Главная страница

Литература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич


Скачать 119.88 Kb.
НазваниеЛитература 05. 09 Михаил Сергеевич Макеев Тургенев Записки охотника, Дневник лишнего человека, Ася, Лара Мелич
Дата19.02.2021
Размер119.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLektsii_Makeeva.docx
ТипЛитература
#177909
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Завершает в 59 году - Обломов выходит в журнале ОЗ. К этому времени Гончаров уже расходится с кругом Современника, Некрасовым и отдает роман Краевскому. Обломов вызвал большой интерес, породил критические отзывы. Добролюбов - Что такое обломовщина? и ид. Пик славы Гончарова, хотя тогда была сильная конкуренция - 59 год, например, Гроза Островского.

После этого продолжает тоже работать над романом, начатым в 50е годы и завершает его в 69 году. Обрыв выходит в журнале Вестник Европы. Достаточно либеральный журнал, предложил Гончарову самую крупную сумму. Роман получил очень противоречивые отзывы и почти никому не понравился. Общая модальность была негативная. Гончаров разочаровывается в литературе и после 69 года фактически ничего не публикует, пишет небольшие работы, в основном, автокритику. Лучше поздно, чем никогда - статья 79 года. Как критик самого себя, Гончаров ужасно неинтересный. Довольно много писал о себе. Запоздалый критический этюд - Горе от ума? Очевидно, ему помогла цензорская деятельность - одна из лучших интерпретаций этой пьесы в русской литературе. Были у него и замыслы новых художественных произведений, но все осталось незавершенным. Мемуары, в тч о Белинском и тд. Незадолго до смерти уничтожил неоконченные рукописи. Умирает в 91 году, уже не считая себя литературным деятелем. Отказывается участвовать в пушкинском празднике.

С одной стороны, был похож на Обломова - замкнутый, апатичный, производил впечатление тусклого, заурядного и неинтересного человека. При этом был сумасшедшим, страдавшим очень тяжелыми фобиями, в тч манией преследования. Для писателя нормально некое невротическое недовольство окружающим миром. Конфликт с Тургеневым - дошло до третейского суда. Гончаров до конца жизни остался в убеждении, что Тургенев его ограбил. Этому посвятил большую мемуарную работу "Необыкновенная история".

Приводит факты, выдержки из писем - выглядит безумием. Не сочинил ли он сам эти письма? Хотя они сейчас включены в корпус реальных текстов Тургенева. В принципе возможно, что Тургенев что-то "украл". Хотя несколько странно. Гончаров проводит сопоставительный анализ, параллели между своими героями, развитием фабулы и тд. Бабушка-тетушка, девушка-девушка, юноша-юноша. Сходство очевидно. Семантическое что ли. Одинцова у Тургенева и Беловодова у Гончарова. Женщина-статуя, холодная, спокойная вдова. Семантически нагруженный такой объект. Рядом с ней пылкий молодой человек, пытающийся ее разбудить, вывести из состояния покоя - Райский, Базаров. Структурно одна и та же ситуация, с одинаковой символикой и похожими идеями. Берсенев из Накануне и Леонтий Козлов у Гончарова. Оба кабинетные ученые, погруженные в абстрактную науку, и которые поэтому испытывают проблемы в личных отношениях. Только у Тургенева оторванная от жизни наука - история средних веков, а у Гончарова классическая филология. Разница только больше подчеркивает структурное сходство. Базаров - Волохов, Вера - Лиза Калитина (любимый пример Гончарова). То, что Лиза уходит в монастырь - якобы его первоначальный замысел, пришлось изменить. Сходство обусловлено, видимо, не столько реальной кражей, но скорее можно говорить о типологическом сходстве. Два писателя, похожих по взгляду на жизнь, по манеру, методам и по задачам, которые они ставили перед собой - отражать действительность, современные тенденции. Нечто вроде борьбы, конкуренции. Два писателя сошлись на одном поле и победил Тургенев. Оттеснил Гончарова на второй план. За счет чего?

1. Тургенев начинает с небольших форм - рассказы, повести. Роман возникает только в 55 году, через 10 лет. Гончаров же сразу начинает с романа. Тургенев склонен к лаконичности, а Гончаров сразу нацелен на вторую форму. Проблемы между материалом и той формой, в которой этот материал будет читателю представлен. Знает, что будет роман, а про что еще непонятно, и надо ли вообще про это писать роман. Если вы хотите говорить с современниками, то тургеневский подход лучше. Умел вставлять в сознание свои четкие формулы - дворянское гнездо, отцы и дети, лишний человек, нигилизм и тд.

2. Профессионал и дилетант. У Гончарова слишком высокий уровень обобщения, он пренебрегает конкретными узнаваемыми актуальными деталями, мелочами, не стремится изучать объект, который он описывает. Если тургеневских героев узнавали, ассоциировали себя с ними, то про гончаровских героев кроме Обломова никто не принял. Никому не понравился Штольц. Общая идея, тип человека, который в основу своей жизненной философии кладет труд. А чем конкретно занимается Штольц? Служит в конторе, которая ведет торговлю с заграничными фирмами... Абсолютно не выразительно, для Гончарова не имеет значения, чем он занимается. А для критиков и читателей это было важно. То же самое Марк Волохов - чо то яблоки ворует, деньги в долг берет, а обязательств на себя не берет. Рецензия на Обрыв, статья "Уличная философия" Салтыкова-Щедрина. Человек, который хочет "разорить", разгромить какую-то идею, было бы неплохо, чтобы он чо-то о них узнал. Так судит улица. Утрированно, но по сути правильно. Непонятно, кто такой Марк Волохов - нигилист, народник... в чем его идеи. Современники не узнавали тех, кого хотел изобразить Гончаров.

3. Тургенев писал быстрее. В этом случае это ужасно важно. Роман должен выходить тогда, когда эти типы еще существуют, пока проблемы актуальны. В этом смысле Тургенев всегда попадает вовремя, очень точно, его горячо обсуждают и тд. А Гончаров и тд. Попал вроде с Обыкновенной историей - 47 год - остаточная полемика с романтизмом. Обломов опоздал примерно на десять лет. В 59 он был менее актуален и обсуждался по-другому. Обрыв опоздал примерно на 15 лет, вышел в 69 году. А замысел возник примерно в 55 - борьба между чистым направлением и реальным направлением. Роман, где главный герой художник и тд - был бы знаменем чистого искусства, это было бы точное попадание. Был бы совсем другой эффект. В 69 году это вообще никому неинтересно. Какая-то преждевременная ностальгия по крепостному праву.

Первый роман - ОИ - 47 - Современник. Принес славу. Наиболее схематичный роман Гончарова. Меньше лишних деталей, гармонично построен. Романтик, мечтатель Адуев Александр и прагматик, практик дядюшка. Антитеза. Ожидаем, что произойдет какая-то рокировка. Изменятся к концу, сразу понятно. Пройдя через несколько любовных историй, Александр становится все более прагматичен, холоден, циничен. Проблема в том, что это только верхний слой текста, который может привлечь читателей. Антитеза на большей глубине другая. Это не просто противостояние романтика и практика, это антитеза двух отношений к жизни: поверхностное и глубокое (младший Адуев), серьезное отношение к бытию (старший). И на самом деле рокировки не происходит, они остаются самим собой. Старший Адуев не чужд высоких вещей, но он требует серьезного, сознательного отношения к жизни. Младший жалуется, что встретил друга и тот повел себя не так, как тот ожидал. Увидев, что Адуев грустный, предлагает ему деньги. Святое возвышенное чувство дружбы оскверняется низменно материальным. А дядюшка наоборот говорит: настоящий друг. Бросаться на шею каждый может, а вот деньги предложить - нет. То, чего хочет Александр - это поверхностное, деньги здесь имеют в том числе метафорический смысл. Не в деньгах самих дело, это знак серьезности. Чувство чего-то стоит, когда оно подтверждено чем-то реальным. Гарантия того, что ты действительно друг, который не предаст и тд. Дядюшка говорит Александру, что если ты будешь поэтом, ты не проживешь. Деньги - мерило серьезности отношения публики к литературе. Дядюшку радует, что публика стала отличать плохих поэтов от хороших и давать хорошим материальное вознаграждение. Проблема Александра Адуева не в том, что он поэт, а в том, что он плохой поэт. Требует от публики сознательного серьезного отношения к поэзии. Дядюшка в конце не становится младшим Адуевым, он сталкивается с реальным вызовом и его отношение к этой проблеме и его поведение вполне органично. Адуев младший становится как раз черствым и циничным, потому что он поверхностный.

Обломов.

Обрыв. 1869 год. Очень похож на все тургеневские романы вместе. Везде любовь, мужчины духовное начало, в женщине дух соединяется с телом? Образ бабушки. Что-то, чего нет у Тургенева. Играет очень важную роль в сюжете, хотя как бы второстепенную. В финале неожиданная параллель Россия как бабушка. Не мать, а бабушка. Большая глубина Гончарова. Бабушка - специфическая фигура в русской жизни, которой нет в других европейских культурах. Отличается от роли матери. Мать с одной стороны очень любит ребенка - любящее начало, но сама она его не может защитить, потому что она самая слабая в семье - позиция невестки, сама страдает. Образ матери вошел в русскую культуру именно таким. Требует нашей заботы. Россия как бабушка - более позитивный образ. Тот, кто нас балует и защищает. Еще хорошего в этом романе сами рассуждения об искусстве, хотя они и были совершенно неактуальны. Райский - дилетант, это встречалось у Тургенева в Асе. Эпизод, когда Райский сидит дома и слышит, как его сосед учится на виолончели. Учит один сложный пассаж. Собирается закрыть окно и вдруг слышит, как этот человек преодолел трудность, то чего не хватает Райскому. То, как связано в искусстве вдохновение и труд. Способность трудиться, способность самоотдачи. В искусстве очень много труда, черной нетворческой, невдохновенной работы. Но без нее невозможно никакое искусство. Русский человек талантлив без меры, но он ленится. Мысль Гончарова: вдохновение хорошо, надо заняться трудом, каким-то делом, ставить перед собой задачи и выполнять их. Но эти идеи были выражены неактуальным языком, никто эти аллегории не хотел прочитывать. Не то было время, чтобы такой смысл кто-либо потрудился из этого романа извлечь. Гончаров тонко разбирался в искусстве и в романе много ценных хороших суждений об искусстве, но они не были извлечены современниками.

03.10

Бродский: you are again

Александр Иванович Герцен родился в 1812 году в Москве, оказался в центре исторических событий. Книга воспоминаний начинается уже с рождения. Для Герцена это было очень важно, символично. Рождение связало его с историей России. Незаконный сын помещика Яковлева и немки Генриетты Луизы Гааг? Воспитывался в доме Яковлева, считался его воспитанников. Эта незаконнорождённость в конечном счете никак на нем не сказалась, но его задевала. Получил часть наследства и тд. То, что его задевало отражается в его произведениях - например, Кто виноват. Для него незаконнорождённость во многом стала первым прозрением. Непонятность собственного положения в доме отца, непонятное положение матери. Первое знакомство с сословными предрассудками, барьерами и тд, первая несправедливость. Был очень любимым сыном, получил хорошее образование, знал минимум три языка странного возраста. Важным событием его жизни было восстание декабристов. Не был свидетелем, но какие-то отголоски до него дошли. Был потрясен, сочувствовал этим людям и в 26 году они вместе с другом Огаревым на Воробьевых горах поклялись продолжить дело декабристов. В 29 году поступает в Московский Университет и заканчивает его в 33 году. Математический факультет. Считал что математика дисциплинирует ум и приучает его к строгому мышлению. Уже в университете сложился знаменитый кружок Герцена-Огарева. Примыкали позднее Кетчер, Грановский и тд. Выпивали, конечно, но читали еще книжки, обсуждали их. Фихте, Канта, Шеллинга и тд, и неожиданно французских утопистов - Увлечение социалистическими утопическими идеями. Сен Симон. В 34 году участники этого кружка были арестованы по какому-то нелепому обвинению, вероятно вызванного паранойей Николая Первого - страх перед любым сборищем. Были отправлены на гауптвахту, а затем Герцен был сослан сначала в Пермь, а потом благодаря ходатайству авторитетных людей - втч Жуковского - был переведен в Вятку. В 37 году во Владимир, в 40 вернулся в Москву, потом в Новгород, а в 42 опять вернулся в Москву и больше в ссылку не уезжал. Ссылка была важным периодом в жизни. Встречает важных для себя людей, в частности довольно подробно описан архитектор Видберг - руководитель первоначального проекта храма Христа Спасителя, который должен был стоять на Воробьевых горах. В ссылке оказался из-за негодяев, которые свалили на него свое воровство. К такому же типу как Видберг принадлежат художник Иванов в Былом и думах и Чичерин? Носители взглядов, которые Герцен ощущает как глубоко антагонистические. но при этом он уважает их как людей. Способность уважать серьезные убеждения. Уважение к чужой мысли. В ссылке прочел первое философическое письмо Чаадаева - оч важный документ, начало русского западничества. Герцен становится западником надолго. Встречался с Чаадаевым, дан его очень сочувственный портрет. Во Владимире женится. Женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной? Случай похожий на Жуковского. Тайно обвенчались, оч романтическая история и тд. Сильный и эффектный эпизод в Былом и думах. Наталья Александровна была культовой фигурой чем-то вроде предшественницы Прекрасной дамы - ЛД Менделеевой. Для этого круга была предметом поклонения. Женщина будущего, предел их мечтаний. В конечном счете это сыграло большую роль в ее жизни. Привыкла к очень большим инвестициям в себя, быть на передовой и тд.

Возвращаясь в Москву, Герцен входит в круг Белинского и Грановского, начинает как все читать Гегель. Часть кружка западников, гегельянства. Отчаянный гегелизм. Штудировали не только Гегеля, а второстепенных и третьестепенных его комментаторов. Все прогонялось через гегелевские категории. Шел гулять в парк - предавался пантеистическому чувству единства с природой. Герцен описывает с иронией, но одновременно относится к этому очень серьезно. Прочитал Феноменологию духа. Вот я вас спрошу: а вы читали Феноменологию духа? Точнее, это неправильный вопрос: а смогли бы вы прочесть хотя бы одну страницу Феноменологии духа? Другой склад ума - умение принимать абстракцию как реальность. К философии относились ужасно серьезно. История женитьбы Боткина, критика. Влияние Гегеля на русскую мысль было колоссальным. Самое главное, чему Гегель научил русских людей это трансцедентности. Научил мыслить существующее положение вещей не как единственно возможное. Дл Герцена учение Гегеля было предельно революционным. Для Герцена философия Гегеля - это алгебра революции. Гегель в своей философии якобы с математической точностью доказывает необходимость революции. Публикует циклы Дилетантизм в науке и Письма об изучении природы в 42 и 43 году. Искандер - псевдоним, печатались в ОЗ. Пишет об истории науки, исторических открытий. Великие мысли и великие открытия есть такая же часть истории как настоящие исторические факты. История мысли на первый взгляд более эфемерна. Особенно если эта мысль не признана современниками. Но она всё равно уже стала историческим фактом. Лишь бы она была истиной. Типа Коперник. Одна из важнейших гегельянских концепций. В 46-47 выходит его роман Кто виноват и две небольшие повести Сорока-воровка и Доктор Крупов. Но сам понимает, что беллетристика - это не его предназначение, хотя его хвалят. Сознательно решает от этого отказаться. Кружок западников выглядит единым, пока не наступает кризис в Соколове в 46 году - раскол. Герцен снимал усадьбу на лето. Там собирались вот эти западники. Возник спор: Герцен-Огарев, а с другой стороны Грановский. Великий западник, преподаватель Университета. Спорили о Боге. Герцен еще в период ссылки во Владимир приходит к атеизму. Грановский и часть западников с ним вместе не могли пойти так далеко. Отказаться от того что есть что-то превосходящее границы этого мира. Примерно с этого момента намечается деление на либералов и радикалов. Герцен решает отправиться за границу - январь 47 года. Думает что едет в путешествие, но в Россию больше он никогда не вернется. В Европе очень хорошее время - революционное движение разного масштаба. Принимал достаточно активное участие. Результат волнений стал для него огромным разочарований. Революции были подавлены, ничего не изменилось. Его поразила роль буржуазии, третьего сословия. Когда-то было революционным, а потом резко стали консервативными. Национальная гвардия, которая расстреливает революционеров и тд. Разочарование в Европе. Начинает испытывать больший интерес к России. С того берега. Письма с того берега. Пессимистические по отношению к европейской цивилизации тексты.

50 год - российское правительство требует вернуться в Россию для объяснений Г отказывается и становится политическим эмигрантом. Николай 1 хотел наложить вето на его наследство, а тот обратился к Ротшильду и победил в заочной борьбе. А 51 году принимает подданство Швейцарии, становится гражданином швейцарского кантона. Такой поступок был очень редким и вызывал крайне негативные ассоциации. В Бесах Ставрогин становится гражданином кантона - однозначно Герцен. В 51 году погибли его мать и сын - пропали без вести во время кораблекрушения. Сын был глухонемой и особенно любимым.

В 52 году происходит то, что называется семейной драмой. Наталья Александровна влюбляется в друга Герцена немецкого поэта Георга Гервига, который сам был женат. Ближайший друг Герцена, революционный поэт. Герцен его с женой фактически содержал. Эта история приобрела шумную известность, стала публичной. Герцен хотел какого-то третейского суда и тд. Закончилось разрывом с Гервигом и смертью НА. Очень драматическая история, в которой общественное мнение было скорее против него. Домашний тиран. Эта история фактически заставляет Герцена начать мемуарную книгу. Задача первоначальная - объяснить свою позицию в этой истории. В 52 году потеряв жену, разочаровавшись в Европе, буржуазии, Герцен переезжает в Великобританию, поселяется в Лондоне - любимый город. Диккенсовский Лондон. Решает он что? Обратить внимание на Россию. Думает, что в России будут осуществлены идеи братства и тд. Крестьянская община как прототип социалистического общества. Русский народ и социализм, статья. В 53 году создает Вольную русскую типографию, начинает издавать сборники, произведения запрещенные в России. Самые знаменитые - Голоса из России, несколько. Перевозят в Россию, распространяют. В 55 году начинает издавать альманах Полярная звезда. Очень значимое название. Это альманах, который издавал Рылеев в 20е годы и который прекратил свое существование вместе с Рылеевым. Продолжает дело декабристов. На первой странице альманаха - пять профилей. Альманах пользуется популярностью. Еще более периодическое издание с 57 года - ГАЗЕТА Колокол. Очень тонкая бумага, чтобы было легко большими пачками прятать и перевозить. Пик популярности Герцена в России и его влияния. Все читают, от гимназистов до царя. Опасное издание, его боялись. Достаточно большое количество корреспондентов в России, которые туда писали. Попасть туда боялись губернаторы. Среди корреспондентов явно были какие-то очень высокопоставленные люди. Подозревали Головнина, министра народного просвещения. Довольно скучное издание - писал о земельной реформе и тд. К Герцену надо было обязательно съездить, если едешь за границу. Популярность продолжалась примерно до шестидесятых годов. Первый удар - завязал полемику с разночинцами, Чернышевским, Добролюбовым - новым революционным поколением. Не понравились наезды на людей сороковых годов. Эти испугались, Чернышевский даже в Лондон скатался. Но потом Герцену самому пришлось искать с ними компромисса. Второй удар - польское восстание 62 года. Герцен занял пропольскую позицию, но не всё так считали. Очень сильный оппонент Катков, выиграл полемику. Где-то с 63 года закат Колокола, в 65 переводит типографию в Женеву и сам туда переезжает, а в 67 Колокол закрывается. Последние годы жизни - осложняются личными обстоятельствами. Еще один сложный союз: Герцен влюбляется в жену Огарева, его ближайшего друга и соратника. Становится его гражданской женой. Сложность исходила не от Огарева, он был человеком добродушным. Проблема была в ней. В Тучковой-Огаревой. Она была, видимо, женщиной ненормальной. Писем сохранилось страшно много. Они как люди сороковых годов писали длинные письма. Проблема для нее была в неясности ее положения, положения ее дочери от Герцена. Тучкова-Огарева была конечно попроще женщина, судя по ее письмам... Требовала, чтобы Герцен признал дочь Лизу. В результате она добилась своего: Лиза стала Герцен и покончила с собой через год после смерти Герцена. Швейцария становится центром политической русской эмиграции, шестидесятников, с которыми Герцену не удалось найти общий язык. Чувствовал себя ненужным. В 69 году переезжает в Париж. Уже практически живет как частный человек. Умирает в 70 году в Париже. В целом было ощущение что хоронили деятеля из прошлого... Не дожил одного года до Парижской коммуны.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта