются любимыми фильмами для нескольких поколений. (Звучит романс "Любовь - обманная страна") Ведущий 2. Островский – один из самых ярких национальных русских писателей. Изучив до глубины наиболее консервативные слои русской жизни, он сумел рассмотреть в этой жизни добрые и злые остатки старины. Он полнее других русских писателей познакомил нас с психологией и миросозерцанием русского человека А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.» Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара РязАнова «Жестокий романс» 1982 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова. Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Сам Эльдар РязАнов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению» . СТРАНИЦА № 5 «МУЗЫКА» ( отв. Дамир,Айдамир) Интервью с музыкальным критиком, музыковедом. Корреспондент: Мы знаем, что произведения Островского находили отклик не только у читателей и зрителей, но и музыкантов и композиторов. Скажите, какие композиторы, музыканты обращались к произведениям драматурга? Музыковед: На основе произведений Островского создавались многие музыкальные произведения. Среди современных композиторов можно выделить Андрея ПетрОва, который написал музыку к фильму «Жестокий романс» по пьесе «Бесприданница, режиссером которого стал Никита Михалков (кстати, роль Паратова в фильме тоже исполнил он). Песни, написанные Андреем ПетрОвым на стихи Беллы АхмадУлиной, Эльдара РязАнова, Марины ЦветАевой, Редьярда КИплинга, давно приобрели отдельную от картины популярность. Современные певцы до сих пор обращаются к этому музыкальному материалу, но эталонным остается исполнение, знакомое слушателям по фильму. В фильме «Жестокий романс» поет Валентина Пономарёва, советская и российская певица, исполнительница романсов и джазовая вокалистка. Кроме того, одну из песен в фильме «Жестокий роман» спел Никита Михалков (Сергей Сергеич Паратов) сам исполнил романс «А цыган идет», известный также под названием «Мохнатый шмель». А в записи музыки принял участие также Ансамбль Цыганской песни Николая Васильева и Оркестр Госкино СССР. Сегодня один из романсов из этого фильма уже прозвучал и я предлагаю вашему вниманию еще один (Видео. Романс из к\фильма «Жестокий романс» - « Под лаской плюшевого пледа… ). Эпилог Учитель: Наши страницы журнала завершились. Сегодня мы вместе с вами пролистали страницы пьес А.Н.Островского и, несомненно, получили урок мудрости, доброты и душевной чистоты, прикоснулись к бессмертным твореньям великого драматурга. За свою почти сорокалетнюю жизнь в искусстве А. Н. Островский встречался со многими людьми. Среди них писатели - Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Герцен, Тургенев, Добролюбов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Писемский. Композиторы - Чайковский, Ипполитов-Иванов, Серов... Длинная вереница актеров от великого Щепкина и Прова Садовского до безвестного провинциального актера на вторые и третьи роли... Были и друзья среди них, были и идейные противники. И каждый оставил свой след в жизни великого драматурга, и сам Александр Николаевич в жизни каждого из них прошел заметным, а то и замечательным явлением. Он был человеком огромного ума, таланта и обаяния. Спасибо всем за участие в устном журнале! |