Главная страница

Литература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич


Скачать 119.88 Kb.
НазваниеЛитература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич
Дата19.02.2021
Размер119.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Makeeva.docx
ТипЛитература
#177909
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Активно принимает участие в подготовке Пушкинского праздника, использует свои дружеские связи с литераторами. Предполагалось, что Т будет ключевой фигурой, но Достоевский его затмил, что было обидно. Т возвращается обратно во Францию. Последние произведения - таинственные повести и незаконченный цикл Стихотворений в прозе. Начинает со стихов, переходит к прозе, завершает Стихотворениями в прозе. Некий гегелевский синтез. Не самое удачное его произведение. Умирает в 83 году на руках у Полины Виардо естественно, похоронен в России в Петербурге. Завещал похоронить его рядом с Белинским, но место оказалось занято. Активные поклонники даже начали переговоры с женой Белинского, но та не согласилась. Многолюдные похороны. Некрасов - Достоевский - Тургенев.

Личность Тургенева. Популярность в России падала, но зато росла на западе, в Европе. Один из самых популярных русских писателей в 19 веке. Прямо сразу переводили. Вошел в самые элитарные круги европейских интеллектуалов, вошел в круг Флобера, был на равных с Флобером, Золя, Мопассан считал его своим учителем. Самый известный русский писатель во Франции. Популяризовал русскую литературу. Заставил Флобера прочитать Пушкина, но ему не понравилось. Заставил прочитать Войну и мир, вот это понравилось. Популярность Толстого в Европе благодаря Тургеневу, хотя отношения с ним у Т были плохие. Несмотря на личную неприязнь, Толстого считал гениальным писателем. А Достоевского нет. Т был почетным членом Оксфордского университета. Один из трех за всю историю. Воплощал и продвигал русскую литературу. Очень ценная роль. Книга Тургенев в воспоминаниях современников. Очень много воспоминаний, больше только про Толстого. Единственный случай, когда есть воспоминания иностранцев и это всегда восторженные воспоминания. У русских часто другой тон, часто довольно ироничный. Тургенев вообще многих раздражал. Людей твердых, убежденных, стоявших на своих позициях. В Т их бесила женственность. Желание нравиться и для этого идти на компромиссы, некая мягкотелость, желание чтобы и тем и этим как в Отцах и детях. Отсутствие твердых убеждений, особенно раздражало Толстого. Репутация капризного легкомысленного вялого человека. Считали, что это и в текстах отражается. Ну и они его обижали, конечно, Толстой и Достоевский. Достоевский якобы признался ему в растлении малолетних, а потом сказал, что пошутил. Т очень расстроился: чо он именно меня выбрал. До дуэли с Толстым дело не дошло и хорошо: Толстой военный офицер, а Тургенев - отличный охотник...

История, которую записал сын Толстого: после перемирия с Толстым Т приехал в Ясную поляну. Толстой написал всем письма, мол даже с вами хочу примириться. Т хотел пригласить его на Пушкинский праздник. Вечером зашел разговор о современных танцах, в частности о канкане. Т жаловался что канкан стал неприличным танцем, а раньше был приличным, в доказательство станцевал канкан с дочерью Толстого. А тот вечером записал в дневнике: Тургенев. Канкан. Грустно.

Русская литература

19.09

Тургенев и его романы. Корпус текстов, относящихся к этому жанру у Т долго был неопределенным. Лишь под конец жизни он издал их в одной книге от Рудина до Нови и канонизировал свои тексты как романы. Многие из них он сам называл повестями, того же Рудина. Но тем не менее выделил их как общность.

Роман Тургенева - довольно строгий канон. Кроме Дыма, везде можно выделить строгие композиционные принципы. В центре девушка, наделена примерно одинаковыми чертами - красивая, обычно неброской красотой, обязательно какая-нибудь неправильность, что не делает ее совершенством, сильная духовно, нравственно, всегда сильнее мужчины в этом отношении. Анненский: богатырь вместе с конем в кармане у женщины - ситуация тургеневского романа. Развитая. Это не то чтобы очень умная или образованная, это такое качество, которое позволяет ей предпочесть какого-то интересного значительного человека в качестве своего избранника. Первая такая героиня у нас Татьяна Ларина. Это очень тургеневское качество. Девушка на выданье что называется. Вокруг нее всегда несколько претендентов на ее руку и сердце, каждый из которых представляет какую-то сферу человеческой деятельности. Художник, философ, ученый, чиновник и тд. Одного из них она выбирает в качестве своего возможного жениха и вот этот тип кажется Тургеневу наиболее актуальным, важным сейчас для России. Эта девушка в каком-то смысле Россия. Роман строится на пересечении двух кодов, двух принципов генерализации и в этом секрет тургеневской "объективности". Поступки героя возводятся к двум типам оценки. Рудин. Один из центральных поступков в романе - фактически отбил у Волынцева невесту и приходит к нему объясниться. Этот поступок обсуждается в романе с двух точек зрения. С точки зрения Волынцева - нормального человека. Общечеловеческая точка зрения. Лежнев вводит другое объяснение - объясняет поступок Рудина некими историческими причинами. Что для круга людей Рудина такой поступок как раз нормальный. Узкий круг людей сороковых годов, кружок Покровского? Станкевича. Два тип оценки как бы уравновешенность и Тургенев отказывается выбирать между ними. В этом и есть объективность. То же самое с Базаровым - например, отношение к отцу. Она влюбляется в него, он в нее. Обычно между ними есть изначально какое-то препятствие тут же заключить счастливый брак. Это обуславливает развитие сюжета. Постепенно препятствие исчезает, а потом возникает еще одно, которое оказывается решающим и они никогда не могут быть вместе. Романы Тургенева никогда счастливо не заканчиваются, кроме Дыма, но и это спорный вопрос.

1. Рудин 1855 год. С ним был связан небольшой скандал. Связан с прототипом главного героя. Им является Бакунин. Видимо, в первом варианте этого романа, который не сохранился, Бакунин был изображен более резко и карикатурно. Но Т посоветовали смягчить и видимо он послушался, тк Рудин карикатуры на Бакунина не представляет. Чем Рудин похож на Бакунина? Сходства на первый взгляд не так много, но на самом деле оно есть. В Бакунине всегда обращало внимание, особенно внимание близких ему людей, странное сочетание, странная двойственность. Яркий оратор, очень темпераментный, обаятельный, способный горячо проповедовать какие-то идеи, а с другой стороны близкие люди ощущали за этим какую-то пустоту, внутреннюю холодность, пустоту и равнодушие. Об этом писал Белинский. Ощущение, что человек проповедует просто потому, что у него такой склад характера. И это сочетание Т попытался воспроизвести в Рудине. Сам такой человек ниже своих идеалов. Образ Ставрогина построен примерно также, конечно на большей антитезе. Вопрос: что делать с этим человек и как относиться к тем идеям, которые он проповедует? Интересно, что Тургенев и Достоевский дают разные ответы. Ответ Достоевского: не верить самим этим идеями. Если тот, кто говорит сам в них не верит, значит в них есть что-то лживое и потенциально опасное. Ставрогин - вообще демонический персонаж. У Тургенева прямо противоположный подход. Если вы считаете, что эти идеи верны и вы видите в них правду, то какая разница кто говорит. Очень показательная разница. Тургенев более демократичен, верит что человек средний может сам разобраться и нет опасности. Наталье знакомство с Рудиным в общем-то не повредило. Тургенев меньше гипнотизирует читателя, чем Достоевский, меньше хочет власти над читателем, больше доверяет разуму.

Первый роман, который принес новую славу Тургеневу и открыл новые перспективы.

2. Дворянское гнездо 1859 год. Роман, который очень понравился современникам. Все объединились вокруг него. В центре герой скорее славянофильского толка - Лаврецкий. Человек малых дел с идеей возделывать свой сад и не претендовать на какое-то великое значение как Рудин. Для Тургенева такая позиция труднее и в ней есть своеобразный героизм и самоотверженность. Трудно для русского человека не думать, что перевернешь весь мир и истину откроешь. Вопрос: откуда возьмется такой человек в русской жизни? Т идет по пути позднего Пушкина, который в тридцатые годы стал придавать большое значение дворянскому роду, исторического рода и видел в нем духовную связь между жизнью человека и жизни государства, России. Только такой человек достоин управлять государством, тк чувствует с ним

глубинную историческую связь. Т впервые погружается в родословную своего персонажа. Связан и с русским народом - крестьянские корни и с русским народом. Только он способен на подвиг.

3. Накануне 1860 год. Разрыв с Современником и с Некрасовым лично. Т стремится пойти дальше и показать человека у которого вообще нет различия между личным и общественным. Нет выбора - Болгария или Елена. Конечно Болгария. Герой Инсаров? Критиков взволновало, что герой болгарин. Это озадачило. Можно было понять, что Тургенев нас упрекает - у нас таких цельных натур нет, а можно понимать как шутил Добролюбов: в России никаких особенных целей и задач нету, только Болгарию нам осталось освободить и все будет прекрасно. Вообще такой ход Тургенева вызвал недоумение. Его не совсем правильно поняли. Накануне - наиболее схематичный роман Т. Наиболее яркий эпизод - финальный, болезнь и смерть Инсарова в Венеции. Т испытывает в это время влияние философии Шопенгауэра и как раз финал Накануне - одно из высших проявлений этого влияния. Прекрасный город избран местом нелепой смерти. Учение Ш заключалось в том что в основе мироздания какая-то иррациональная непостижимая злая воля, которая всегда направлена во вред человека и превращает его жизнь в непрерывное страдание. Человек не кончает с собой, потому что есть нечто такое что примеряет его с жизнью и это красота. Природная и сотворенная красота - искусство. Заставляет нас на время забыть о ужасе бытия. Красота мира с одной стороны завеса, а с другой стороны она есть и высшее воплощение этого бытия, воплощение и высшее выражение этого ужаса. Панэстетическая концепция. Перед великими произведениями искусства мы должны острее чувствовать свою конечность. В финале романа отражение этих идей очень хорошо видно. С одной стороны красота окружающих декораций, которые смягчают ощущение ужаса происходящего, но они же и есть воплощен к зла, источник и причина смерти. В Венеции умирали многие персонажи литературных произведений. В других романах тоже будут мелькать идеи Шопенгауэра. Отцы и дети - Базаров умирает от пустяковой царапины, пореза. Трогательный момент, когда Базаров рассказывает об этом отцу и тот восклицает: Если бы ты умер, Евгений, где была бы справедливость?! Нигде. Справедливость есть только в голове человека, а на самом деле только хаос и злая иррациональная воля без смысла и без цели.

4. Отцы и дети 1862 год. Пик популярности Тургенева - второй после ЗО. Произвел очень сильное впечатление, но сам Т обиделся на русскую публику.

5. Дым 1867 год. Скандальный роман. Ощущение сведения счетов. Наполнен карикатурными и очень узнаваемыми образами. Пародия на лица. Сатира на политическую эмиграцию, на Огарева - Губарев, Случевского, графиня Солеаз де Турминир - Матрена Суханчикова. Светское общество вплоть до царя. Пародии часто чрезмерно злые, несправедливые. Огарев был не очень умный человек, конечно, во многом его успех связан с Герценом, но все-таки добрый и со своими идеалами-убеждениями и тд. Не нашлось людей отговорить Т и он дал волю своей мстительности. Проблемный персонаж, исторический тип - Потугин. Крайний западник, прототипом которого является возможно Фет. Крайне резкие заявления в афористическом виде. Если бы завтра Россия исчезла с карты мира, то этого никто бы не заметил. Ничего не дали миру, но все время гордимся несуществующими достижениями. Выдумали какую-то особенную науку, по которой дважды два тоже четыре, но у нас как-то бойчее выходит.

Потугин: таковы уж мы русские люди, нам главное, чтобы начальник был. Читайте: русские - нация рабов, которые готовы поклониться кому угодно, лишь бы их избавили от решения вопросов. Это звучало очень резко, современники думали как это воспринимать. Достоевский спрашивал у Тургенева, считает ли он также, и Т ответил что согласен с Потугиным. Д его проклял, что не мешало ему в общем-то занимать у Т деньги.

6. Новь 1877 год. Изображает народников. Т обвиняли, что он плохо знает то, о чем пишет, но это неправда. Он общался с народниками, даже поддерживал издание народнические эмигрантских журналов. Всегда изучал то, о чем он пишет. Как всегда стремится быть объективным, как с Рудиным, но все-таки его позиция здесь более отчетлива и проясняется через эпиграф. Что означает само слово Новь? Невозделанная почва.

Эти молодые люди и их высокие стремления Т нравятся, но они слишком торопятся. Почва еще невозделанна, неготова, народ не готов, нужна долгая и тяжелая работа. Само это сочувствие было очень хорошо принято читателями, это было время процессов, вызвало горячие отклики. Триумфальное возвращение.

Жанр повести. если роман у Т жанр достаточно строгий, то повесть более свободный, экспериментальный. Разные типа рассказчика и тд. В том числе и на уровне содержания. Содержание многих повестей могло показаться современникам довольно рискованным - та же Первая любовь, конфликт между отцом и сыном из-за любовницы при живой матери. Еще все ощущали отчетливо биографический характер. Сейчас конечно не Бог весть что.

Мистические повести, элемент фантастики, чего совершенно не может быть в романах. Повести находятся в более привилегированном положении, в смысле если мы хотим узнать о самом Т. Более расслабленный, автобиографичный. Человек склонный к иррационализму, фобиям, страхам. Боялся одной вещи, которая представила в его повестях в двух воплощениях. Если в романах эти вещи предстают как символы гармонии и порядка, то в повестях они же начинают пугать и говорить о хаосе царящем в мире. Первое природа, а второе любовь. Источники страха, ощущения угрозы. Нечто такое, чего Т боялся. Поездка в Полесье. Исключил из ЗО. Огромные массивы зелени, их созерцание вызывает ужас, непреодолимый страх. Ужасают странным сочетанием - с одной стороны формами, границами, а с другой стороны все время меняет очертание, обличие, непостижимое глазу. В любви тоже страшна иррациональность. Роковая женщина в Вешних водах, Первой любви. Любовь как что-то могущественное, порабощающей волю человека, независимо от его разума, желаний и тд. Почему это страшно? Ответ дается в не самой удачной повести Призраки. Соединение фантастики и аллегорической философии. Один из образов - образ белой бесформенной массы, которая надвигается и поглощает все, все в себя вбирает. Аллегорически это смерть, небытие. Любовь и природа - воплощение этого, того что поглощает человека. Любовь прямо связывается со смертью, особенно ярко это в Кларе Милич. Торжество любви это одновременно торжество смерти. Т не видел мир как порядок, что-то устойчивое. Видел какую-то угрозу для бытия.

Когда Т был у Толстого, зашел разговор о страхе смерти. Поднял руку один, а потом Толстой тоже поднял.

Жанр стихотворений в прозе придумал не Т. Предшественником был Бодлер. Т писал также в конце сороковых-пятидесятые годы драматические произведения. Около десятка пьес, которые однако почти не пользовались успехом. Примерно с 54 года перестал писать пьесы совсем. Хотя пьесы совсем репертуарные. Есть своя закономерность, почему Тургенев и не мог пользоваться успехом.

Гончаров. Писатель, который был сначала другом Т, потом его врагом и во много его антиподом.

Родился в 1812 году. Как Герцен. Для Герцена это было ужасно важным знаком, а для Гончарова это значило меньше. Родился в Симбирске в купеческой семье. Семья была очень культурная, в которой было очень хорошее образование. Сам утверждал, что был воспитан скорее как дворянин. С детства любил рассказы о море, один из родственников был морской офицер. Не хотел быть купцом и не собирался, но тем не менее сначала поступил в коммерческое училище в Москве, а затем поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Закончил его. От учения его тут осталось воспоминание о визите Пушкина в университет. Был приглашен на заседание ученого совета. Какой-то профессор выступал с докладом о Слове о полку Игореве и доказывал, что это фальшивка. А Пушкин вступил с ним в полемику. Гончаров был очень большим поклонником Пушкина.

В 1834 году закончил университет и дальше неизвестно чем занимался. Посещал салон Майковых в сороковые годы - поздний салон, который посещал например Достоевский, Салтыков-Щедрин, был вхож и Белинский. Семья, где культивировалось всякое литературное дилетантство. Издавали рукописный журнал, где начинал как бы публиковаться и Гончаров. Г писал стихи как всякий человек тридцатых годов. Небольшие опыты в прозе. Сам не придавал им никакого значение.

Первый роман, принесший ему известность, это Обыкновенная история, напечатанная в Современнике в 1847 году. Сколько он работал над романом - неизвестно. Вызвал хорошие отклики, о нем говорит Белинский в статье Обзор литературы за 1847 год и ставит Гончарова как художника выше чем Герцена.

Этим отзывом Г гордился всю жизнь, хотя к личности Белинского у него было крайне неоднозначное отношение.

После этого успеха принимается за новые замыслы. В 1849 году публикует фрагмент из нового романа - сон Обломова. Работа над романом затянулась на десять лет - выйдет лишь в 1859 году в Отечественных записках. Отчасти потому что так уж он писал медленно, но кроме того перерыв был связан с тем что он отправился в 1859 году в плавание, предполагалось что кругосветное. Секретарь командира фрегата Паллады. Вел путевые заметки, очерки - книга Фрегат Паллада по возвращении. Объемное произведение, но скучное. Путешествует по очень экзотическим местам, но всё равно скучно, не смог воспользоваться всеми возможностями этого материалами. Вышла книга в 1858 году отдельным изданием.

В 1854 году Гончаров как бы нарушает завещание Пушкина. Тот якобы завещал два принципа молодым поэтам: не будьте похожи на меня и не служите в цензуре. Гончаров становится цензорами. Кроме него были еще Тютчев, Вяземский. Правда Тютчев служил в иностранной цензуре. Это вызвало все-таки очень негативную реакцию. Служил до начала шестидесятых годов.

Гончаров

Фрегат Паллада - 58 год, отдельное издание. 66 год? поступил на службу в цензуру. Рискованный поступок, но не единственный в русской литературе. В какой-то момент даже возглавлял правительственную газету.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта