Утилитаризм. Утилитаризм или утилитарная этика. Утилитаризм или утилитарная этика
Скачать 16.18 Kb.
|
Утилитаризм или утилитарная этика - это этическая теория, которая гласит, что действие является морально правильным, если оно направлено на то, чтобы способствовать счастью не только того, кто его совершает, но и всех тех, на кого влияет такое действие. Наоборот, действие некорректно, если оно приводит к несчастью. По Джон Милль - британский философ , политик и экономист , представитель классической экономической школы и теоретик утилитаризма Основанием утилитаризма является единственный и очевидно простой принцип. Милль называет его, «принципом полезности» и формулирует следующим образом: «Поступки являются правильными (хорошими) соответственно, когда они имеют тенденцию содействовать счастью, и неправильными (дурными), когда они имеют тенденцию приносить противоположное счастью». Под словом «счастье» он подразумевает удовольствие и отсутствие страдания; под словом «несчастье» - страдание и лишение удовольствия. Милль утверждает, что «только удовольствие и отсутствие страдания желательны сами по себе, как цель, а что всё прочее желательное... желательно или потому, что заключает в себе удовольствие, или потому, что составляет средство для получения удовольствия и устранения страдания». Этот принцип сосредоточивает внимание на последствиях поступков, а не на некоторой особенности самих действий. «Полезность» поступка определяется величиной приносимого им счастья. Применяя данный принцип, мы обязаны принять во внимание вероятные результаты каждого из возможных вариантов действия. Затем мы должны выбрать такое действие, которое приносит наибольшее благо (счастье) наименьшей ценой (несчастье). Поступок, который мы выбираем, может приносить некоторое несчастье, но существует положительный баланс счастья над несчастьем, который данный принцип требует добиваться. Согласно утилитаризму, каждый человек должен приниматься в расчет ровно настолько, насколько любой другой человек. То есть, когда мы рассчитываем как нам следует поступить, интерес каждого должен учитываться. Правильное действие тогда будет действием, когда даёт наибольшее счастье для наибольшего числа людей. По Джереми Бентам - английский юрист, философ, реформатор права и общества В первой главе своей работы «Введение в принципы морали и законодательства» (1780) Джереми Бентам формулирует центральную концепцию полезности следующим образом: «это принцип, который одобряет или не одобряет любое действие в соответствии с тенденцией к увеличению или уменьшению счастья стороны, чьи интересы поставлены под сомнение." Согласно версиям утилитаризма, принцип полезности можно сформулировать вокруг терминов счастья ( принцип величайшего счастья на английском языке), но также и благополучия ( благосостояния ) физического и материального, морального или интеллектуального. Поэтому понятие «полезность» не следует сводить к его нынешнему значению «средство для достижения данной непосредственной цели». Термин «полезный» в утилитарном смысле этого слова относится к тому, что способствует максимальному повышению благосостояния населения. Именно в этом смысле мы можем говорить о вычислении полезности действия или о том, что мы можем сравнивать полезность различных действий или правил. Для этого утилитаристы взвешивают все «за» и «против» решения, сравнивая его преимущества и недостатки с точки зрения полезности. |