Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Символом является пароход "Атлантида"

  • 5)Поведение немца в читальне

  • 6) То же символизируют и

  • 9)черный трюм

  • 29.Образ Желткова в романе «Гранатовый браслет»

  • 30. М. Горький «На дне». Образ Луки

  • 31. М. Горький «На дне». Спор Луки и Сатина Лука

  • 32. М. Горький «Старуха Изергиль». Ларра

  • 33. М. Горький «Старуха Изергиль». Данко

  • Образ Христа в романе воплощен в Иешуа Га-Ноцри

  • ответы к зачету по литературе. 1. Евгений Онегин тип лишнего человека в русской литературе Кто же такой лишний человек


    Скачать 109.72 Kb.
    Название1. Евгений Онегин тип лишнего человека в русской литературе Кто же такой лишний человек
    Дата09.12.2021
    Размер109.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к зачету по литературе.docx
    ТипДокументы
    #297883
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Символы в рассказе:


    1)Название рассказа
    само по себе символично. Господин - человек достигший огромных высот, богатый, наслаждающийся жизнью, делающий что-либо в году себе. Город Сан-Франциско - "золотое" место, город, в котором живут безнравственные люди, привыкшие добиваться своего любыми средствами и ни во что не ставящие других, менее богатых или не занимающих достойное, почетное место в высшем обществе людей.
    2) Символом является пароход "Атлантида",
    огромный, роскошный, комфортабельный. Его судьба должна соответствовать судьбе знаменитой затонувшей Атлантиды, обитатели которой были столь же аморальными, как и жители Сан-Франциско.
    3)Влюбленная пара,
    нанятая капитаном Ллойдом "играть в любовь за хорошие деньги", символизирует атмосферу искусственной жизни, где все покупается и продается - были бы деньги.
    4)Погода в декабре:
    унылая, обманчивая, серая, дождливая, сырая и грязная - символизирует внутреннее состояние душ персонажей рассказа, в большей степени главного героя - Господина из Сан-Франциско.
    5)Поведение немца в читальне
    тоже является символом. Вместо того, чтобы помочь человеку, которому стало плохо, умирающему, немец "вырвался из читальни с криком, он всполошил весь дом, всю столовую". Он - олицетворение людей мертвых морально, бездушных, думающих только о себе.
    6) То же символизируют и люди, сторонившиеся семьи умершего Господина из Сан-Франциско,
    не соболезнующие, в каком-то смысле даже жестокие по отношению к его жене и дочери, а так же
    7)хозяин,который "в бессильном и приличном раздражении пожимал плечами, чувствуя себя без вины виноватым, всех уверяющий, что он отлично понимает, "как это неприятно", и дающий слово, что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности".
    8)Дьявол
    символизирует нечто мистическое, ужасное, вероятней всего, в будущем постигнувшее всех этих безнравственных людей, ввергнув их в пучину ада, символом которого был
    9)черный трюм,
    где лежал мертвый и никому ненужный Господин из Сан-Франциско.
    28. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Ценности мнимые и истинные.

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин размышлял над проблемой мнимых и истинных ценностей. По его мнению люди не должны забывать то, что настоящие ценности кроются в доброте, красоте природы и любви к себе и окружающим.

    Автор задумывался о смысле жизни и о вещах, которые делают человека по-настоящему счастливым.

    Всю свою жизнь Господин из Сан-Франциско стремился только к богатству. С духовными ценностями, свойственными всем людям, он не был знаком. Поэтому он женится на нелюбимой женщине и заводит фальшивых друзей, для которых так же главным является только их собственное благосостояние. Из-за неплохого состояния он считает себя властелином мира. Он может позволить себе все самое лучшее; от дорогих украшений до лучших номеров в отелях. Но все это только создает иллюзию счастья. Ведь все эти вещи не греют душу человека, делая его по-настоящему счастливым, как, например, дружба или любовь. Но, к сожалению, Господин из Сан-Франциско лишен этого, потому что изначально решил, что для него самое главное – богатство. В итоге же, его никто не любит, не уважает и не ценит по-настоящему. Каждого из окружения Господина заботило только его состояние, и после смерти главного героя это становится еще более заметно. Смерть этого человека никого не тревожит и не печалит. Даже самые, казалось бы, близкие люди спокойно мирятся с этой потерей, ведь единственное, что для них было важно – это богатство, которое Господин из Сан-Франциско после себя оставил.

    Прочитав рассказ, можно понять, что духовные ценности намного важнее материальных, которые только могут создать иллюзию счастья, но не сделают человека по-настоящему счастливым.

    И хоть рассказ и был написан в начале XX века, проблема мнимых и истинных ценностей остается актуальной и по сей день. Даже в наше время встречаются люди, которые на первое место в своей жизни ставят карьеру и деньги, забывая о любви и дружбе. И такие люди либо проживают всю жизнь в мнимом счастье, ничего после себя не оставляя, либо осознают свою ошибку слишком поздно, когда уже мало что можно изменить. Так что важно вовремя понять, что только духовные ценности могут сделать человека поистине богатым. 

    Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени этого человека никто не будет помнить. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека.

    29.Образ Желткова в романе «Гранатовый браслет»

    Рассказ «Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире.

    Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты. Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами. Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.

    Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню — для него дорого как ничто другое.

    Желтков — он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.

    Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь. К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания. Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.

    Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок — изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю. Он решает, что единственный выход — это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью. Его последние слова благодарности княгине за то, она — его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.

    Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.

    Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь — великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравственности. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.
    Трагедия Желткова – безответная любовь.

    30. М. Горький «На дне». Образ Луки

    Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

    Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу — возможность счастливой жизни с Настей в Сибири, помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

    Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

    При этом обрадованные бедняки не меняют своё существование после слов Луки, несмотря на явное желание. Они ждут протянутую руку проповедника, который поведёт их вперед. Но красноречивый старец исчезает также внезапно, как появляется в жизни нищих. Все идет по-старому, только от напрасных надежд героям становится еще хуже.

    Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их..."

    Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука.
    31. М. Горький «На дне». Спор Луки и Сатина

    Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить. Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

    Сатин является главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»

    Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин уважает людей, верит в них.

    Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.
    32. М. Горький «Старуха Изергиль». Ларра

    М. Горький в начале своего творческого пути увлекался романтизмом, что, вполне понятно, было за пределами реальности. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю собственной жизни и две красивые легенды. В первой части рассказа старуха передаёт собеседнику легенду о Ларре. Он поражен страшной гордыней и убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Читатель понимает, что главный принцип его жизни – удовлетворение своих интересов, которые весьма примитивны. Ларра, считал себя независимым, выдающимся и отказ девушки счёл оскорблением. Его соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и бессмертием. На что юноша громко рассмеялся им в лицо. Ему казалось, что это не наказание, а, наоборот, подарок. Эта часть рассказа – свидетельство того, что кто не умеет дарить душевную радость людям, тот не может быть счастливым. Мечта о смерти становится самой желанной. Вывод напрашивается сам собой: в стремлении к личной свободе нельзя пренебрегать общечеловеческими принципами. То есть, автор берёт в основу этой части рассказа легенду, но вывод делает вполне реалистичный.   

    Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша. Его глаза были холодными и гордыми словно глаза орла. Так как он был сыном не только человека в нем были такие качества как ловкость, хищность, жестокость, доставшиеся ему от отца.

    Ларра – сын женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя 20 лет орел умер, и женщина вернулась с сыном по имени Ларра. Он был воспитан не по людским законам, поэтому он привык считать себя самым лучшим. Это говорит о том, что он является символом бездушия, ему ничего не стоит убить неугодных ему. Ларра убивает девушку, которая оттолкнула его. За это преступление человеческий суд определяет его судьбу, путем отстранения от людей. Он стал свободен и делал то, что пожелал. Ларра жил рядом с людьми, но не среди них, из-за этого он страдал одиночеством. Живя так в течении тысяч лет, он устал от одиночества и стал искать смерти. Множество попыток самоубийства не увенчались успехом и ветер, развеявший его тело, превратил его в тень, которая напоминала людям о грехе и гордости.

    Ларру можно назвать отрицательным образом, но с одной стороны свой гордый характер он получил от отца, который по своей сущности является орлом, который отличается своим высокомерием. Но также с другой стороны он был сыном человека и должен был иметь самообладание и знать меру эгоизма и цинизма. Он был очень высокомерным, это можно увидеть на примере того, что он разговаривал со старейшинами, как будто он равен им. Он не уважал старших, а когда ему стали объяснять обратное, он отвечал, что не хочет делать этого, а значит - он не будет делать этого. Ларра является символом гордости и эгоизма. Таким как он нет места среди людей, так как человек, который ставит себя выше других, забывает и не уважает предков, будет отвержен ими.

    Ларра противопоставляется положительному образу Данко. Получеловек, который презирает людей и не видит дальше своего носа. Гордость – прекрасная черта характера. Она делает из слабого сильного, раба - свободным, а никто становится личностью. Гордыня создает независимость от всего и всех, которая в результате приходит к трагическому исходу. Именно так совершенно свободный Ларра погибает духовно для всех, но прежде всего и для самого себя.
    33. М. Горький «Старуха Изергиль». Данко

    Герой другой легенды, рассказанной Изергиль, юноша Данко. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. О подвиге Данко напоминают красивые голубые искры, рассыпанные в небе над степью. Он добровольно взял на себя миссию – вывести людей из тьмы лесов и болот к свету. Но во время долгого и трудного пути уставшие люди стали обвинять Данко в том, что он взялся за непосильное дело. Они больше не верили ему. И тогда он вырвал из своей груди сердце и осветил ночную тьму. Его сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца». Так герой помог своему племени изменить жизнь к лучшему. Но люди не оценили подвиг этого человека и тут же забыли о нём. Но Данко не ждал благодарности и не помнил о себе. Он постоянно думал о других. Автор делает из второй легенды ещё один вполне реалистичный вывод: не надо ждать благодарности за благое дело.

    Действительность произведения усиливается описанием природы, которая наполнена переживаниями автора и героев. Природа одухотворяется: её шорохи и таинственные вздохи превращаются в человеческие голоса, а её тени - в образы людей. В голубых искрах звёзд растоптанное сердце Данко. Всё тесно переплетено, но как здорово!

    Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во  имя благих целей.

    Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.

    Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

    Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим -  жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный  и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

    В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
    34. Библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

    Библейские образы в романе М. А. Булгакова. Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот уже многих веков являются неиссякаемым источником вдохновения и размышлений многих философов, писателей, художников, Библейские сюжеты лежат в основе огромного множества различных произведений искусства,

    причем их первоначальная интерпретация находит все новые и новые трактовки, переосмысливается, рассматривается в необычных ракурсах.
    М. А. Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита” не только использует христианские мотивы, но и видоизменяет их, дополняя необходимыми, на его взгляд, элементами. С помощью интерпретированных таким образом обликов Дьявола и Христа автор пытается показать читателю свое видение проблемы добра и зла, истинной и ложной нравственности.
    Образ Христа в романе воплощен в Иешуа Га-Ноцри, поскольку его идеи, его философия понимания мира тесно переплетаются с библейскими заповедями, призывающими к добру, милосердию, всепрощению. Иешуа, как и Христос, наделен способностью исцелять больных, его цель — помогать страждущим, ищущим, заблуждающимся. Создается даже впечатление, что ему дана способность читать мысли, хотя это, скорее, наблюдательность и умение связывать факты. Иешуа никому не навязывает свой путь, но старается каждому помочь найти свою дорогу. И все же, несмотря на такое сходство, это не библейский Христос: Иешуа не Богочеловек, а человек, знающий и несущий истину. Это образ земной, реалистичный, лишенный чудесного, что не уменьшает, а возможно, еще больше подчеркивает его величие.
    Очень интересен образ Воланда — переосмысленного Булгаковым Сатаны. В романе это не воплощение абсолютного Зла, а карающий меч правосудия, прокладывающий дорогу к познанию истины. Именно поэтому, даже обладая бесконечной властью над людьми и событиями, он внимательно прислушивается к Иешуа, выполняет его просьбы, в результате чего Мастер и Маргарита обретают долгожданный покой.
    Прибыв со своей свитой в Москву, Воланд совсем не имел целью беспрестанно совершать подлости и гадости, плести сети интриг, как наверняка поступил бы на его месте настоящий Сатана. Нет, Воланда интересует вопрос: “изменились ли горожане внутренне за время его отсутствия? И увидел, что зло, низменное начало по-прежнему слишком часто одерживает верх над добром, гуманизмом, порядочностью, а это значит, что и понятия Веры, Надежды и Любви на земле искажены. И Воланд вершит правосудие, давая людям понять своими красноречивыми уроками, что они заблуждаются.

    Еще один “говорящий” библейский образ, чье имя даже не изменено, — это герой романа Мастера Понтий Пилат. Но и этот образ М. Булгаков сумел показать с неожиданной стороны. Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показывая этим, что снимает с себя ответственность за этот поступок, перекладывая вину на плечи иудеев. Пилат булгаковский не смог снять со своей души ответственность за смерть Иешуа, потому что при жизни последнего, в беседах с ним увидел свет истины и, потеряв его, мучается духовно. А ведь у него была возможность спасти Га-Ноцри, но он ею не воспользовался. И этого Пилата, несущего ответственность за свой выбор, Булгаков наказывает бессмертием.
    Я думаю, что переосмыслением библейских образов Булгаков хотел снять с них налет однозначности, одномерности. Добро и зло в мире никогда не бывают рафинированными, абсолютными, так же как света нет без тьмы и наоборот. Эти понятия настолько связаны и переплетены, что не угнетают, а скорее, дополняют друг друга. Ведь не зря Воланд олицетворяет собой “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Добро и зло — в сердцах и душах людей, а не на Небе и на Земле, и забывать об этом нельзя.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта