Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

  • 3.Образ Печорина в новелле “Бэла”

  • 4. «Лишние люди». Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

  • Мертвые

  • Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза»

  • 8. Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе «Гроза»

  • ответы к зачету по литературе. 1. Евгений Онегин тип лишнего человека в русской литературе Кто же такой лишний человек


    Скачать 109.72 Kb.
    Название1. Евгений Онегин тип лишнего человека в русской литературе Кто же такой лишний человек
    Дата09.12.2021
    Размер109.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к зачету по литературе.docx
    ТипДокументы
    #297883
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.Евгений Онегин – тип «лишнего человека» в русской литературе

    Кто же такой «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически.

    Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания.

    Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.
    2.Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

    Евгений Онегин получал домашнее образование, вполне сносное по тем временам: отлично владел французским, поверхностно разбирался в латыни, читал книги по экономике. Он равнодушный, спокойный, циничный, высокомерный, холодный, ленивый, беспринципный.

    Онегин видит любовь как ненужное чувство, простое и низменное, оно связано с предательством и изменой. Он сердцеед и ловелас, не верит в настоящую любовь.”…рано чувства в нём остыли”. Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.(“друзья и дружбы надоели”)

    Ни в чтении, ни на писательском поприще Евгений не нашёл себя, ему “тошно” от стихосложения, а романтические книги повергают в скуку. Читает книги по экономике, чтобы понимать государственное устройство.

    Евгений не состоит на службе, не занимается управлением, хозяйством. Он расточителен, не интересуется совершенно ничем. Положение позволяет жить в полном безделье, это значительно влияет на его образ жизни.

    Владимир выучился в престижном университете в Германии, склонен к литературному творчеству, к философствованию, пишет стихи. Он умный, честный, немного вспыльчивый, активный, чувствительный, эмоциональный, романтичный и немного наивный.

    Ленский воспитанный на германском романтизме искренне верит в любовь, в судьбу, полон эмоциональности и романтичности. Он верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеализирует эту сферу.(“Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…”)

    Поэзия – его любимое ремесло, в нём он выражает свою тонкую натуру. Много читает, “поклонник Канта”.

    Опытный хозяин, отлично справляется с большим именьем, везде успевает. Активен и неутомим: ищет себя.
    3.Образ Печорина в новелле “Бэла”

    Григорий Александрович Печорин – человек умный, темпераментный, с аналитическим складом ума, но с противоречивым характером, от которого страдает он сам и окружающие его люди.

    В новелле “Бэла” мы узнаем о Печорине от штабс-капитана Максима Максимыча. В свое время, Печорин служил в крепости на Кавказе под его руководством. Старый вояка с отеческой заботой предложил молодому офицеру свою дружбу. Григорий с высокомерием не принял протянутой руки.

    В этой части романа есть еще и любовная завязка, где герой похож на избалованного эгоистичного ребенка: хочу – беру. Увлекшись юной черкешенкой, Печорин организует похищение красавицы. Когда же цель достигнута – плененная девушка к нему привязалась, Григорию становится скучно. Но в порыве жалости он притворяется заботливым и влюбленным. Кому же нужно такое сострадание, если, в конечном счете, из-за эгоизма и прихоти офицера погибает Бэла и ее отец.
    4. «Лишние люди». Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

    Кто же такой «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически.

    Печорин и Онегин, принадлежат к высшему свету. Они утомлены нравами аристократического общества. Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.

    Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.

    Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.

    По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними». Эти два персонажа были одиноки в толпе.

    Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.

    Вывод: Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной.
    5. Образ Чичикова

    Образ Чичикова отражает новое явление в русской жизни — зарождение буржуа. Это — типичный герой первоначального капиталистического накопительства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепостнической системы.

    Чичиков — сын бедного дворянина, получивший в наследство «ветхий домишко с ничтожной землицей», ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца — больше всего беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой»; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить выгодное место. Уже в юношеские годы герой научился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения» к полтине, подаренной отцом. «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил Чичикову дружбу, честь и совесть. 

    Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений, лозунг его был таков: «зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила — в шкатулке, с которой он разъезжает по России, скупая мертвые души у помещиков.

    Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Гоголь называет Чичикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян.

    Чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа — Чичикова, осмыслить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного уважения к чину или званию…» 

    Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безошибочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие.

    Постоянно меняя облик, Чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели.

    Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, — это отсутствие гражданских интересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни добродетели, но они нужны ему, чтобы добиться своей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожидаться нужного момента. Жажда наживы, стремление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодушием он относится ко всему, что не касается его личных, эгоистических интересов. 

    Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека.
    6. Души «мертвые и живые» в поэме Гоголя « Мертвые души»

    «Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.

    Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

    Живые – 1.народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный.

    2. Гоголь. Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой

    идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе

    России

    3. Чичиков – деятельный аферист, имеет цель в жизни, что-

    то делает хотя бы ради себя

    Мертвые – все живые помещики, у которых омертвела душа
    7. Образ Катерины

    Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

    У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

    Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.

    В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, что она милая и прелестная девушка.

    У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

    Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерины мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

    Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход – смерть.

    Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т. к. он был «маменькиным сынком» . Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

    Как относится к поступку главной героини – личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.

    Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза»

    Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим.

    В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет примириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу.
    8. Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе «Гроза»

    В пьесе «Гроза» присутствует два мужских образа, являющихся «подневольными» в темном царстве. Тихон и Борис – два абсолютно противоположных персонажа, однако их связывает Катерина. Мы можем наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – только мимолетное увлечение. Рассмотрим этих персонажей отдельно, чтобы лучше понять их сходства и различия и понять мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?

    Тихон – муж героини с самого раннего детства находится под влиянием своей тираничной матери, он очень сильно от нее зависит. Кабаниха настолько сильно подчинила сына своей воле, что может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою собственную семью. Противиться матери он не может и иногда срывает зло на Катерине, хоть она ни в чем и не виновата. Все это приводит Тихона к пьянству. На самом деле он любит и жалеет жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы сказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина мужа не любит, только жалеет, наверное, именно поэтому она ищет настоящей любви, которая соответствует ее юным мечтам.

    Борис Григорьевич оказывается в Калинове не по своему желанию. Он получил хорошее образование, но вынужден приехать в Калинов ради большого наследства, подчиняясь воле своего дяди. Ему не нравится город и его порядки. Он с радостью бросил бы все и уехал куда-нибудь, чтобы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калинове и подчиняется местным порядкам ради своей сестры.

    Почему Катерина из всех мужчин полюбила именно Бориса? Потому что он был новым лицом в Калинове и в ее видении представал мужчиной, совершенно не похожим на ее мужа. Сначала Борис очень ласков с девушкой, но поняв, что Катерина любит его, он раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Прекрасным принцем Борис не является и защитить юную девушку от гнета «темного царства» не смог, также как и муж, а может быть, и не хотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уезжает, тем самым фактически обрекая ее на смерть.

    Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.
    9.«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха

    Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Дикой - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все.

    На примере Дикого прослеживается характер человека, находящегося во власти денег. Один из самых богатых людей Калиного, Дикой опускается до прямого жульничества: Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!" Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того - содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, все прятались по чердакам и чуланам.

    Твердо стоит на страже патриархальных домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у неё свои методы устрашения: она, "как железо", точит своих близких, прикрываясь божественными догмами и страданиями о попранной старине. Любовь сыновнее и материнское чувство не существует в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом ханжеством, злобой. Кабанихе не дает покоя то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Главное, в чем виноваты Дикой и Кабанова, - они губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами.

    Между Кабанихой и Диковым много общего . Их объединяет деспотизм , суеверие невежество , бессердечность, но Дикой Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшней и вредней него. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: "Ты одна во всем городе разговорить меня можешь". Ведь Дикой своевольничает с тайным сознанием беззаконности своих действий и поэтому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед вольной личностью дерзко сокрушающей его авторитет. Его невозможно "просветить", но можно " прекратить". Марфе Игнатьевне Кабановой это легко удается. Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта