сочинение. соч. Пьер и Андрей
Скачать 33.87 Kb.
|
Пьер и Андрей Мы знакомимся с любимыми героями Толстого Андреем Болконским и Пьером Безуховым на первых страницах романа, в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер, где речь идет о предстоящей войне с Наполеоном. Толстой утверждал: "Люди, как реки..." — подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Толстой полон высокого воодушевления и оптимизма, при изображении Андрея и Пьера, близких его сердцу, они "путеводители мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя идут к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. "Ведь что же слава? — говорит князь Андрей. — Та же любовь к другим…" Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: "Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его. наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события — рождение ребенка, смерть жены — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных — единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова — "Надо жить, надо любить, надо верить" — указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой помогает ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Теперь уже князь Андрей пытается найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным. Андрей шел к понимаю вопроса, что же такое настоящая жизнь, постепенно, не раз меняя свое мировоззрение. Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 г. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: "И так же думает Тимохин и вся армия". Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю. Вначале жизнь Пьера Безухова составляли развлечения, входы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем и забывался. Пьера Безухова волновали те же проблемы, что и князя Андрея. "Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?" — на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер. Образ Безухова был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то "произвести республику в России, то самому быть Наполеоном…" Не найдя смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает "переродить порочный род человеческий". В Безухове проснулась добродетель, появилось желание помочь окружающим. В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви", поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. Его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. Настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. Только страдая, мы можем понять истинную цену тому, что у нас есть, дорожить этим. Вот что поняли любимые герои Толстого, пройдя через сомнения — нравственные вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812. Огромное значение имело для Пьера общение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. "Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими", — такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Князь Андрей погиб от ран, полученных на войне, ушел в мир иной и приобщился к божественному. Пьер нашел счастье в семейном кругу и принадлежности к тайному обществу. Образами князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в единении с родным народом, в любви к этому народу. Повстречавшись и подружившись с Платоном Каратаевым в плену, Безухов приходит к убеждению: "Человек сотворен для счастья". Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и правду, избавить народ от крепостничества и самодержавия. Юный Николенька Болконский напряженно прислушивается к его словам, и мы верим, что он продолжит дело Андрея и Пьера. Пьер герой романа Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви. Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы. Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты». Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Болконский герой романа На первых же страницах романа перед нами предстает князь Андрей Болконский. Он один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет свое предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы. Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за свое Отечество, жить не может. Кумиром для него являлся Наполеон. В своих честолюбивых устремлениях князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. И. Кутузова со знаменем в руках увлек в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свое внимание на небо, и оно вызвало в нем искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на свое прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своем герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы. После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно измененным, несколько смягченным и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для нее. Но в то же время покоя не дает мысль, что человек не должен жить для себя. Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжелого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить нужно для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где все уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего еще не закончилось в тридцать один год. Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвел на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он казался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Болконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?» Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в нее, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда, он кажется ей сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она, сама энергичная, молодая, веселая девушка. Они как два полюса, них, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь Андрей отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал ее измену. И опять чисто болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять ее. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстает тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе. Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нем патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что князя Андрея ранят, и он произносит: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Но когда Андрей почувствовал, что, смерть совсем близко, что жить осталось ему недолго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть. Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишенным недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть. Наташа В романе Толстого «Война и мир» одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни. Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Наташа не умеет ждать, ей все нужно сейчас, сразу. Лев Толстой как бы противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен никогда бы не позволила себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин. Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе. Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем, о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его». Взрослые, восхищаясь ее голосом, часто говорили, что он не обработан, хотя и хорош, но как только Наташа начинала петь, все слушали ее голос, и им хотелось, чтобы эти чудные мгновения длились вечно. Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не приняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку. Наташа — воплощение любви, любовь — сущность ее характера. Наташа — патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации. Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг? Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества. В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что, по его мнению, должно быть присуще женщине. Он дал ей все те качества, которые необходимы человеку, те качества, которые сам автор ценит в людях, и в особенности в женщинах. Поэтому Наташа — любимая героиня Толстого, автора романа «Война и мир». Наташа и Марья Читая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», мы встречаемся с очень большим количеством персонажей. Среди них множество женщин, причем самых разных: умных и глупых, божественно красивых и не особенно привлекательных, добрых и эгоистичных и т. д. Но только две из них любимы нами так, как будто мы знакомы с ними лично, участвуем каким-то образом в их судьбах и иногда разговариваем с ними «но душам». На первый взгляд, в этих героинях нет ничего общего: разница в возрасте, воспитании, привычках, образе жизни и т. д. Я хочу попробовать разобраться — что сблизило этих женщин. Как впервые появляется Наташа? Сначала мы услышали «бег… нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула», а потом «в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с пересчитанного бега, заскочила так далеко». В дальнейшем ей не раз придется совершать поступки «нечаянно, с нерассчитанного бега», и именно за это мы полюбим ее. Она переполнена жаждой жизни — вот в чем секрет ее очарования. За один только день своих именин она успевает пережить и перечувствовать столько, что другой девочке хватило бы на полгода. Она просто живет, и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет се саму Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа «мгновенно заметила состояние своего брата… но ей самой было так весело в ту минуту… что она… нарочно обманула себя» и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное «невеселым и озабоченным», думая о том, что любовь и счастье — это «глупый, бессмысленный обман». Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что «в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставит!) их меч гать «улететь в небо», как мечтала она сама. Княжна Марья — другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало «только две добродетели: деятельность и ум». У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать «в душку», как это делала Наташа. Был отец, которого она конечно, любила, но так боялась, что даже «красные пятна переливались по ее лицу». Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это — ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Она готова простить слабости всем, по только не себе. Толстой любит княжну, п, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой. Первая встреча Наташи и княжны Марьи не удалась: «Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидела свою будущую невестку, она уже были дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брага». Наташе, в свою очередь, не понравилась княжна Марья, которая «показалась ей очень дурной собой, притворной и сухою». Вторая их встреча произошла, когда Наташа ухаживала за раненым князем Андреем, и княжна Марья, узнав об этом, приехала к Ростовым в Ярославль. И что же? Княжна Марья увидела Наташу, «ту Наташу, которая в то давнишнее свидание так не поправилась ей» и через секунду «с горестным наслаждением плакала на ее плече». Она увидела Наташу и сразу поняла, «что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг». Толстой любил их обеих — каждую по-своему, хотя, может быть, Наташа была ему ближе. Но он им обеим подарил то, что считал самым главным для женщины, — семью. Ведь мечтали они об одном. Они, как все женщины на свете, желали любить и быть любимыми. |