Введение в американское право. В америиюкое
Скачать 2.68 Mb.
|
СВОБОДА И ПРАВОПрактически в любом обзоре путей развития американского права легко можно проигнорировать (или принять как должное) то, что поражало в 19 веке практически каждого приезжающего в страну со страшной силой: да, да, наш удивительный уровень личностных свобод. В течение большей части своей истории американцы не уставали поздравлять себя с этим. Они могли и переусердствовать в этом. Каждая нация желает похлопать себя по плечу в знак одобрения; Америка тут не была исключением. В 1960-х годах возникло внезапное охлаждение «патриотических» чувств, особенно по отношению к школьным учебникам, в которых в розовых красках была расписана американская история. Историки вполне резонно отмечали, что история расовых взаимоотношений была кровавой и трагичной, Они ткнули нас лицом в некоторые факты, которые многие люди чрезвычайно хотели бы забыть. Они напомнили нам, что в 19 веке свобода и справедливость были отнюдь не щля всех как с юридической, так и с социальной точек зрения. Чернокожее население не пользовалось американской свободой и благосостоянием в равной мере с белым. Женщины также (половина населения!) были юридически и социально ущемлены. Были и другие позорные страницы в американском развитии. Обращение с коренным населением представляло собой гнусную и позорную историю. В лучшем случае оно обманывалось и лишалось собственности, в худшем—хладнокровно истреблялось. Бюро по делам индейцев никогда не понимало или не пыталось понять культуру этих «дикарей» и проводило преступную политику, — политику ассимиляции. Китайцы на Западном побережье были подвержены правовой и социальной дискриминации в конце 19 века. В течение второй мировой войны американцы японского происхождения по сфабрикованному обвинению в шпионаже были интернированы в специальные лагеря, находившиеся в пустынях. В первой половине 20 века иммиграционное законодательство было расистским по своей сути, азиаты не допускались в страну или не могли стать ее гражданами. В Калифорнии они не могли даже владеть землей. Терпимость перестала быть достоинством большинства в 19 веке по отношению к мормонам. Федеральное правительство жестокими законами проводило преследование этой церкви и шло дорогой истребления этого вероизъявления. Одни лидеры церкви были брошены в тюрьмы, другие ушли в подполье. Преследования прекратились только после того, как мормоны отказались от проповедования полигамии (1890). Это просто устрашающий список. И все же, несмотря на все это, строгий подсчет деяний перевешивает чашу, на которую положена Свобода. Ббльшую часть нашей истории мы действительно были одной из самых свободных, наиболее демократических, наиболее «равноправных» стран в мире. Если мы и были плохи в чем-то, то другие страны были (и есть) еще хуже. Америка никогда не была однотонной, она всегда представляла собой конгломерат добра и зла, плюсов и минусов. Она начиналась как эксперимент, позволяющий людям управлять их собственной страной. Не всем людям, но гораздо большему числу, 49чем это было дозволено в Англии или Франции или любой другой стране. Этот эксперимент работал. Но это также означало, что право отражало и должно было отражать вешние воды людских чувств. Оно никогда не могло слишком надолго отдаляться от середины. Оно могло выражать «идеалы», оно могло выражать «просвещенное мнение», но оно никогда не могло быть значительно лучше или хуже личности людей, выражающих в нем свои мысли. Это было его слабостью, но также и его силой. |