Эссе Экология души. Эссе Экология Души. В. А. Сухомлинский Российское общество переживает в настоящее время духовнонравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество духовных и нравственных идеалов. Проблема воспитания вол
Скачать 25.52 Kb.
|
Эссе «Экология души» «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…. В.А. Сухомлинский Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие и на пороге третьего тысячелетия она остаётся актуальной. Во все времена люди высоко ценили духовно — нравственную воспитанность. В настоящее подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения связана с подготовкой не только образованных, но и нравственных людей, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих значение семьи в жизни человека и общества, принимающих ценности семейной жизни; соответствующих современному уровню экологического мышления. Наш маленький северный город Стрежевой, как и другие города, имеет множество проблем, связанных с асоциальным поведением несовершеннолетних. Подростковый алкоголизм, курение, наркомания – это результат загрязнения души молодого поколения. На душе становится грустно и страшно и встает вопрос: «Где и как очистить душу этим несчастным людям». Очень важно показать путь, направление человеку куда идти и что делать, и это дорога к храму. Только искренняя исповедь может очистить, исцелить, преобразить душу. Экология души, что же это такое? С научной точки зрения понятие «экология» — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Душа — внутренний мир человека – это чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношение к другим людям. Духовный — …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля (В.И.Даль «Толковый словарь»). Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»). Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Семья, — как говорил русский философ И.А. Ильин, — это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству. Духовно — нравственное воспитание — это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха… Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Экология семейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так как именно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни, прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развивается согласно своей природе. Семейное воспитание имеет ряд достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально – психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций. Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Можно выделить основные условия, необходимые для формирования нравственности и духовных потребностей в семье: *Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости членов семьи друг к другу оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования его нравственных потребностей. *Атмосфера искренности, так как лож и обман, симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и становится недоверчивым и подозрительным. Воздействие словом, который оставляет добрый след в душе ребёнка. Родители своим примером, поступками, трудом должны являть образец нравственности и духовности. Культивирование в семье положительных привычек и норм поведения. Создание условий для общения ребёнка с интересными, духовно богатыми людьми и нравственными людьми. Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, — мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные, но равнодушные люди. Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации является ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. «Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств», — писал в начале XX в. известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов. А св. прав. Иоанн Кронштадский выражался еще более определенно и жестко: «Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». Непослушание первых людей, Адама и Евы, повлекло за собой вселенскую катастрофу, последствия которой испытывает на себе каждый из нас. С грехом вошла в жизнь смерть, вошли болезни, скорби, разные неприятности. Память об этом, пусть и в стертом виде, жива до сих пор. Даже у тех народов, которые не признают Библию своей Священной Книгой, или в среде атеистов детское непослушание никогда не считалось чем-то хорошим и правильным. Что вполне естественно: для самого ребенка такое поведение опасно, а для взрослых — оскорбительно. Ведь если ребенок, которого родители, в силу его детского возраста, полностью обслуживают, еще и начинает ими командовать, то взрослые автоматически низводятся до положения рабов. Их авторитет, естественно, рушится. Дети очень тонко чувствуют нарушение семейной иерархии и пытаются использовать это в своих эгоистических целях, причем реагируют по-детски ярко и непосредственно, не церемонясь. «Подай, принеси, унеси, пошла вон и не смей мне перечить, а то я тебе задам!» — вот кредо такого юного «рабовладельца». Конечно, подобное обращение, даже если оно по тем или иным причинам допускалось в некоторых семьях, неизменно вызывало осуждение окружающих. Экологии души — охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души. Наша планета – это живой организм, который родился, растет и развивается. Наша задача сохранять Землю как можно дольше и беречь ее. Мы должны заботиться о своем доме, как о любом живом создании, и быть готовыми ко всему. Если планета живет и дышит, можно сказать, что она иногда и болеет. Как случилось в наше время. Но может выздороветь, я в это верю. А начинать лечение планеты человеку нужно с оздоровления себя. Хочется нам этого или нет, а оздоровление Земли придется начать с себя, с экологии своей души. Чем раньше мы это сделаем, тем скорее почувствуем, как правильно помочь природе, спасти ее, вылечить себя и нас. Чтобы верно ориентироваться в картине своих чувств, нужно задавать себе вопросы: Как я себя сейчас чувствую? Что я чувствую к этому человеку? А что чувствует этот человек по отношению ко мне? Что я сейчас хочу на самом деле? Выпить, покурить, уколоться, создать новую атомную бомбу? Или снять напряжение, которое вызывает страх позвонить человеку, страх сказать близкому о своих чувствах? Уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому я называю экологией души. Человек, который заботится об экологии своей души, никогда не станет разрушать мир вокруг себя. Ему будет это просто неприятно. Благоговение перед Богом, творцом всего сущего, означает и бережное отношение к результатам Его трудов. Редкая семья может дать духовную подготовку ребенку, так как нарушилась связь времен и лишенные истинной веры родители не могут вложить религиозную духовность в своих детей. Чтобы человек научился грамотно взаимодействовать с окружающей средой, он должен начать экологическое воспитание с себя, со своих чувств и своего тела. Самое главное — человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего мне здоровье? Для чего мне люди? Для чего природа и жизнь вообще? Любить и ценить жизнь на всех четырех уровнях бытия человека: эмоциональном, физическом, социальном и духовном. Устанавливать здоровые взаимоотношения с самими собой, с людьми и окружающей средой и заботиться о них. Я прихожу в недоумение, когда наблюдаю разное поведение одного и того же человека по отношению к животным и людям. Обнимает деревья, например, а ребенка никогда. Если бы эта женщина отнеслась внимательно к своим чувствам, навела там порядок, то сделала бы свою душу экологически чистым продуктом и угощала им не только животных и растения. Ведь любовь человека настолько безгранична и сильна, что преступно запереть ее в клетку и не дать работать на всю ее божественную мощь. Чем больше трудится сердце, отдавая любовь, тем сильнее оно становится и тем больше любви в нем рождается. Единство тела, души и духа — главный принцип воспитания. Истина, которую следует широко пропагандировать, заключается в том, что человека прославляют как его тело, так и душа, дух. Сила человека в гармонии телесного, душевного (психического) и духовного (нравственного). И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим. Почему так происходит? Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова. Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле. Господь может исправить любого немощного – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8). А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха. Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом. Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда. Святитель Тихон Задонский дает такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки. В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена… Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает. Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет». Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью. «Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)». В заключение, хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах». Шаламова Л.А. |