Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока 1. Вступительное слово учителя.

  • 3. Анализ стихотворения - Определите стихотворный размер элегии

  • - На какие 4 части можно разделить стихотворение

  • - Чем очарован поэт Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни. - Чем «наполнено» море

  • - Почему поэт не может постигнуть тайну моря

  • - Сформулируйте вопрос лирического героя к морю

  • - Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой

  • - Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат

  • - Как в элегии показываются причины исчезновения бури

  • В. А. Жуковский Море


    Скачать 20.62 Kb.
    НазваниеВ. А. Жуковский Море
    Дата27.06.2022
    Размер20.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла589dc0a126f73.docx
    ТипУрок
    #617908

    Урок литературы в 9 классе

    Тема: «В. А. Жуковский «Море»


    Планируемый результат

    Предметные умения

    - расширение объема знаний по литературе ,

    -умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы,

    - понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

    - написание сочинений,

    - получение опыта метапредметной деятельности.

    Личностные УУД:

    - совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

    - определять общие для всех правила поведения;

    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

    -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    - осуществлять самоконтроль;

    - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

    – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);

    - проводить анализ учебного материала;

    - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Коммуникативные УУД:

    - учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

    - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий



    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

    2. Прочитайте выразительно стихотворение

    3. Анализ стихотворения

    - Определите стихотворный размер элегии (ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ)

    - Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма? (Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта)

    - На какие 4 части можно разделить стихотворение?

    1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю;

    2 часть: строки 11-16 – море в тихую погоду;

    3 часть строки 17-20 море в бурю;

    4 часть: строки 21-28 – море после бури.

    - Чем очарован поэт?

    Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни.

    - Чем «наполнено» море?

    Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».

    - Почему поэт не может постигнуть тайну моря?

    Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы.

    - Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова?

    «Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» .

    - Сформулируйте вопрос лирического героя к морю (Где источник твоего движения?)

    - Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему?

    Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».

    - Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой? (Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни»)

    - Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами?

    (Море отражает небо – синеву, облака, звезды)

    - Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат? (Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу)

    - Установите характер взаимоотношений моря и неба.

    (Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака, блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо; спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него)

    - Как в элегии показываются причины исчезновения бури? (Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят)

    - Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу?

    (Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»)

    Домашнее задание:

    • 1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией.

    • 2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».


    НЕВЫРАЗИМОЕ

    (Отрывок)

    Что наш язык земной пред дивною природой?

    С какой небрежною и легкою свободой

    Она рассыпала повсюду красоту

    И разновидное с единством согласила!

    Но где, какая кисть ее изобразила?

    Едва-едва одну ее черту

    С усилием поймать удастся вдохновенью...

    Но льзя ли в мертвое живое передать?

    Кто мог создание в словах пересоздать?

    Невыразимое подвластно ль выраженью?..

    Святые таинства, лишь сердце знает вас.

    Не часто ли в величественный час

    Вечернего земли преображенья,

    Когда душа смятенная полна

    Пророчеством великого виденья

    И в беспредельное унесена, —

    Спирается в груди болезненное чувство,

    Хотим прекрасное в полете удержать,

    Ненареченному хотим названье дать —

    И обессиленно безмолвствует искусство?

    Что видимо очам — сей пламень облаков,

    По небу тихому летящих,

    Сие дрожанье вод блестящих,

    Сии картины берегов

    В пожаре пышного заката —

    Сии столь яркие черты —

    Легко их ловит мысль крылата,

    И есть слова для их блестящей красоты.

    Но то, что слито с сей блестящей красотою —

    Сие столь смутное, волнующее нас,

    Сей внемлемый одной душою

    Обворожающего глас,

    Сие к далекому стремленье,

    Сей миновавшего привет

    (Как прилетевшее незапно дуновенье

    От луга родины, где был когда-то цвет,

    Святая молодость, где жило упованье),

    Сие шепнувшее душе воспоминанье

    О милом радостном и скорбном старины,

    Сия сходящая святыня с вышины,

    Сие присутствие создателя в созданье —

    Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,

    Все необъятное в единый вздох теснится,

    И лишь молчание понятно говорит.


    написать администратору сайта