Вергилий. Анализ. вергилий. Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера
Скачать 16.55 Kb.
|
Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера. "Илиада" и "Одиссея" всегда являлись в древности образцами эпопеи, и каждый поэт, создававший большое эпическое произведение, считал своим долгом примкнуть к гомеровской традиции. Как Одиссей рассказывает о себе на пиру у царя Алкиноя, так и Эней повествует о своих скитаниях и гибели Трои на пиру у карфагенской царицы Дидоны. Одиссей спускается в царство мертвых, в преисподнюю нисходит и Эней. В "Илиаде" даются сцены кровавых сражений и единоборств знаменитых героев, во второй части "Энеиды" даны подобные же описания. Олимпийский план есть в той и другой поэме. Трагическое мировосприятие отличает "Энеиду" от светлых жизнерадостных поэм Гомера с их стихийным реализмом. Но гуманизм поэм Гомера характерен и для эпоса Вергилия. Римский поэт, преклоняясь перед законами рока, в то же время с сочувствием, теплотой и тонким пониманием раскрывает внутренний мир героев. "Энеида" отличается сжато-напряженным характером, который заметен почти в каждой строке поэмы: то это сам художественный образ, пылкий и сдержанный одновременно, то это какое-нибудь краткое, но острое и меткое словесное выражение. Подобного рода многочисленные выражения стали поговорками уже в первые столетия после появления поэмы, вошли в мировую литературу и остаются таковыми в литературном обиходе до настоящего дня. Этот крепкий художественно выразительный стих поэмы виртуозно использует в смысловых целях долготы там, где мы ожидали бы краткий слог, или ставит в конце стиха односложное слово и тем его резко подчеркивает; встречаются многочисленные аллитерации и словесная звукозапись, о которой имеет представление только тот, кто читал "Энеиду" в подлиннике. Такая напряженность и максимальная сжатость, лапидарность стилистических приемов характерны для "Энеиды": «Столько по воле ее претерпел превратностей горьких, Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?» Все своеобразие художественного стиля Вергилия в том, что у него мифологизм неотличим от историзма. Историей наполнено у Вергилия решительно все. Происхождение Рима, его растущая мощь и возникший в конце концов принципат - это те идеи, которым подчинен почти всякий художественный прием у него, даже такой, например, как описание или речь. Однако этот историзм не следует понимать как только объективную идеологию или как только объективную картину истории Рима. Все эти приемы объективного изображения глубоко и страстно пережиты Вергилием; его эмоции часто достигают восторженного состояния. Поэтому психологизм, и притом психологизм потрясающего характера, является тоже одним из самых существенных принципов художественного стиля поэмы: «Страх пред грядущим томил богиню и память о битвах Прежних, в которых она защищала любезных аргивян» «Энеида» Вергилия – произведение, достойное восхищения. Оно вмещает в себя красоту языка, историю и психологизм. Все это мы можем прочувствовать с самых первых строк.: «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои — Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Лавинийским.» Уже в первом эпизоде автор дает своему читателю огромное количество информации, предшествующая жизни описываемого героя: «Долго его по морям и далеким землям бросала Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны. Долго и войны он вел, — до того, как, город построив, В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян, Города Альбы отцы и стены высокого Рима.» В данном эпизоде мы можем почувствовать и отношение Вергилия к окружающим и судьбе персонажа: «Правят свой путь между тем энеады усталые к суше — Лишь бы поближе была! — и плывут к побережьям Ливийским.» Язык Вергилия богат на сравнения, эпитеты и метафоры. Все это помогает читателю «оказаться в гуще событий». Мы можем представить себе природу до мельчайших подробностей, что, безусловно, является заслугой автора: «С той и с другой стороны стоят утесы; до неба Две скалы поднялись; под отвесной стеною безмолвна Вечно спокойная гладь. Меж трепещущих листьев — поляна, Темная роща ее осеняет пугающей тенью.» Очень удачно Вергилий вплетает и психологизм. Переживания героев тесно переплетаются с ощущениями читателя. Мы переживаем за персонажей: «Ведомы вам; так отбросьте же страх и духом воспряньте! Может быть, будет нам впредь об этом сладостно вспомнить. Через превратности все, через все испытанья стремимся В Лаций, где мирные нам прибежища рок открывает». «Энеида» Вергилия, безусловно является очень ценной литературной работой. |