Литература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич
Скачать 119.88 Kb.
|
Русская литература 05.09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети 3 на выбор Дым и Новь 1 на выбор Гончаров 3 романа Герцен Кто виноват, Доктор Крупов, Сорока воровка в обзоре иметь представление Былое и думы иметь общее представление по лекции и три части, например, часть, посвященную семейной драме, сороковым годам и эмигрантскую какую-нибудь Решетников Подлиповцы Николай Успенский Очерки рассказы 3-4 по выбору Помеловский Н. Г. Очерки бурсы Дилогия Мещанское счастье и Молотов на выбор (лучше первую) Чернышевский Что делать Салтыков-Щедрин Губернские очерки парочка, История одного города, Господа Головлевы, сказки пять-шесть Лесков Леди Макбет Мценского уезда, Соборяне, Очарованный странник, Запечатленный ангел, Левша, Тупейный художник, Скоморох Памфалон, Заячий ремиз Достоевский после каторги Записки из подполья, Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы, представление о Подростке Толстой Детство, Отрочество, Юность на выбор одну повесть, Севастопольские рассказы один на выбор плюс общее представление, Казаки, Война и мир, Анна Каренина, Воскресение, Смерть Ивана Ильича, Крейцерова соната, Хаджи-Мурат Гаршин два-три рассказа, например Красный цветок, Художники, Трус Короленко две-три вещи на выбор Чудная, Сон Макара, Соколинец Чехов рассказы из ранних, десяток из поздних Поэзия. Некрасов, лирика. Желательно все, благо, что это всего три тома. Поэмы Саша, Тишина, Коробейники, Мороз красный нос, Дедушка, Русские женщины на выбор из декабристских поэм, Кому на Руси жить хорошо Фет, лирика. Показать, что читали. Тютчев то же самое. Драматургия Островский, желательно все его пьесы, тем более, что их всего 48. Свои люди сочтемся Доходное место, Гроза, Лес, Волки и овцы, Бесприданница, Таланты и поклонники, Без вины виноватые. Чехов. Чайка, Три сестры, Дядя Ваня, Вишневый сад - три на выбор. Учебник под редакцией Н.Н. Скатова. Русская литература 19 века вторая половина. Учебник - это провальный жанр)) Хронология от 52 по 94 гг Три части, условных этапа внутри этого периода. Пятидесятые-шестидесятые годы, семидесятые годы 66-68 по 81 год. Восьмидесятые годы. 81 по 94-96 год. Шестидесятые годы. 55 год смерть Николая Первого, начало правления Ал второго, Крымское поражение. 66 год - покушение Каракозова на Ал. 2, начало реакции. 68 - первые народнические кружки. 52 год - смерть Гоголя. И Жуковского. На Гоголя возлагали надежды, а Жук считался давним писателем. Гоголь нависал над литературой, присутствовал в ней. Закончилась эпоха с его смертью. Новая эпоха - выход отдельным изданием Записок охотника. Событие, определившее развитие литры на десятилетия. 66 год - нижняя граница - выходит Преступление и наказание. Начинается эпоха больших романов. Война и мир, Идиот, Бесы и тд. Закрытие журналов таких как Современник. 55 год - смена правления, Крымское поражение. Катастрофа - Крымская война, сдача Севастополя, Парижский мир - невероятно болезненный удар по национальному самолюбию. В смысле международной политики не принесло России практически ущерба. Сам факт поражения был унизителен. На конец была мощная идеологическая нагрузка. Как столкновение России с Западом, европейской коалиции. Поражение показало очень наглядно, кто загнивает на самом деле. Техническое превосходство было не на нашей стороне. Сама обстановка, в которой проходила война - факты коррупции, воровства, гнилое обмундирование, люди, которые на этом наживались. Такое положение, что нужно все менять, все прогнило. С 55 года начинается либерализация общественно-политической жизни и начинается подготовка реформ. Вторая половина пятидесятых годов все общество было захвачено этим - полемика и тд. Комитеты разные. Один из самых либеральных периодов в русской истории. Можно сравнить с 1905 годом, когда цензура практически исчезла. Великие реформы начинаются в 61 году - крестьянская, судебная, земская, военная. Оказали огромное влияние на культуру, литературу и тд. Очень большой переворот в умах. Судебная, например. У многих писателей вызвала резкий отпор. Суд присяжных. Реформы показались радикальной части общества недостаточными. Политическая борьба против правительства. Легальные протесты, студенческие выступления и подпольные организации. Настоящая первая организация Земля и воля, которую возглавлял Чернышевский, принимал участие Огарев. Крайне законспирированная. Кружки, прокламации поджигательного характера. Усилило напряжение Польское восстание 63 года. Северо-западные губернии. Очень успешное восстание, но было жестоко подавлено. Антипольская истерия, во многом раскололо общество. В ответ аресты, правительственная реакция. Кульминация - покушение на царя, выстрел Каракозова. Неслыханное явление в России. Раньше это было дело семейное, оставалось в узком кругу, а тут человек с улицы взял и выстрелил в царя. Важный барьер был перейден, общество было ошеломлено. Отношение к власти, к царю, к его статусу - что-то важное изменилось. Горячий отклик по всей стране - молебны, обеды и тд. Усиление террора, закрытие самых одиозных либеральных журналов. Бурное время в историческом смысле. Что представляло в культурном смысле? Узловая эпоха, важнейшие принципы, основы до 1917 года. Впервые в России появилась политика, в которой общество приняло участие. Интерес к политической деятельности. Началось все с Крымской войны. Огромный энтузиазм: шли добровольцами, ловили новости, переживали, огромный интерес и сочувствие к тому, что происходит. Не из имперских соображений. Подготовка реформ тоже вызвала огромный общественный интерес. Очень трогательно и необычно для России. Потом эта политика исчезает. Балканские войны - небольшой всплеск. Время вопросов. Все потеряло незыблемый характер и начало обсуждаться. Появляется новая культурная фигура. Публицист, который готов дать ответ на эти вопросы. Например, Чернышевский, который писал на все темы. Сейчас нас не удивляет масса людей, готовых обо всем судить, но тогда это было в новинку. Появление разночинцев - нового сословия. Новая культурная и общественная сила, напряженная борьба с прежней культурной силой - дворянством и тд. Разночинец пришел, - сказал Михайловский. Большое событие. Российская культура становится преимущественно разночинской. В России с какого-то момента исчезают великие полководцы и великие государственные деятели. Пробел. Куда они делись? Почему их нет? Конечно, они были. Князь Барятинский? Закончил Кавказскую войну. Великие реформы - великий князь Константин Николаевич, Ланской, граф Валуев, Николай Милютин. Военная реформа - Владимир Милютин. Их никто не помнит - историческая закономерность. Всякая эпоха может быть охарактеризована через те позиции, которые престижно занимать. Борьба разных групп - культурных, общественных, социальных и тд. Такие люди становятся моделью всей нации. В эту эпоху борьбу за престиж выиграли интеллектуалы - эта группа разночинцев - писатели, публицисты. Они заявили о себе. Престижно сидеть в Петропавловской крепости, а потом ехать на каторгу, а не быть военным министром. Такой вот парадокс. До 17 года. Никто не интересовался чего там говорит Столыпин и какие у него мысли. Здесь же возникает фатальный разрыв, пропасть между властью и интеллектуальной элитой. Не понимают друг друга, относятся враждебно в подавляющем большинстве, практически е пересекаются. Теперь не встретишь практически чиновника-писателя. Щедрин - редчайшее исключение. На стороне власти - абсолютная физическая власть. Аресты, каторга и тд. Ограничены собственной мягкостью - все-таки образованные люди, нельзя ж его допустим сжечь. А духовная власть была на стороне интеллектуальной элиты. Выносили моральные приговоры. Писарев написал, что Лесков подлец и все общество так считает. Приговор, не подлежащий отмене. На протяжении всей второй половины 19 века эта картина не изменится. Радикалы и консервативная часть. Радикалы - Чернышевский, Писарев, Добролюбов. Увлекаются позитивизмом, естественные науки, вера в то, что они объясняют человек, повальный интерес к опытам, экспериментам и тд. Резали лягушек, публичные опыты в салонах, лекции публичные по физиологии собирали толпы людей. Вышел перевод Жизни животных Брема - не читать его было невозможно. Если Отцы и дети не читали, то и плевать, а Брема - с вами и говорить нечего. Много суеты, подражания, дилетантизма. Жанр популяризации - пересказывали своими словами научные работы. Время расцвета физиологии, медицины, ест наук. Сеченов, Павлов и тд Русская литература 12.09 Самые значимые журналы 60х годов. Какой тираж? Максимально популярный Современник - 6 с половиной тысяч экземпляров максимум. Средний тираж около 4 тысяч экземпляров. Журналы были довольно дорогие, подписка на полный комплект 17 с половиной рублей. Всего читателей журналов было тысяч 70. Книги читали меньше, меньшие тиражи и спрос. Населения было миллионов 20-25. Меньше одного процента населения страны, которое читало художественную литературу. Почему так мало читателей? В США в то же время существовали похожие журналы, тираж был сто тысяч экземпляров. Очевидно дело в количестве грамотных людей. Нет хорошей статистики. Соответственно это сказывается и на чтении журналов, серьезной литературы. Доступ к учебным заведениям был, не надо его преувеличивать. Не было потребности в грамотности. Чем больше людей вовлечено в политику, экономику, общественную деятельность, тем больше потребность. В США другая картина и к концу 19 века там стопроцентная мужская грамотность. Зачем я это сказал? Для смирения. Человек становится грамотным вовсе не для того, чтобы Достоевского читать. Надо понимать, насколько узкое маленькое место занимала худ литература в жизни России. Островок в море, почти незаметное явление. Не надо питать иллюзий о России как о самой читающей и высокодуховной стране. Но те кто умели читать занимали важные позиции. Что представляла собой литра в шестидесятые годы? Прежде всего это время прозы, поэзия перестала интересовать читателей и эта тенденция усиливается, пренебрежительное отношение. Единственный поэт интересный широкой публике был Некрасов. Редкий период в истории когда толстый большой роман н является центральным жанром. Жанр очерков, которые стремятся к циклизации. Цикл очерков - от Записок охотника до Записок из мертвого дома, Очерки бурсы, Губернские очерки и тд. Романы либо на периферии либо тургеневские романы на грани повести, не претендующие на широкий охват жизни, эпопею и тд. Драматургия была в это время очень значима. Расцвет большого интереса к театру. Доминируют два типа драматических произведений, отражающие интерес своей эпохи. Тенденционная драма или пьеса, где ставился какой-то вопрос. Простой сюжет. Время вопросов. Второй тип - историческая драматургия. Очень большой интерес к истории. Исторические хроники, трагедии. Алексей Толстой и тд. Поэзия все-таки существовала. Некрасов. Писал Фет, Полонский, Случевский, Тютчев и тд. О том что писал Тютчев знал узкий круг людей, Фета ценили тоже немногие. Возвышенная лирическая поэзия не привлекала широкого внимания. Тургнев. 1818 год, в помещичьей судьбе в Спасском-Лутовинове Орловской губернии, достаточно богатая семья, сложные отношения с матерью, но несмотря на это не зависел от литературного труда, не нуждался, в 27 году семья переезжает в Москву, обучается в частных пансионах, хорошее домашнее образование, в 33 году поступает в Московский университет. Проучился год, потом переехали в Петербург и он перевелся на историко-филологический факультет. Увлекается философией, пишет стихи. Дебют в тридцатые годы - обязательно стихи. В то время поэзия королева литературы. Стихи в романтическом духе, не только по-русски. В 37 году после университета едет в Германию продолжить философское образование. Живет в Берлине, в Берлине жил Гегель, который уже умер, но на кафедре доминировали его ученики. Т увлекается гегелевской философией, знакомится с членами кружка Станкевича. Знаком с Бакуниным, с Грановским. Продолжает писать стихи. В 43 году возвращается в Россию и хочет занять кафедру философии в университете, но не получается, вынужден поступить на службу в министерство внутренних дел. Оставляет философию и посвящает себя литературе. Входит в российскую часть круга западников, знакомится с Белинским, Герценом, Огаревым и тд. Пишет более реалистические, сатирические поэмы. Удостаивается похвалы Белинского как поэт, но с 45 года начинает писать прозу. Первая повесть - Андрей Колосов. Проявляется необычное качество Т, которое несколько раз определяет его жизнь и литературную карьеру - способность к трезвой самооценке. Пишет стихи, его хвалят, но он чувствует, что это не его и решает бросить. Стихов больше не пишет, разве что эпиграммы. Понимает, что это не его путь. В 43 году происходит еще одно судьбоносное событие в его жизни - знакомится с Подиной Виардо, очень популярной французской певицей и актрисой? с которой навсегда оказывается связана его жизнь. Она была и оставалась замужем до конца. Луи Виардо - очень известный французский писатель и публицист. Его слава была больше, чем ее. Большинство поступков, решений Т будет связано с этой семьей. Это была страсть всей его жизни. Была эффектной женщиной, это конечно спорный вопрос... Довольно важная культурная фигура. Вхожа в прогрессивные литературные круги, служила прототипом для многих героинь Жорж Санд - Консуэла, например, вообще смуглая брюнетка. Плюс всякие супружеские эксперименты, у Полины Виардо был ореол героини скандальных романов. По мнению некоторых, Т играл довольно жалкую роль в семье Виардо, но с ней получил доступ к очень высоким кругам французских интеллектуалов. К 45 году у него хорошее литературное имя, но настоящий триумф наступает в 47 году, тогда, когда Некрасов и Панаев начинают издавать Современник, в первом номеров. разделе Смесь был опубликован небольшой очерк Хорь и Калиныч с подзаголовком из Записок Охотника - вызвал целую сенсацию. Некрасов знал, что делает - даже смесь была нормальная. Т был вдохновлен успехом, не знаем, был ли изначально замысел цикла, но он начинает писать очерки последующие и пишет до 52 года. В этом году выходит отдельным изданием в двух томах. Эта дата очень важна для литературной карьеры Т. Но это не время окончания работы над циклом, дорабатывал, вносил исправления до семидесятых годов. Здесь Т становится лучшим писателем, так все его ощущают. Практически не имеет конкуренции. Две вещи принесла ему публикация: успех - хорошая, гонения - плохая. Был арестован в 52 году и помещен ненадолго на гауптвахту без суда по высочайшему повелению. Формально было связано с публикацией некролога Гоголю. Сложная история с цензурой. Общее мнение было, что реальная причина - Записки охотника. яровом был выслан в имение Спасское-Лутовиново и до начала 54 года не имел права выезжать из имения. Самый большой период, который прожил вообще в России. Потом в Петербурге до 56 года. Сидя на гаупвахте, написал Муму. Почему считали, что Записки охотника - причина гонений? Было воспринято и прочитано прежде всего как антикрепостническое произведение, его воздействие было огромным. Что особенного? Абсолютно бескомпромиссный протест. Крепостное право предстает как абсолютное зло, которое должно быть уничтожено. Книга Гоголя - Выбранные места из переписки с друзьями, которая вызвала шквал критики. Крепостное право с точки зрения Гоголя - нейтральный социальный институт, обращается к помещикам, будьте отцом родным своих дурачков, образовывайте их и тд. Вызвало критику. У Т не так уж много плохих помещиков. Полутыкин в Хоре и Калиныче сам Хорю предлагает выкупиться. Есть разные помещики, но Т нам подсказывает, что не в помещики хорошем и плохом дело. Не так много изображения насилия и тд, не на этом ставится акцент. Но при этом есть тенденция: чем лучше персонаж из крестьян, тем трагичнее складывается его жизнь. Павлуша из Бежина луга. Случайная смерть - с лошади упал. Рассказ Певцы - Яков. Мы видим, что будет все плохо. Дело в том, что сама обстановка в стране есть такая обстановка, которая враждебна всему тому что есть лучшего в русском человеке. Гибнут люди, которые могли бы стать славой России. Поэтому никаких компромиссов быть не может. Вот на что откликнулись читатели. Но эта бескомпромиссность имеет и другую сторону. С одной стороны, пишет цикл о крепостном праве, но одновременно пишет и о России, русской нации. Пейзажи, лес и степь и тд. Стремится создать целостный образ русской нации, в которой помещики и крестьяне антагонисты но в то же время и части одного целого. Очень тургеневская черта. Естьв. Отцах и детях. Всё равно русские люди, есть то, что их объединяет, дает надежду на то, что не будет кровопролития, надо лишь напомнить в первую очередь помещикам, что они тоже русские люди. Есть очень резкие картины, но с другой стороны картина примирительного начала и стремление мирно решить проблему, призыв ко всей нации, а не перебить друг друга. Этот призыв был воспринят очень сочувственно самыми разными частями этой эпохи. Анекдот про Александра Второго - мысль об освобождении крестьян пришла ко мне, когда я перечитывал ЗО. Тургенев очень гордился и хотел, чтобы это написали на его могиле. Еще одна проблема - Тургенев начал ассоциироваться с этой книгой. О нем сформировалось такое представление. А он считает для себя это исчерпанным. Не хочет больше писать на крестьянскую тему. Это Григорович никак не может остановиться. А Тургенев пишет, мол надоели мужики в литературе, не буду больше писать. Литература - безнравственная вещь в высоких своих проявлениях, проблема то еще не решена, а он уже бросил. Пишет более лирические повести - Затишье, Яков Пасынков, Ася, Дневник лишнего человека, издает в 56 году книгу, но они не пользуются популярными. Стал заложником ЗО, слишком сформировал ожидания публики. В Т просыпается решительность и упорство - ищет новых путей. Начинает писать свои так называемые романы. Рудин. Называл его повестью. Интерес появился, наконец-то от Т перестали ждать крестьян. Отражает актуальные проблемы времени, исторические личности, типы. Затем Дворянское гнездо - 59 год, очень хорошо принятый публикой роман, понравилось всем, кроме Гончарова. С ним связано начало конфликта Тургенева-Гончарова. Обвинил Т в плагиате, что он украл у него замысел Обрыва. Собирался третейский суд, решили в пользу Т, но Гончаров остался при своем мнении до конца жизни. Накануне - 60 год. В этом же году произошел разрыв Т с Современником, с Некрасовым. Раскол в Современнике в связи с приходом Чернышевского и Добролюбова. Т был последний из прежних сотрудников. Держался дольше других с 56 года. Из-за дружеских отношений с Некрасовым и любопытства. Толчком к разрыву послужила статья Добролюбова о Накануне под названием Когда же придет настоящий день? Т очень она возмутила, и хотя Добролюбов был готов на практически любую правку, но Некрасов решил печатать как есть. Следующий роман 62 год - Отцы и дети, Русский вестник. Пик. Заинтересованность критики. Критика была разная, но сам Т обиделся, принял ее за враждебную. Решил навсегда уехать из России и никогда больше не писать. Вел космополитический образ жизни и до этого. До 79 года как бы живет за границей, на лето приезжал. Но символически как бы проклял Россию. Сначала жил в Германии, потом переезжает во Францию. Писать продолжает, хотя пишет меньше. 67 год - роман Дым, имевший несколько скандальный успех. Очень памфлетный, карикатурный, вывел очень много узнаваемых лиц вплоть до любовницы Александра Второго. Не знаменитая Долгорукова, другая... Александр Второй был... неважно. В 77 году выходит роман Новь. Неожиданный жанр, тема -таинственные повести. В основе сюжета какое-то загадочное происшествие. Собака, Призраки, Рассказ Отца Алексея, Клара Милич и тд. Роман Новь - речь шла о народниках. Т обвиняли в том, что он плохо знает русскую жизнь и тд. В 60е годы Т конечно уже потеснили, не самый актуальный писатель. Сочувствует народникам, хотя и не разделяет их взглядов - волна одобрения, тем более что юбилей подоспел. 78 год. В 79 году с запозданием празднует с шиком свой юбилей. Банкеты, речи, депутации и тд. Неожиданно оказался любимым публикой. Оттенок иронии - чествовали его прежде всего как ветерана сороковых, автора ЗО, реликта такого. Но он к этому с пониманием относился, добродушно. |