Главная страница

Литература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич


Скачать 119.88 Kb.
НазваниеЛитература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич
Дата19.02.2021
Размер119.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Makeeva.docx
ТипЛитература
#177909
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Другой текст, который позволяет посмотреть на ту же идеологию с другой стороны - Очерки бурсы Помеловского. Опубликован частично во Времени, братьев Достоевских, частично в Современнике. Описывается семинария, личный опыт. Закрытое учебное мужское заведение, две силы, две группы персонажей: ученики, бурсаки - животное начало, законы стаи, иерархия основана на насилии, жестокости, терпеть не могут проявление слабости, сентиментальности, проявления излишней образованности и тд. С другой стороны учителя - социальное начало, просветительская сила. Вообще начальство. Администрация строится уже по бюрократическому принципу. Две такие антагонистические силы. Они враждебны, но с другой стороны оказывается, что они ужасно похожи. У бурсаков удивительным образом появляется своя социальная среда - ростовщики, воры, цензоры, нищие, торговцы. Своя даже валюта. Пародийно искаженный вид. Начальство тоже презирает слабых, тоже любит мучить, жестоко обходится с бурсаками, потому что п ростов садисты. Биологическое и социальное начало в человеке тесно связаны между собой и отличить одно от другого сложно. Эта большая проблема различить. Разделить естественные потребности и социальные. Смешение, сдвиг этот был замечен многими критиками. Помеловский очень рано умер. Довольно жестокий отклик неизвестного автора в Вестнике Европы - несмотря на то, что автор сам говорит в ОБ, что он её ненавидит, все равно она остаётся его матерью и он все равно её любит. Очень тонкое наблюдение. Этот мир стал частью его самого. Влюбляемся в свою тюрьму, палачей - это не выход. Тем не менее, ОБ - оптимистическое произведение и выход намечен. Как вырваться. Оптимизм связан с героем, который появляется в 4м очерке Бегуны и спасённые бурсы - Карась, автобиографический образ. Это сам Помеловский. Его путь и есть путь духовного спасения, который проходит в несколько этапов. Приходит в первый раз в бурсу и он очень хочет стать бурсаком, его подвергают как положено разным мучениям - инициируют - и он готов, принимает это, но процесс инициации заканчивается тем что его от жестоко и несправедливо наказывает начальство - резко меняется его отношения ко всему, весь ореол с бурсы спадает моментально. Возникает ненависть к начальству, преподавателям, учителям - сплошная. Это важный шаг по Помеловскому - надо ненавидеть власть, потому что она зло абсолютное. Но этого мало, потому что есть опасность стать хорошим бурсаком, а это тоже плохо. Карасю удаётся тоже этого избежать внутренне. У него появляется новое чувство. Описывается сложным образом. Чувство стыда? Чувствует что начальство ничтожно, но при этом ему нужно ему кланяться. Благоговейно выслушивать все глупости, которые он говорит. Чувство неловкости. Карась вынужден уважительно говорить с человеком, который не заслуживает уважения. Он не виноват в этом, его вынудили. Почему стыдно? Чувство того, что такое положение недостойно человека вообще. Унизительны для человека. Чувство стыда поэтому оказывается спасительным. Следующий шаг - обращает внимание на самых униженных людей в этой бурсе, начинает дружить и заботиться о тех людях, которых унижают и начальство и бурсаки. Он с ними разговаривает - с теми людьми, с которыми никто не хочет разговаривать. Что ему грустно, хочется домой, скучает и тд. Ни с одним нормальным бурсаком он об этом поговорить не может. А тут как с собакой разговаривать, плохо его понимают. Карась моделирует другой тип человеческих отношений - можно быть слабым, самим собой, и тебя за это не отвергнут и не будут презирать. В этом и есть его духовное спасение. В самом сюжете хорошо обыгрывается название - описывает тех людей, которые пытались бежать. Начинают интересовать Карася. Начинает обдумывать план побега. Отказывается от мысли бежать физически и решает заболеть, добивается цели, заболевает пневмонией и проводит Пасху дома. Символика - воскресение из мертвых. Карась избегает участи и Пилы и Сысойки и детей. Нащупывается другой путь человеческих отношений. Путь всякого разночинца.

Приходят они в культуру, в Санкт-Петербург, чувствуют своё призвание и видят, что все места заняты дворянами. С другими вкусами, привычками, предоставлениями о том что важно и не важно. Это может быть болезненно. Коллектив правил, которых вы не знаете. Танцевать не умели, по-французски говорили, но по-семинарски. А Тургенева парижское произношение. Очки носили. Тютчев тоже носил, но он был аристократ и мог себе позволить эпатировать. Испытывали чувство собственной неполноценности. Отражено в дилогии Помеловского Мещанское счастье и Молотов. Сквозной герой Молотов, типичный разночинец. Воспитывался профессором, окончил университет, но все равно плебей. Отправляется в дворянскую усадьбу в качестве учителя и ему очень нравится. Сталкивается с хорошим отношением, помещики очень симпатичные и либеральные люди. Все хорошо до поры до времени, пока он не подслушал разговор хозяев. Оказывается они не считают его равным и подмечают всякие его страннсоти: много ест там, подарки принял. Это его поражает настолько, что он порывает с любимой девушкой и принимает предложение приятеля стать чиновником. Воспринимают его как диковинку, как неравного, это его ужасно обижает. Не дослушал, что дальше его хвалят, но это ему и неважно, он и так в курсе. Важно, что эти помещики хорошие люди. Дистанцирование. Даже Пушкин о Надеждине - первый раз его увидел. Кажется н принадлежит к порядочным людям: когда я уронил платок, он поднял его и подал мне. Во второй повести сюжет менее интересен, важен финал, то к чему приходит Молотов. Принимает образ жизни, который называет честной чичиковщиной. Главное свойство Чичикова - мимикрИя, умение приспосабливаться. И Молотов также делает: принимает законы общества, становится чиновником по возможности честным, а в частной жизни хочет быть самим собой. Возможный способ существования разночинца вот в этой чуждой ему среде. Заканчивается гоголевским Скучно на этом свете, господа. Сам П чувствует что это не более чем компромисс, но не может ничего другого предложить. Но это не понравилось, критики отвергли. Писарев был очень недоволен Молотовым. Противопоставлял его Базарову и самому Помеловскому. Ни в какой бюрократии не участвовали для компромисса. Сами шестидесятники кончали значительно хуже чем Молотов, ближе к Пиле и Сысойке. Ответ Помеловского был отвергнут, а принят ответ Николая Гавриловича Чернышевского.

Кумир этого и следующих поколений молодых русских людей. Он смог ответить что же делать новому разночинцу.

Родился в 1828 году в Саратове в семье достаточно крупного духовенства, отец его был протоиереем и достаточно либеральных взглядов человеком. Сначала учился в духовной семинарии, решил не продолжать обучение и отправился в Петербург в университет. Не против воли отца. Учится с 46 по 50 год на словесном отделении, занимался древней русской литературой, потом эстетическими вопросами. Два свойства: огромная работоспособность. Вёл подробный дневник в студенческие годы, может быть слишком подробный, чрезмерно... Не предназначался для печати. Ужасно много читает на нескольких языках и поражает диапазон интересов. Производил ошеломляющее впечатление на современников. Второе свойство - левизна, органически присущее ему свойство, потому что непонятно откуда это в нем зародилось. Когда он учился, были арестованы петрашевцы, он узнал из газет. Пишет в дневнике: жаль, что не знал, а то бы обязательно примкнул. Толком не знает, кто это такие. Заканчивает университет и видимо рассчитывал на дальнейшую академическую карьеру, но ему не предложили не только кафедру, но даже не дали возможности защитить диссертацию. Уезжает в Саратов на время, служит в гимназии до 53 года. Женится в 53 году на Ольге Сократовне Васильевой? Ну женщина, красивая, брюнетка. Хотела быть блондинкой. Но какие проблемы были с ней у Чернышевского? Скажем так, она ему не была верна. Как бы сказать... Герцен-Тучкова-Огарева. Некрасов-Панаева-Панаев. Чернышевский-Ольга Сократовна и весь Саратов. Некрасов ей посвятил стихотворение Крестьянские дети. Вера Павловна это она, очень точный до мелочей портрет. Женился, вернулся в Петербург в 53 году. Заканчивает диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности: жизнь выше искусства, потому что отражение никогда не может быть выше оригинала. Защита в 55 году, вызвало большое волнение. Очень много поклонников появилось у него именно тогда. Начинает сотрудничать в журналах, постоянный сотрудник Современника. С 55-56 года Некрасов рассматривал Чернышевского как важного сотрудника. В 56 Некрасов едет за границу и оставляет Ч как ио. Современник Чернышевского. Начинает постепенно формировать заново состав, Добролюбова приводит, начинает определять политику журнала. Именно при нем Современник достиг пика своей популярности, имел самые большие тиражи. Сейчас может показаться, что он сделал журнал скучноватым, выбросил раздел мод, картинок выкроек не терпел, серьезный был человек. Сам не считал себя литературным критиком, когда пришёл Добролюбов, он отказывается от этой деятельности. О себе думал прежде всего как об ученом и публицисте, общественном деятеле. Занимается экономическими и философскими вопросами. Подпольная деятельность - один из организаторов Земли и воли, сочиняет прокламации. Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Появляется на публике тогда же, хотя вообще был очень кабинетным человеком и всего дважды выступал публично - на похоронах Добролюбова и на благотворительном вечере в пользу литературного фонда, который сатирически описан в Бесах. Не произвёл впечатления, слабый оратор. В 62 году был арестован по сфабрикованному обвинению. Находился в секретном доме в Петропавловской крепости в Алексеевском доме? В мае 1864 года был осуждён на каторгу, гражданская казнь, вывели на площадь, поставили на колени. Это был конечно его триумф... Отправляется на каторгу в Якутию. Потом был переведён в ссылку, потом в Астрахань, потом за год до смерти разрешили вернуться в Саратов. Писал что-то, но не было возможности напечатать, слишком опасно. Упоминать о нем было нельзя, только если ругать. Пытались устроить побег дважды, но не получилось. Ни разу не писал прошения о помиловании, чем не брезговали другие. Скончался в 89 году в Саратове и там похоронен. Небольшой промежуток времени был в литературе. Что делать был написан в Петропавловской крепости, когда сидел в заключении и это делало очень большой вклад в его восприятие. Роман был напечатан в Современнике. Некрасов сначала потерял рукопись, дали объявление и рукопись вернули за вознаграждение. Почему цензура пропустила? До сих пор дискуссионный вопрос. Ничтожное цензурное вмешательство. Но после публикации спохватились, вырезали из всех журналов, которые ещё не были распространены, и запретили. В России не печатался до 1905 года, чуть больше 40 лет. Самый свободный год в истории России. Печатали за границей, перевозили в Россию и ставили выходные данные СПб или Москва - чтобы запутать и припугнуть правительство.

Именно Что делать как это ни странно это самый популярный роман написанный на русском языке в 19 веке.

Русская литература

23.10

Что делать. В некоторых отношениях самый странный, самый необычный текст в русской литературе. Самый оптимистический роман в рл, во всяком случае в 19 веке. Автор сидит в Петропавловской крепости и при этом предсказывает что в России будет революция через два года. Конечно Россия знала и тюрьмы пострашнее, чем секретный дом, но все-таки не располагает к оптимизму. Об этом хорошо писал СЩ, которому не нравился роман. Тем не менее не может не восхититься мужеством и историческим оптимизмом Чернышевского.

Вторая необычная черта - самый феминистский роман в рл. Нигде больше в рл в 19 веке не говорится так прямо что женщина умнее сильнее мужчины, выше мужчины. Женское начало воплощает у Ч все самое лучшее - свобода, справедливость, любовь, революция. Дело не только в том что главный герой это женщина. Вера Павловна - Ольга Сократовна представляет в этом романе всю женственность. Изображена очень подробно, вплоть до мельчайших деталей.

С самого начала входило в круг чтения русского образованного человека. При этом как ни одно другое произведение подвергалось нападкам за нехудожественность. Находится в противоречии с огромной популярностью. В опред смысле можно говорить что мышление Ч - не мышление писателя, художника. В самом романе есть рассуждение о художественности. Объясняет зачем нужен Рахметов требованием художественности. Многие читатели могут подумать что Вера Павловна и тд необыкновенные люди, а для того чтобы понять что они обыкновенные, вводится действительно необыкновенный человек. Хижина и дворец на картине. Мышление научного типа - мыслит не образами и сущностями, а соотносимыми величинами. И он так и строит своё описание. Лопухов и Кирсанов. Какие гравюры у Лопуховая на столе??? Посм к экзамену. Масса чисел, цифр, которые кажутся Ч особенно убедительными. Очевидно такое нехудожественное мышление принималось читателями.

Самый популярный роман в рл. Все его читали от гимназисток до министров. Покупали за большие деньги. Бывали случаи, когда люди мебель продавали, чтобы его купить. Переписывали от руки, заучивали наизусть. Огромное количество подражаний, причём буквальных. Иногда комические, иногда серьезные, даже устрашающие. Вошло в моду вызволять девушек из семьи, фиктивные браки. Сложные тройные-четверные союзы, был случай, когда человек женился на девушке, только потому что её звали Вера Павловна. Создавали коммуны по образцу мастерской Веры Павловны. Самая известная слепцовская Знаменская коммуна. Почти год просуществовала. Девушки шли в акушерки, стригли волосы, презирали там разных аристократов. Роман заканчивается короткой главкой Перемена декораций - революция. Последний раз возникает диалог с проницательным читателем. 4 апреля 1863 года - дата окончания романа. На эту дату Корокозов приурочил своё покушение на Александра 2. И это неслучайно.

После Толстого вошло в моду скептически к медицине относиться.

Очевидно читателей не смущала нехудожественность или они видели в романе именно этот ответ на вопрос Что делать? Ч дал приемлемый ответ действительно и они его приняли. Персонажи кажутся ходульными, схематичными. Речь идёт не о поступках героев. Поступают довольно обычно, можно поверить. Наши сомнения на уровне не поступков, а их мотивации. Как они мотивируют свои действия. Трудно поверить что они руководствуются эгоизмом, как утверждают. Ч решает в романе проблему некоторой нехватки идеологии: неясное соотношение между биологическим и социальным началом в человеке. Вводит промежуточную сферу между ними - разум, интеллектуальное начало. Этот разум может взять на себя задачу переустройства действительности, так чтобы человек был счастлив. Сам по себе разум нейтрален, его задача ставить цели и искать пути их достижения. Старые люди бывают умны, они выбирают цели и хорошо к ним стремятся, мать ВП и Сторешников, но они хотят лишнего, того что им уже не надо. Надо сменить разум и указать ему новый механизм к действию. Ч исходит из того что все люди эгоисты. Новые люди - эгоисты разумные. 1. Надо познать самого себя как организм, ясно понять свои потребности. Понять себя и из этого исходить. 2. Затем разумный эгоист оборачивается на общество и думает о том как реализовать эти потребности в том обществе, в котором он живёт. Не соблазняться ложными целями, а сделать так чтобы подлинные потребности реализовывались. Не вступать в конфликты - не все должны быть революционерами. Если все так будут жить, то мир конечно изменится. Ч предполагает что чтобы быть счастливым нужно чтобы и окружающие люди были счастливы - хитро встраивает в свой эгоизм альтруизм.

Лопухов любит ВП, но видит, что она близка Кирсанову. Разумный человек понимает, что у него есть масса средств её удерживать, но он знает что это сделает только хуже им обоим. Надо разойтись. Это будет болезненно, но лучше вырвать зуб, чем долго боль терпеть. Вопрос как это сделать: смотрит на общество. Развод в это время является большой проблемой. Пятнать репутацию. Второе смерть. Умирать Лопухов не хочет. Мнимое самоубийство. Все живы и все получают шанс на новую жизнь. Разумный эгоизм.

Но нас это не примиряет с текстом - люди так не ведут себя, не руководствуются этим. Не соответствует нашему опыту, представлениям. И Ч как ни странно согласился бы с этим. Люди так себя не ведут, но могут так себя вести и желательно, чтобы они так себя вели. Роман не о том как бывает в жизни, а о том как должно быть, как правильно. Предлагает подражать. Читать не в изъявительном а в повелительном или хотя бы в сослагательном наклонении.бЧ очень верит в науку, Отсюда концентрация научного знания в романе, поэма науке. Доказательство обращено не только к своим но и к старым людям. Странное устройство семейной жизни ВП и Лопухова - вводится разговор прислуги. Короткий, но ужасно важный. Кто такие? Сектанты? Простые люди приходят к выводу: а что-то в этом есть. Ничего экстраординарного нет. Но большей частью роман обращён к своим. Ч осознаёт свою мессианскую роль. Подзаголовок - из рассказов о новых людях - говорит об огромности претензий. Откуда берет это Ч? Это из Нового завета из послания апостола Павла, где новыми людьми названы новые христиане. Ч мыслил свой роман кактусовое Священное Писание, новейший завет и они так и восприняли его, конечно. Но какой это собственно завет? Два типа завета - два типа отношений человека и Бога. Ветхий и новый. Слово о законе и благодати. Ветхий Завет - закон, строгая система предписаний, мелочная, подробная, Бог прямо говорит человеку, что делать и когда. Новый Завет - благодать, не основана на однозначных предписаниях, благодать это что-то вроде божественного вдохновения. Какой тип завета у Ч? Его читатели воспринимали это как Ветхий Завет и это сыграло с ними злую шутку. Ч так вряд ли думал, а писал Новый Завет, писал книгу, которая предлагала новому человеку построить жизнь на этих оснований, познать себя, определить потребности и верить, что если вы живете в соответствии с потребностями, то вы и будете счастливыми. Почему так получилось? Из-за этой манеры Ч из-за того что он не был художником. Слишком многое в романе выглядит как прямые указания. Тем не менее, несмотря на как бы неправильное чтение текста, все-таки роман сделал своё дело. Он сформировал поколение другого типа, решил какие-то проблемы, как минимум дал новым людям некоторую систему знаков, которую можно было принять, чтобы чувствовать себя принадлежащим к передовому поколениями, передовым людям. Позволил им ощутить себя как группу не маргиналов, а людей, за которыми будущее, и этими знаками стало то чем они и так обладали. Лопухов умеет танцевать, но не хочет. Серьезные люди на ерунду не размениваются. Нет карьеры - не желают участвовать в этом во всем. Комплексы неполноценности превращаются в знаки отличия. Дал некое новое чувство собственного достоинства, собственной значимости. Хотя бы внешняя возможность. Поколение молодых людей, значительно более уверенное в себе, по сравнению с шестидесятниками.

Годы семидесятые. Примерно 12 лет. 66 или 68 год начало. 66 год - закрытие Современника, Русского слова, покушение Корокозова, 68 год начинают выходить первые народнические издания, создание первых организаций. Окончание 81 год, убийство Александра 3.

66 год - ПиН, 81 - смерть Достоевского. Начало и завершение эпохи больших романов.

68 год - Исторические письма Лаврова, потом Что такое прогресс, Положение рабочего класса в России, Азбука социальных наук - фундаментальные основы народничества.

В основе идея прогресса. Верили в то что жизнь развивается к тому чтобы все больше было комфорта в жизни людей, но происходит так, что плодами этого прогресса пользуется лишь меньшинство, а большинство берет на себя труд по его достижению. Лавров - понятие критически мыслящая личность. Это человек, который развился. Народ и идея долга перед народом, цена прогресса. Долг лежит на плечах интеллигенции, образованных сословий. Какой-то экономист даже высчитал этот долг 6 миллиардов. Задача - отдать этот долг. Идея общины, народной организации, которая является ячейкой будущего социалистического или даже коммунистического общества. Больше практики, чем теоретики.

Конец шестидесятых годов - скандальное нечаевское дело. 74 год - начало хождения в народ. Закончилось провалом. Потом пытались жить с народом, осваивали разные профессии. 76 год - создаётся вторая Земля и воля, как результат этих провалов, 78 год январь - Вера Засулич совершила покушение на губернатора Трепова, который телесное наказание применил к арестованному студенту. Был открытый судебный процесс с присяжными заседателями и её оправдали. После этого политические процессы больше присяжным не доверяли. Это был потрясающий вызов, он показал на чьей стороне было общество. Первый толчок к новой ситуации, когда общество раскололось на две организации в 79 - Народная воля и Черный передел. И хотя Черный передел звучит страшнее, у Народной воли был гораздо более радикальный курс. Обратились к правительству с воззванием не мешать им просвещать народ иначе они перейдут к вооружённой борьбе. Естественно правительство их не послушало и общество с августа 79 года перешло к постоянному террору. Кравчинский совершил убийство шефа-жандарма ? и скрылся. Убил его стилетом и скрылся. Безнаказанно совершил убийство. С этого момента и начинается систематический террор - волна насилия. Стреляют, взрывают губернаторов, министров, жандармов, Потом приходят к мысли что надо охотиться на царя. Организовали даже взрыв в Зимнем дворце. Закончилось успешным убийством 1 марта 1881 года. Общество было на стороне террористов, даже самое просвещенное общество. Их скрывали, оказывали им поддержку. Лорис-Меликов - диктатура сердца. С одной стороны продолжал казнить террористов, а с другой стороны обратился с декларацией к жителям Петербурга, в которой просил оказать нравственное сопротивление террора. Глубокое отчуждение между интеллигенцией и правительством. Когда везли на казнь Софью Перовскую, её воспринимали как Жанну дАрк. Ореол борцов, мучеников за свободу. Симпатия к молодым людям, презрение к царю и правительству. Очень сильно упал престиж царского дома. Первое покушение на царя 4 апреля не удалось, служили молебны, радовались. Воодушевление некоторое. В семидесятые годы ноль реакции. Всем пофиг.

Интеллектуальный климат в это время: левые то же самое, на правом фланге продолжается интерес к истории, но он перерастает в то что можно назвать историософией, философией истории - книга Данилевского Россия и Европа 68 год. Пишет о закате Европы и каком-то будущем России на основании философского изучения истории.

Русская философия, русская религиозная философия - работы Владимира Соловьева. Некоторые по крайней мере это так из любезности называют. Учение Николая Федорова.

Русская литература

07.11

Салтыков-Щедрин.

Фельетонист, определённый тип работы, определённый жанр - нет шедевров. Неровные тексты. Длинноты, ощущение скороговорки. Следствие не отсутствия таланта, а специфики его работы, позиции в журнале.

История одного города 70 год. Опубликован в Отечественных записках. Оч любопытное произведение, вызвавшее большой резонанс. Последние штрихи, детали к идеологии радикала 60-70х годов. А именно отношение к истории. Как бы историческое сочинение, пародийное, карикатурное. Прототипы можно увидеть в реальной истории России. Как история вообще видится СЩ? Есть ли у него какая-то концепция, философия истории? Заключается примерно в следующем: то что мы называем историей на самом деле никогда не существовало, однажды она могла бы начаться, но не началась, а все то что пишут в учебниках какой-то морок, поверхностные эффекты, не имеющие реального значения. Не заслуживает названия истории. Тем н менее есть шанс, что настоящая история все-таки может начаться. Не только его позиция. Почему так можно думать об истории? Для нас важны все-таки некоторые исторические аргументы. Типа так сложилось исторически... В их полемике никогда не будет таких аргументов. ИоГ начинается с призвания князя. Пародия на призвание варягов. Символ начала истории. Человечество вступило как бы в исторический, социальный период. Момент, когда люди начали создавать большие организации, началась история и в этот момент происходит какая-то катастрофа. Смена разных градоначальников, череда, а неизменными остаются сами глуповцы и их жизнь. Их положение такое же. Бессмысленные цари, полководцы, история ужасно пестрая, но реального процесса улучшения изменения положения народа не происходит. Одна история невероятно на тысячелетие отстаёт от другой. И эта история и есть настоящая. Глуповцы все время остаются на месте. Если происходит улучшение, то за ним следует ухудшение. Ждать ничего н приходится. Почему так и откуда придёт спасение? Сильные христианские мотивы. В начале заключают завет, князь вроде Авраама, патриарха, а Угрюм-Бурчеев - Моисей наоборот, не вывел из пустыни, а завел. Пришествие УБ сразу ясно, не с тем заключили договор, надо было с Богом.

Структура персонажей оч похожа на Очерки Бурсы. Есть начальство, причём многие из них просветители якобы - социальные фигуры. И глуповцы - животные, шерстью обрастают, лапу сосут. Одни находятся во власти других. Есть оч важная разница. У СЩ эти два начала разделены и все-таки противопоставлены друг другу. Начальство представляет собой не просто социальную среду, но у них есть ещё особенность. Глуповцы всегда живые. Среди начальства периодически появляются неживые - Брудастый, Прыщ и тд. Странные какие-то существа. Откуда они берутся? Кто их присылает? Что за сила, власть стоит за ними? Она подозрительна, видимо, сама имеет в себе что-то механическое и мертвое. А глуповцы всегда живое и жизненное начало. Представители власти, которая сама по себе мертва. Разоблачает свои цели. Бурчеев - живой человек, Но при этом он высшее воплощение мертвенности, механичности и тд. Мертвая власть должна относиться ко всему живому с недоверием, подозрением. В живой жизни всегда есть некоторый беспорядок, нерегулярность, который раздражает власть.

Практически все градоначальники хотят чего-то вроде хорошего, но в основе всегда желание убить, умертвить. Лучше всего видно на примере УБ - борьба с рекой. Начальство хочет победить жизнь, ввести её в механические рамки, понятные только самому начальству. Эпизод, когда УБ мечтает как будет правильно устроен город. В его планах не учитывает движение солнца, всегда стоит в зените.

Власть не нужна низачем. Нет плохих и хороших градоначальников, все должны быть свергнуты. Нет никаких компромиссов. Радикализм. СЩ видит возможность спасения только от самих глуповцы подобно Помяловскому. Глуповцы вовсе не так симпатичны, но тем не менее, они являются носителями положительного начала, с ними связан оптимизм СЩ и радикалов. То что они остаются животными, не поддаются прогрессу - это хорошо. Значит они те же самые глуповцы что были тогда. Точка выбора всегда с нами и всегда они могут сделать выбор заново У них нет исторического опыта, он не меняется - отсутствие груза, тяжести. И это хорошо. Для того чтобы заново сделать выбор, нужно полностью уничтожить этот строй, государство, этот тип отношений между людьми. Революция. Что делать дальше? Ответа нет и это принципиально важно. Если мы планируем находясь в этом мире, утопические планы, мы в чем-то уподобляемся УБ, наши планы инфицированы. Задача живущего здесь человека только уничтожить и надеяться на то что глуповцы сами сделают выбор и сделают правильно на этот раз, потому что они живые люди. Финал ИоГ сложный - исчезает УБ, история прерывает течение свое, но в описи есть ещё один градоначальник. Как бы развилка, новый шанс... начать новую настоящую историю. Откуда глуповцы возьмут силы? Глуповцы испытывают стыд. Ужаснулись, к чему можно прийти все время подчиняясь начальству. Спасение только от них самих. Типично для мышления революционера не любить историю, считать что истории нет, а человек не изменился.

Цикл сказок был задуман ещё в 69 году, когда СЩ пришёл в ОЗ. Замысел книжки для детей совместно с Некрасовым. Н - стихотворения Русские дети, Мазай, Генерал Топтыгин и тд. Замысел не состоялся. СЩ для детской литературы оказался непригоден. Написал 4 текста, а вернулся к ним только в последние годы своей жизни в 80х годах. Сказки не оч нравились ему как жанр. Цикл под названием сказки для детей изрядного возраста. При жизни полностью не был напечатан, многие сказки были нецензурными. Такой книги не было при жизни СЩ. Детям своим не читал. Большая демократизация своего творчества - более широкие слои населения, фольклорный жанр. Если так, то ему не удалось. Сказки сложный жанр. Простота и краткость только кажущаяся. Текст сложный и требующий реальных комментариев. Например, Дикий помещик. Пародия на так называемую дворянскую оппозицию. Консервативная оппозиция реформам, Александру 2. Безобразов, Безбородко, Скорятин - издавал газету Весть и тд. Самоорганизация правых. Отстаивали преимущества дворян - право на землю и тд. Один из аргументов, что помещики более образованные, чем невежественные крестьяне. Дикий помещик мечтает, как заведёт у себя английскую машину, коров каких-то. Если не знать, что это пародия, то ускользает важная сторона текста, его значения. Писал против Скорятина. О том как один мужик двух генералов прокормил - генералы читают Московские ведомости, газету Каткова. Катков - один из самых ненавистных СЩ людей. Меткий удар - МВ были заполнены именно такой хроникой, описание обедов, праздненств. Пропускаем смысловой центр текста, важный полемический подтекст. Нашли газету на необитаемом острове - говорит насколько распространённое это издание. МВ не упоминают откуда это все берётся и что господа будут делать если мужик перестанет на них работать.

Сказки представляют собой некую энциклопедию всех тем, важных для СЩ, парад всех его врагов, во многом итоговый текст, не такой простой для понимания и требующий серьезного комментария. Настоящий шедевр, возможно в них он достиг своей эстетической вершины.

Достоевский. Экспортный товар.

Родился в 21 году в Москве. Вообще все классики 19 века, не рождались они в Петербурге, в семье штаб-лекаря в Мариинской больнице. Мариинский - для бедных, ведомство императрицы Марии Федоровны. Часть детства провёл в Москве, часть в имении? Основное образование получил в инженерном училище в Петербурге, закончил в 43 году, поступил в 37. Незадолго до этого умерла мать, потом погиб отец. Д утверждал что именно при известии о смерти отца у него случился первый приступ чего-то вроде эпилепсии. Есть сомнения в том что у него была эпилепсия. Фрейд считал что в клиническом смысле эпилепсии у Д не было, а был какой-то психический феномен, схожий с эпилепсией. Настоящая эпилепсия приводит достаточно быстро к деградации. Но нечто вроде эпилепсии у него было. Инженерное училище достаточно прославленное учебное заведение, его воспел Лесков. Повести Инженеры-бессеребреники, Кадетский монастырь. Атмосфера товарищества, бескорыстия. Творческая атмосфера. Д очень рано ощущает себя писателем. Собирается писать две трагедии: Борис Годунов и Мария Стюарт. Соперничество во-первых с Пушкиным, во-вторых с Шиллером - большая уверенность в своих творческих силах. Ничего не сохранилось. Первое законченное произведение Бедные люди, называет его романом. Это произведение вводит его в круг Белинского. Григорович показал Некрасову, Некрасов Белинскому. Начало блестящее. Напечатано в знаменитом Петербургском сборнике в самом начале 46 года причём редакторы, создатели сборника ощущали что это самое главное произведение. Выдвигается как новый Гоголь, пишут о нем восторженно, но дальше с этим кругом как-то не ладится.

Д был очень самолюбивый человек, со страшно большими амбициями, начал ощущать себя гением, когда ещё Бедные люди были не закончены. Письма к брату смешные. В Петербургском сборнике скорее была идеология - мы все не гении, мы беллетристы. Отсутствие у Д коллективизма, нежелание сливаться с толпой плюс большие финансовые претензии. Уклонение от реализма, мистицизм, то что не нравилось Белинскому. Не хотел больше считать Д гением, не хотел позволять ему вести русскую литературу куда-то не туда. Начинают его потихоньку задвигать.

Д связывает себя с ОЗ Краевского. Входит в кружок петрашевцев. Усваивает определённые идеи, становится достаточно активным членом. Впоследствии будет резким противником этих идей. Разрыв с Некрасовым, с некрасовским кругом - тяжелое время. Краевского якобы опутывает его, попадает в долги. Краевский не злодей. Действовал как обычный редактор. Авансировал, часто давал вперед. Д не надо было брать авансы, легкомысленно себя вести. 49 год - знаменитая катастрофа, арестован. На эшафоте смертная казнь заменена каторгой, а затем поселением. Один из самых драматических моментов в его жизни. Диалог с одним из осуждённых петрашевцев Спешневым? Сказал ему, что Бога нет.

Каторга, солдаты, поселение. 10 лет примерно проводит в заключении, потом только в 59 году получает возможность заниматься литературной деятельностью. Жены декабристов посещали их и подарили Евангелие. Д начинает осознавать свой опыт как позитивный. Увидел в своей каторге некие новые духовные опоры, возможность начать новую жизнь. Что Д привёз с каторги? Осмыслял своё пребывание на каторге ка копыт жизни вместе с народом.

Его поразило что между ним, образованным человеком и народом существует пропасть, что народ интеллигентов не понимает, ничего от них не ждет, никакого спасения, помощи, наоборот, относится презрительно и даже склонения ненавидеть.

Интеллигенция не может ничему научить народ, ничем таким не обладает, дело обстоит противоположным образом. Именно народ обладает чем-то таким, чему у него может научиться образованное сословие. У народа есть вера, которая одна даёт человеку подлинный смысл существования единственно возможный и которой начисто интеллигент лишен, даже если бы он хотел к нему приобщиться. Смысл веры - истинная и неистинная. ПиН - первый диалог Раскольникова и Порфирия Петровича, следователя. Новый Иерусалим - Раскольников говорит что верит, врет. То же самое с воскрешением Лазаря. Буквально верить - вот признак настоящей веры. Образованный человек может поверить в это только как в притчу. Для Д это катастрофа - духовная гибель интеллигента. А народ не испорчен образованием. Ребенок. Русский народ - великий грешник, хочет превзойти другие народы в грехе тоже. В Дневнике писателя - история о том как два крестьянина поспорили сможет ли кто из них совершить самый ужасный грех, который кто-либо может совершить. Не глотать Причастие, а выплюнуть и выстрелить потом. Появляется Христос и мужик не может выстрелить. От великого греха переходит к великой праведности. Этого мужика отличает от Раскольникова то что он не мешает добро со злом, у него никогда не возникнет такая теория как у Раскольникова. Интеллигенция утратила способность различать добро и зло, а народ нет. Народ всегда знает, что он грешен.

Современному интеллигенту надо вернуться обратно, идти на сближение с народом, но в качестве ученика, идти к народу как к источнику высшей мудрости, высшей веры. Тот путь, который Достоевский избрал для себя и который он будет исповедовать до конца жизни.

Русская литература

14.11

Достоевский. Возвращение с каторги. Довольно долго не имел возможности печататься, а какое-то время и читать. Потом сразу стремится включиться в литературную деятельность. Возвращаясь с каторги, сразу начинает писать. Первое, что он пишет - Село Степанчиково и его обитатели. Редко встречающийся тип, даже нет жанрового обозначения. Romance - внешне реалистическое произведение, комическая идиллия, нечто вроде Вудхауса, но у Достоевского серьезнее. Юмористическое произведение, идиллически мир усадьбы, в сюжете есть некоторый драматизм. Кажется, что это неожиданное произведение, но в общем-то понятное. Серьёзные задачи: в романтических декорациях изображена пародия на Гоголя. Есть персонаж Фома Опискин - приживал в доме выжившей из ума богатой помещицы, с огромным самомнением, забравший в руки все управление. Судящий обо всем невежа. Откуда взялась эта карикатура и зачем она здесь нужна? Какие у Достоевского счеты с Гоголем? Личные? Примерно в 46 году Гоголь приехав в Петерьург решил познакомиться с молодыми писателями 4-5 человек и они вспоминали, как Гоголь себя вёл. Долго заставил себя ждать, капризно требовал малаги, нелепая беседа: что пишете? вот то-то. и что и дальше будете в том же духе? да, буду. и к следующему))

Непонятен точный состав участников. По некоторым воспоминаниям и Достоевский там был и не простил Гоголю этого генеральского поведения. Но это сомнительно. Скорее всего Д обращает сразу внимание на Гоголя, потому что возобновляет свои амбиции, но несколько в другом духе. Гений приходит в литературу, чтобы стать новым в ней лицом. Гоголь - попытка занять позу проповедника, учителя жизни. Избранные места из переписки с друзьями. Гоголь сам вызвал комический эффект и неприятие. Д дистанцируется от Гоголя. Не хочет быть новым Гоголем.

Записки из мертвого дома - тема каторги. С неё началось возвращение в литературу. В целом очень в духе литературы 60 годов, но и там уже есть то, чего нет у шестидесятников. Ралигиозность, подспудно проходящая мысль о чистоте народа-богоносца и тд. Мрачный текст, много жестокости. Вставная повесть Акулькин муж.

Хочет стать литературным деятелем и начинает издавать журнал благодаря своему брату Михаилу Михайловичу. Тот тоже был литератором средненьким, кое-что писал. Продал свою фабрику, чтобы дать возможность брату издавать журнал. Журнал Время почвенническое направление. Аполлон Григорьев, Страхов, сам Достоевский там печатается, довольно популярный журнал со своей особенное позицией. В 1863 году закрыли по политическим причинам - за статью Страхова о польском восстании.

Записки из подполья - спор с теорией Чернышевского о разумном эгоизме. Человек хочет себе хорошего, а если плохого, то сам это не понимает. Сам хочу сделать себе плохое и это делает меня свободным. Теории Ч предстают как закрепощающие. Автор записок разрушает теории с помощью парадоксов, парадоксалист. Но н создаёт своих. Негативный разум. Для Д важен вопрос кто говорит, почему он этого хочет. Важно. Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов. Истоки мышления вне самого мышления. Автор записок велик в своём интеллекте, компенсирует им свою социальную ничтожность, униженность.

Тяжелое время после окончания издательской деятельности. Страсть к игре, женитьба. Игрок. Анна Григорьевна Сниткина - идеальная жена. Уехали в Европу, спасаясь от кредиторов. Тяжёлая зависимость от Каткова, Русский вестник, именно там печатает ПиН. Катков имел твёрдые принципы, позицию, часто требовал от писателей изменений, принуждал вносить исправления. По требованию Каткова дважды изменял одну из самых знаменитых сцен - Раскольников и Соня Мармеладова за чтением сцены Евангелия Воскрешение Лазаря.

Шестидесятые годы после выхода ПиН живёт тяжело за границей. Был вынужден просить людей, которые были ему не близки. С тем же Катковым вёл резкую полемику. Письма к К из Германии. Просил у Огарева 500 рублей и тот отказал. А Огарев был ужасно нищий в это время и ночевал чуть ли не в канаве. Даже у Тургенева просил. Тяжелое время, с другой стороны поездка заграницу достаточно много ему дала. Излечился от страсти. Говорил что стало не интересно, типа придумал систему чтобы можно было все время выигрывать, рису пропал.

Художественные впечатления использовал во втором большом романе Идиот 68-69 год. Целиком написан за границей, опубликован в РВ. Включает в себя очень много заграничных впечатлений и биографических интимных деталей. Может быть самый личностный роман - наделяет главного героя своей болезнью, говорит об ожидании смертной казни. Самоутверждение Д как нового учителя жизни, Идиот очень важное звено. Впервые откровенно проявил себя как проповедник и учитель. В основе замысла художественное впечатление. В основе замысла художественное впечатление от картины Ганса Гольбейна Мертвый Христос - в Базеле в музее в Швейцарии. Хорошая копия с неё висит в доме Рогожина, о ней говорит Иполлит. Горизонтальная картина, нет перспективы, ощущение что Христос лежит в каком-то ящике. Нет ни плачущих женщин, ни апостолов, ничего. Очень реалистично, считается что Гольбейн рисовал с натуры, с мертвых тел, утопленников и тд. Начало трупного разложения, язвы в тех местах где были гвозди и тд.

Впечатление от этой картины и вызвало роман, сам замысел, общий абрис. Такая книга в которой было бы все то что есть в этой картине и одновременно опровергало бы все то что есть в этой картине. Тот кто видит эту картину может лишиться веры. Христос изображён не как Бог, но как человек, с телом которого происходит то что происходит после смерти с телом любого человека. Нет никакого намёка на то что этот человек воскреснет, нет никаких символов, ангелов, неба и тд. Сама натуралистичность изображения.

Проблема не просто в самой картине, мало ли кто как изобразил Христа, а в том что картина истинна, правдива. Если мы представим себе, что был такой человек Христос, то и на самом деле он должен был выглядеть примерно так. Как глядя на это тело апостолы могли верить, что этот человек Бог и что он все равно воскреснет?

В этом романе ставится одна из важнейших оппозиций зрения духовного материалистического. Обычный образованный человек видит только то что видят его глаза и подсказывает разум. Не способен видеть за пределами материального мира, но это не значит что нельзя видеть по-другому. И на эту картину можно вскипавши смотреть и видеть Бога. Это воплощено в Мышкине. Эпилепсия символизирует некий иной способ видения мира. Сам припадок, приступ и состояние перед ним очень важно. То что воспринимает человек во время или перед припадком. Границы зримого чувственного совершенно разрушаются и человек вступает в какие-то сверхчувственные сверхчеловеческие отношения с миром, проникает в суть вещей. Проводится прямая ассоциация с пророчеством. Говорится что Мухаммед был эпилептиком.

Интеллигенция утратила эту способность духовного видения, духовной проницательности. Д пишет роман для таких людей, которые склонны видеть смерть Христа, но не его воскресение.

Богоподобный человек - идиотизм, какой-то мрак. В романе торжество безумия, смерти над жизнью, Аглая вообще выходит замуж за поляка. Мышкин сходит с ума окончательно. Но при этом Д делает роман оптимистическим. Посмотрите на мертвого Христа и останьтесь с ним. Вызов для современного человека, который заставляет его не убежать, не остаться атеистом, но обрести веру.

Проблема с эпилепсией - ищет материалистическое основание для духовного начала. Болезнь имеющая материальную физическую природу. Распад материи. Духовное прозрение или галлюцинация? А что делать если у меня нет эпилепсии? к Свидригайлову приходят призраки и он сам отвечает: если призраки приходят во время болезни, означает ли это что их не существует? Если призраки приходят во время болезни это не значит что они сами симптомы болезни. Просто это условия при которых они приходят.

В чем тогда разница между Свидр и князем Мышкиным? Болезнь мозга может быть у любого негодяя. Кому даётся дар озарения, пророчества и за что? Вопросы которые ставит Достоевский шире и сильней чем его ученик. Сами вопросы интересней чем ответы.

Идиот укрепил репутацию Д как писателя, хотя в 60е годы он ещё не был первым писателем.

После И наступает кризис, они всегда наступали, трудно начать новую вещь. Следующий текст - ряд замыслов. Роман-эпопея под названием Житие великого грешника в пяти томах. Замысел остаётся нереализованным, какие-то заметки, детали перекочевывают в другие романы. Неудача с этим замыслом показательно - Д не мог реализовать этот замысел, Д хотел перейти свои границы, заняться тем чего он не умеет. Граница возможностей, способностей. Д не умел показывать человека в развитии, его становление. То что в высшей степени умел Толстой. Только какие-то вспышки в прошлое - Раскольников. То же самое про Ставрогина, не говорится о его становлении. Герой убран вообще из повествования, о нем просто доходят слухи. Не знаем как дошёл до жизни такой.

Пришло на помощь нечаевское дело 69 года. Убийство студента Иванова группой Нечаева. Сложная фигура, своего рода политический авантюрист. Создал очень законспирированную организацию. Был придуман специальный кодекс революционера: отказ от любых привязанностей, ценностей ради идей революции. Убили человека, который пытался выйти из этой организации - чтобы скрепить организацию. Громкое дело, ужаснуло общество и бросило очень плохой свет на революционные организации. Убили своего, не губернатора или царя, и просто потому что он решил уйти из организации. Сам факт. Обьединение революционеров предстало не как обьединение людей с общими целями, а как какая-то мафиозная организация. Опсность исходит не только от правительства, а от ваших собственных собратьев, они ваши потенциальные убийцы. Д начал новый роман ещё за границей, а потом в России закончил.

Русская литература

21.11

Роман на основе нечаевского дела. Обещает Каткову. Творческая история романа одна из самых драматичных. Пишет роман, в котором в центре должен был быть Нечаев те Верховенский. Но уже когда примерно половина романа была написана, Д решает что пошёл не туда. Нечаев слишком мелок для романа. На первый план выдвигается Ставрогин, пишет фактически все заново. Затягивает сроки, надо договариваться с Катковым и тд. В рез-те роман был закончен в 72 году, а начал печататься в 71. Один из самых реалистических романов. Все герои имеют реальные прототипы. Даже Толкаченко. Историк Рыжов. Документальность романа до мелочей. Д ездил на место преступления и тд.

Один замысел не был полностью преодолён и исследователи видят шероховатости, нестыковки. Цензура - потребовали исключить главу У Тихона - Ставрогин признаётся в изнасиловании малолетней. Катков считал слишком. Дискуссионный вопрос.

Изображение Нечаева. Д достаточно тенденциозен, несправедлив. Авантюрист, абсолютно беспринципный человек, мелковатый, человек абсолютно без нравственных ограничений, не имеющих никаких особенных талантов. Предстаёт каким-то скользким, неуловимым, бежит, бросив своих соратников. В реальности был человек с довольно сильными чертами. Действительно бежал в Швейцарию, но был возвращён в Россию - редчайший случай, когда власти Ш выдали. Был осуждён на каторгу, но негласно был посажён в Секретный дом в Петропавловскую крепость и это было существенно хуже чем каторга. Он сумел на свою сторону привлечь конвоиров, вступил в связь с Народной волей, а когда этот заговор раскрылся, его фактически уморили. И это все немного непохоже на Верховенского. Д когда писал роман не знал о судьбе Нечаева. Сознательная стратегия Д по отношению к Н и Верх. Два эпиграфа в начале из Пушкина Бесы и из Евангелия про изгнание бесов, как бесы вошли в свиней, а бесноватый исцелился.

Прямо говорит что в его намерения входит расправиться со своими врагами нигилистами, и не хочет изображать Нечаева другим. Не может написать героя одномерным, но все равно намеренно изображает их мелкими и тд. Особенность Д спорить со своими оппонентами максимально точно излагая их позицию. В Бесах этого нет. Не хочет к ним прислушиваться. Нечаева боялись. Все его вещи были сожжены - какой-то страх, где его могила неизвестно. Памфлет не только на нечаевцев и людей шестидесятых годов но и на людей сороковых годов. Степан Трофимович Верховенский - Грановский, вплоть до мелочей. Ужасно обидная карикатура на давно мертвого человека. Считался ученым, но ничего при этом не сделал. Прямо про Гр. Считался прекрасным лектором, кумиром молодежи. Связь отцов и детей. Возлагает вину на отцов. СТ конечно виновен в том каким стали Петруша, Ставрогин. В чем вина? СТ воспитывает Ставрогина в детстве, был с ним на равных, сам вёл себя как ребенок, делился всеми своими переживаниями, даже ночью будил. В чем проблема людей сороковых годов? Дешевые ценности. Утонченные, эмоциональные, чувствительные люди, все их взгляды - продукты нервов. То что получают от них дети - это не сами ценности, а неверие в них. Дети неверующих людей вырастают атеистами, циниками, пустыми людьми, авантюристами. По Дост. Ставрогин - один из самых привлекательных героев Д. Отрицательно обаятельных - сложная проблема, что делать с человеком, который не верит, в то что говорит. Ответ Д - бежать от него как можно быстрее. Внутренняя ложь и пустота таких идей, дьявольский соблазн. Роман так строится: все, кто соприкасается со Ставрогиным, все гибнут. Самый показательный в этом смысле Шатов и его семья, ребёнок Ставрогина. Все погибают из-за С. Нет чёткого прототипа. Спешнёв петрашевец, Герцен, мб Бакунин - собирательный образ. Взгляд Д на странный тип русского просвещенного космополита, помещика-революционера. Кириллов хочет подписаться Русский дворянин и гражданин мира. Так Д воспринимал Герцена. Тип русского западника, либерала сороковых годов.

Роман вызвал резкую критику. Д в этой борьбе уцелел, в отличие например от Лескова. Достоевскому сошло с рук. Имел твёрдую позицию, и так печатался в Русском вестнике, а с другой стороны что ему помогало, так это каторга. Смягчающее обстоятельство. Он может и не прав, так это ведь человек, который пострадал за народ. Какой-то диалог все-таки стремились с ним вести.

После романа Бесы он ещё не делается первым писателем. Зато после возвращения в Россию нормализуется его материальное положение. Жена взяла его дела в свои руки. В тч издательство его романов. За него начинают бороться другие журналы. Роман Подросток 75 год - был напечатан в журнале Отеч записки, те в некрасовским журнале. Идеологические противники, те с кем резко полемизировал. Просто Н больше предложил. Фактически Д достигает ранга Толстого, которому все равно где печататься. Сам за себя. Подросток более беззубый роман. Пытается описать взросление, но процесс становления человека все равно не показан. самый любопытный момент это образ Версилова. Типичный либерал западник сороковых годов, изображённый с симпатией. Отец главного героя. Примирительный роман, благостный, слегка картонный.

В 76 году Д начинает издавать Дневник писателя. Сам характеризует как журнал без сотрудников, разделов, редакции. Сам наполняет материалами разного характера, раз в месяц. Издаёт до 78 года и вот тогда выдвигается в первые писатели. Действительно становится популярным. Ему писали письма, он отвечал, публиковал. Стремился создать площадку для исследования. Д никогда не скрывал своей позиции. Диалог с читателями самых разных убеждений. Печатал там и художн произведения свои, не только публицистику, например Кроткую, но только свои. Рассуждения о том почему Константинополь должен быть российским. Все сам издавал, а проще было бы на Каткова свалить.

Потом перестаёт издавать и решает посвятить себя новому роману, был замыслен в пяти томах, а написал в итоге только один - Братья Карамазовы. Текст закончен в 80 году. Главным героем должен был стать Алёша Карамазов. Это только предыстория. Роман вобрал в себя разные неоконченные замыслы, в том числе из Жития великого грешника, разные навязчивые образы. Писатель с самым извращённым воображением из всех русских писателей, навязчивые детали. Бесы самый патологический его роман. Шайка ездит по городу, захватила власть. Узнают что в местной гостинице покончил с собой юноша-офицер, тело уже убрали, но в номере ещё ничего не убирали. Перед смертью заказал виноград, шампанское. И они стоят на пороге этого номера и решают поесть винограда. Другой эпизод украли золотой оклад из иконы и бросили дохлого мышонка. Это ужасает, но это как бы понятно, кощунство, а с виноградом непонятно - в чем надругательство над смертью. Сложно поддаётся интерпретации. Другая сложная деталь - хромая девушка, которая любит главного героя, грешника. Навязчивая деталь. Есть в Житии великого грешника. Почему хромая? Свидригайлов видит у рафаэлевой Мадонны лицо восторженной юродивой. Сумасшедшие с ангельскими лицами - ужасное впечатление.

Карамазов-Каракозов. Все в будущем, здесь мы имеем только предысторию. Роман один из самых популярных у Достоевского, популярный в тч среди философов, среди тех кого Д интересует как мыслитель.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта