Главная страница

Литература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич


Скачать 119.88 Kb.
НазваниеЛитература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич
Дата19.02.2021
Размер119.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Makeeva.docx
ТипЛитература
#177909
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Глава про эд контра, Бунт и Великий инквизитор. Если опираться на эти фрагменты, то слава Д преувеличена. Не сколько философ, сколько идеолог. Не настоящая философия. Бунт - Иван К в Бога верит, но мир созданный им не приемлет, потому что невинные дети все равно страдают. Теодицея - проблема оправдания Бога. Почему существует зло. Д как неофит решает её очень легко и отрицательно - Бог либо не всемогущ, либо не благ. ИК выбирает, что он не благ и мир его не благ неприемлем. Поэма об инквизиторе как бы развивает его мысли. Инквизитор упрекает его что он неправильно любит людей: людям нужны чудо, хлеб и власть. Христос же отвергнув соблазны дал человеку свободу выбора. А это непосильно. Инквизитор хочет его сжечь потому что они уже давно дали людям то что им нужно.

Вопросы великого инквизитора заранее ясные, решённые за человека - не философские вопросы. Ненастоящий, игрушечный выбор. Ясно что все должны предпочесть хлебу царствие небесное. Такие вопросы выгодны тому у кого хлеба много. Неправильно понимает христианскую свободу. Ложное понимание, ведущее к разным непониманиям и опасностям. Настоящую религиозную свободу Д лучше видел в Идиоте, может быть в ПиН. Свобода заключается в вере в воскресение. Даже смерть не имеет над вами власти. Великий Инквизитор - следствие бунта. Первая содержит тезис бог не всеблаг, второе - что с этим делать, отстранить Бога и стать таким же как он. Как связан весь этот фрагмент с самим романом.

С одной стороны в романе вполне типичная для Д история - убийство, хотя в отличие от других романов мы до конца не знаем кто убийца. Своеобразие в том что это отцеубийство и это имеет решающее значение. Условно четыре брата, включая Смердякова. Если расставить этих братьев по их возможности убить отца, то получается однозначная картина. Реальный физический убийца Смердяков. Дмитрий не может совершить убийство по этим мотивам, только в состоянии аффекта. Алёша мог бы, он тоже Карамазов. А подлинный убийца Иван Карамазов. Духовный убийца, вдохновивший исполнителя. Прямо принявший участие - уезжает и оставляет убийцу со своей жертвой наедине. Как связаны убийство отца и идеи Ивана Карамазова. Убийство в душе, ручки не марает. Разрешил в своей душе, направил убийцу на жертву, отца. Почему? Не испытывает к нему особой ненависти. Убийство сына, принесение в жертву - сакральный поступок, учреждает Новый Завет, новую веру, божественный. Убийство отца - противоположный демонический акт. Не просто убийство отца, а убийство Бога и его необходимо совершить, исходя из идей ИК. Убийство Бога надо совершить в своей душе. Любимый парадокс Достоевского - жалость, неспособность выносить страдания детей, приводит к убийству. У Д уже это было - сон Раскольникова знаменитый, лошадку заимствовал у Некрасова. Тоже отец у Р появляется и ведёт себя не так как ожидает мальчик - не пытается вмешаться, не спасает жертву. Сон об истоках идей Раскольникова и о разочаровании в Боге. Бог не хочет вмешаться, допускает страдания невинные. Ладно дети, а лошадка то чо. Любить людей, но не верить в Бога - отсюда рождаются такие ужасные идеи. Когда люди на себя берут функции Бога. Как правильно - как старец Зосима. Носитель правильных идей. Тоже любит людей, но не разъединяет это с верой и любовью к Богу.

Последнее самое триумфальное его выступление связано с пушкинским праздником 80 года, произнёс известную речь, проникнутая почвенническими идеями. Произвела сенсацию. Специально возобновил Дневник писателя, для того чтобы опубликовать свою речь. На следущий год умер и умер триумфатором. Похороны выдоились в манифестацию.

Русская литература

28.11

Толстой. Родился в 28 году, принадлежал к достаточно старинному роду. Родился в Ясной поляне. По отцу самым известным предком был граф Толстой, дипломат эпохи Петра 1. Мать была из рода Волконских. Достаточно быстро осиротел, воспитывала тетка. Семья довольно большая - несколько братьев, жили дружно: старший брат был большим авторитетом, довольно рано умер.

В детстве был сентиментальным, плакса. Учился в казанском университете, менял факультеты: был на юридическом, поступил в 43 году, не продержался и двух лет. Там познакомился с философией Просвещения, теориями права. Не закончил университет и в 47 году непонятно чем занимается. Ведёт праздный образ жизни. Очень увлекается картами, проигрывает много денег, фактически проиграл Ясную поляну. В результате в 51 году, спасаясь от долгов, уезжает на Кавказ. Там продолжалась война и Толстой там успешно сдаёт экзамен, поступает юнкером на военную службу. Принимает участие в боевых действиях на Кавказе. После начала Крымской войны участвует в обороне Севастополя и до конца августа 55 года находится там и принимает участие в наиболее драматических эпизодах этой кампании. Повесть Детство. 52 - пишет и отправляет в журнал Современник под криптонимом инициалы ЛН. Просто так отправил в конверте. До этого писал много и писал дневник ещё в университете. Вообще дневник вёл постоянно. Стремление все записать. Традиционно считается что ранние его дневники - его первая писательская лаборатория. Вырабатываются его художественные приемы.

Несколько линий, направлений работы в дневнике. Знаменитые длинные списки предписаний себе. Проекты по улучшению самого себя. Что надо делать, чтобы стать лучше. А потом пишет почему он не достиг этих целей. И такой происходит анализ. Два предела - план и почему он не осуществился - постоянный самоанализ. Сложный толстовской психологизм, даже морализм. Почти микроскопические подробности. Пристальный взгляд на внутренний мир человека. Это проявилось и в первой повести, которую он написал. Отправил, несмотря на то что был совсем неизвестный. Некрасов не заплатил гонорара, за первую работу не полагалось. Потом заплатил в порядке исключения, потому что Т скандалил. Сильно пострадало от цензуры.

Потом пишет продолжение - Отрочество и Юность. Севастополь даёт материал для новых произведений - Сев рассказы, тоже печатает в Современнике, приносят ему ещё более широкую славу. Горячая тема. Т удалось выделиться из потока.

Уходит в отставку в 56 году. Был недоволен начальством, тем как его обошли, не дали ордена Георгия. Его давали только за военные заслуги - единственный орден, который стоило получить. Не оценили его храбрости. Единственный орден, который давали простолюдинам.

Огромный запас наблюдений, образов - отразились не только в Сев рассказах, но и в дальнейших произведениях. Т был артиллеристов. Описания в Войне и мире - взгляд артиллериста с батареи. Батарея Тушина, Раевского.

Приезжает в Петербург, входит в круг литераторов. Очень его ждали и приняли с распростертыми объятиями. Подружился с Тургеневым, с Некрасовым, Боткиным и тд. Ореол надежды русской литературы. Тянули его в разные стороны. Т с самого начала зарекомендовал себя как оч своенравный человек. Не хотел присоединяться ни к одному из направлений. Кавказские рассказы и повести: Рубка леса, Набег, Разжалованные, начаты были Казаки в середине 50х годов. Находится в состоянии кризиса, сложной ситуации, колеблется. Пишет странные произведения типа Два гусара, Метель Записки маркера, Утро помещика - очень хорошие, но ощущение тупика, отсутствие дальнейшего пути. На какой-то момент даже становится сторонником чистого искусства: Люцерн, Альберт.

Кризис этот разрешается как обычно у Толстого: он бросает литературу. Занимается двумя вещами: сельским хозяйством и педагогикой. Уезжает в Ясную поляну, отказывается участвовать в литературной жизни. Открывает школу в Ясной поляне. Все очень серьезно: едет за границу, ходит по школам, изучает методики. Начинает издавать педагогический журнал Ясная поляна. Что касается управления умением, тут конечно не очень у него получалось. Основной доход литературный. Перерыв в литературной деятельности.

Толстой - настоящий самородок. Вот если начинает заниматься педагогикой, то так, как будто он первый кто начал этим заниматься. Увлёкся экономикой и написал целый экономический трактат и пригласил экономистов его послушать. А они ему говорят: вот, Лев Николаич, это ж учение физиократов вы воспроизвели. Уже давно опровергнуты. Т был разочарован, а экономисты восхищались.

Вся литература для него тоже хлам, а вот он щас пришёл и все расскажет.

Возвращается к литературе в начале шестидесятых годов. Трудно протянуть отчетливую нить от одного замысла у другому. Пишет пьесу Заражённое семейство - карикатурные образы нигилистов. Не завершает. Попросил Островского посмотреть, ценил чрезвычайно, и О отсоветовал это печатать. Приходит к замыслу романа, в котором современность бы переосмыслялась с точки зрения прошлого. Моделью такого замысла является рассказ Два гусара. Нравился ему по композиции. Написать роман о возрождении декабристов. Вдохновлялся судьбой декабриста Волконского - дальний родственник. В вернулся, пережил каторгу и ссылку. Производил огромное впечатление на всех. Почти ореол святости, подвижник. Многих вдохновлял, в частности у Некрасова - поэма Дедушка. И вот его глазами должна была быть показана современность. Потом Т заинтересовывается самим прошлым, отпадает настоящее и возникает замысел романа о декабристах. И для того чтобы понять истоки декабристов надо углубляться ещё дальше в историю - постоянный регресс Толстого. Война 12 года, а у неё тоже есть причины 1805 год. Хорошо, что он вовремя остановился. Непонятно, почему с 805 года - искусственная остановка. Так и не доходит до восстания декабристов. С 65 года начинается публикация романа. Не мог остановиться, постоянно вносил новые корректуры, правки. По 68. Приносит Толстому огромную славу. После этого можно было ничего не делать, а почивать на лаврах. Писался в хорошей ситуации, женился. Взаимная любовь. Какие-то подробности, детали этих отношений отразились в ВиМ.

Источники романа - исторической конструкции и источники философии Толстого. Ощущение якобы это очень оригинальная концепция, созданная Т. Это не совсем так. Какими он пользовался источниками? Две традиции в толстоведении: одни говорят что Т использовал мало источников, например, Шкловский, очень ограниченный круг исторических документов - чтобы этот поток фактов его не подавил. А другое направление считает наоборот. Очень много источников. Ясно, что Т свободно относился к источникам - легко переиначивал, домысливал, вольно обращался. Проблемы - ещё были люди живы, которые все это видели. Серьёзные претензии к Толстому. Князь Вяземский: Александр и бисквиты. Толстой просто опирался на некоторый источник а потом домысливал.

Источники толстовской философии истории. Несколько источников: книга Бокля, английского история, социолога История цивилизации в Англии. Большой труд, был популярен в России. Универсальные законы исторического развития надо искать. Законы, которые повторяются в истории. Второй источник - труд немецкого философа-историка Риля. Упоминается у Тургенева в Дыме. Называется Естественная история народов. Концепция о различии сословий, живущих в государстве. Делил на два вида: одни динамические, в другие стабильные или статические. Динам - пролетариат и буржуазия, а стабильные - помещики и крестьянство. Последние - опора нации. Знаменитый охотничий эпизод.

Третий источник - работы князя Урусова. Стремился применить математические методы к изучению законов истории. Толстой некоторое время этим увлекался. Не лучший источник, но некоторые узнавали отголосок этих бредовых идей.

Прудон. Книга называлась Война и мир - последний трактат Прудона. Толстой заимствовал. Склонность к парадоксальному мышлению плюс антивоенный пафос. Считается что похоже на Толстого. Весь пафос направлен на то чтобы опровергнуть первый тезис: начинает словами самое лучшее в мире это война, а в конце требует запретить войны.

ВиМ исторический роман, как бы имеющий все внешние его признаки. Оч весомые соображения, в частности Эйхенбаум утверждал, что нельзя считать ВиМ ист романом и вообще ВиМ написан так, как будто никакой истории вообще не существует. Антиисторический роман. Содержание, авторский пафос - так сделан этот роман, что дата его создания не имеет значения. Но если вспомнить что начал печататься в 65 году. Роман где говорится что победили французов, патриархальность, Ростовы. Сопоставить факты. Была уже Севастопольская кампания, Николаевский режим и тд. А ВиМ написана так, как будто после 12 года никакой больше истории не было. Поразительно - как можно собственный опыт настолько игнорировать. Фундаментальный антиисторизм. Как будто Т ненавидит историю. Не верит в историю как процесс, прогресс, в исторический опыт как что-то значимое.

В отличие от своих предшественников не стремится к тщательной реконструкции прошлого как прошлого, не акцентирует то что отличается от современности, выделить специфику эпохи. Сражения не стремится выделить - например Аустерлицкое сражение. Для него важно то чем оно похоже на любое другое проигранное сражение. Какое время года? На каком участке Болконский пытался со знаменем переломить ход сражения? Т интересует не специфика. Избегает анахронизмов, резких ляпсусов. Современность тоже не представляет для него ничего специфического. Допускает ошибки именно потому, что не в этом дело.

Время течёт то медленно то быстро - Лиза беременна около года, дети растут неправильно.

Роман во многом направлен против современности. Ничего этого нету - не имеет роли в судьбе России. Игнорируются проблемы, которые интересовали в это время современников Толстого. Помещики и крестьяне, крепостное право.

Начал со случайной даты. Не дошёл до декабристов. Только в эпилоге какие-то смутные разговоры. Эта остановка тоже как бы случайна. Почему не дошёл до восстания? Писать уже было можно, не было запретной темой уже во второй половине пятидесятых. Вопрос который поставил перед собой - разрешился и восстание не понадобилось. Кто такие декабристы и в чем их феномен. Почему восстают бедные и голодные это понятно, а этим чего надо. Что нужно таким людям? И это как раз раскрывает в образах Пьера, Андрея Болконского, чем они отличаются от других, от того же Николая Ростова, который тоже человек хороший.

Николай когда проигрывает состояние Доложову в карты, когда возвращается в полк, рад, что здесь не надо жить своим умом. В отличие от него Пьер и Андрей думают сами, обращаются к себе. Периодически задают себе вопрос: а правильно ли я живу? Их не устраивает, что скажут другие. Способен принять решение, подчинившись своей душе, совести. Жизнь плоха, потому что они сами ей недовольны.

Уметь подчиниться своей совести - редкое качество, которое определило декабристов.

В эпилоге проблема: человек порядка Николай и бунтовщик Пьер. Первый руководствуется уставом и присягой, даже если начальник Аракчеев, а второй считает, что нельзя жить под начальством Аракчеева. Две позиции притом что они оба хорошие люди.

Русская литература

05.12

После Войны и мира Толстой стал первым русским писателем, живым классиком. Критика Войны и мира оказалась совершенно неадекватной. Не приняли роман. Оскорбительная критика, Толстого обвиняли в отсутствии актуальности содержания, значения для современной России. Эта ситуация приводит к очередному отказу от литературы. Увлекался как обычно сельским хозяйством и педагогикой, второе особенно серьезно.

Начало семидесятых годов. Очень увлёкся педагогикой, в том числе теоретической. Создаёт педагогическую теорию, опять увлекается яснополянской школой и создаёт свою знаменитую азбуку в это время, которая была очень любопытным текстом. Поразил современников, потому что за ним стоял Толстой. Два издания, второй переработанный более сейчас известен. Там Т исправил многие вещи. Учебник всего. Поразила та информация, которая там содержится и её количественное распределение. Некие начальные знания для младшего школьника. Например, физика. Есть такая штука магнит, одна сторона притягивает, а другая отталкивает. Из астрономии ничего. Если ласточки низко летают, то будет дождь. Из античной истории - почему гуси Рим спасли. Это удивляло на фоне других существовавших в то время азбук, вызвало резкую критику. Не столько сам характер книги, сколько та идеология, которая за ней стояла. Какая-то архаичная, враждебная. Логика такая: зачем крестьянским детям знать что вокруг чего вращается и историю древнего Рима, если в жизни им это никак не пригодится. Этот принцип вызвал резкую отповедь, потому что он предполагает, что та структура общества которая сейчас существует она навсегда сохранится. Не предполагает, что крестьянин выйдет из своего сословия. Книга воспринималась как поражающе реакционная. Появилась на фоне расцвета педагогической науки - Ушинский, его ученики. Прямо противоположно Толстому, предполагается что начальное образование даёт людям равные шансы.

Потом Толстой исправил, азбука издавалась огромными тиражами.

Забавные архаические методы обучения грамоте - слоговой вместо звукового. С ним нельзя было не считаться, слишком большой авторитет.

Азбука - попытка писать просто, максимально лаконично, попытка отказаться от громоздкого стиля. В это время читает пушкинскую прозу.

К литературе возвращается. В начале 70х годов несколько нереализованных замыслов. Отчасти кризисное состояние. Роман о Петре 1, долго думал, есть небольшие наброски. Жаловался, что долго не может найти угол зрения, а потом бросил. Случай как у Достоевского с Жвг, попытка перейти свои границы, писать о том что было ему чуждо. ВиМ - антиисторический роман, а в Петре 1 хотел написать настоящий исторический роман. Важный нюанс - негативно показать хотел Петра 1, ему не нравился. Философию Толстого трудно приложить к Петровской эпохе. Все массы решают. Петровские реформы без Петра?

В семидесятые годы противоположно: вступает в сферу современности. Анна Каренина.

Роман имеет определённые биографические основания, свойственно Толстому, много деталей его отношений с Софьей Андреевной в линии Кити-Левин. Роман биографический не только в смысле фактов, сколько переживаний, которые там отразились.

Есть такое представление, как о более частном, камерном романе. Ложно. АК - даже больший размах. Все о чем думал Т, что его интересовало, все аспекты современности, которые его затрагивали.

Страшно публицистический роман. О земстве, о судах и тд. Энциклопедия соврём жизни. Сочетание биографичности и публицистичности. Чем отличается от ВиМ?

Похоже по методу: психологическое, описания. Но специфическое в романе связано с увлечением Т философией Шопенгауэра. Фет.

Ш оказал влияние на Т:другое новое понимание проблемы зла. Пропасть между ВиМ и Анной Карениной. В ВиМ зло - атрибут какого-то поступка. Не значит, что человек, совершивший зло - злодей. как НР с Курагиным. Разведены дурной поступок и человек. Практически нет злодеев и отрицательных персонажей. Люди вроде Долохова как инвалиды. Нет системы хорошо-дурно, зло всего лишь способ обозначит какой-то поступок.

В АК Т пытается справиться с этим релятивизмом. Зло становится уже не атрибутом, а сущностью, средством характеристики. Если человек совершает дурной поступок - сама АК Совершая зло она как бы попадает в сферу его действия. Самоубийство - почему? Её приводит к самоубийству то состояние, в котором она оказывается. Мотив - как будто видит все встречных насквозь.Неспособность видеть в мире красоту, надежду. Об этом говорит эпиграф - Мне отмщение и за воздам, который относится к ранней работе над романом. Горький - Воспоминания о Толстом. Считали, что поиграв слишком упрощает содержание романа. Дурные люди появляются в АК. К тому же Каренину другое отношение, находится на стороне зла. Холодность, душевная чёрствость. Может быть похожи на героев ВиМ, но по-другому к ним относимся, не так как к Бергу, допустим.

Ещё одна важная черты, отличие. Т сталкивается с проблемой собственного психологического метода. Психологизм фактически антипод религиозной морали, потому что все хочет объяснить. Если начинаем искать причины дурного поступка, то уже встаём на его сторону, размываем моральные требования. Ещё в Герое нашего времени было. Попадаем в плен печоринских идей. В АК Т пытается это преодолеть.

Духовное перерождение Левина 8 часть. Оно не мотивировано намеренно. Здесь явно хочет быть моралистом.

АК писался до 77 года. Начал очень раздражать Т. Очень мрачный роман, который начался с линянии Каренина и Вронский, а потом все больше про Кити-Левина. О том что в мире нет абсолютных ценностей.

У Толстого закончилась семейная идиллия. Напечатан в Русском вестнике. Конфликт с Катковым, ему не понравилась восьмая часть, сатира на добровольцев. Начинаются балканские войны - очень скептическое отношение Толстого. Страшная бойня. Толстой отказался менять, а К отказался печатать. В РВ роман заканчивался на смерти АК. Критика так же не оценила. Великосветский роман. Совершенная неадекватность восприятия и такая же популярность у читателей.

Толстой снова уходит из литературы, более серьёзное дело. После завершения АК у него нет замыслов - кризис рубежа 70-80х годов. Постепенное создание нового учения - толстовства. 80-81 - изложение и проповедь этих идей. Больше увлекается этим чем литературой, которая что-то вроде стыдной привычки.

Воскресение - написан с прагматическими целями. К нему обратились духоборы. Тогда боролись с сектантами. Просили денег чтобы уехать в Канаду. А каждая страница Толстого стоила очень дорого. Надо было написать быстро, вся семья принимала в этом участие. Сам относился очень небрежно.

Учение его что-то изменяет в его творчестве. Оно в каком-то смысле само художественное произведение.

Негативная направленность. Прежде всего выступает как критик православной церкви и церкви вообще. Церковь исказила подлинную сущность учения Христа. Во главе Ц стоят какие-то негодяи и лицемеры - суд причина, и по объективным причинам тоже. Всякая религия состоит примерно из трёх разделов: онтология - ученик о Боге, сущность божества, как он создал мир. Второе - это ритуал, как с Богом надо общаться.

Третье - это мораль, этика. Что Бог хочет от человека в смысле жизни.

Что из этих сфер самое важное? С точки зрения Т самое важное это этика, в то время как Ц заменяет этику богословием, онтологией, а во вторых ритуалом. Поставила на первое место то, что второстепенно.

Главная проблема Ц что она историческая и поэтому противоположна внеисторическому универсальному смыслу учения Христа. Приспосабливает учение Х к новой власти, новому типу мышления. Унижает, предаёт подлинный смысл христианства. Почему так получается, ведь Ц якобы не отходит от Писания? Т видит проблему и в Писании тоже - много неясностей, которые требуют постоянной интерпретации. Есть буквальные вещи как Нагорная проповедь, а есть неясности. Т объявляет само Писание историческим документом. Всякие чудеса написаны для простых людей типа рыбаков, псевдоним глубокомысленные истории. Объявляет что это исторический документ и решает его очистить. свести к тем местам, котловое дают прямые, буквальные указания. Делает это, учит древнегреческий язык. Не доверяет синодальному переводу. Редактирует. Фарисеи всегда переводит как православные. Религия сведённая только к этике, вот суть учения Т. Пишет Крейцерову сонату - отрицает половые отношения и брак основанный на этом. Буквальность - это и есть основа толстовства. Все богословские суждения - пустая трата времени. Антиисторизм доходит до своего пика.

Когда Иоанн Златоуст говорит что-нибудь похожее на самого Толстого, Т в общем-то не против нго. Толстовство приобрело поклонников, превратилось в довольно мощное движение к концу века. Т превратился в вероучителя, пророка. До сих пор существует. Оказало огромное влияние на культуру, общественную жизнь. Последователями Т провозглашали себя и Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Но все-таки остаётся и писателем тоже. Два потока творчества: буйный народный, трактаты В чем моя вера? брошюрки, издательство Черткова - книги для народа. Второй поток - настоящая литература, которую он не стремился публиковать, заканчивать, относился спокойно. Крейцерова соната, Смерть Ивана Ильича опубликовано при жизни и ещё несколько. Когда посмертно опубликовали остальное, все ахнули. Вот что у него лежало! Хаджи-Мурата считал ерундой.

Жёсткий морализм - КС.

Воскресение кульминационный момент - чтение Нагорной проповеди. Весь роман подводится к этому. На более сложном уровне меняются отношения между частным и общим. Смерть ИИ - в ВиМ, АК Т как бы порывает с типизацией, создаёт очень индивидуализированные образы. Болконский, Левин, АК, Пьер. А тут перед нами человек максимально лишенный индивидуальных черт. Хозяин и работник тоже типажи. И все другие - заурядные люди, индивидуальность слабо развита или отсутствует. При этом уверены, что ни на кого не похожи. И это главный порок человечества, людей. Думают, что они индивидуальны и именно поэтому они не проживают свою настоящую жизнь.

Как смертен - к себе это не применяет. Так же и его сослуживцы.

Смерть впервые открывает человеку что он тот самый Кай, который разделяет хотя бы что-то со всеми остальными людьми. Всех людей объединяет общность смерти. Пока человек не осознаёт что смерть это удел всех людей и его тоже, так и остаётся живым мертвецом.

Родные его раздражают. Кроме слуги - единственный человек, который прямо говорит о его смерти. Говорит о смерти ИИ как о своей тоже, как о том, что ждёт его самого.

В конечномерный счёте к ИИ приходит понимание что прожить жизнь никогда не поздно начать, даже за несколько минут до смерти, главное признать свою общность с другими людьми. Шаг не к смерти, а к воскресению. Нет прямого толстовского учения, но эта повесть нащупывает больные точки в современном человеке. При жизни ИИ забывал что у него есть близкие.

Русская литература

12.12

В последние годы жизни Т пользуется огромной популярностью. Самый известный русский человек во всем мире. Огромное количество людей посещает его в Ясной поляне. Пользуется своей популярностью особенно с конца 90х годов, пытается влиять на общественные процессы в стране. Письмо к Николаю Второму после коронации. Николай устно ответил в духе, что мол большой поклонник Толстого, но государственные дела хотел бы оставить за собой.

Публичные выступления против военно-полевых судов, статья Не могу молчать. К нему прислушивались. Когда началась русско-японская война, Т дал интервью газете Таймс, где выступил с резким осуждением. Патриотизм - прибежище негодяя (не его фраза). Поднялась невероятная истерика. Россия движется по пути своего величия. На самом деле по пути Порт-Артура, Цусимы и проч.

Т пользовался своим огромным авторитетом. В 1900 году его отлучили от церкви за роман Воскресение. Литургия в тюремном храме изображена в толстовском духе. Остраннение. Из-за этого ему не дали Нобелевскую премию. Считается, что сам Нобель премию по литературе учредил только потому что был поклонником Толстого. Был известный скандал. Православная церковь таким авторитетом не пользовалась.

Его личная жизнь принимала все более тягостный характер. Сам постепенно начинал ощущать что его собственная жизнь не соответствует его учению, учит других, а сам не соблюдает, хотя и стремится. Но в этом все время чувствовалась фальшь. Не ел мяса, но суп её на мясном бульоне. Жена смотрела на все это по-другому. Противоречие. Стремилась сделать его жизнь комфортной. Дочерям нужно было приданое. Уход в 1910 году в ноябре из Ясной поляны. Маршрут до сих пор не совсем известен. Цель тоже не до конца понятна. Разорвать. Заходил в Оптину пустынь. На станции Остапово был обнаружен и скончался. Весть о смерти Т стала мировой сенсацией. Похоронен в ЯП на том месте, где они искали палочку, с помощью которого можно было сделать всех людей счастливыми.

После смерти вышли собрания сочинений.

Лесков Николай Семенович.

Родился в 31 году в Орловской губернии. Разночинец. Мать дворянка, отец дворянин по службе, напоминает базаровских родителей. Рано умирает отец, подкосило благосостояние семьи. Не смог окончить гимназию в 17 лет поступил в канцелярию, а затем перевёлся в Киев. Там живёт практически все 50е годы. Оч сказалось на его мировоззрении, сфере интересов. Интерес к славянской культуре. Очень хорошо знал славянскую литературу, особенно польскую. Чешскую, сербскую. Служит в палате. Даже не поступал в университет. Очень потом этого стеснялся. В зрелые годы производил впечатление эрудита на немногочисленных собеседников. Ездит, знакомится с разными уголками страны - запас опыта.

Переходит на службу в 57? году к своему дяде Скотту (Шкотту). У Лескова были шотландские предки. Дядя стал для него кумиром, идеалом человека. Англичанин в Запечатленном ангеле. Загон, Железная воля и тд. Англомания Лескова. Как ни странно. Англичане всегда положительные герои. Любовь к Англии в 19 веке была распространена. Крымская война отношения Л никак не изменила.

Скотт - протестантизм. Симпатия Л к строгой вере, интерес у религии. Все это время ничего не писал. Первое что он написал появилось только в 61 году и это беспримерно, экстраординарно в нашей литературе. В Киеве женится крайне неудачно. Эта женщина оказалась сумасшедшей. Потом от неё уехал в Питер, она за ним, таскалась по редакциям и жаловалась на него. Печататься начинает тоже в Киеве. Журналистские заметки на самые разные темы. Ранние произведения Л трудно обнаружить и трудно доказать. Анонимность журналиста. Дубиальные? тексты. Доказать авторство Л нельзя.

Переезжает в П в 61 году, печатается постоянно в газете Северная пчела. Вполне либеральная центристская газета. Печатается в хороших журналах не первого ряда, типа Русской речи, либеральных. В круг его друзей даже пара будущих революционеров. Постепенно от журналистики начинает переходить к художественным произведениям. Житие одной бабы 62 года пользовалось успехом, вызвало положительные отклики и поощрения. Кажется, успешное начало литературной карьеры. Но дальше происходит катастрофа - резко и навсегда изменило жизнь Л. 62 год - знаменитые петербургские пожары, Д изобразил в Бесах. Л выступил как журналист с чрезвычайно неудачным заявлением. Разнесся слух что поджигатели - нигилисты, студенты. Всплески насилия, паранойи. Л выступил со статьей, в которой обращался к правительству, чтобы то провело расследование чтобы выяснить кто виноват. Если есть студенты поджигатели, пусть накажут, а если нет то все студенчество обелят. А правильная точка зрения заключалась в том, что среди студентов не может быть поджигателей. Л подвергся резкой критике. У него ещё была отвратительная привычка оправдываться: написал ещё одну статью. Опять шквал ругательств. Л оч обиделся. Редакция Сев пчелы отправила его в командировку по Европе.

Промежуток, когда можно было остановиться. Но Л дал волю своему раздражению. 63 год роман Некуда публикует в журнале Библиотека для чтения. Оч длинный роман, в котором крайне карикатурно изображает нигилистов и революционеров. На этом завершается его литературная карьера. Антинигилистические романы писали многие люди. Но у Л пародии на конкретных людей, очень узнаваемые. Очень похоже и крайне негативно. Это было воспринято как своего рода донос, прямое обращение к правительству. Обрушился шквал негодования. Ни одного положительного отзыва. Никто не решился заступиться. Последний гвоздь забил Писарев, который сидел в это время в Петропавловской крепости. Написал статью Прогулки по садам российской словесности. Даже рецензия не на сам роман, а на очередную попытку Л оправдаться. Стебницкий? - псевдоним Лескова.

Кончилась карьера Л. Это был приговор, не подлежащий обжалования. Л считали за клеветника, пасквилянта, бездарного писаку.

Л видимо не сразу понял, что произошло. Конец 60-начало 70х годов - борьба с нигилизмом. Сатирический период, какое-то бешенство. Загадочный человек, Смех и горе. Невероятно мизантропически. Все плохо в русской жизни.

Апофеоз второй роман На ножах, тоже антинигилистический. И вот это кульминация. 70-71 год. Л не понимает, что его уже никто не слушает. Издал своё собрание сочинений два тома. Обычно это делают, когда автор пользуется большой популярностью. Переиздает произведения до 64 года и насыщает их тоже карикатурами. Соборянп - отход от этой борьбы. Туберозов Савелий - положительный идеальный герой. Засилье поляков. Донос написал. К началу 70х годов успокаивается, признает своё поражение. Пытается печататься в разных журналах, с некоторыми издателями доходит до суда. С Краевским например. Не остаётся другой возможности кроме как идти к Каткову в Русский вестник. Катков требовал от писателей соответствия своей позиции. Л от этого очень сильно пострадал. В частности финал ЗА - переход в никонианское православие, апофеоз православия. За глаза говорили с Катковым друг про друга самые неприглядные вещи. Даже пока сотрудничали.

70е годы отход от современности. Жанр хроники, обращение к прошлому - Соборяне 72 год, рубежный текст. Корни, истоки, Русское духовенство с его традициями. Очарованный странник 72 год тоже.

Соборяне - книга которая должна быть главной вроде ВиМ оказалась неудачной. Много раз менялась концепция, сказалось на окончательном варианте, много несостыковок. Неравномерно течёт время. Эти ошибки даже нельзя поменять, глубоко входят в ткано романа. Производит впечатление текста, созданного из разных кусков. Примерно три Савелия, очень разные типажи и это очень чувствуется. Нельзя принять за изменение одного человека. По частям шедевр, но в целом замысел не удался.

Поиск праведника. Знаменитый цикл Праведники, завершается в начале 80х годов. Однодум, Несмертельный голован, Пигмей и Шерамур.

Финальная книга Праведники включает в себя ЗА, ОС, Левша, Человек на часах, Тупейный художник, Инженеры-бессеребреники, Кадетский монастырь.

Концепция праведничества внутренне оппозиционная современности. Отказывается от злободневных тем, побочная тропа. Праведник у Л. Человек, который не живёт в монастыре, праведная жизнь в миру с людьми. В основе готовность жить для других и ставить интересы других выше своей собственности. Поэтому Левша тоже праведник. К 80м годам завершается альянс с Катковым, естественно разрывом. Дальше продолжается падение. Печатается в газетах или специализированных изданиях типа Русской старины. Становится последователем Толстого, принимает его учение. Сходил в ЯП пешком, пообщался с учителем. Ну от станции, конечно, не от Москвы. Т считал его оч умным и талантливым человеком, но были моменты сильного раздражения. Раздражал чрезмерностью.

Статья Л Граф Толстой и Достоевский как иересиархи? Против Константина Леонтьева, обвинял в розовом христианстве. Л дал ему отпор. При этом Леонтьев был поклонником Л, чуть ли не единственным. Изменение тематики. В 80е годы толстовские темы появляются. Новый жанр византийские легенды. Действие переносится в эпоху раннего христианства. Скоморох Памфалон - оч похоже на Отца Сергия Толстого содержательно. Праведный скоморох. Однажды пожертвовал своими деньгами ради спасения женщины из рабства.

В начале 90х годов начинает выходить его собрание сочинений в нескольких томах. Встречается с цензурными препятствиями. Л расстроил здоровье. Отходит видимо от Толстого. Спорный вопрос. Симпатия к нигилистам и революционерам. Зимний день, Загон. Теперь изображает их скорее симпатично.

Полуночники? Резко и в толстовском духе изображён Иоанн Кронштадский. ИК один из самых ярых критиков Толстого. Л взял на себя разъяснение публике, кто праведнее из них, а кто жулик.

Заячий ремиз. Ремиз карточный термин. Самое плохое поражение в картах. Своего рода автобиография, автопризнание Л перед смертью. Онофрий Перегуд вяжет чулки в сумасшедшем доме. Гонялся за нигилистом, а потом оказалось, что нигилист у него под носом, гонялся не за тем. Не хватало ему образования, чтобы разобрать, кто злодей, а кто хороший человек. Л жалел о таком начале своего пути.

Чехову говорил со слезами: молодой человек, не повторяйте моих ошибок.

Умер в 95 году.

И после смерти Л не обрёл покой. В советское время считался более низким, чем Т и Д. До сих пор нет полного собрания сочинений. 11 томов. Туда не вошли даже романы полностью.

Писал в разных жанрах. Правительство поручало ему экспертизы. Ездил, изучал старообрядцев. Написал книгу. Опровергал мысль, что старообрядцы - это потенциальные революционеры.

Документальна книга Великосветский раскол. Протестантский проповедник.

Еврей в России. Положение этой части населения России, делает вывод, что надо дать им равные права.

Долго и упорно пытался написать роман. Ряд неоконченных. Святочные рассказы, пасхальные рассказы, переводы, исторические исследования.

Так и не стал магистральным писателем, был оттеснён на обочину. Грустил по этому поводу. При этом удивительным образом реализовался как писатель.

Русская литература

19.12

Эпоха восьмидесятых годов. С 81 по средину 90х. от убийства Александра Второго до смерти Александра Третьего. От смерти Достоевского, уход Толстого из литературы и до начала выхода декадентских сборников Сологуба, Брюсова, Бальмонта и тд. В политическом смысле скучная эпоха. Время застоя. Временно было подавлено революционное движение, Россия не вела войн, атмосфера реакции. Человек в футляре. Первый царь с бородой, славянофил на троне. Заключил гибельный для династии союз с Англией и Францией. Время Победоносцева, Дмитрия Толстого, Игнатьева и разных других несимпатичных персонажей. В культурном отношении начинается расцвет Русской религиозной философии, историософии - Владимир Соловьев, Константин Леонтьев. Временный упадок политического радикализма. Некая утрата популярности позитивизма, интерес к истории. С сороковых по семидесятые годы журнал был центральным литературным органом. Здесь упадок. В 83 году закрываются ОЗ. Русский вестник продолжает выходить, но после смерти Каткова уже не торт. Хотя продолжает выходить до 1905 года. Специфические для этого времени журналы - Северный вестник умеренно-народнический и Русское богатство тоже народнический. С ними сотрудничали Михайловский, Короленко. СВ печатался Чехов, начинали символисты например, Мережковский, Сологуб. Артельный журнал?

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта